Пищевая цепь

Пищевая цепь

1. Продуценты (производители) производят органические вещества из неорганических. Это растения, а так же фото- и хемосинтезирующие бактерии.


2. Консументы (потребители) потребляют готовые органические вещества.


3. Редуценты (разрушители) разрушают (минерализуют) органические вещества до неорганических – бактерии и грибы.


Пример пищевой цепи: капуста → гусеница капустной белянки → синица → ястреб. Стрелка в пищевой цепи направлена от того, кого едят в сторону того, кто ест. Первое звено пищевой цепи – продуцент, последнее – консумент высшего порядка или редуцент.


Пищевая цепь не может содержать больше 5-6 звеньев, потому что при переходе на каждое следующее звено 90% энергии теряется (правило 10%, правило экологической пирамиды). Например, корова съела 100 кг травы, но потолстела только на 10 кг, т.к.
    а) часть травы она не переварила и выбросила с калом
    б) часть переваренной травы была окислена до углекислого газа и воды для получения энергии.


Каждое последующее звено в пищевой цепи весит меньше предыдущего, поэтому пищевую цепь можно представить в виде пирамиды биомассы (внизу производители, их больше всего, на самом верху – консументы высшего порядка, их меньше всего). Кроме пирамиды биомассы, можно построить пирамиду энергии, численности и т.п.


Еще можно почитать

БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ: Агроэкосистема (агроценоз), Экосистема – определения, Экологические факторы, Пищевая цепь
ЗАДАНИЯ С ПО ЭТОЙ ТЕМЕ: Пищевая цепь, Роль редуцентов в природе


Тесты и задания

27. Производители органических веществ в экосистеме
А) продуценты
Б) консументы
В) редуценты
Г) хищники

62. Продуценты в экосистеме луга
А) потребляют готовые органические вещества
Б) создают органические вещества
В) обеспечивают процесс гниения
Г) разлагают органические вещества

199. К какой группе относятся микроорганизмы, обитающие в почве
А) продуценты
Б) консументы I порядка
В) консументы II порядка
Г) редуценты

375. Потеря энергии в цепи питания от растений к растительноядным животным, а от них к последующим звеньям называется
А) правилом экологической пирамиды
Б) круговоротом веществ
В) колебанием численности популяций
Г) саморегуляцией численности популяций

420. Назовите животное, которое следует включить в пищевую цепь: трава → ... → волк
А) тигр
Б) ястреб
В) заяц
Г) белка

625. Соотношение количества органического вещества живых организмов, занимающих разное положение в пищевой цепи, называют пирамидой
А) биоразнообразия
Б) численности
В) энергии
Г) биомассы

889. Определите верно составленную пищевую цепь
А) еж → растение → кузнечик → лягушка
Б) кузнечик → растение → еж → лягушка
В) растение → кузнечик → лягушка → еж
Г) еж → лягушка → кузнечик → растение

898. В круговороте веществ в биосфере плесневые грибы
А) разрушают органические вещества до неорганических
Б) синтезируют белки из неорганических веществ
В) усваивают молекулярный азот
Г) выделяют молекулярный кислород

899. Грибы, включаясь в круговорот веществ в биосфере,
А) разлагают органические вещества
Б) уменьшают запасы неорганического углерода
В) участвуют в первичном синтезе органических веществ
Г) участвуют в накоплении кислорода в атмосфере

900. Бактерии, включаясь в круговорот веществ в биосфере,
А) участвуют в формировании озонового экрана
Б) разлагают органические вещества до неорганических
В) участвуют в образовании известняков
Г) участвуют в нейтрализации радиоактивных веществ почве

901. В экосистеме хвойного леса к консументам 2-го порядка относят
А) ель обыкновенную
Б) лесных мышей
В) таежных клещей
Г) почвенных бактерий

980. Растения производят органические вещества из неорганических, поэтому играют в пищевых цепях роль
А) конечного звена
Б) начального звена
В) организмов-потребителей
Г) организмов-разрушителей

1096. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии
А) Лисица → дождевой червь → землеройка → листовой опад
Б) Листовой опад → дождевой червь → землеройка → лисица
В) Землеройка → дождевой червь → листовой опад → лисица
Г) Землеройка → лисица → дождевой червь → листовой опад

1254. Минерализация органических соединений почвы осуществляется благодаря деятельности
А) микроорганизмов
Б) шляпочных грибов
В) корней растений
Г) наземных животных

1431. Бактерии и грибы в круговороте веществ выполняют роль
А) производителей органических веществ
Б) потребителей органических веществ
В) разрушителей органических веществ
Г) разрушителей неорганических веществ

1688. Определите правильно составленную пищевую цепь
А) ястреб → синица → личинки насекомых → сосна
Б) сосна → синица → личинки насекомых → ястреб
В) сосна → личинки насекомых → синица → ястреб
Г) личинки насекомых → сосна → синица → ястреб

1721. Определите, какое животное надо включить в пищевую цепь: злаки → ? → уж → коршун
А) лягушка
Б) ёж
В) мышь
Г) жаворонок

1775. В процессе круговорота веществ в биосфере редуценты
А) участвуют в образовании органических веществ из неорганических
Б) используют солнечный свет для синтеза питательных веществ
В) разлагают органические остатки и используют заключенную в них энергию
Г) поглощают углекислый газ и кислород

1789. Консументы в процессе круговорота веществ в биосфере
А) создают органические вещества из минеральных
Б) разлагают органические вещества до минеральных
В) разлагают минеральные вещества
Г) потребляют готовые органические вещества

1806. Определите правильно составленную пищевую цепь
А) чайка → окунь → мальки рыб → водоросли
Б) водоросли → чайка → окунь → мальки рыб
В) мальки рыб → водоросли → окунь → чайка
Г) водоросли → мальки рыб → окунь → чайка

1896. Хищники в биоценозе выполняют функции
А) продуцентов
Б) редуцентов
В) консументов 2-го порядка
Г) консументов 1-го порядка

1974. В каком направлении идут пищевые и энергетические связи в
экосистеме?

1) редуценты → продуценты → консументы
2) консументы → продуценты → редуценты
3) консументы → редуценты → продуценты
4) продуценты → консументы → редуценты

2108. Редуценты в процессе круговорота веществ способствуют
А) накоплению кислорода в атмосфере
Б) синтезу минеральных веществ
В) разложению органических веществ
Г) усвоению углекислого газа

2200. Продолжите цепь питания: пшеница → мышь → ...
А) крот
Б) суслик
В) лисица
Г) тритон

2304. Определите консумент II порядка в цепи питания:
хлорелла → дафнии → головастик → окунь → щука

А) дафнии
Б) головастик
В) окунь
Г) хлорелла

2362. Продуценты – это организмы в экосистеме,
А) создающие органические вещества из неорганических
Б) разлагающие органические вещества до минеральных
В) вступающие в симбиотические взаимоотношения
Г) потребляющие готовые органические вещества

2474. Полевые мыши в агроценозе пшеничного поля составляют группу
А) продуцентов
Б) консументов I порядка
В) консументов II порядка
Г) редуцентов

2524. Грибы в экосистеме леса относят к редуцентам, так как они
А) разлагают органические вещества до минеральных
Б) синтезируют органические вещества из минеральных
В) потребляют готовые органические вещества
Г) осуществляют круговорот веществ

2552. Почему водоросли в экосистеме пруда относят к организмам-производителям?
А) потребляют готовые органические вещества
Б) разлагают органические вещества
В) создают органические вещества из неорганических
Г) участвуют в круговороте веществ

2582. Почему насекомых в экосистеме луга относят к организмам-потребителям?
А) питаются готовыми органическими веществами
Б) служат пищей для насекомоядных животных
В) опыляют растения
Г) разлагают органические вещества

2609. Какой организм является недостающим звеном в данной пищевой цепи: водоросли – ... – окунь – цапля?
А) щука
Б) ряска
В) чайка
Г) плотва

2665. В пищевых цепях биоценозов к редуцентам относят
А) земноводных
Б) растения
В) насекомоядных птиц
Г) микроорганизмы

2921. Найдите ошибку в изображении потока вещества и энергии в цепи питанияи укажите соответствующую ей букву


2966. Уменьшение массы органического вещества в экосистеме при переходе с одного пищевого уровня на другой называют
А) сетями питания
Б) правилом экологической пирамиды
В) цепями питания
Г) круговоротом веществ

2976. Какие организмы в цепях питания водоема относят к потребителям?
А) цветковые растения
Б) цианобактерии
В) водоросли
Г) моллюсков

Установите соответствие между характеристикой организма и его принадлежностью к функциональной группе: 1) продуцент, 2) консументы.
А) синтезируют органические вещества из неорганических
Б) используют готовые органические вещества
В) используют неорганические вещества почвы
Г) растительноядные и плотоядные животные
Д) аккумулируют солнечную энергию
Е) в качестве источника энергии используют животную и растительную пищу

Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой она относится: 1) продуценты, 2) редуценты
А) поглощают из окружающей среды углекислый газ
Б) синтезируют органические вещества из неорганических
В) включают растения, некоторые бактерии
Г) питаются готовыми органическими веществами
Д) включают бактерии-сапротрофы и грибы
Е) разлагают органические вещества до минеральных

Установите соответствие между организмами и их функцией в экосистеме леса: 1) продуценты, 2) консументы, 3) редуценты.
А) хвощи и папоротники
Б) плесневые грибы
В) трутовики, обитающие на живых деревьях
Г) птицы
Д) березы и ели
Е) бактерии гниения

Установите соответствие между организмами – обитателями экосистемы и функциональной группой, к которой их относят: 1) продуценты, 2) консументы, 3) редуценты.
А) мхи, папоротники
Б) беззубки и перловицы
В) ели, лиственницы
Г) плесневые грибы
Д) гнилостные бактерии
Е) амебы и инфузории

Установите соответствие между организмом и его принадлежностью к определенной функциональной группе: 1) продуценты, 2) редуценты.
А) клевер красный
Б) хламидомонада
В) бактерия гниения
Г) береза
Д) ламинария
Е) почвенная бактерия

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых организмов являются потребителями готового органического вещества в сообществе соснового леса?
1) почвенные зелёные водоросли
2) гадюка обыкновенная
3) мох сфагнум
4) подрост сосны
5) тетерев
6) лесная мышь

Выберите три варианта. К продуцентам относят
1) плесневый гриб – мукор
2) северного оленя
3) можжевельник обыкновенный
4) землянику лесную
5) дрозда-рябинника
6) ландыш майский

Выберите три варианта. Укажите консументов в экосистеме
А) паразитические растения
Б) паукообразные
В) цветковые растения
Г) насекомые
Д) деревья верхнего яруса
Е) цианобактерии

Установите последовательность основных этапов круговорота веществ в экосистеме, начиная с фотосинтеза.
1) разрушение и минерализация органических остатков
2) первичный синтез автотрофами органических веществ из неорганических
3) использование органических веществ консументами II порядка
4) использование энергии химических связей растительноядными животными
5) использование органических веществ консументами III порядка

Установите последовательность расположения организмов в цепи питания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) лягушка
2) уж
3) бабочка
4) растения луга

Установите последовательность расположения продуцентов и консументов в данной пищевой цепи
А) сосновый шелкопряд
Б) хвоя сосны
В) ястреб-тетеревятник
Г) обыкновенная кукушка

Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя всех названных представителей
А) еж
Б) полевой слизень
В) орел
Г) листья растений
Д) лисица

Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя все названные объекты
А) инфузория-туфелька
Б) сенная палочка
В) чайка
Г) рыба
Д) моллюск
Е) ил

Выберите три варианта. Какова роль бактерий и грибов в экосистеме?
1) превращают органические вещества организмов в минеральные
2) обеспечивают замкнутость круговорота веществ и превращения энергии
3) образуют первичную продукцию в экосистеме
4) служат первым звеном в цепи питания
5) образуют доступные растениям неорганические вещества
6) являются консументами II порядка

Выберите три варианта. Водоросли в экосистеме водоема составляют начальное звено в большинстве цепей питания, так как они
1) аккумулируют солнечную энергию
2) поглощают органические вещества
3) способны к хемосинтезу
4) синтезируют органические вещества из неорганических
5) обеспечивают энергией и органическими веществами животных
6) растут в течение всей жизни

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В биогеоценозе гетеротрофы, в отличие от автотрофов,
1) являются продуцентами
2) обеспечивают смену экосистем
3) увеличивают запас молекулярного кислорода в атмосфере
4) извлекают органические вещества из пищи
5) превращают органические остатки в минеральные соединения
6) выполняют роль консументов или редуцентов

Установите соответствие между функцией, выполняемой организмом в биогеоценозе, и представителями царства, выполняющими данную функцию: 1) растения, 2) бактерии, 3) животные.
А) основные производители глюкозы в биогеоценозе
Б) первичные потребители солнечной энергии
В) минерализуют органические вещества
Г) являются консументами разных порядков
Д) обеспечивают усвоение азота растениями
Е) передают вещества и энергию в пищевых цепях

Ответы на тесты, обозначенные номерами, можно посмотреть в разделе «ЕГЭ»


© Д.В.Поздняков, 2009-2016