Как мозг меняется с возрастом

Как мозг меняется с возрастом

Количество накопленных знаний и опыта (количество связей между нервными клетками) с возрастом постепенно увеличивается. Количество самих нервных клеток и их работоспособность – постепенно уменьшается.


Лучше всего мозг работает в возрасте 33±5 лет. До этого у человека слишком мало знаний/опыта, после – слишком мало активно работающих нервных клеток. После 33±5 лет существенно уменьшается возможность создавать что-то новое (в науке, культуре и т.п.) и, что гораздо важнее – возможность обучения чему-то новому. Но работу, связанную с использованием старого (накопленного опыта) мозг вполне успешно может выполнять до 55±5 лет. Дальше наступает пенсия.

Уменьшение работоспособности мозга

Существует два взгляда на старение. Первый: старение – это плохо, это накопление нарушений и заболеваний, которые можно и нужно лечить. Второй взгляд: старение – это хорошо, это комплекс мер, которые организм принимает для того, чтобы прожить дольше. Истина посередине: первую половину «признаков старения» составляют накапливающиеся с возрастом нарушения/заболевания, вторую половину – меры организма, направленные на снижение вреда от первой половины, чтобы старичок жил все-таки подольше и передавал свои знания/умения внукам. (Только не говорите, пожалуйста, естественному отбору, что у нас сейчас есть библиотеки, телевидение и вконтакт.)


Так вот, «первая половина»: с возрастом ухудшается снабжение мозга кровью (кислородом, глюкозой и т.п.). «Вторая половина» – с возрастом уменьшается скорость обмена веществ в организме (так что большое количество кислорода/глюкозы мозгу и не требуется). Все это «ухудшение» и «уменьшение» приводит к тому, что старенькому мозгу достается гораздо меньше энергии и питательных веществ, чем молодому – и чем старше, тем все меньше и меньше. Как работать в таких условиях? Что в первую очередь делает руководство, когда в компании наклевываются убытки? – Правильно, сокращает штаты.

Уменьшение количества нервных клеток

Лет с 20-25 количество нейронов в мозге начинает уменьшаться, а с 45-50 лет этот процесс идет лавинообразно. Нейронов становится просто меньше, все меньше, меньше и меньше – чем же вы думать-то собрались после пятидесяти? (И рецепторов, кстати, тоже с возрастом становится меньше – у человека постепенно ухудшаются слух, зрение, обоняние, вкус... Я уже много раз слышал от своих старичков, что «еда стала какая-то безвкусная».)


В принципе, практика создавать лишние клетки, а потом их убивать – нормальна для нашего организма. Мы работаем с запасом! Например: в яичниках женщины содержится около 300 тысяч яйцеклеток, хотя в течение жизни используются всего лишь чуть более 300 штук. Так же и с мозгом – «запрограммированная гибель нейронов» является вполне официальной частью его эмбрионального развития – гибнут те нервные клетки, которые образовали неправильные связи или вообще не образовали связей.


И здесь у нас, старпёров, возникает маааленькая зацепочка. Заметили её? «Гибнут нейроны, которые не образовали связей...» А если учиться до старости, а потом еще учиться в старости – заставлять нейроны образовывать новые связи – то, может быть, они помедленнее будут умирать-то? – Так и есть. Доказано, что активная умственная деятельность замедляет атрофию головного мозга. Не «прекращает», а всего лишь замедляет, но и на том спасибо! (И, кстати, для ленивых интернет-интеллектуалов: нейронам, отвечающим за движения [а их там чуть не полмозга] тоже очень важно получать иннервацию. Поэтому сеансы «обучения всю жизнь» чередуйте, пожалуйста, с физкультурой.)




© Д.В.Поздняков, 2009-2016