Могут ли животные думать?

Могут ли животные думать?

Могут.


Хотя, конечно, смотря что вы имеете в виду под словом «думать». А кстати, что вы имеете в виду?


Полезли в словарь? Не трудитесь, я уже лазил, нет там ничего, кроме «Думать – направлять свои мысли на что-либо» (словарь Ожегова). Ладно, попробую сформулировать сам.


«ДУМАТЬ – ЗНАЧИТ ПРИНИМАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ОБ ИЗМЕНЕНИИ СВОЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»


Красиво сказал? Но бесполезно – это не «думать», так поступают все живые организмы – в том числе совершенно безмозглые грибы, растения и бактерии. Готовые знания у этих существ зашиты в их ДНК (наследственную информацию), и судя по тому, как плотно бактерии, грибы и растения заселяют нашу планету – зашитые в ДНК знания не врут.


«ДУМАТЬ – ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ» (А НЕ ИНФОРМАЦИЮ, ЗАЛОЖЕННУЮ В ДНК)


Данное определение пытается разбить животных на две группы: умников (типа нас, обезьян, дельфинов...) и тýпиков, которые ничему не учатся, а лишь бездумно исполняют заложенные в них врожденные формы поведения (инстинкты). И что же? Мы таких не найдем:

Могут обучаться

Если потрясти пробирку с инфузориями, то они «рефлекторно» сожмутся, а через некоторое время расправятся назад. Если провести такую операцию 100-120 раз, то до инфузорий дойдет, что тряска не представляет опасности и они перестанут сжиматься, и такое «научение» останется у одноклеточных созданий на полчаса-час. Поскольку инфузории не имеют нервной системы, то совершенно неясно – в каком месте их клетки могут прятаться знания, умения и навыки. Однако – прячутся: инфузории сохраняют траекторию передвижения при перенесении их из треугольного сосуда в круглый; удерживаются в неосвещенной части пробирки, если в освещенной их наказывают ударами тока; и даже увеличивают скорость прохождения в изогнутой трубке (почти научение в лабиринте!)*


Если коснуться щупальца актинии каким-нибудь не особо съедобным предметом, например, кусочком бумаги, пропитанным рыбным соком, то глупое кишечнополостное отправит его себе в рот, задумчиво помусолит, а потом выплюнет. Если же мы будем долгое время кормить актинию бумагой, то на шестой день она поймет, «что что-то не то», и перестанет заглатывать приманку (эта реакция сохранится 10 дней).

В течение жизни

Очень многие вещи, которые раньше считались врожденными, на самом деле являются результатом «облигатного научения». У животного в определенное время как бы включается магнитофон, который записывает ощущения – и эта запись потом используется при выполнении самых что ни на есть жестких безусловных рефлексов.


Если магнитофон включается на очень короткое время, то этот процесс называется «запечатление» («импринтинг»). Запечатление наиболее полно изучено на детенышах птиц и млекопитающих – ведь ребенку очень важно запомнить внешний вид своей матери, потому что именно она будет его кормить и защищать на первых порах. Так вот, чаще всего у ребенка нет врожденного образа матери, зато есть врожденная команда «запомнить самое первое впечатление».

Думно

Инстинкт является «жестко врожденным и тупо выполняемым» лишь в своей самой последней стадии, а пока идет подготовка к этой самой «последней стадии», поведение животных может быть очень гибким – основываться на опыте, приобретенном в течении жизни. (Точно так же, например, все задачки по генетике решаются элементарно-автоматически, а самая главная проблема для учеников – правильно понять условие, подготовить сырьё для решения).


Третья попытка! Будет самой суровой по отношению к животным!! Тысяча черрртей!!! «ДУМАТЬ – ЗНАЧИТ РЕШАТЬ НОВЫЕ ЗАДАЧИ БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ».


Прежде чем предъявлять такое диким зверям, давайте поэкспериментируем на людях. Соберем 25 десятиклассников и дадим им новые для них задачи по математике, физике и химии, плюс час на размышления. Что сделает подавляющее большинство учеников (24,95 человека из 25)? Замычит-завоет-закричит привычную для учительского уха фразу: «Мы не знаем, как это делать, мы такого раньше не решали!» Правильно? Согласимся: человек с огромным трудом и неохотой решает новые задачи, гораздо проще для нас списать – узнать, как эту задачу решали раньше, другие люди.


С другой стороны, конечно, каждую задачу кто-то решал в первый раз – как новую. Любой человек, если поднапряжется, способен решать некоторые новые для него задачи. – Как с этим обстоят дела у животных?


Да нормально обстоят. Только давайте уточним фразу «без предварительного обучения». Чтобы рассуждать, животное (и к человеку это тоже относится) должно накопить немаленький багаж знаний об «окружающих предметах и закономерностях, по которым они взаимодействуют», так что совсем без обучения не получится. Например, любые обезьяны, если дать им ящик и высоко подвесить еду, догадываются встать на ящик и достать приманку – без всякого научения, никто им этого не показывал и условных рефлексов не вырабатывал. Но чтобы догадаться сделать это, обезьяна должна (еще в детстве) понять, что если встать на возвышение, то сам становишься выше.


Точно так же легко, обладая некоторыми знаниями, обезьяны в экспериментах решают и другие предлагаемые им новые задачи. Часто несколькими разными способами – и, как на подбор, способами более простыми, чем предполагал экспериментатор. Обезьяна, которой необходимо затушить огонь, может заливать его не только водой из кружки, но и собственной мочой, а так же задувать или забивать тряпкой. Орангутаны, которым предлагалось вытолкнуть съедобную приманку из трубки палкой, вытряхивали приманку, стуча трубкой об пол, выдували ее ртом, раскатывали трубку на полу и т.п.*


Еще можно почитать

* Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.
** Хайнд Р. Поведение животных
*** Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы


Как животные используют орудия (видео)



© Д.В.Поздняков, 2009-2016