Задачи на дигибридное скрещивание-2

Начало

При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зеленые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круглыми зелеными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза.

Первый раз скрещивали растение с полосатыми и растение с зелеными плодами, получили единообразие (всё потомство с зелеными плодами) – согласно первому закону Менделя, скрещивали гомозигот, в потомстве проявился доминантный признак.


Второй раз скрещивали растение с длинными плодами и растение с круглыми плодами, получили единообразие (все потомство с круглыми плодами) – согласно первому закону Менделя, скрещивали гомозигот, в потомстве проявился доминантный признак.


А - зеленые плоды, а - полосатые плоды.
B - круглые плоды, b - длинные плоды.
Растение, которое участвовало в обоих скрещиваниях - aabb.
Первое скрещивание было aabb x ААB_. Т.к. по признаку формы было расщепление, генотип родителя AABb.
Второе скрещивание было aabb x ааB_. Т.к. расщепления в потомстве не было совсем, генотип родителя aaBB.

У собак черная шерсть доминирует над коричневой, а длинная шерсть над короткой (гены не сцеплены). От черной длинношерстной самки при анализирующем скрещивании получено потомство: 2 щенка черных короткошерстных, 1 щенок черный длинношерстный, 1 – коричнеый короткошерстный, 2 коричневых длинношерстных. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты.

А - черная шерсть, а - коричневая шерсть.
B - длинная шерсть, b - короткая шерсть.

Самка A_B_, самец aabb (анализирующее скрещивание – скрещивание с рецессивной гомозиготой).
Потомство A_bb, A_B_, aabb, aaB_.

Поскольку имеется потомки аа, они взяли один а от матери, один от отца. Поскольку имеется потомки bb, они взяли один b от матери, один от отца. Следовательно самка AaBb.

P AaBb x aabb  
G AB   ab  
  Ab      
  aB      
  ab      
F1 AaBb Aabb aaBb aabb
  черн.
длин.
черн.
коротк.
коричн.
длин.
коричн.
коротк.

У собак чёрная шерсть доминирует над коричневой, а длинная шерсть над короткой (гены не сцеплены). От чёрной длинношёрстной самки при анализирующем скрещивании получено потомство: 3 чёрных длинношёрстных щенка, 3 коричневых длинношёрстных. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты.

А - черная шерсть, а - коричневая шерсть.
B - длинная шерсть, b - короткая шерсть.
Самка A_B_, самец aabb (анализирующее скрещивание – скрещивание с рецессивной гомозиготой).
Потомство A_B_, aaB_.


Поскольку имеется потомки аа, они взяли один а от матери, один от отца. Следовательно самка AaB_.
По признаку длины шерсти в потомстве нет расщепления (все длинные), следовательно скрещивали двух гомозигот (первый закон Менделя), самка AaBB.


P AaBB x aabb
G AB   ab
  aB    
F1 AaBb aaBb  
  черн.
длин.
коричн.
длин.
 

Существует два вида наследственной слепоты, каждый из которых определяется рецессивными аллелями генов (a или b). Оба аллеля находятся в различных парах гомологичных хромосом. Какова вероятность рождения слепого внука в семье, в которой бабушки по материнской и отцовской линиям дигомозиготны и страдают различными видами слепоты, а оба дедушки хорошо видят (не имеют рецессивных генов). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы бабушек и дедушек, их детей и возможных внуков.

А - норма, а - слепота №1.
В - норма, b - слепота №2.


Бабушка по материнской линии AAbb, бабушка по отцовской aaBB. Дедушки AABB.


P AAbb x AABB
G Ab   AB
F1 AABb    
  норма    
 
P aaBB x AABB
G aB   AB
F1 AaBB    
  норма    

F1 AABb x AaBB    
G AB   AB    
  Ab   aB    
F2 AABB   AaBB AABb AaBb
  норма   норма норма норма


Вероятность рождения слепого внука 0%.

Скрестили низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами и растения нормальной высоты с гладкими плодами. В потомстве были получены две фенотипические группы растений: низкорослые с гладкими плодами и нормальной высоты с гладкими плодами. При скрещивании растений томата низкорослых с ребристыми плодами с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и ребристые плоды, все потомство имело нормальную высоту стебля и ребристые плоды. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства растений томата в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

В первом скрещивании скрещивали растения с ребристыми и гладкими плодами, получили все потомство с гладкими плодами. Единообразие потомства – это первый закон Менделя, следовательно скрещивали гомозигот АА х аа, получили Аа. Потомство было с гладкими плодами, следовательно А - гладкие плоды, а - ребристые.


Во втором скрещивании скрещивали низкорослых и нормальных, получили все потомство нормальное. Единообразие потомства – это первый закон Менделя, следовательно скрещивали гомозигот BB х bb, получили Bb. Потомство было нормальное, следовательно B - нормальный рост, b - карликовость.


В первом скрещивании скрещивали низкорослые растения bb и нормальные растения B_. Поскольку в потомстве первого скрещивания были низкорослые растения bb, они должны были получить один ген b от матери, один от отца, следовательно, нормальное растение было Bb.


Первое скрещивание

P ааbb x ААBb
G ab   AB
      Ab
F1 AaBb   Aabb
  гладкие
норм.
  гладкие
низкоросл.


Второе скрещивание

P aabb x aaBB
G ab   aB
F1 aaBb    
  ребрист.
норм.
   


В данном случае проявляется третий закон Менделя (закон независимого расщепления), который позволил нам при решении рассмотреть наследование признаков отдельно друг от друга.

Продолжение

Задания части А по этой теме

         
ЗЗУБРОМИНИМУМ:
готовимся к ЕГЭ быстро
Задания
части А
Задания
части В
Задания
части С
Поиск
по заданиям ЕГЭ









 
 
 
 
 

© Д.В.Поздняков, 2009-2016
E-mail: pozzdd@yandex.ru