Биология 5 класс

Правое полушарие отстало от жизни

В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности. В левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного, а в правом – конкретного образного мышления. [1]

Школьные завучи-русички, заставляя учителей математики и физики исправлять четвертные тройки на четверки, предыдущий абзац излагают по-простому так: есть дети с развитым (ведущим) левым полушарием, им хорошо дается математика, а есть дети с хорошо развитым (ведущим) правым полушарием, им хорошо дается история и литература; учителя физики и математики должны учитывать особенности мозга правополушарных детей.

Физматики, понурив голову, слушают начальника, про себя думают: «Есть умные дети, которым хорошо дается все – и математика, и история, и пение с плаванием – а есть просто-напросто ленивые тупицы, вот и вся особенность мозга» – но вслух не говорят, боятся. А завуч знай себе заливает:

Современные образовательные методики развивают главным образом левое полушарие, игнорируя вторую половину умственных возможностей индивида. Правополушарное образное, творческое мышление постепенно угнетается – талантливые дети становятся обыкновенными «стандартными» взрослыми. Между тем сегодня, как впрочем и всегда, имеется потребность не только в «физиках», в привычном понимании этого слова, но и «лириках» – способных на фантазию, творческий полет, неформальность мышления – людей с развитым правополушарным мышлением. [2]

Происходит всё это из-за того, что завуч, когда готовилась к высоконаучному распеканию математиков, беспечно пропускала текст, набранный в журнале для завучей мелким шрифтом (а может, и просто не поняла, что там имеется в виду):

Надо учитывать, что деление людей на правополушарных и левополушарных упрощает реальность. Наряду со специализацией полушарий, мозг работает как единое целое. [3]

Хотя, казалось бы, чего уж тут не понять? Ну хорошо, давайте специально для уважаемой женщины напишем еще раз и покрупнее: НИКАКИХ ПРАВОПОЛУШАРНЫХ ЛЮДЕЙ И ПРАВОПОЛУШАРНОГО МЫШЛЕНИЯ НЕ СУЩЕСТВУЕТ, ЭТО БАЙКА.

Всё началось со статьи, вышедшей в 1961 году: её автор Роберт Сперри заметил, что у больных эпилепсией (подчёркиваем: больных эпилепсией!) разрыв связи между полушариями затрудняет выполнение неких когнитивных задач. На основании этих данных впервые родилась идея о том, что разные полушария — это как два разных мозга, каждый со своей памятью, каждый со своими ощущениями и особенностями психических процессов. Соответственно, родилась идея о том, что особенности того или иного полушария можно увидеть и в норме, при ненарушенной связи между ними, и что по этим особенностям можно понять, какое из них доминирует.

Поначалу эта гипотеза находила всё больше подтверждений, и всё это достигло апогея, когда Гереон Финк из Дюссельдорфского университета (Германия) и Джон Маршалл из Оксфорда (Великобритания) с помощью сканирования мозга обнаружили «полушарное доминирование». Вот с этого момента концепция деления людей на правополушарных творческих и левополушарных логических перешла, что называется, во всеобщее употребление. Студентов по сей день заставляют проходить психологические тесты, призванные выяснить их «полушарность».

Самое смешное, что уже через год Финк и Маршалл повторили свои эксперименты — и получили противоположные результаты! То есть теперь никакого «полушарного доминирования» уже не было. Но было поздно — и нейробиологам до сих пор приходится опровергать эту, чего уж там, довольно красивую и простую концепцию. Сейчас принято считать, что никакой общей поляризации личности по полушариям нет, что полушария постоянно взаимодействуют друг с другом довольно сложным образом, но это самое «принято считать» до ширнармасс, в том числе психолого-педагогических, ещё не дошло. [4]







Ещё можно почитать

[1] Межполушарная асимметрия (Википедия)
[2] Семенова Н. П. Функциональные особенности деятельности полушарий головного мозга и проблемы развития личности
[3] Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей
[4] Освободите образование от нейромифов! (Компьюлента)


 
 
 
 
 

Гостевая
На главную

© Д.В.Поздняков, 2009-2016
E-mail: pozzdd@yandex.ru