6. Пищевая цепь

1. Продуценты (производители органических веществ из неорганических). Это растения и фотосинтезирующие бактерии.

2. Консументы (потребители готовых органических веществ):

  • консументы 1 порядка питаются продуцентами (корова, карп, пчела);
  • консументы 2 порядка питаются консументами первого (волк, щука, оса) и т. д.

3. Редуценты (разрушители органических веществ до неорганических) – бактерии и грибы.

Пример пищевой цепи: капуста → гусеница капустной белянки → синица → ястреб.

Пищевая цепь не может содержать больше 4-5 звеньев, потому что при переходе на каждое следующее звено 90% энергии теряется (правило 10%, правило экологической пирамиды). Например, корова:

  • часть травы не переваривает и выбрасывает с калом;
  • часть переваренной травы окисляет для получения энергии.

Тесты

1. Производители органических веществ в экосистеме
А) продуценты
Б) консументы
В) редуценты
Г) хищники

2. Продуценты в экосистеме луга
А) потребляют готовые органические вещества
Б) создают органические вещества
В) обеспечивают процесс гниения
Г) разлагают органические вещества

3. К какой группе относятся микроорганизмы, обитающие в почве
А) продуценты
Б) консументы I порядка
В) консументы II порядка
Г) редуценты

4. Потеря энергии в цепи питания от растений к растительноядным животным, а от них к последующим звеньям называется
А) правилом экологической пирамиды
Б) круговоротом веществ
В) колебанием численности популяций
Г) саморегуляцией численности популяций

5. Назовите животное, которое следует включить в пищевую цепь: трава → ... → волк
А) тигр
Б) ястреб
В) заяц
Г) белка

6. Определите верно составленную пищевую цепь
А) еж → растение → кузнечик → лягушка
Б) кузнечик → растение → еж → лягушка
В) растение → кузнечик → лягушка → еж
Г) еж → лягушка → кузнечик → растение

7. В экосистеме хвойного леса к консументам 2-го порядка относят
А) ель обыкновенную
Б) лесных мышей
В) таежных клещей
Г) почвенных бактерий

8. Растения производят органические вещества из неорганических, поэтому играют в пищевых цепях роль
А) конечного звена
Б) начального звена
В) организмов-потребителей
Г) организмов-разрушителей

9. Бактерии и грибы в круговороте веществ выполняют роль
А) производителей органических веществ
Б) потребителей органических веществ
В) разрушителей органических веществ
Г) разрушителей неорганических веществ

10. Определите правильно составленную пищевую цепь
А) ястреб → синица → личинки насекомых → сосна
Б) сосна → синица → личинки насекомых → ястреб
В) сосна → личинки насекомых → синица → ястреб
Г) личинки насекомых → сосна → синица → ястреб

11. Определите, какое животное надо включить в пищевую цепь: трава → ? → уж → коршун
А) лягушка
Б) ёж
В) мышь
Г) жаворонок

12. В процессе круговорота веществ в биосфере редуценты
А) участвуют в образовании органических веществ из неорганических
Б) используют солнечный свет для синтеза питательных веществ
В) разлагают органические остатки и используют заключенную в них энергию
Г) поглощают углекислый газ и кислород

13. Консументы в процессе круговорота веществ в биосфере
А) создают органические вещества из минеральных
Б) разлагают органические вещества до минеральных
В) разлагают минеральные вещества
Г) потребляют готовые органические вещества

14. Определите правильно составленную пищевую цепь
А) чайка → окунь → мальки рыб → водоросли
Б) водоросли → чайка → окунь → мальки рыб
В) мальки рыб → водоросли → окунь → чайка
Г) водоросли → мальки рыб → окунь → чайка

15. Хищники в биоценозе выполняют функции
А) продуцентов
Б) редуцентов
В) консументов 2-го порядка
Г) консументов 1-го порядка

16. В каком направлении идут пищевые и энергетические связи в
экосистеме?

1) редуценты → продуценты → консументы
2) консументы → продуценты → редуценты
3) консументы → редуценты → продуценты
4) продуценты → консументы → редуценты

17. Продолжите цепь питания: пшеница → мышь → ...
А) крот
Б) суслик
В) лисица
Г) тритон

18. Корова – это
А) производитель
Б) потребитель первого порядка
В) потребитель второго порядка
Г) разрушитель

19. Волк – это
А) производитель
Б) потребитель первого порядка
В) потребитель второго порядка
Г) разрушитель

20. Трава – это
А) производитель
Б) потребитель первого порядка
В) потребитель второго порядка
Г) разрушитель

21. Плесневой гриб – это
А) производитель
Б) потребитель первого порядка
В) потребитель второго порядка
Г) разрушитель

22. Питаются потребителями первого порядка
А) растения и фотосинтезирующие бактерии
Б) корова и карп
В) волк и щука
Г) грибы и бактерии гниения

23. Питаются производителями
А) растения и фотосинтезирующие бактерии
Б) корова и карп
В) волк и щука
Г) грибы и бактерии гниения

24. Производят органические вещества из неорганических
А) растения и фотосинтезирующие бактерии
Б) корова и карп
В) волк и щука
Г) грибы и бактерии гниения

25. Разрушают органические вещества до неорганических
А) растения и фотосинтезирующие бактерии
Б) корова и карп
В) волк и щука
Г) грибы и бактерии гниения





Cписок тем 7 класса

Эта же тема
для 5 класса,
10 класса,
подготовки к ЕГЭ.

Нет Вконтакта?
– пиши в гостевую

© Д.В.Поздняков, 2009-2017
E-mail: pozzdd@yandex.ru