Учительская

Где обучать одаренного ребенка –
в обычной школе или в спецшколе?

Для простоты изложения давайте считать одаренным ребенка, который имеет врожденную склонность к какому-либо виду деятельности, и эта врожденная склонность позволяет ему при одинаковых с другими детьми затратах времени и сил добиваться лучших результатов.

1. Проблема спецшколы: в нее может попасть обычный, не одаренный ребенок. Совершенно реальные, осязаемые успехи этого ребенка могут объясняться тем, что

  • у него был очень хороший учитель;
  • этот ребенок много дополнительно занимался;
  • ребенок временно опережает своих ровесников в развитии (временно! бывают же мальчики, которые раньше других вытягиваются, или девочки, у которых раньше других вырастает грудь – со временем одноклассники их неминуемо догоняют).

Если ребенок с "маской одаренности" попадает в среду реально одаренных, то через некоторое время он начинает отставать; возможно, ему придется уйти из спецшколы назад в обычную; возникновение у ребенка разного рода психологических проблем вполне вероятно. Спецшколы, конечно, пытаются тестировать ребенка не только на уровень знаний, но и на одаренность... Толка от этих тестов мало.

2. Проблема обычной школы: в специализированной школе ребенок получает гораздо большие возможности для своего интеллектуального развития без существенной перегрузки, потому что работа с одаренными детьми в спецшколе ведется прямо на уроках, а в обычной школе – на дополнительных, внеурочных занятиях.

Что здесь обсуждать? Обычные школы, конечно, пытаются применять индивидуальные учебные планы и делить классы на гомогенные малые группы... Больше на бумаге, чем в реальной жизни. Присуждаем победу в первом раунде обычным школам, во втором – спецшколам. Пока ничья.

Пока у нас ничья, давайте вкратце осветим проблему оттока одаренных людей из региона в Москву. В нашем контексте она звучит так: "спецшколы приносят вред экономике региона, потому что хорошо обученный ребенок поступает в столичный вуз и не возвращается, т.о. регион вкладывает деньги себе во вред".

Этот вопрос, на самом деле, не относится к форме, в которой обучаются одаренные дети – будет это спецшкола или обычная школа, без разницы – если мы будем развивать одаренного ребенка, то он в любом случае хорошо сдаст ЕГЭ и сможет поступить в хороший вуз. Вопрос, таким образом, относится к тому, будут ли регионы вообще обучать своих одаренных детей или не будут. Может быть, если этих детей слегка недоучить, то они уже не смогут уехать в Москву, и тогда регион сохранит для себя и деньги (которые мог бы потратить на обучение одаренных в спецусловиях), и таланты? Надо подумать над этим интересным предложением. [Зловещий смех.]

3. Проблема спецшколы: ребенок попадает в искусственно созданную среду, которая не отражает реально существующее общество. Таким образом, у ребенка нарушается естественный процесс социализации – грубо говоря, он недостаточно общается с хулиганами и двоечниками. А социализация, как мы помним, является главной задачей школы в любой стране.

На второй чаше весов сидят интеллектуально одаренные дети, примерно половина из которых от природы обделена социальной одаренностью – поэтому в обычных школах они часто становятся объектами преследования со стороны одноклассников. Многие такие дети в школе получают психологические травмы, которые остаются на всю жизнь. Стоит ли такая насильственная социализация свеч?

4. Проблема обычной школы: в ней менее эффективно, чем в спецшколе, используются педагогические ресурсы – талантливые учителя и преподаватели вузов. В обычной школе супер-преподаватель занимается с одним одаренным, а в спецшколе – сразу с целым классом, эффективность выше.

Но, с другой стороны,  концентрация всех интеллектуальных ресурсов в одном месте оголяет обычные школы, не дает возможности тамошним учителям приобрести опыт работы с одаренными детьми. Должен же кто-то "на местах" работать с талантливым ребенком, пока он еще мал и не перешел в спецшколу? – Снова ничья. – Но что это?

«Если целесообразность обучения детей с определенными видами одаренности (например, в области музыки или балета) в специальных школах и классах не подвергается сомнениям, то вопрос о необходимости создания специальных классов и школ для обучения детей с общей одаренностью продолжает оставаться предметом острых дискуссий. Это связано с тем, что раздельное обучение детей с общей одаренностью имеет как очевидные преимущества, так и недостатки».

– Это рабочая концепция одаренности. И она только что сказала нам, что будущих балерин совершенно точно нужно обучать отдельно от всех, а насчет будущих математиков она не уверена. И это при том, что любая спецшкола – хоть балетная, хоть хоккейная, хоть математическая – обладает совершенно одинаковым наборов плюсов и минусов по сравнению с обычной школой. – Я честно не понимаю, в чем разница? Объясните, пожалуйста








Ещё можно почитать

Письмо интеллектуально одаренного ребенка, получившего в обычной школе тяжелую психологическую травму.

Какие к чёрту спецшколы?! Разве "гики" не идеально подходят для домашнего обучения?

Другие статьи раздела «Учительская»


Гостевая
На главную

© Д.В.Поздняков, 2009-2016
E-mail: pozzdd@yandex.ru