Задачи на дигибридное скрещивание-4

Предыдущий выпуск

Растение дурман, с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (b) скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и возможное соотношение фенотипов. Установите характер наследования признаков.

А - пурпурные цветки, а -белые
B - колючие коробочки, b - гладкие коробочки


Родители A_bb и A_B_
Дети: A_B_, A_bb, aaB_, aabb.


Поскольку среди детей были aa, следовательно, оба родителя имели а. Поскольку среди детей были bb, следовательно, колючий родитель был Bb. Итак, родители Aabb и AaBb.


  AB Ab aB ab
Ab AABb
пурпур.
колюч.
AAbb
пурпур.
гладк.
AaBb
пурпур.
колюч.
Aabb
пурпур.
гладк.
ab AaBb
пурпур.
колюч.
Aabb
пурпур.
гладк.
aaBb
белый
колюч.
aabb
белый
гладк.


Во втором поколении получится соотношение 3 пурпурных колючих : 3 пурпурных кладких : 1 белый колючий : 1 белый гладкий. Признаки наследуются независимо.

У крыс гены, определяющие окраску шерсти (черную или белую) и длину хвоста, находятся в разных парах хромосом. При скрещивании гомозиготной самки с черной шерстью и длинным хвостом с гомозиготным самцом с белой шерстью и коротким хвостом у всех потомков F1 шерсть была черной и хвост длинный. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в F1, соотношение генотипов и фенотипов в F2, полученных при скрещивании гибридов F1, закон Менделя, который проявляется в данном случае.

Если сказано, что гены находятся в разных парах хромосом, то при решении мы можем использовать третий закон Менделя (закон независимого наследования) и рассмотреть признаки по отдельности.


По признаку цвета шерсти скрещивали двух гомозигот, все потомтство получилось одинаковое (гетерозиготное), черного цвета. Следовательно, А - черная окраска, а - белая окраска, самка АА, самец aа, F1 Aa.


По признаку длины хвоста скрещивали двух гомозигот, все потомство получилось одинаковое, с длинным хвостом. Следовательно, B - длинный хвост, b - короткий хвост, самка ВВ, самец bb, F1 Вb.

F1 AaBb x AaBb


  AB Ab aB ab
AB AABB AABb AaBB AaBb
Ab AABb AAbb AaBb Aabb
aB AaBB AaBb aaBB aaBb
ab AaBb Aabb aaBb aabb


9 A_B_ черная окраска, длинный хвост
3 A_bb черная окраска, короткий хвост
3 aaB_ белая окраска, длинный хвост
1 aabb белая окраска, короткий хвост

При скрещивании белых кроликов с гладкой шерстью с черными кроликами с мохнатой шерстью получено потомство: 50% черных мохнатых и 50% черных гладких. При скрещивании таких же белых кроликов с гладкой шерстью с другими черными кроликами с мохнатой шерстью 50% потомства оказалось черных мохнатых и 50% – белых мохнатых. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните, как определяются доминантные признаки в данном случае.

В первом скрещивании скрещивали белых и черных кроликов, получили потомство всех черных. Это первый закон Менделя (закон единообразия), скрещивали двух гомозигот, потомство гетерозиготное. Следовательно, А - черная шерсть, а - белая шерсть, белые гладкошерстные кролики-родители аа, их партнеры по первому скрещиванию АА. Во втором скрещивании получилось половина потомства белых, половина черных, следовательно, произошло анализирующее скрещивание, черные кролики из второго скрещивания Аа.


Во втором скрещивании скрещивали гладких и мохнатых кроликов, получили в потомстве всех мохнатых. Это первый закон Менделя (закон единообразия), скрещивали двух гомозигот, потомство гетерозиготное. Следовательно, B - мохнатая шерсть, b - гладкая, белые гладкошерстные кролики-родители bb, их партнеры по второму скрещиванию ВВ. В первом скрещивании получилась половина мохнатых, половина гладких, следовательно, произошло анализирующее скрещивание, мохнатые кролики из второго скрещивания Вb.


Первое скрещивание aabb x AABb

P ааbb x АABb
G ab   AB
      Ab
F1 AaBb   Aabb
  черные
мохнатые
  черные
гладкие

Второе скрещивание aabb x AaBB

P ааbb x АаBB
G ab   AB
      aB
F1 AaBb   aaBb
  черные
мохнатые
  белые
мохнатые

Продолжение

Задания части А по этой теме

         
ЗЗУБРОМИНИМУМ:
готовимся к ЕГЭ быстро
Задания
части А
Задания
части В
Задания
части С
Поиск
по заданиям ЕГЭ









 
 
 
 
 

© Д.В.Поздняков, 2009-2017
E-mail: pozzdd@yandex.ru