Оболочка, вода, осмос

Оболочка, вода, осмос

Оболочка клетки состоит из плазматической мембраны и надмембранного комплекса.

Плазматическая мембрана состоит из:
1) двойного слоя фосфолипидов (фосфолипиды повернуты неполярными хвостами друг к другу, а полярными головками к окружающей воде);
2) мембранных белков

Функции плазматической мембраны

1) Барьерная – отделяет содержимое клетки от внешней среды.
2) Транспортная – обеспечивает транспорт веществ.
Мембрана обладает избирательной проницаемостью (регулирует обмен веществ между клеткой и окружающей средой). Регуляцию осуществляют мембранные белки:

3) Рецепторная (сигнальная) – мембранные белки при изменении условий снаружи клетки или при присоединении какого-либо сигнального вещества (гормона, нейромедиатора) обратимо денатурируют и передают сигнал в клетку.
4) Ферментативная – например, пищеварительные ферменты встроены в мембрану клеток кишечника, ферменты фотосинтеза встроены в мембрану цианобактерии и т.п.

Транспорт веществ через мембрану

1) ПАССИВНЫЙ ТРАНСПОРТ идет без затрат энергии.

2) АКТИВНЫЙ ТРАНСПОРТ идёт с затратой энергии АТФ.

Надмембранный комплекс

У ЖИВОТНЫХ КЛЕТОК на поверхности плазматической мембраны имеется слой углеводов, который называется гликокаликс. Углеводы (гликолипиды), входящие в состав гликокаликса, специфичны для каждого типа клеток; благодаря этому клетки могут распознавать соседние клетки.

У ВСЕХ, КРОМЕ ЖИВОТНЫХ, снаружи от плазматической мембраны имеется твердая клеточная стенка. У растений она состоит из целлюлозы (клетчатки), у грибов из хитина, у бактерий из муреина. Клеточная стенка обеспечивает защиту клетки, опору и тургор.

Тургор – это состояние, когда вода за счет осмоса надувает клетку изнутри, и клеточная стенка напрягается, клетка становится упругой. Если растительная клетка находится в пересолённом растворе, то вода наоборот, выходит из клетки наружу и происходит плазмолиз (отход протопласта от клеточной стенки).

Вода

Живые организмы в основном состоят из воды (70-80% массы).
1. Благодаря маленьким дипольным молекулам вода является лучшим растворителем для полярных (гидрофильных) веществ. В растворенном состоянии вещества транспортируются по организму и очень быстро реагируют между собой.
2. Вещества, на поверхности которых нет полных или частичных зарядов (гидрофобные), не могут взаимодействовать с молекулами воды, вода их выталкивает (жир, бензин). На этом основаны строение и работа биологических мембран.
3. За счет большого количества водородных связей вода обладает аномальной высокой теплотой испарения (при испарении поглощает много тепла) и теплоемкостью (может поглотить много тепла и при этом почти не нагреться). За первого происходит охлаждение организмов (при испарении пота, транспирации), за счет второго в клетке и в водной среде обитания не бывает резких перепадов температуры.


Дополнительные материалы

 ВИДЕО-УРОК  ПО ДАННОЙ ТЕМЕ: ссылка для донов, ссылка для мастер-группы
 ФАКУЛЬТАТИВ  ПО ТЕМЕ "ВОДА": ссылка для донов, ссылка для мастер-группы

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Вода, Осмос, Функции цитоскелета, лежащего под мембраной, Мембранный транспорт, Электрическая функция мембраны


ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

МЕМБРАНА КРОМЕ
1. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания строения и свойств цитоплазматической мембраны эукариотической клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) участвует в процессе энергетического обмена
2) на ней происходит фотолиз воды
3) у животной клетки имеется гликокаликс
4) образована билипидным слоем и белками
5) обладает полупроницаемостью

12


2. Все перечисленные ниже признаки, кроме трех, используются для описания плазматической мембраны растительных клеток. Определите три признака, «выпадающих» из этого списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) имеет белковые каналы для активного транспорта
2) содержит полисахарид целлюлозу
3) выполняет барьерную функцию
4) содержит гликокаликс
5) участвует в синтезе белков
6) содержит фосфолипиды

245


Плазматическая мембрана
МЕМБРАНА КРОМЕ РИС.
1. Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания строения, функций изображенной клеточной структуры. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) придает клетке жесткую форму
2) отграничивает клетку от окружающей среды
3) обеспечивает фагоцитоз
4) служит матрицей для синтеза РНК
5) обладает избирательной полупроницаемостью

14


Плазматическая мембрана
2. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображенной на рисунке структуры клетки. Определите два признака, выпадающих из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) состоит из двух слоев белков и липидов между ними
2) в состав входят фосфолипиды
3) холестерин придает прочность
4) липиды осуществляют транспортную функцию
5) не пропускает крупные и заряженные молекулы

14


Плазматическая мембрана
3. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке структуры клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обладает избирательной проницаемостью
2) состоит из гликогена и белков
3) встроенные белки выполняют разнообразные функции
4) имеет гидрофобные и гидрофильные участки
5) отсутствует у всех прокариотических клеток

25


МЕМБРАНА СТРОЕНИЕ
1. Все перечисленные вещества, кроме двух, входят в состав клеточной мембраны. Определите два вещества, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) фосфолипиды
2) стероиды
3) структурные полисахара
4) нуклеиновые кислоты
5) белки

34


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Плазматическая мембрана животной клетки состоит из
1) митохондрий
2) рибосом
3) двух слоев липидов
4) молекул белков
5) двух слоев углеводов
6) углеводов, образующих гликокаликс

346


Установите последовательность увеличения уровня организации структур клетки, начиная с наименьшей. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) молекула глицерина
2) липидный бислой
3) фосфолипид
4) цитоплазма клетки
5) мембрана ЭПС

13254



МЕМБРАНА СТРОЕНИЕ РИС.
Все перечисленные ниже понятия, кроме двух, используются для описания структуры клетки, обозначенной на рисунке вопросительным знаком. Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) белки
2) фосфолипиды
3) транспорт веществ
4) рибосомы
5) целлюлозная оболочка

45


МЕМБРАНА ФУНКЦИИ
1. Выберите три варианта. Какие функции выполняет в клетке плазматическая мембрана?

1) придает клетке жесткую форму
2) отграничивает цитоплазму от окружающей среды
3) служит матрицей для синтеза иРНК
4) обеспечивает поступление в клетку ионов и мелких молекул
5) обеспечивает передвижение веществ в клетке
6) участвует в поглощении веществ клеткой

246


2. Выберите три правильных варианта. Какие из перечисленных функций выполняет плазматическая мембрана клетки?
1) участвует в синтезе липидов
2) осуществляет активный транспорт веществ
3) участвует в процессе фагоцитоза
4) участвует в процессе пиноцитоза
5) является местом синтеза мембранных белков
6) координирует процесс деления клетки

234


Плазматическая мембрана
МЕМБРАНА ФУНКЦИИ РИС
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Функции клеточной структуры, изображенной на рисунке:

1) формирует пищеварительные вакуоли
2) взаимодействует с сигнальными молекулами
3) обеспечивает активный транспорт кислорода
4) формирует клеточную стенку
5) участвует в экскреции веществ
6) образует цитоскелет

125


Плазматическая мембрана
Установите соответствие между описаниями и структурами, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) структура, отвечающая за транспорт веществ
Б) головки фосфолипидов
В) мембранный белок (выберите наименьшую цифру)

743


Плазматическая мембрана
Установите соответствие между описаниями и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 1-4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) гликопротеид
Б) олигосахарид
В) гидрофобные концы
Г) фосфолипидные головки
Д) обеспечивает узнавание и формирование контактов между клетками
Е) участвует в активном транспорте веществ

312413


Плазматическая мембрана
Установите соответствие между описаниями и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) обеспечивает транспорт ионов
Б) состоят из остатков жирных кислот
В) сигнальный олигосахарид
Г) гидрофобные хвосты
Д) структура для коммуникации между клетками
Е) компонент гликокаликса

231311


МЕМБРАНА - СТЕНКА
Установите соответствие между функциями и структурами клетки: 1) клеточная мембрана, 2) клеточная стенка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) избирательная проницаемость
Б) активный транспорт
В) поддержание формы клетки
Г) придает жесткость клетки
Д) способность к фагоцитозу

11221



МЕМБРАНА - АГ
Установите соответствие между функциями клеточных структур и структурами, изображёнными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) осуществляет активный транспорт веществ
Б) изолирует клетку от окружающей среды
В) обладает избирательной проницаемостью
Г) образует секреторные пузырьки
Д) распределяет вещества клетки по органеллам
Е) участвует в образовании лизосом

111222


ТРАНСПОРТ
1. Все приведенные ниже примеры, кроме двух, характеризуют перенос веществ без затрат энергии. Определите два примера, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) перенос углекислого газа
2) перенос глюкозы в извитом канальце
3) путем диффузии
4) калий-натриевый насос
5) перенос кислорода в легких

24


ФАГОЦИТОЗ
Установите соответствие между клетками и способностью к фагоцитозу: 1) способны 2) не способны. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) амёба
Б) лейкоциты
В) хлорелла
Г) мукор
Д) инфузория
Е) хламидомонада

112212


1. Установите последовательность процессов, происходящих в клетке амёбы при питании. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) слияние фагоцитозного пузырька с лизосомой
2) впячивание плазматической мембраны с частицами пищи
3) отделение мембранного пузырька с частицей пищи внутрь клетки
4) замыкание плазматической мембраны с образованием фагоцитозного пузырька
5) расщепление биополимеров пищи до мономеров

24315


2. Установите последовательность процесса фагоцитоза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) гидролитическое расщепление веществ под действием ферментов
2) образование фагоцитозного пузырька и продвижение его внутрь клетки
3) слияние лизосомы с фагоцитозным пузырьком
4) обволакивание плазматической мембраной пищевой частицы
5) поступление мономеров в цитоплазму клетки

42315


3. Установите последовательность процессов, происходящих при фагоцитозе
1) поступление мономеров в цитоплазму
2) захват клеточной мембраной питательных веществ
3) гидролиз полимеров до мономеров
4) образование фагоцитозного пузырька внутри клетки
5) слияние фагоцитозного пузырька с лизосомой

24531


4. Установите последовательность событий при поглощении патогена фагоцитом. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) эндоцитоз
2) ферменты лизосомы разрушают патоген
3) псевдоподии фагоцита окружают патоген
4) вакуоль сливается с лизосомой
5) экзоцитоз

31425


5. Установите последовательность этапов, происходящих при захвате твердых частиц клеткой в процессе эндоцитоза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) отсоединение мембранного пузырька от мембраны клетки
2) слияние фагоцитозного пузырька с лизосомой
3) приближение частиц к мембране клетки
4) полное окружение частиц плазмалеммой
5) впячивание мембраны клетки

35412


Фагоцитоз
Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используют для описания процесса, изображённого на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) фотосинтез
2) гликолиз
3) мембранный транспорт
4) эндоцитоз
5) фагоцитоз

12


ОСМОС
1. Экспериментатор поместил кусочек кожицы лука в раствор с высокой концентрацией хлорида калия. Как изменится

А) объем содержимого клеток (протопласта),
Б) концентрация белков в клетках,
В) содержание воды в клетках?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

212


2. Экспериментатор поместил кусочек печени кролика в дистиллированную воду. Как изменится:
А) объем клеток печени,
Б) концентрация солей в клетках печени,
В) объем дистиллированной воды через минуту после начала эксперимента?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

122


3. Экспериментатор поместил клетки кожицы лука в гипертонический раствор. Как изменится:
А) концентрация солей в клетках кожицы лука,
Б) количество воды в клетках кожицы лука,
В) тургор в клетках кожицы лука?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

122


4. Экспериментатор нанёс каплю дистиллированной воды на предметное стекло с микропрепаратом кожицы лука, клетки которого находились в состоянии плазмолиза. Как при этом изменились в клетках кожицы лука
А) солёность цитоплазмы,
Б) объём цитоплазмы,
В) тургорное давление?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

211


5. Экспериментатор взял три одинаковых кусочка сырого картофеля. Один кусочек он положил в концентрированный раствор сахарозы, другой - в концентрированный раствор поваренной соли, третий - в концентрированный раствор пищевой соды. Как изменится
А) концентрация соли в первом кусочке картофеля,
Б) концентрация соли во втором кусочке картофеля,
В) концентрация соли в третьем кусочке картофеля?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

111


Фагоцитоз
Рассмотрите рисунок. Определите (А) наблюдаемое явление, (Б) раствор, в котором находится эритроцит, (В) концентрацию хлорида натрия в растворе. Для каждой буквы выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
1) деплазмолиз
2) гипотонический
3) гемолиз
4) физиологический
5) более 0,9%
6) гипертонический
7) плазмолиз
8) менее 0,9%

328


ВОДА
Выберите три варианта. Какие особенности строения и свойств воды определяют её функции в клетке?

1) способность образовывать водородные связи
2) наличие в молекулах макроэргических связей
3) полярность молекулы
4) высокая теплоёмкость
5) способность образовывать ионные связи
6) способность выделять энергию при расщеплении

134


Выберите из перечисленных ниже функций две, которые выполняет вода. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) энергетическая
2) каталитическая
3) cтруктурная
4) гормональная
5) транспортная

35


Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания физических свойств воды. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обладает высокой теплоёмкостью
2) находится в трёх агрегатных состояниях
3) максимальную плотность имеет при 0 °С
4) не проводит электрический ток
5) обладает высоким поверхностным натяжением

34



© Д.В.Поздняков, 2009-2020