Независимое наследование

Независимое наследование

Разберем классическое скрещивание АаBb х АаBb

КАК ПИСАТЬ ГАМЕТЫ: делаем таблицу, по горизонтали пишем все варианты одного гена, по вертикали – все варианты другого гена, на пересечениях получаем гаметы.

  А а
B АВ аB
b Аb аb

КАК ПИСАТЬ СКРЕЩИВАНИЯ: делаем решетку Пеннета, по горизонтали пишем все гаметы одного родителя, по вертикали – все гаметы другого родителя, на пересечениях получаем детей.

  AB Ab aB ab
  AB   AABB
желтый
гладкий
AABb
желтый
гладкий
AaBB
желтый
гладкий
AaBb
желтый
гладкий
Ab AABb
желтый
гладкий
AAbb
желтый
морщин.
AaBb
желтый
гладкий
Aabb
желтый
морщин.
aB AaBB
желтый
гладкий
AaBb
желтый
гладкий
aaBB
зеленый
гладкий
aaBb
зеленый
гладкий
ab AaBb
желтый
гладкий
Aabb
желтый
морщин.
aaBb
зеленый
гладкий
aabb
зеленый
морщин.
В итоге получается:

9 (AАВВ, 2AABb, 2AaBB, 4AaBb) – желтые гладкие
3 (AAbb, 2Aabb) – желтые морщинистые
3 (aaBB, 2aaBb) – зеленые гладкие
1 aabb – зеленые морщинистые

Общее количество желтых горошин составило 9+3=12, общее количество зеленых 3+1=4; 12:4 – это 3:1; с гладкими/морщинистыми горошинами получилось то же самое. То есть произошло отдельное расщепление по цвету 3:1 и отдельное расщепление по форме 3:1, а потом два эти расщепления как бы «наложились» друг на друга.

ТРЕТИЙ ЗАКОН МЕНДЕЛЯ (ЗАКОН НЕЗАВИСИМОГО НАСЛЕДОВАНИЯ): «Расщепление по каждой паре признаков происходит независимо от других пар признаков». (Цитологической основой независимого наследования является независимое расхождение хромосом в анафазе I мейоза.)

Третий закон Менделя позволяет рассматривать расщепление каждого признака отдельно от другого признака. Можно упростить себе работу с решеткой Пеннета: скрестить отдельно Аа х Аа и отдельно Bb x Bb (это просто, можно делать в уме), а потом в таблицу внести уже результаты этих скрещиваний:

  2Aа
  BB   AABB
желтый
гладкий
2AaBB
желтый
гладкий
aaBB
зеленый
гладкий
2Bb 2AABb
желтый
гладкий
4AaBb
желтый
гладкий
2aaBb
зеленый
гладкий
bb AAbb
желтый
морщин.
2Aabb
желтый
морщин.
aabb
зеленый
морщин.

Дополнительные материалы

 ВИДЕО-УРОК  ПО ДАННОЙ ТЕМЕ: ссылка для донов, ссылка для мастер-группы

 РАЗБОР ЗАДАЧ: 
1) рассматриваем признаки по отдельности ссылка для донов, ссылка для мастер-группы

ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Третий закон Менделя


ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

ГЕНОТИП
Приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания дигетерозиготного генотипа. Определите эти две характеристики, «выпадающие» из общего списка и запишите цифры, под которыми они записаны.

1) содержит разные аллели одного гена
2) имеет доминантный и рецессивный аллели гена
3) включает две пары генов альтернативных признаков
4) при гаметогенезе образуется один тип гамет
5) представлен двумя парами неаллельных рецессивных генов

45


Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания дигомозиготного генотипа организма. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) образование гамет с двумя доминантными аллелями разных генов
2) наличие в генотипе доминантного и рецессивного аллелей одного гена
3) формирование разных видов гамет
4) проявление двух рецессивных признаков у организмов
5) отсутствие расщепления в анализирующем скрещивании

23


МОНОГИБРИДНОЕ - ДИГИБРИДНОЕ
1. Установите соответствие между соотношением фенотипов и типом скрещивания, для которого оно характерно: 1) моногибридное, 2) дигибридное (гены не сцеплены)

А) 1:2:1
Б) 9:3:3:1
В) 1:1:1:1
Г) 3:1

1221


2. Установите соответствие между характеристиками и видами скрещивания: 1) моногибридное, 2) дигибридное. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Исследуемый признак определяется двумя аллелями
Б) Гибриды второго поколения дают расщепление по генотипам 1:2:1
В) Во втором поколении количество особей с рецессивным признаком составляет 1/16
Г) Расщепление по каждой паре признаков идёт в отношении 3:1
Д) Во втором поколении образуются четыре фенотипические группы
Е) При неполном доминировании одного признака фенотипическое отношение у гибридов равно 1:2:1

112221


Все перечисленные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания методов моногибридного скрещивания. Определите два метода, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Отбирают особей, отличающихся по двум и более признакам.
2) Отбирают особей, отличающихся по двум разным признакам.
3) Отбирают особей, отличающихся по одному признаку.
4) Для получения гибридов первого поколения отбирают чистые линии растений.
5) Для получения гибридов первого поколения проводится перекрёстное опыление растений.

12


Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания дигибридного скрещивания. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для скрещивания отбираются особи, отличающиеся по двум парам признаков.
2) Гены, определяющие развитие двух пар признаков, находятся в негомологичных хромосомах.
3) Для первого скрещивания отбираются чистые линии.
4) Гибриды второго поколения дают расщепление по генотипам 9:3:3:1.
5) Гибридные особи первого поколения дают восемь типов гамет.

45


Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания дигибридного скрещивания гороха при независимом наследовании и полном доминировании. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) количество групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом
2) расщепление по фенотипу происходит в соотношении 9:3:3:1
3) гены разных признаков находятся в разных хромосомах
4) формирование разных типов гамет обусловлено кроссинговером
5) образуется четыре фенотипических класса потомков в соотношении 1:1:1:1

14


Установите последовательность действий исследователя при дигибридном скрещивании растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) скрещивание дигомозиготных особей с альтернативными проявлениями признаков
2) гибридизация гибридов F1
3) отбор родительских особей с двумя парами альтернативных проявлений признаков
4) получение единообразного потомства
5) образование фенотипического расщепления 9:3:3:1

31425


ЗАКОНЫ МЕНДЕЛЯ
Все приведённые ниже законы, кроме двух, являются законами наследственности Г. Менделя. Найдите два закона, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) единообразие гибридов первого поколения
2) независимое наследование признаков
3) наследование признаков, сцепленных с полом
4) расщепление признаков
5) сцепленное наследование признаков

35


СКОЛЬКО ТИПОВ ГАМЕТ ПРИ НЕЗАВИСИМОМ НАСЛЕДОВАНИИ - ДИГЕТЕРОЗИГОТА
1. Сколько типов гамет образует при независимом наследовании признаков особь, полученная при скрещивании чистой линии гороха с желтыми гладкими семенами и чистой линии гороха с зелеными морщинистыми семенами? Ответ запишите в виде цифры.

4


2. Сколько типов гамет образует дигетерозиготная особь при независимом наследовании признаков?

4


СКОЛЬКО ТИПОВ ГАМЕТ ПРИ НЕЗАВИСИМОМ НАСЛЕДОВАНИИ - ДРУГОЕ
Сколько типов гамет образуют особи с генотипом АаВВ? В ответе запишите только соответствующее число.

2


Сколько типов гамет образуют особи с генотипами ААВb, АаBb и ААВВ при независимом наследовании признаков? В ответе запишите три числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.)

241


Сколько типов гамет образует дигомозиготная особь? В ответе запишите только соответствующее число.

1


СКРЕЩИВАНИЕ ДОМИНАНТНОЙ ДИГОМОЗИГОТЫ - СКОЛЬКО ГЕНОТИПОВ
1. Сколько генотипов у потомков может получиться в анализирующем скрещивании растения томата, дигомозиготного по доминантным признакам формы плодов и окраски плодов при независимом наследовании признаков? Ответ запишите в виде числа.

1


2. Сколько генотипов получится у потомства при скрещивании дигомозиготного по доминантным аллелям и дигомозиготного по рецессивным аллелям организмов? Ответ запишите в виде числа.

1


СКРЕЩИВАНИЕ ДОМИНАНТНОЙ ДИГОМОЗИГОТЫ - СКОЛЬКО ФЕНОТИПОВ
1. Сколько фенотипических групп получится при скрещивании двух дигомозиготных особей с разными фенотипами (гены расположены в разных хромосомах). В ответе запишите только соответствующее число.

1


2. Сколько фенотипических групп образуется при анализирующем скрещивании дигомозиготы?

1


3. Сколько вариантов фенотипов получится у потомков при дигибридном скрещивании моногомозиготного по рецессивному и дигомозиготного по доминантным аллелям организмов при полном доминировании? Ответ запишите в виде числа.

1


4. Сколько вариантов фенотипов получится у потомков при дигибридном скрещивании моногомозиготного по доминантному аллелю и дигомозиготного по доминантным аллелям организмов при полном доминировании? Ответ запишите в виде числа.

1


АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ МОНОГОМОЗИГОТЫ - СКОЛЬКО ГЕНОТИПОВ
1. Сколько разных генотипов может получиться при самоопылении растения томата, гомозиготного по рецессивному признаку формы плодов и гетерозиготного по окраске плодов, при полном доминировании и независимом наследовании признаков? Ответ запишите в виде числа.

3


2. Сколько разных генотипов может получиться при скрещивании растения овса, гомозиготного по гену позднеспелости и гетерозиготному по гену нормального роста, с растением овса, гетерозиготного по гену позднеспелости и гомозиготного по гену гигантского роста при полном доминировании и независимом наследовании признаков? Ответ запишите в виде числа.

4


3. Сколько разных генотипов получится у потомства при анализирующем скрещивании организма с генотипом АаBB (полное доминирование и независимое наследование признаков)? В ответе запишите только количество генотипов.

2


4. Сколько вариантов генотипов получится у потомства при дигибридном скрещивании моногомозиготного по доминантному аллелю и дигомозиготного по рецессивным аллелям организмов? Ответ запишите в виде числа.

2


АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ МОНОГОМОЗИГОТЫ - СООТНОШЕНИЕ ГЕНОТИПОВ
Определите соотношение генотипов в потомстве, полученном при анализирующем скрещивании, если генотип одного из родителей – ААBb. Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных по убыванию.

11


СКРЕЩИВАНИЕ ДВУХ МОНОГЕТЕРОЗИГОТ - РАСЩЕПЛЕНИЕ
Определите фенотипическое расщепление при дигибридном скрещивании моногетерозиготных организмов, имеющих одинаковый генотип. Доминантные гены полностью доминируют над рецессивными. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр в порядке возрастания.

13


АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ ДИГЕТЕРОЗИГОТЫ - СКОЛЬКО ГЕНОТИПОВ
1. Сколько разных генотипов получится в потомстве при скрещивании дигетерозиготного и дигомозиготного по рецессивным аллелям организмов при независимом наследовании? Ответ запишите в виде числа.

4


2. Сколько генотипов может получиться у потомков в анализирующем скрещивании дигетерозиготного овса при независимом наследовании признаков? Ответ запишите в виде числа.

4


3. Сколько вариантов генотипов получится у потомков в анализирующем скрещивании дигетерозиготной самки дрозофилы при независимом наследовании признаков? В ответе запишите только соответствующее число.

4


АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ ДИГЕТЕРОЗИГОТЫ - СООТНОШЕНИЕ ГЕНОТИПОВ
1. Определите соотношение генотипов в потомстве при анализирующем скрещивании, если генотип родительской особи – АаBb при полном доминировании и независимом наследовании признаков. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся генотипов (без дополнительных знаков).

1111


2. Определите соотношение генотипов в анализирующем скрещивании дигетерозиготного организма. Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных в порядке уменьшения.

1111


3. При скрещивании гетерозиготных растений томата с красными и круглыми плодами с рецессивными по обоим признакам особями (красные А и круглые В - доминантные признаки) появится потомство с генотипами АаBb, aaBb, Aabb, aabb. Запишите соотношение этих генотипов в виде последовательности цифр, расположенных по убыванию.

1111


4. Определите соотношение генотипов у потомков при анализирующем скрещивании дигетерозиготного растения гороха с жёлтыми гладкими семенами. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся генотипов, в порядке их убывания.

1111


5. Определите соотношение генотипов потомков в анализирующем скрещивании дигетерозиготной самки дрозофилы при независимом наследовании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся генотипов.

1111


АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ ДИГЕТЕРОЗИГОТЫ - СКОЛЬКО ФЕНОТИПОВ
1. Сколько разных фенотипов у потомков может получиться в анализирующем скрещивании растения томата, дигетерозиготного по признакам формы и окраски плодов, при независимом наследовании признаков? Ответ запишите в виде числа.

4


2. Сколько фенотипов проявится у гибридов при скрещивании дигетерозиготного растения гороха с гомозиготным по рецессивным признакам растением, если признаки наследуются независимо друг от друга, а доминирование полное? В ответе запишите только соответствующее число.

4


3. Сколько разных фенотипов может получиться у возможного потомства в анализирующем скрещивании дигетерозиготной чёрной хохлатой курицы при аутосомном независимом наследовании признаков? Ответ запишите в виде числа.

4


АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ ДИГЕТЕРОЗИГОТЫ - СООТНОШЕНИЕ ФЕНОТИПОВ
1. Определите соотношение фенотипов у потомков при скрещивании дигетерозиготного растения тыквы с белыми круглыми плодами и дигомозигогного растения с желтыми удлиненными плодами при полном доминировании и независимом наследовании признаков. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

1111


2. Определите соотношение фенотипов у потомков при дигибридном скрещивании гомозиготного по обоим признакам организма (ааbb) с дигетерозиготным организмом. Гены не сцеплены. Доминирование полное. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов.

1111


3. Определите соотношение фенотипов у потомков при анализирующем скрещивании дигетерозиготного организма при полном доминировании и независимом наследовании генов. Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных в порядке убывания.

1111


4. Определите соотношение фенотипов у потомков в анализирующем скрещивании дигетерозиготной чёрной хохлатой курицы при независимом наследовании признаков. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

1111


5. Определите соотношение фенотипов потомков в анализирующем скрещивании дигетерозиготной самки мухи дрозофилы при независимом наследовании генов. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов.

1111


6. Определите соотношение фенотипов в потомстве от анализирующего скрещивания дигетерозиготы, если пары генов независимо контролируют развитие разных признаков, доминирование в каждой паре полное. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся генотипов, в порядке их убывания.

1111


7. Определите соотношение фенотипов у потомков при скрещивании дигетерозиготного растения гороха с растением, гомозиготным по рецессивным признакам. Гены двух признаков расположены в разных парах хромосом. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов.

1111


АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ ДИГЕТЕРОЗИГОТ - ВЕРОЯТНОСТЬ
1. Определите вероятность (%) получения потомства с дигомозиготным рецессивным генотипом в анализирующем скрещивании дигетерозиготного организма при независимом наследовании признаков. Ответ запишите в виде числа.

25


2. Определите вероятность (%) рождения особи с обоими рецессивными признаками при анализирующем скрещивании дигетерозиготы, если признаки наследуются независимо. Ответ запишите в виде числа.

25


СКРЕЩИВАНИЕ ДВУХ ДИГЕТЕРОЗИГОТ - СКОЛЬКО ФЕНОТИПОВ
1. Сколько фенотипических групп получится при самоопылении дигетерозиготного растения гороха с желтыми гладкими семенами? В ответе запишите только соответствующее число.

4


СКРЕЩИВАНИЕ ДВУХ ДИГЕТЕРОЗИГОТ - СООТНОШЕНИЕ ФЕНОТИПОВ
1. Какое соотношение фенотипов получится при скрещивании двух дигетерозигот при полном доминировании и независимом наследовании генов? Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке их убывания.

9331


2. Определите соотношение фенотипов у потомков при дигибридном скрещивании двух дигетерозиготных организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

9331


3. Определите соотношение фенотипов в потомстве при скрещивании самок и самцов с генотипами АаBb, если учесть, что гены не сцеплены друг с другом и наблюдается полное доминирование. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

9331


4. Определите соотношение фенотипов у потомков при скрещивании двух дигетерозигот дрозофил с серым телом и нормальной формой крыльев (гены находятся в разных парах аутосом). Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных в порядке убывания.

9331


5. Определите соотношение фенотипов при самоопылении дигетерозиготного растения гороха при полном доминировании и независимом наследовании признаков. Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке их убывания.

9331


6. Определите соотношение фенотипов в потомстве от скрещивания двух дигетерозиготных организмов, если пары генов независимо контролируют развитие разных признаков, доминирование в каждой паре полное. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

9331


СКРЕЩИВАНИЕ ДВУХ ДИГЕТЕРОЗИГОТ - ВЕРОЯТНОСТЬ
Какова вероятность (%) получения дигомозиготного потомства в скрещивании двух дигетерозиготных организмов? В ответе запишите только соответствующее число.

25


СЛОЖНААА - СКОЛЬКО ФЕНОТИПОВ
1. Сколько разных фенотипических групп может получиться при самоопылении томата, гомозиготного по рецессивному признаку формы плодов и гетерозиготного по окраске плодов при полном доминировании и независимом наследовании признаков? Ответ запишите в виде числа.

2


2. Какое количество фенотипических классов получится в потомстве при анализирующем скрещивании организма с генотипом АаВbсс при независимом наследовании признаков? В ответе запишите только количество фенотипических классов.

4


СЛОЖНААА - СООТНОШЕНИЕ ФЕНОТИПОВ
1. Скрестили растение томата с красными круглыми плодами с растением с желтыми овальными плодами. Овальная форма плода и его красная окраска доминируют. Скрещиваемые растения являются гетерозиготами по признакам, содержащим доминантные аллели. Определите соотношение фенотипов в потомстве. Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных в порядке уменьшения.

1111


2. При каком соотношении фенотипов в F2 при дигибридном скрещивании проявляется закон независимого наследования признаков? Запишите цифры в порядке уменьшения.

9331


СЛУЧАЙНАЯ ЗАДАЧА, ОПРЕДЕЛИТЬ ВЕРОЯТНОСТЬ
1. У фасоли желтая окраска бобов доминирует над зеленой, а черная окраска семян - над белой. Определите вероятность (в %) появления растений фасоли с зелеными бобами и белыми семенами при самоопылении дигомозиготного растения с желтыми бобами и черными семенами. В ответ запишите только соответствующее число.

0


2. У человека карий цвет глаз (А) и одна из форм близорукости (В) – аутосомные признаки. Определите вероятность (в %) рождения голубоглазого ребенка с нормальным зрением, если его родители кареглазые с нормальным зрением (гомозиготы по обеим парам признаков). В ответе запишите только соответствующее число.

0


3. Женщина с длинными ресницами и широкими бровями, отец которой имел короткие ресницы и узкие брови, вышла замуж за мужчину с доминантными признаками, гомозиготными по обоим аллелям, в семье родился ребенок с длинными ресницами и широкими бровями. Какова вероятность (в процентах) рождения в этой семье детей с таким же фенотипом, как у матери, при полном доминировании и независимом наследовании признаков? В ответ запишите только число.

100


4. Укажите какой процент детей, будет иметь коричневую шерсть и нормальную длину ног, если отец Ааbb, а мать aaBb (А - черная шерсть, а - коричневая шерсть, B - короткие ноги, b - нормальные ноги).

25


5. С какой вероятностью появится гладкошёрстная белая морская свинка, если скрещивается дигетерозиготная чёрная с волнистой шерстью самка с белым гладкошёрстным самцом? В ответе запишите только соответствующее число.

25


6. Определите вероятность в процентах рождения сына с I группой крови и отрицательным резусом от брака гетерозиготной женщины с III группой крови и отрицательным резусом и мужчины с I группой крови и положительным резусом, гомозиготным по этому признаку. В ответе запишите только соответствующее число.

0



© Д.В.Поздняков, 2009-2020