Учительская

Три предложения из Израиля

1. Патриотизм и Пелевин

Самое большое мое израильское впечатление – это то, как евреи рассказывают о себе: с неподдельной гордостью! И не только о своей древней земле – но и о своих проблемах (с гордостью профессионалов, в процессе решения) – и о других евреях! Героями израильского капиталистического труда гордятся не только телеканалы и газеты, но и люди, живые люди! И в их словах не проскальзывает «слишком уж умный, наверняка еврей», и не проскальзывает «круговая порука», и не проскальзывает «зачем ему это надо?», нет. Только лишь честное-натуральное восхищение, что такой диковинный фрукт смог уродиться на их пустынных почвах. Такого у нас я никогда не встречал.

Можно, конечно, возражать:

  • что я видел слишком мало евреев, а те, что видел, слишком специфичны (учителя…), и вообще, весь этот бешеный пиар исходил в основном от одного человека;
  • что перед иностранцами мы бы тоже нашли бы, чем похвалиться; и что между собой израильтяне наверняка «презирают свое отечество», в точности по Пушкину;
  • что фрукты эти вызревают на наших почвах, получают наше образование, и только потом, забрав у России-матушки всё, что можно было забрать, отправляются на свою историческую – так чем же гордиться…

«Мы, евреи, ко всем людям относимся хорошо. Но друг к другу мы относимся чуть лучше, чем к другим – а учитывая, что эти другие много раз пытались сжить нас со свету, это вполне объяснимо и простительно. Некоторые называют это круговой порукой. Мама, я не могу. Получается, круговая порука – это когда у вас нет национальной традиции собираться толпой вокруг любого талантливого соплеменника и бить его колами, пока он не сдохнет в пыли под забором, чтобы вокруг снова остались одни пьяные урядники, лопухи и свиньи. Некоторые представители других народов как бы говорят – раз мы так поступаем со своими лучшими сынами, вы тоже должны так делать со своими, иначе это нечестно и дает вам односторонние конкурентные преимущества. Что я могу сказать? Если б мы слушали таких советов, мы вряд ли дожили бы до Сочинской олимпиады».

Больше всего в Израиле меня поразило именно такое вот трепетное отношение к «своим лучшим сынам». (Вы можете не верить мне, но Виктор Олегычу-то – должны.)

2. Учителя и бизнес

Наверное, это специфически пензенское, но я всё-таки скажу. Очень часто я слышу от своих начальников, что

  • «школа должна учить бизнесу»,
  • «чтобы научить бизнесу, учителя должны сами им заниматься»,
  • и, как апофеоз, «во всех западных странах учителя работают в школе для удовольствия, а деньги зарабатывают своим бизнесом».

1) Для удовольствия нормальные люди не работают нигде, и у нас в России советские училки тоже очень скоро закончатся.
2) Во всех странах «свой бизнес» у учителей один – репетиторство. В Израиле тоже. (Репетиторство бессмертно, потому что никакие «методические приёмы», применяемые на уроке, не смогут заменить диалога один на один между учителем и учеником.)
3) Если же, не дай бог, учитель освоит какой-нибудь другой вид бизнеса, кроме репетиторства, то он тут же уйдет из школы зарабатывать нормальные деньги. Всё.

Что касается денег и собственно «учительского бизнеса», то тут в Израиле все совсем не безоблачно. Ставка учителя – не 18 часов, как у нас, а 24 – при этом работают они по полторы-две ставки, так же, как и мы. Да, наверное, оплата соответствующая (честно говоря, не спрашивал).

Но. Если бы мне платили «соответствующие», на мой взгляд, деньги, то я бы и работал ставку, не больше – зачем перенапрягаться? А раз они работают по полторы-две, значит…

Но не жалуются, заметьте, не клянут судьбу, а гордятся, черт возьми! Как у них это получается?

3. Свобода и беспорядок

Старшие классы в Израиле растянуты на 3 года (10, 11 и 12 класс), при этом обязательная нагрузка на ребенка в старших классах – 5 (пять!!!) часов в неделю (у нас – 20). Чтобы дети нормально сдали обязательные экзамены (багрут – что-то типа нашего ЕГЭ), пять часов обычно подкрепляются еще пятью, но все равно остается невероятная свобода для углубления и специализации – 25 часов в неделю против наших пятнадцати.

Каждая школа, в зависимости от квалификации своих учителей, объявляет свой набор профильных предметов. Мы гостили в школе, входящей в хит-парады Израиля по качеству преподавания математики, физики и «компьютерных наук» – в ней собрались все физ-матики города (половине из них ради хороших преподавателей приходится терпеть совершенно неинтересную им религиозную направленность школы – такие дела.) Соседняя школа может углублять историю и литературу, еще одна – рисование и танцы… Всё зависит от того, есть ли в школе учителя с достаточной квалификацией и приходят ли к этим учителям ученики.

Израильтяне, кстати, жаловались, что слишком уж много детей выбирает в качестве профильных предметов всякую гуманитарную шелуху, танцы и вышивание крестом (всего в Израиле зарегистрировано около 1500 разных «предметов» такого типа) вместо «нормальных» физики-математики и химии-биологии. Получается, что по этому параметру наша и израильская школы находятся на разных полюсах – у них слишком много свободы (различных профильных предметов и часов на их изучение), у нас – слишком мало. Вроде бы, новый образовательный стандарт обещает частично решить нашу проблему; израильтяне, со своей стороны, вроде бы собираются сократить число профильных предметов хотя бы до трехсот… Удачи нам всем!








Ещё можно почитать

Дневник техасской учительницы

Другие статьи раздела «Учительская»

В принципе, с чисто биологической точки зрения «лучших сынов» положено мочить колами. Что я могу поделать?

Обратная связь

 Какие из израильских предложений нашли отклик в вашем органе чувств?





Результаты
Гостевая
На главную

© Д.В.Поздняков, 2009-2016
E-mail: pozzdd@yandex.ru