Белки

Белки

Белки (протеины) составляют 50% от сухой массы живых организмов.


Белки состоят из аминокислот. У каждой аминокислоты есть аминогруппа и кислотная (карбоксильная) группа, при взаимодействии которых получается пептидная связь, поэтому белки еще называют полипептидами.

Структуры белка

Первичная – цепочка из аминокислот, связанных пептидной связью (сильной, ковалентной). Чередуя 20 аминокислот в разном порядке, можно получать миллионы разных белков. Если поменять в цепочке хотя бы одну аминокислоту, строение и функции белка изменятся, поэтому первичная структура считается самой главной в белке.


Вторичная – спираль. Удерживается водородными связями (слабыми).


Третичная – глобула (шарик). Четыре типа связей: дисульфидная (серный мостик) сильная, остальные три (ионные, гидрофобные, водородные) – слабые. Форма глобулы у каждого белка своя, от нее зависят функции. При денатурации форма глобулы меняется, и это сказывается на работе белка.


Четвертичная – имеется не у всех белков. Состоит из нескольких глобул, соединенных между собой теми же связями, что и в третичной структуре. (Например, гемоглобин.)

Денатурация

Это изменение формы глобулы белка, вызванное внешними воздействиями (температура, кислотность, соленость, присоединение других веществ и т.п.)

Функции белков

Обмен белков

Белки перевариваются в желудке пепсином (в кислой среде) и в кишечнике трипсином (в щелочной среде), всасываются в кровь в виде аминокислот.

Белки в организме не запасаются, избыток белков превращается в жиры или углеводы. Сами белки из углеводов и жиров синтезировать нельзя, потому что в жирах и углеводах нет азота. Недостаток белков в пище опасен, особенно для детей и подростков.

При окислении белков получается углекислый газ, вода и аммиак. Аммиак током крови доносится до печени и там превращается в мочевину, которая выделяется с мочой и потом.

Витамины

Это небольшие органические вещества разнообразной химической природы, которые не вырабатываются у нас в организме, поэтому должны обязательно поступать с пищей. Большинство витаминов являются коферментами, т .е. входят в состав активного центра ферментов, обеспечивая комплементарность. Недостаток витаминов приводит к авитаминозу (нарушению обмена веществ).


Дополнительные материалы

 ВИДЕО-УРОК  ПО ТЕМЕ «БЕЛКИ»: ссылка для донов, ссылка для мастер-группы
 ВИДЕО-ФАКУЛЬТАТИВ  ПО ТЕМЕ «ВИТАМИНЫ»: ссылка для донов, ссылка для мастер-группы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Строение белков, Свойства белков + работа адренорецептора, Ферментативная (каталитическая) функция белков, Функции белков с примерами, Витамины


ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

БЕЛКИ
1. Выберите три варианта. Белки в организме человека и животных

1) составляют бо́льшую часть организма по массе
2) начинают расщепляться в ротовой полости
3) не содержат фосфора в составе молекулы
4) могут откладываться в запас
5) в качестве ферментов ускоряют химические реакции
6) служат основным строительным материалом

356


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Выберите только особенности строения белковой молекулы.
1) содержит атомы фосфора
2) состоит из аминокислот
3) мономеры удерживаются пептидными связями
4) состоит из одинаковых по строению мономеров
5) изменяет форму под действием температуры
6) четвертичная структура состоит из нескольких молекул

236


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже признаков относятся к характеристикам молекул белков?
1) состоят из нуклеотидов
2) выполняют только структурную и двигательную функции
3) могут иметь форму глобулы
4) содержат в составе азот и серу
5) всегда нерастворимы в воде
6) являются нерегулярными полимерами

346


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже веществ относятся к белкам?
1) крахмал
2) коллаген
3) фибриноген
4) тестостерон
5) гемоглобин
6) сахароза

235


БЕЛКИ КРОМЕ
1. Все перечисленные признаки, кроме двух, можно использовать при описании яичного белка альбумина. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) состоит из аминокислот
2) пищеварительный фермент
3) денатурирует обратимо при варке яйца вкрутую
4) мономеры связаны пептидными связями
5) молекула образует первичную, вторичную и третичную структуры

23


Гемоглобин
БЕЛКИ КРОМЕ РИС
1. Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания строения, функций изображенного органического вещества. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) имеет структурные уровни организации молекулы
2) входит в состав клеточных стенок
3) является биополимером
4) служит матрицей при трансляции
5) состоит из аминокислот

24


Глобула
2. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке структуры. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) вторичная структура молекулы белка
2) удерживается только пептидными связями
3) определяется методом рентгеноструктурного анализа
4) представляет собой глобулу
5) может выполнять ферментативные функции

12


Глобула
3. Все перечисленные ниже характеристики, кроме двух, используют для описания изображенной на рисунке молекулы органического вещества клетки. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) денатурация
2) репликация
3) транскрипция
4) аминокислоты
5) водородные связи

23


СТРУКТУРЫ БЕЛКА
Установите соответствие между характеристикой и структурой белка: 1) первичная, 2) третичная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) молекула в форме глобулы или фибриллы
Б) строгая последовательность аминокислотных остатков
В) аминокислотные остатки соединены только пептидными связями
Г) имеет дисульфидные мостики между радикалами аминокислот
Д) при ее разрушении наступает необратимая денатурация
Е) пространственная конфигурация полипептидной цепи

211212


Установите последовательность событий при образовании структур белка, начиная с наименьшего уровня организации белковой молекулы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Образование дисульфидных связей между глобулами.
2) Образование ионных связей между разными α-спиралями одной полипептидной цепи.
3) Образование водородных связей между витками α-спирали.
4) Образование аминокислотной цепи.
5) Присоединение олигосахарида к белку с четвертичной структурой.

43215


Установите последовательность процессов, происходящих при формировании структуры белка. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) формирование водородных связей между пептидными группами аминокислот
2) образование дисульфидных связей между различными участками белковой молекулы
3) синтез полипептидной цепи из аминокислот
4) присоединение фосфатной группы к белку с третичной структурой
5) сборка нескольких полипептидных субъединиц в один белок

31245


ДЕНАТУРАЦИЯ
1. Экспериментатор добавил немного соды к раствору пепсина, который находился в оптимальной среде для протекания реакции гидролиза белка. Как изменится:

А) кислотность раствора,
Б) активность фермента,
В) содержание фермента?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

223


2. Экспериментатор поместил в три стакана с водным раствором пепсина куриный белок. Затем в первый стакан он добавил слабый раствор соляной кислоты с температурой 35°С, а во второй стакан – слабый раствор соляной кислоты с температурой 65°С, в третий стакан - слабый раствор соляной кислоты с температурой 95°С. Как через десять минут изменится содержание белка
А) в первом стакане,
Б) во втором стакане,
В) в третьем стакане?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

233


3. Экспериментатор поместил свежее куриное яйцо на десять минут в кипящую воду. Как при этом изменится
А) активность ферментов и
Б) скорость реакций внутри куриного яйца,
В) содержание белков внутри яйца?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

223


3+. Экспериментатор нагрел куриное яйцо от 22 до 55 градусов по Цельсию. Как изменится
А) количество белков,
Б) количество пептидов,
В) активность ферментов в курином яйце?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

332


4. Известно, что фермент каталаза разрушает пероксид водорода. Экспериментатор в первую пробирку поместил кусочек сырого картофеля, во вторую – кусочек сырого мяса, в третью – кусочек сырого шампиньона. В каждую из пробирок он налил одинаковое количество пероксида водорода. Как при этом изменилось количество пероксида
А) в первой пробирке,
Б) во второй пробирке,
В) в третьей пробирке?
Влияние света на активность пероксида водорода не учитывать. Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

222


5. Известно, что фермент каталаза разрушает пероксид водорода. Экспериментатор в первую пробирку поместил кусочек вареного картофеля, во вторую – кусочек вареного мяса, в третью – кусочек вареного шампиньона. В каждую из пробирок он налил одинаковое количество пероксида водорода. Как при этом изменилось количество пероксида
А) в первой пробирке,
Б) во второй пробирке,
В) в третьей пробирке?
Влияние света на активность пероксида водорода не учитывать. Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

333


РЕГУЛЯТОРНАЯ - СТРУКТУРНАЯ
Установите соответствие между характеристикой и функцией белка, которую он выполняет: 1) регуляторная, 2) структурная

А) входит в состав центриолей
Б) образует рибосомы
В) представляет собой гормон
Г) формирует мембраны клеток
Д) изменяет активность генов

22121


ФЕРМЕНТАТИВНАЯ
1. Выберите три ответа из шести. Для ферментов характерно:

1) входят в состав клеточных мембран и органоидов клетки
2) играют роль биологических катализаторов
3) содержат витамины в качестве субстрата
4) регулируют обмен веществ
5) состоят только из полипептидов
6) имеют активный центр

126


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Ферменты – это вещества, которые
1) вырабатываются в железах внутренней секреции
2) являются белками
3) поступают в организм, как правило, вместе с пищей
4) являются в организме источником энергии
5) ускоряют протекание химических реакций
6) у человека выполняют свои функции при температуре около 36 градусов

256


ФУНКЦИИ БЕЛКОВ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Функциями белков в организме человека являются

1) строительная
2) передача наследственных признаков
3) защитная
4) запасающая
5) ферментативно-каталитическая
6) хранение генетической информации

135


ФУНКЦИИ БЕЛКОВ КРОМЕ
Все перечисленные характеристики используют для описания функций белков. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) регуляторная
2) двигательная
3) рецепторная
4) образуют клеточные стенки
5) служат коферментами

45

Гемоглобин
Рассмотрите рисунок с изображением полипептида и укажите (А) уровень его организации, (Б) форму молекулы и (В) вид взаимодействия, поддерживающий эту структуру. Для каждой буквы выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
1) первичная структура
2) вторичная структура
3) третичная структура
4) взаимодействия между нуклеотидами
5) металлическая связь
6) гидрофобные взаимодействия
7) фибриллярная
8) глобулярная

386


Гемоглобин
Рассмотрите схему химического вещества. Укажите (А) название класса органических веществ, (Б) уровень организации полимерной молекулы и (В) название мономеров, из которых состоит данная молекула. Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) ДНК
2) белок
3) альфа-спираль
4) вторичная структура
5) третичная структура
6) аминокислоты
7) нуклеотиды
8) рибоза

256


Первичная структура
Рассмотрите рисунок с изображением полипептида. Укажите (А) уровень его организации, (Б) мономеры, которые его образуют, и (В) вид химических связей между ними. Для каждой буквы выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
1) первичная структура
2) водородные связи
3) двойная спираль
4) вторичная структура
5) аминокислота
6) альфа-спираль
7) нуклеотид
8) пептидные связи

158


БЕЛКИ ТЕКСТ
1. Найдите три ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки.
(1) Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. (2) Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. (3) Белки входят в состав плазматической мембраны. (4) Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. (5) В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. (6) Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.

256


2. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Ферменты». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. Дайте правильную формулировку. (1) Ферменты выступают в роли катализаторов практически во всех биохимических реакциях, протекающих в живых системах. (2) Большинство ферментов являются полисахаридами. (3) Один фермент может ускорять разные типы биохимических реакций. (4) Ферменты становятся активными и ускоряют реакции в строго определенных химических средах. (5) По окончании биохимических реакций ферменты частично входят в состав образовавшихся веществ. (6) Активность ферментов зависит от температуры. (7) Эффективность ферментов в клетках значительно выше эффективности неорганических катализаторов.

235


3. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Белки». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. (1) Белки отличаются друг от друга количеством и последовательностью мономеров. (2) Первичная структура белка зашифрована в гене последовательностью аминокислот. (3) Аминокислотные звенья соединяются между собой в единую цепь водородными связями. (4) Первичная структура белка определяет его форму, свойства и функции. (5) Вторичная структура белка имеет вид спирали или сложной, складчатой структуры. (6) Третичная структура имеет вид клубка, или глобулы, при этом образуются дисульфидные, ионные и другие связи, гидрофобные взаимодействия. (7) Четвертичная структура некоторых белков содержит атомы металлов, например магния, в молекуле гемоглобина.

237


4. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. (1) Белки — это нерегулярные биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. (2) Остатки мономеров соединены между собой пептидными связями. (3) Последовательность мономеров, удерживаемая этими связями, формирует первичную структуру белковой молекулы. (4) Следующая структура — вторичная, удерживается слабыми гидрофобными связями. (5) Третичная структура белка представляет собой скрученную молекулу в виде глобулы (шара). (6) Удерживается такая структура водородными связями.

146


5. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. (1) Быстрое протекание химических реакций в организме обеспечивают ферменты. (2) Один фермент катализирует несколько разных реакций. (3) Так, например, фермент, расщепляющий белки, может расщеплять и жиры. (4) По химической природе ферменты — это только белковые молекулы. (5) Они не изменяются по своему химическому составу в результате реакции. (6) Каждая молекула фермента может осуществлять несколько тысяч операций в минуту.

234


Первичная структура
Проанализируйте таблицу «Уровни организации белка». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) глобула
2) двойная спираль
3) эфирные
4) гидрофильные
5) пептидные
6) нитчатая
7) вторичная
8) четвертичная

715


Первичная структура
Проанализируйте таблицу «Белки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
1) гемоглобин
2) кератин
3) глобулярный
4) фибриллярный
5) мембранный
6) защитная
7) транспортная
8) регуляторная

238


Выберите три варианта. Какие продукты питания характеризуются большим содержанием белков?
1) сметана
2) творог
3) сыр
4) картофель
5) хлеб
6) рыба

236


БЕЛКИ ОБМЕН
1. Установите последовательность обмена белков в организме человека, начиная с поступления их с пищей. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) окисление с образованием АТФ, углекислого газа, воды, мочевины
2) образование пептидов под действием пепсина
3) синтез миозина, казеина
4) белки пищи
5) образование аминокислот под действием трипсина

42531


2. Установите правильную последовательность переваривания белков, начиная с поступления их в ротовую полость с пищей. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) механическое измельчение и смачивание
2) поступление аминокислот в кровь
3) расщепление на пептиды в кислой среде
4) расщепление пептидов до аминокислот при помощи трипсина
5) поступление пищевого комка в двенадцатиперстную кишку

13542


3. Установите последовательность процессов превращения белков в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) денатурация белков под воздействием соляной кислоты
2) разрушение аминокислот до мочевины в печени
3) употребление рыбного филе
4) всасывание аминокислот в капилляры большого круга кровообращения
5) воздействие на белки трипсином

31542


4. Установите правильную последовательность обмена белков в организме человека, начиная с поступления их с пищей. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) выведение мочевины, углекислого газа, воды
2) всасывание аминокислот в кровь
3) расщепление белков пищеварительными ферментами
4) процесс трансляции в клетках
5) расщепление собственных белков

32451


5. Установите последовательность процессов при обмене белков в организме человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) полное расщепление белков до аминокислот
2) всасывание аминокислот в кровь
3) расщепление белков пищи в желудке
4) синтез собственных белков на рибосомах
5) транспорт аминокислот в клетки тела

31254


6. Установите последовательность процессов обмена белков в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) перемещение аминокислот с током крови к клеткам тела
2) расщепление пептидов до мономеров в пищеварительном тракте
3) синтез белков клетками тела
4) поступление аминокислот по воротной вене в печень
5) расщепление в клетках тела белков до аминокислот, а затем до солей аммония, углекислого газа и воды
6) всасывание аминокислот в ворсинки кишечника

264135


7. Установите последовательность процессов обмена белков в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) гидролиз пептидов до мономеров
2) расщепление пищевых белков до пептидов
3) создание недостающих организму аминокислот из ненужных аминокислот в печени
4) перемещение аминокислот с током крови от кишечника
5) перемещение ресинтезированных аминокислот к клеткам тела
6) всасывание аминокислот в ворсинки кишечника

216435


БЕЛКИ - НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ
Установите соответствие между характеристиками и органическими веществами: 1) белки; 2) нуклеиновые кислоты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) представлены глобулой
Б) имеют пептидные связи
В) синтезируются в ядре
Г) служат биокатализаторами
Д) включают полинуклеотидную цепь
Е) способны к репликации

112122


Аминокислота и нуклеотид
Установите соответствие между химическими соединениями, изображенными на рисунке, и их характеристиками. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) аминокислота
Б) азотистое основание
В) глицин
Г) аденин
Д) входит в состав белков
Е) входит в состав нуклеиновых кислот

121212


БЕЛКИ В ОЛИЧИЕ ОТ НК
Выберите три варианта. Белки, в отличие от нуклеиновых кислот,

1) участвуют в образовании плазматической мембраны
2) входят в состав хромосом
3) осуществляют транспортную функцию

4) являются полимерами
5) выполняют защитную функцию
6) переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме

135


ВИТАМИНЫ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Витамины - это органические вещества, которые

1) участвуют в реакциях обмена веществ
2) служат источником энергии
3) контролируют теплообразование и теплоотдачу
4) входят в состав ферментов
5) поступают в организм с пищей
6) синтезируются в железах внутренней секреции

145


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Витамины – это органические вещества, которые
1) необходимы организму в малых количествах
2) влияют на превращение глюкозы в гликоген
3) входят в состав ферментов
4) являются в организме источником энергии
5) уравновешивают процессы образования и отдачи тепла
6) поступают в организм, как правило, вместе с пищей

136


А
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие симптомы наиболее вероятно свидетельствуют о дефиците витамина А?

1) низкая свертываемость крови
2) ломкость волос и ногтей
3) ухудшение сумеречного зрения
4) кровоточивость дёсен
5) деформация костей
6) сухая кожа

236


А - С
Установите соответствие между симптомом заболевания и витамином, с недостатком которого оно связано: 1) А, 2) С. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) кровоточивость десен
Б) ухудшение зрения в сумерках
В) выпадение зубов
Г) поражение роговицы глаза и кожи
Д) понижение сопротивляемости заболеваниям
Е) кровоизлияния в коже

212122


А - D
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Признаки витамина А, отличающие его от витамина D:

1) является жирорастворимым
2) входит в состав зрительного пигмента
3) при дефиците витамина развивается рахит
4) может синтезироваться из каротина
5) синтезируется в коже под влиянием ультрафиолета
6) при дефиците витамина развивается ночная слепота

246


А - В - С
Установите соответствие между симптомами заболеваний и витаминами, недостаток которых вызывает эти симптомы: 1) А, 2) В, 3) С. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) сухость кожных покровов
Б) поражение роговицы глаза
В) снижение сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям
Г) ухудшение зрения в сумерках
Д) расстройство деятельности нервной системы
Е) кровоточивость дёсен и выпадение зубов

113123


А - С - D
1. Установите соответствие между значением витамина для организма человека и видом витамина: 1) А, 2) D, 3) С

А) повышает защитные свойства организма
Б) входит в состав зрительного пигмента
В) препятствует возникновению рахита
Г) препятствует кровоточивости дёсен
Д) улучшает зрение в сумерках
Е) участвует в образовании костной ткани

312312


2. Установите соответствие между симптомами заболеваний и витаминами, недостаток которых вызывает эти симптомы: 1) А, 2) С, 3) D. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) снижение остроты сумеречного зрения
Б) поражение костной системы
В) изменение формы грудной клетки
Г) поражение роговицы глаза и эпидермиса кожи
Д) кровоточивость дёсен
Е) выпадение зубов

133122


3. Установите соответствие между характеристиками и типами витаминов: 1) ретинол, 2) аскорбиновая кислота, 3) кальциферол. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) при кругосветных путешествиях у моряков при нехватке витамина возникала цинга
Б) нехватка этого витамина проявляется рахитом
В) относится к группе водорастворимых витаминов
Г) при авитаминозе возникает заболевание куриная слепота
Д) обеспечивает полноценное развитие костной системы и мускулатуры
Е) в 100 гр шиповника содержится 650 мг данного витамина

232132


С - D
Установите соответствие между признаком гиповитаминоза человека и витамином: 1) D, 2) С. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) кровоточивость десен
Б) задержка зарастания родничков
В) снижение иммунитета
Г) расшатывание и выпадение зубов
Д) деформация костей ног
Е) деформация грудной клетки

212211


1. Проанализируйте таблицу «Витамины». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) Е – токоферол
2) В1 – тиамин
3) А – ретинол
4) образуется в коже под влиянием солнечных лучей
5) растительное масло, зеленые овощи
6) зерновые культуры, дрожжи
7) устойчивость к инфекциям, укрепление сосудов
8) регулирует углеводный обмен и тканевое дыхание

347


2. Проанализируйте таблицу «Витамины». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
1) рыбий жир
2) растительные масла
3) хлеб, крупы
4) цинга
5) бери-бери
6) ретинол (витамин А)
7) токоферол (витамин Е)
8) тиамин (витамин В1)

614


3. Проанализируйте таблицу «Витамины». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
1) В2 (рибофлавин)
2) сливочное масло, печень, желток яйца
3) бери-бери
4) С (аскорбиновая кислота)
5) пеллагра
6) дрожжи, пшеничный хлеб, соя
7) рахит
8) D (кальциферол)

324


Известно, что витамин D – жирорастворимый, он участвует в формировании костей. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к данному описанию этого витамина. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам. (1) Витамин D регулирует обмен солей кальция и фосфора, способствуя нормальному развитию скелета. (2) Витамин D активизируется в коже человека под действием солнечных лучей. (3) При недостатке солнечных лучей или витамина D у детей развивается болезнь – рахит. (4) Суточная норма витамина D составляет 2,5 мг. (5) Витамин D может накапливаться в организме человека, растворяясь в жировой ткани. (6) Избыток витамина D может вызвать гипервитаминоз.

135


Известно, что при недостатке витамина А нарушается сумеречное зрение, а избыток вызывает отравление. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к данному описанию этого витамина. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам. (1) Витамин А содержится в сливочном масле, молоке, мясе, печени, яйцах и моркови. (2) Суточная норма витамина А составляет 1,5 мг. (3) Витамин А участвует в образовании зрительного пигмента родопсина. (4) При недостатке витамина А у человека возникает куриная слепота – отсутствие зрения в сумерках. (5) Витамин А является жирорастворимым витамином. (6) Излишки витамина А вызывают гипервитаминоз, характеризующийся тошнотой, головными болями и слабостью.

346


Известно, что водорастворимый витамин С содержится в растительной пище. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к данному описанию этого витамина. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам. (1) Витамин С называют аскорбиновой кислотой. (2) Отсутствие витамина С вызывает цингу, которая по латыни называется «скорбут». (3) Суточная норма витамина С составляет 100 мг. (4) Витамин С содержится в свежих овощах, ягодах и фруктах. (5) Водорастворимые витамины не накапливаются в организме. (6) Употребление в пищу растений, богатых витамином С, способствует укреплению десен, зубов, стенок сосудов и повышает иммунитет.

456



© Д.В.Поздняков, 2009-2020