Введение в генетику

Введение в генетику

Ген – это участок ДНК, отвечающий за определенный признак (например, ген цвета гороха). Каждый ген представлен несколькими вариантами – аллелями. Например, ген цвета гороха имеет два аллеля – желтый и зеленый.


У организмов с двойным (диплоидным) набором хромосом каждый ген имеется в двух экземплярах – один от отца, другой от матери. Такие пары генов называются аллельными генами, они находятся в одинаковых участках (локусах) гомологичных хромосом.


Гомозигота – это состояние, когда аллельные гены одинаковы (например, и от матери, и от отца получен ген желтого цвета). Гетерозигота – состояние, когда аллельные гены разные. Обычно в гетерозиготе проявляется только один ген из аллельной пары (доминантный ген, А), а другой ген скрывается (рецессивный ген, а). Поэтому гетерозигота Аа имеет доминантный признак (в случае с горохом – желтый).

Первый закон Менделя
(закон единообразия, закон доминирования)

При скрещивании чистых линий (гомозигот) все потомство получается одинаковое (единообразие первого поколения, расщепления нет).


Р ♀АА х ♂аа
желтый зеленый
G А а
F1 Aa
желтый

У всех потомков первого поколения (F1) проявляется доминантный признак (желтый горох), а рецессивный признак (зеленый горох) находится в скрытом состоянии.

Второй закон Менделя (закон расщепления)

При самоопылении гибридов первого поколения (при скрещивании двух гетерозигот) в потомстве получается расщепление 3:1 (75% доминантного признака, 25% рецессивного признака).


Р ♀Аа х ♂Аа
желтый желтый
G А, а А, а
F1 АА, 2Aa, аа
желтый,  зеленый
3 1

Анализирующее скрещивание

При скрещивании гетерозиготы Aa с рецессивной гомозиготой aa получается расщепление 1:1 (50% / 50%).


Р ♀Аа х ♂аа
желтый зеленый
G А, а а
F1 Аа, аа
желтый,  зеленый
1 1

Моногибридные расщепления

1) Расщепления нет (все дети одинаковые) – скрещивали двух гомозигот АА х аа (первый закон Менделя).


2) Расщепление 3:1 (75% / 25%) – скрещивали двух гетерозигот Аа х Аа (второй закон Менделя).


3) Расщепление 1:1 (50% / 50%) – скрещивали гетерозиготу и рецессивную гомозиготу Аа х аа (анализирующее скрещивание).


4) Расщепление 1:2:1 (25% / 50% / 25%) – скрещивали двух гетерозигот Аа х Аа при неполном доминировании.


Дополнительные материалы

 ВИДЕО-УРОК  ПО ДАННОЙ ТЕМЕ: ссылка для донов, ссылка для мастер-группы

ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Генетические мужики, Мендель, Аллельные гены, Три главных моногибридных расщепления, Способы взаимодействия аллельных генов + ещё два моногибридных расщепления


ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

МЕНДЕЛЬ
Установите последовательность этапов работы, проведенной Г. Менделем при постановке эксперимента по моногибридному скрещиванию. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) формулирование закона расщепления признаков
2) расщепление признаков у гибридов второго поколения
3) скрещивание родительских растений с альтернативным признаком
4) скрещивание гибридов первого поколения
5) подбор чистых линий родительских особей

53421


ГИБРИДОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД
Установите последовательность действий исследователя при использовании гибридологического метода. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) гибридизация единообразного потомства
2) отбор чистых линий
3) получение гибридного поколения F1
4) скрещивание родительских особей с альтернативными признаками
5) количественный учет полученных результатов расщепления

24315


АЛЛЕЛЬ
Сколько аллелей одного гена содержит яйцеклетка цветкового растения? В ответе запишите только соответствующее число.

1


ГОМОЗИГОТА - ГЕТЕРОЗИГОТА
1. Установите соответствие между характеристикой генотипа и его видом: 1) гетерозиготный, 2) гомозиготный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) образует два типа гамет
Б) наличие двух доминантных аллелей гена
В) наличие доминантного и рецессивного аллелей гена
Г) образуется один тип гамет
Д) дает расщепление признаков у потомков
Е) зигота содержит два рецессивных аллеля гена

121212


2. Установите соответствие между характеристикой особи и её генотипом: 1) гомозиготный, 2) гетерозиготный
А) не даёт расщепления в потомстве
Б) имеет оба доминантных аллельных гена
В) в потомстве происходит расщепление признаков
Г) генотип содержит альтернативные гены
Д) имеет оба рецессивных аллельных гена
Е) образует разные типы гамет

112212


3. Установите соответствие между характеристиками и видами генотипов: 1) гомозиготный, 2) гетерозиготный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) содержит разные аллели одного гена
Б) имеет две Х-хромосомы, содержащие доминантные аллели
В) имеет доминантный и рецессивный аллели одного гена
Г) содержит гены, отвечающие за проявление альтернативных признаков
Д) состоит из рецессивных аллельных генов
Е) образует гаметы одного типа

212211


ГАМЕТЫ
Сколько типов гамет образует особь, гетерозиготная по одному гену, и гомозиготная по рецессиву по другому гену?

2


Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых ниже характеристик используются для описания моногибридного скрещивания гетерозигот?
1) каждый родитель производит два типа гамет
2) в потомстве образуются четыре фенотипических класса
3) основной генотипический класс в потомстве – гетерозиготы
4) расщепление по генотипу и по фенотипу всегда одинаково
5) при полном доминировании соблюдается второй закон Менделя
6) расщепление по фенотипу – 9:3:3:1

135


НАСЛЕДОВАНИЕ ДОМИНАНТНОГО ГЕНА
1. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания наследования доминантного аутосомного гена. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) проявляется у потомков в случае наличия признака у родителей
2) находится в X-хромосоме
3) проявляется у доминантных гомозигот
4) фенотипически не проявляется у гетерозиготных организмов
5) подавляет рецессивный аллель этого гена

24


2. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания наследования доминантного аутосомного гена. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проявляется у гетерозиготных организмов
2) находится в Х-хромосоме
3) определяется нормой реакции признака
4) подавляет рецессивный аллель этого гена
5) фенотипически проявляется у доминантных гомозигот

23


НАСЛЕДОВАНИЕ РЕЦЕССИВНОГО ГЕНА
1. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания наследования рецессивного аутосомного аллеля у человека. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) проявляется примерно с равной вероятностью у женских и мужских потомков
2) проявляется у всех потомков в семье
3) сцеплен с Х-хромосомой
4) вероятность проявления возрастает в близкородственных браках
5) расположен в неполовой хромосоме

23


2. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания наследования рецессивного аутосомного гена альбинизма у человека. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) не проявляется у гетерозиготных организмов
2) находится в Х-хромосоме
3) определяется нормой реакции признака
4) подавляется доминантным аллелем этого гена
5) фенотипически выражается у рецессивных гомозигот

23


3. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания рецессивного аутосомного аллеля. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проявляется в фенотипе гетерозигот
2) находится в У-хромосоме
3) проявляется в фенотипе чистой линии
4) подавляется доминантным аллелем
5) содержится у гетерозигот

12


Установите соответствие между утверждениями и их правильностью: 1) правильно, 2) неправильно. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Если не происходит новых мутаций, то в браке резус-отрицательного мужчины и резус-отрицательной женщины не может родиться резусположительный ребёнок.
Б) Особь, имеющая рецессивный фенотип, гомозиготна по рецессивной аллели.
В) Если в потомстве имеется ребенок с аутосомно-рецессивным фенотипом, то это значит, что оба родителя имели рецессивный ген.

111


АА х аа: ВЕРОЯТНОСТЬ ГФ, СООТНОШЕНИЕ ГФ, КОЛИЧЕСТВО ГФ
КОЛИЧЕСТВО ГЕНОТИПОВ АА х аа
Сколько генотипов получится в анализирующем скрещивании гомозиготного по доминантному признаку организма? Ответ запишите в виде числа.

1


АА х Аа: ВЕРОЯТНОСТЬ ГФ, СООТНОШЕНИЕ ГФ, КОЛИЧЕСТВО ГФ
КОЛИЧЕСТВО ГЕНОТИПОВ АА х аа
Какова вероятность (%) появления гетерозиготного потомства при скрещивании особей с генотипами АА и Аа? Ответ запишите в виде числа.

50


Аа х Аа: ВЕРОЯТНОСТЬ ГФ, СООТНОШЕНИЕ ГФ, КОЛИЧЕСТВО ГФ
ВЕРОЯТНОСТЬ ГЕНОТИПА ПРИ СКРЕЩИВАНИИ Аа х Аа
1. Определите вероятность в процентах появления рецессивной гомозиготы в потомстве от скрещивания гетерозиготных растений при полном доминировании. Ответ запишите в виде числа.

25


2. Какое количество гетерозигот (%) возможно в потомстве при моногибридном скрещивании двух гетерозигот? В ответе запишите только соответствующее число.

50


ВЕРОЯТНОСТЬ ДОМИНАНТНОГО ФЕНОТИПА ПРИ СКРЕЩИВАНИИ Аа х Аа
1. Определите вероятность (%) получения потомков с доминантным проявлением признака в моногибридном скрещивании гетерозиготных гибридов между собой при полном доминировании этого признака. Ответ запишите в виде числа.

75


2. Фенилкетонурия наследуется как рецессивный признак. Определите вероятность рождения здоровых детей у гетерозиготных по этому признаку родителей. Ответ запишите в %.

75


3. Определите вероятность (%) рождения правши в семье, где оба родителя праворукие гетерозиготы. Ответ запишите в виде числа.

75


ВЕРОЯТНОСТЬ РЕЦЕССИВНОГО ФЕНОТИПА ПРИ СКРЕЩИВАНИИ Аа х Аа
1. Какова процентная доля карликовых форм при самоопылении гетерозиготного высокорослого растения гороха (высокий стебель – А)? В ответе запишите только число процентов.

25


2. Какова вероятность рождения у темноволосых родителей (Аа) детей со светлыми волосами (темный цвет доминирует над светлым)? Ответ запишите в виде только числа.

25


3. У кур наличие гребня (С) доминирует над его отсутствием (с). При скрещивании гетерозиготных петуха и курицы, имеющих гребни, какой процент цыплят будет без гребня? В ответе укажите только число.

25


4. Какова вероятность (в %) появления потомства с рецессивным признаком при самоопылении гетерозиготных растений? В ответе запишите только соответствующее число.

25


5. Определите вероятность (%) получения потомков с рецессивным проявлением признака в моногибридном скрещивании гетерозиготных гибридов между собой. Ответ запишите в виде числа.

25


СООТНОШЕНИЕ ГЕНОТИПОВ Аа х Аа

1. Какое соотношение генотипов получится при скрещивании двух гетерозигот при полном доминировании? Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке их убывания.

211


2. Определите соотношение генотипов в потомстве при скрещивании Аа х Аа. В ответе запишите последовательность цифр в порядке уменьшения.

211


3. Определите соотношение генотипов у потомства, образовавшегося при скрещивании двух гетерозиготных растений тыквы с желтыми плодами при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных в порядке уменьшения.

211


4. Определите соотношение по генотипу в потомстве при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов. Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке их убывания.

211


5. Какое соотношение генотипов у потомков может получиться при самоопылении растения томата, гетерозиготного по признаку формы плодов? Ответ запишите в виде последовательности чисел, показывающих соотношение получившихся генотипов, в порядке их убывания.

211


6. Какое соотношение генотипов у потомков может получиться при самоопылении растения томата, гетерозиготного по признаку формы плодов? Ответ запишите в виде последовательности чисел, показывающих соотношение получившихся генотипов, в порядке их убывания.

211


СООТНОШЕНИЕ ФЕНОТИПОВ Аа х Аа
1. Определите соотношение фенотипов у гибридов, полученных в результате скрещивания родительских форм с генотипами Аа х Аа. Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных в порядке убывания.

31


2. Определите соотношение фенотипов у потомства, образовавшегося при скрещивании двух гетерозиготных растений тыквы с желтыми плодами при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение фенотипов, в порядке их убывания.

31


3. Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

31


4. Определите соотношение фенотипов у потомков при самоопылении гетерозиготы при моногибридном скрещивании и полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

31


5. Какое соотношение фенотипов в потомстве может получиться при скрещивании гетерозиготных высоких растений гороха при полном доминировании признака? Ответ запишите в виде последовательности чисел, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

31


КОЛИЧЕСТВО ГЕНОТИПОВ Аа х Аа
Сколько разных генотипов может получиться у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных черных кроликов. Ответ запишите в виде числа.

3


КОЛИЧЕСТВО ФЕНОТИПОВ Аа х Аа
1. Какое число фенотипов образуется в потомстве при скрещивании Aa x Aa в случае полного доминирования? В ответе укажите только число.

2


2. Сколько фенотипов у потомков может получиться при самоопылении растения душистого горошка, гетерозиготного по признаку окраски плодов, при полном доминировании этого признака? Ответ запишите в виде числа.

2


3. Сколько разных фенотипов потомков получится при скрещивании гетерозиготных дрозофил с серой окраской тела при полном доминировании? В ответ запишите только количество фенотипов.

2


Аа х аа: ВЕРОЯТНОСТЬ ГФ, СООТНОШЕНИЕ ГФ, КОЛИЧЕСТВО ГФ
ВЕРОЯТНОСТЬ ГЕНОТИПА ПРИ СКРЕЩИВАНИИ Аа х аа
1. Какова вероятность (в %) рождения гомозиготного потомства при скрещивании гомозиготного и гетерозиготного организмов? В ответе запишите только целое число.

50


2. Какова вероятность (в %) рождения гетерозиготного потомства при скрещивании гомозиготного и гетерозиготного организмов? В ответе запишите только целое число.

50


3. Определите вероятность (%) получения гомозиготного по рецессивному аллелю потомства в моногибридном анализирующем скрещивании гетерозиготных растений флокса с белыми цветками. Ответ запишите в виде числа.

50


ВЕРОЯТНОСТЬ ФЕНОТИПА ПРИ СКРЕЩИВАНИИ Аа х аа
1. С какой вероятностью у потомков может проявиться патологический ген, если скрещивается организм, гетерозиготный по данному признаку (гены не сцеплены), с организмом, имеющим рецессивный генотип по данному признаку? Ответ запишите в виде числа (в %), показывающего искомую вероятность.

50


2. Исследуемая особь имеет темный цвет волос и является гомозиготной по данному признаку. При проведении анализирующего скрещивания, какова вероятность рождения потомства со светлым цветом волос (А - темный цвет волос, а - светлый цвет волос)? В ответе укажите только число.

0


3. Какова вероятность (%) получения коричневых щенков в моногибридном анализирующем скрещивании гетерозиготной чёрной собаки при полном доминировании признака? Ответ запишите в виде числа.

50


4. Миоплегия (приступы паралича конечностей) передается по наследству как доминантный признак. Определите (в %) вероятность рождения детей с аномалиями в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией. В ответе запишите только соответствующее число.

50


СООТНОШЕНИЕ ГЕНОТИПОВ Аа х аа
1. Определите соотношение генотипов у потомков при скрещивании гетерозиготного и гомозиготного по рецессивному аллелю организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных в порядке убывания.

11


2. Определите соотношение генотипов при скрещивании гетерозиготного растения гороха с гладкими семенами и растения с морщинистыми семенами. Ответ запишите в виде цифр, показывающих соотношение получившихся генотипов, расположенных в порядке уменьшения.

11


3. Определите соотношение генотипов у потомков при моногибридном скрещивании гомо- и гетерозиготного организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся генотипов.

11


СООТНОШЕНИЕ ФЕНОТИПОВ Аа х аа
1. У морских свинок ген черной окраски доминирует над геном белой окраски. Определите соотношение фенотипов у потомков, полученных в результате скрещивания гетерозиготной самки и белого самца. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов.

11


2. Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании гетерозиготной особи с гомозиготной особью, имеющей фенотипическое проявление рецессивного признака. Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных по убыванию.

11


3. Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании гетерозиготной особи с гомозиготной рецессивной. Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных по убыванию.

11


КОЛИЧЕСТВО ГЕНОТИПОВ Аа х аа
1. Сколько разных генотипов получится в потомстве черной гетерозиготной самки кролика и белого самца? Ответ запишите в виде числа.

2


2. Сколько генотипов получится в потомстве при анализирующем моногибридном скрещивании гетерозиготного организма? Ответ запишите в виде числа.

2


КОЛИЧЕСТВО ФЕНОТИПОВ Аа х аа
1. Сколько фенотипов получится у потомства при анализирующем моногибридном скрещивании гетерозиготного организма? В ответе запишите только соответствующее число.

2


2. Сколько разных фенотипов получится при скрещивании черной гетерозиготной самки и белого самца кролика? В ответе запишите только соответствующее число.

2


3. Сколько фенотипов может получиться в потомстве у овса при моногибридном скрещивании, если скрестить рецессивное (раннеспелое) растение с гетерозиготной (позднеспелой) особью? Ответ запишите в виде числа.

2


4. Сколько разных фенотипов потомков образуется в анализирующем скрещивании гетерозиготного растения гороха с желтыми семенами? В ответе запишите только количество фенотипов.

2


5. Сколько фенотипов у потомков может получиться при моногибридном скрещивании растения овса, гомозиготного по рецессивному аллелю раннеспелости, и гетерозиготного позднеспелого растения. Ответ запишите в виде числа.

2


СЛОЖНОСФОРМУЛИРОВАНО
Скрестили растения чистых линий томата с округлыми и грушевидными плодами (А – округлая форма плодов). Получившихся потомков в F1 скрестили между собой. Определите соотношение потомков по фенотипу во втором (F2) поколении при полном доминировании признака. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

31


От скрещивания чёрных кроликов в потомстве появились семь чёрных и два белых кролика. Какая вероятность получения белых кроликов от последующих скрещиваний этих же родителей? Ответ запишите в виде числа, показывающего вероятность получения белых кроликов в последующих поколениях в %.

25


Определите соотношение фенотипов у гибридов второго поколения при моногибридном скрещивании (полное доминирование). В ответе запишите последовательность цифр, показывающую соотношение полученных фенотипов, в порядке убывания.

31


Определите вероятность (в %) гибели от анемии ребенка, родившегося в браке гомозиготных по рецессивному аллелю родителей, если эта форма анемии наследуется как аутосомный доминантный признак. В ответ запишите только соответствующее число.

0


Скрещивание мышей
Рассмотрите схемы скрещиваний, представленных на рисунке, и определите соотношение фенотипов в F2. В ответе запишите последовательность цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке убывания.

31


Аа х Аа
1. Приведенные ниже утверждения, кроме двух, используются для описания результатов скрещивания особей с генотипами Аа х Аа при полном доминировании. Определите эти два утверждения, выпадающие из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) 75% потомков имеют в фенотипе рецессивный признак
2) соотношение фенотипов составило 3:1
3) проявляется закон расщепления признаков
4) расщепление по генотипу составило 1:2:1
5) 25% потомков имеют доминантный признак в фенотипе

15


2. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания моногибридного скрещивания гетерозигот при полном доминировании. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) потомство является фенотипически однообразным
2) наблюдается расщепление по генотипу 1 : 2 : 1
3) родительские особи образуют по два типа гамет
4) в потомстве 25% имеют гетерозиготный генотип
5) в потомстве 75% имеют доминантный фенотип

14


АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ
1. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используются для описания результатов анализирующего скрещивания особи с генотипом Аа. Определите эти две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) число потомков с рецессивным генотипом составляет 75%
2) соотношение фенотипов составило 1 : 1
3) проявляется сцепление генов
4) вторая родительская особь имеет генотип - аа
5) среди потомков 50% имеют доминантный признак в фенотипе

13


2. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания анализирующего скрещивания. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) скрещивание проводится с рецессивными особями по всем генам
2) наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении 9:3:3:1
3) исследуются генотипы особей с доминантными признаками
4) если исследуемая особь гетерозиготна, то наблюдается расщепление
5) проявление признаков обусловлено несколькими генами

25


ТЕКСТ
1. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Исследования Г. Менделя». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки.
(1) В своих исследованиях Г. Мендель использовал гибридологический метод. (2) Для скрещивания он отбирал чистые линии гороха. (3) Чистые линии были получены путем перекрестного опыления растений. (4) В своих исследованиях ученый использовал растения с альтернативными признаками. (5) Альтернативными называют признаки, гены которых расположены в одной хромосоме. (6) К альтернативным у гороха относят окраску и форму семян. (7) Законы, открытые Г. Менделем, выполняются только в тех случаях, если гены находятся в разных парах гомологичных хромосом.

356


2. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. (1) В классической генетике широко используется несколько методов: гибридологический, цитогенетический, генеалогический и др. (2) Генеалогический метод, используемый в генетике, разработал Г. Мендель. (3) При скрещивании чистых линий гороха с альтернативными признаками Мендель получал потомство с признаками только одного родителя. (4) Такое потомство называют гомозиготным. (5) На основании полученных результатов Г. Мендель вывел закон единообразия гибридов первого поколения. (6) В целях выявления генотипа особи с доминантными признаками используют анализирующее скрещивание. (7) Если все потомство F1 в анализирующем скрещивании будет иметь доминантный фенотип, значит, генотип исследуемого родителя гетерозиготный - Аа.

247


3. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. (1) Г. Мендель скрещивал две чистые линии растений гороха. (2) Они отличались по двум признакам – жёлтому и зелёному цвету семян. (3) В первом поколении от скрещивания этих линий появились растения, дающие только плоды с жёлтыми семенами. (4) Во втором поколении, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, появились растения как с жёлтыми, так и с зелёными семенами. (5) При этом половина гибридов давали жёлтые семена. (6) Окраску семян, проявившуюся в двух поколениях гибридов (жёлтую), назвали рецессивной. (7) По результатам первого скрещивания Г. Менделем было сформулировано правило доминирования, или закон единообразия гибридов первого поколения.

256


4. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. (1) Ген — это участок молекулы иРНК, определяющий первичную структуру белка и соответствующий признак организма. (2) Гены, хранящие информацию о разных проявлениях одного признака, называются аллельными. (3) Признаки, определяемые двумя аллельными генами, называются доминантными. (4) Особи, несущие разные по проявлению аллельные гены, называются гетерозиготными. (5) Гетерозиготные особи образуют гаметы одного сорта. (6) Гаметы, несущие разные аллели одного гена, образуются в результате мейотического деления клеток животных. (7) Наследование, при котором разные аллели распределяются по разным гаметам, называется независимым.

135



© Д.В.Поздняков, 2009-2020