Биология 5 класс

Только клиповое мышление и спасает

Еще немецкий промышленник Крупп писал, что если бы перед ним стояла задача разорить конкурентов, то он бы просто предоставил им самых высококвалифицированных специалистов. Потому что они не начинают работать, пока не получают и не обработают 100% информации. А к тому времени, когда они ее получают, решение, которое от них требуется, становится уже не актуальным.

За двести лет, прошедших со времени Круппа, ситуация только усугубилась. Все ускорилось. Изменилась система технического производства. Еще 50-60 лет назад машина состояла, скажем, из 500 деталей. И нужен был очень хороший, квалифицированный специалист, который нашел бы конкретную деталь и быстро заменил. Теперь технику преимущественно делают из блоков. Если есть поломка в каком-то блоке, его целиком вынимают, а потом быстро вставляют другой. Такой квалификации, как раньше, для этого уже не нужно. Сейчас главный показатель – скорость.

И современные дети, отвечая на вызовы времени, ускоряются.  Например, проводили такой эксперимент. Ребенок играет в компьютерную игру. Периодически ему дается инструкция на следующий шаг, где-то на три страницы текста. Рядом сидит взрослый, который, в принципе, быстро читает. Но он успевает прочитать только полстраницы, а ребенок уже обработал всю информацию и сделал следующий ход. Когда у детей в ходе эксперимента спрашивали, как они так быстро читают, то они отвечали, что не читали весь материал. Они искали ключевые моменты, которые давали им знать, как поступить. Чтобы представить, как работает такой принцип, приведем еще один пример. Представьте, что вам поручили в большом сундуке на чердаке найти старые галоши. Вы быстренько все выкидываете, добираетесь до галош и спускаетесь с ними. А тут какой-то дурак подходит к вам и просит перечислить все, что вы выкинули, да еще сказать, в каком порядке оно там лежало. Но в вашу задачу это не входило.

Благодаря навыку быстрого поиска ключевых моментов молодые люди сегодня по-другому воспринимают новый материал: очень быстро и в другом объеме. Например, учителя и родители стонут и плачут, что дети и современная молодежь не читают книг. Это действительно так. Многие из них не видят надобности в книгах. Они вынуждены приспосабливаться к новому типу восприятия и темпу жизни. Считается, что за последний век скорость изменений вокруг человека увеличилась в 50 раз. Вполне естественно, что возникают и другие способы переработки информации. Тем более, что они поддерживаются с помощью телевизора, компьютера, интернета.

Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир. Их восприятие – не последовательное и не текстовое. Они видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа. Для современной молодежи свойственно клиповое мышление. Люди старого поколения, которые учились на книгах, с трудом представляют себе, как такое вообще возможно, и пишут жалобные статьи:

«В последнее время у меня появилось неуютное ощущение, что кто-то или что-то ковыряется в моем мозгу, перераспределяя нейронные схемы и перепрограммируя память. Мой мозг не умирает, на сколько я могу судить, но меняется. Я уже не думаю так, как думал раньше. Особенно это заметно при чтении. Раньше я с легкостью погружался в книгу или длинную статью. Мозг увлекался повествованием или поворотами дискуссии, и я часами бродил по длинным дорогам прозы. Теперь такое редко случается. После двух-трех страниц внимание начинает рассеиваться, появляется какая-то суетливость, я теряю нить, начинаю искать, чем бы еще заняться. Такое ощущение, что мне постоянно приходится подтаскивать свой непослушный мозг обратно к тексту. Глубокое чтение, которое раньше происходило совершенно естественно, превратилось в борьбу».

============
Первые пять абзацев взяты из интервью Рады Грановской. Под конец интервью профессор не выдерживает и говорит, что люди с клиповым мышлением никогда не смогут стать элитой. Мне кажется, что эти её слова противоречат её же предыдущим тезисам про современных детей, которые просто умеют быстро выбросить лишнее. Последний абзац взят из статьи Татьяны Семеновских (из этой статьи выросли большинство популярных в интернете русских текстов о клиповом мышлении).

От себя лично могу сказать: я, как старичьё, полностью солидарен с последним абзацем. А как учитель – уже много лет эксплуатирую клиповое мышление школьников. Мои конспекты – это, в сущности, клипы. Вот один из последних отзывов потребителей: «Действительно, в книгах столько лишнего, а здесь всё понятно и просто, раньше сомневалась, что мне под силу подготовиться к егэ по биологии, но теперь я уверена, что смогу. Огромнейшее спасибо разработчику, это как раз то, что я искала!!!» Уииии!








 
 
 
 
 

Гостевая
На главную

© Д.В.Поздняков, 2009-2017
E-mail: pozzdd@yandex.ru