Задание №21 ЕГЭ-2017

Задание №21 ЕГЭ



Задания

График
Проанализируйте график «Вариационная кривая изменчивости костных лучей в хвостовом плавнике камбалы». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) преобладают особи с максимальным значением признака
2) особей с небольшим числом костных лучей большинство
3) всего исследовано 138 особей
4) наибольшее число особей имеют семь костных лучей
5) средняя варианта признака проявляется у 100 особей

4


График
Проанализируйте график «Вариационная кривая изменчивости числа краевых цветков в соцветии хризантемы». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) большинство соцветий имеет семь краевых цветков
2) среднее значение признака проявляется у большинства соцветий
3) максимальное число краевых цветков у соцветий равно 15
4) наибольшее число соцветий имеют максимальное значение признака
5) анализ проведен у 15 особей растений

123


График
Проанализируйте график «Выживание муфлона в Лондонском зоопарке». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) исследована группа животных, состоящая из 79 особей
2) три четыре особи проживают 118 месяцев
3) родившиеся особи часто гибнут на третьем году жизни
4) большая часть особей доживает до восьми лет
5) в исходной популяции средний возраст особей составляет один год

12


График
Изучите график зависимости количества проросших семян определённой массы (3–4 мг) от продолжительности нахождения семян в почве (по оси х отложено время (в днях), а по оси у – количество проросших семян от общего их числа (в %)). Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа предложенного графика.
1) Чем больше семена находятся в земле, тем лучше их всхожесть.
2) На 11 день прорастают 15% семян.
3) После 10 дня зависимость прорастания семян от продолжительности нахождения в земле становится обратно пропорциональной.
4) Семена начинают всходить на 4-6 день.
5) На 8 день всхожесть семян максимальная.

34


График
Изучите график зависимости скорости фотосинтеза от различных факторов. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа предложенного графика. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) скорость фотосинтеза при интенсивности освещения возрастает
2) скорость фотосинтеза не зависит от концентрации угарного газа
3) все реакции фотосинтеза катализируются ферментами, для которых оптимальная температура 25 градусов.

13


График
Проанализируйте график «Динамика численности зайцев и хищников». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) между хищниками происходит конкуренция
2) численность жертвы изменяет численность хищника
3) в 1946 году наблюдалась самая высокая численность волков
4) численность хищников возрастает прямо пропорционально численности жертв
5) высота пиков популяционных волн жертв и хищника совпадают

23


Таблица
Проанализируйте таблицу «Число долгожителей мужчин и женщин в период с 1940 - по 1952 годы». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа данных таблицы. Каково соотношение числа мужчин и женщин долгожителей в период с 1940 по 1945 гг.?
1) примерно одинаковое и составляет 1:1
2) женщин в два раза больше, чем мужчин
3) средний возраст женщин составляет 100 лет
4) наибольшее число женщин на одного мужчину приходится на 1942 год
5) на одного мужчину приходится примерно 4-5 женщин

45


Таблица
Проанализируйте таблицу «Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) Оптимальное количество яиц в кладке, позволяющее сохранить численность скворцов, – 5.
2) Гибель птенцов объясняется случайными факторами.
3) Чем меньше в кладке яиц, тем эффективнее забота о потомстве.
4) Чем больше птенцов в гнезде, тем чаще родители кормят каждого из птенцов.
5) Количество яиц в кладке зависит от климатических факторов и наличия корма.

13


График
Изучите график, отражающий распределение семян тыквы по их величине. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа предложенного графика. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) Чем сильнее отклонение от средней величины признака, тем меньше частота встречаемости этого признака.
2) Вариационная кривая графика – это графическое выражение характера изменчивости признака.
3) Средняя величина признака не встречается в природных популяциях.
4) Средняя величина признака – это отклонение от нормы.

12


Таблица
Пользуясь таблицей «Химический состав морской воды и сыворотки крови» и знаниями из курса биологии, выберите верные утверждения. Химический состав морской воды и сыворотки крови
1) Натрия, калия и кислорода в морской воде меньше, чем в сыворотке крови.
2) Хлор преобладает и в составе морской воды, и в составе сыворотки крови.
3) Натрий, калий и кислород содержатся в сыворотке крови, но отсутствуют в морской воде.
4) Количество хлора в сыворотке не значительно.
5) Кальций преобладает и в составе морской воды, и в составе сыворотки крови.

12


График
Проанализируйте график «Динамика численности зайцев и хищников». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) хищники не являются конкурентами
2) изменения численности жертвы опережает изменение численности хищника
3) в 1950 году наблюдалась самая низкая численность жертвы
4) при низкой численности зайцев увеличивается численность рыси
5) небольшая численность хищников повышает численность зайцев

25


График
Проанализируйте график «Вариационная кривая изменчивости числа краевых цветков в соцветии хризантемы». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) большинство соцветий содержат по семь краевых цветков
2) исследовано более 500 соцветий хризантемы
3) максимальное число краевых цветков у соцветий равно 12
4) наибольшее число соцветий имеют минимальное значение признака
5) анализ проведен у 16 особей растений

12


График
Проанализируйте график «Вариационная кривая изменчивости костных лучей в хвостовом плавнике камбалы». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) преобладают особи с минимальным значением признака
2) особей с небольшим числом костных лучей 60
3) большинство особей имеют семь костных лучей
4) наибольшее число костных лучей составляет 10
5) средняя варианта признака проявляется у 130 особей

35


Таблица
Проанализируйте таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека» и сделайте выводы. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) Концентрация калия практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу.
2) Белки, жиры и гликоген отфильтровываются сразу и не попадают в первичную мочу.
3) Глюкоза отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной.
4) Первичная и вторичная моча идентичны по составу.
5) Концентрация мочевины в плазме крови и во вторичной моче не отличаются.

23


Таблица
Пользуясь таблицей «Относительное содержание основных химических элементов», выберите правильные суждения.
1) У животных и растений наблюдается сходство химического состава.
2) У вселенной и растений наблюдается сходство химического состава.
3) Доля железа как металла достигает в живых организмах максимальной величины.
4) Ионы железа входят в состав гемоглобина.
5) Доля магния как металла достигает в живых организмах максимальной величины.

13


График
Изучите график стабилизирующего отбора. Выберите утверждения, которые соответствуют характеристике стабилизирующего естественного отбора. В ответе запишите номера выбранных утверждений.
1) отбор особей со средним значением признака в популяции
2) сохранение неизменности признака за счет неменяющихся условий обитания
3) отбор в пользу гетерозигот
4) отбор особей с полезными признаками в новых изменившихся условиях среды
5) отбор приводит к полиморфизму в популяции

12


График
Проанализируйте график «Выживание муфлона в Лондонском зоопарке». Выберите утверждения, которые можно cформулировать на основании анализа представленных данных.
1) с увеличением возраста особей число выживших уменьшается
2) половина из родившихся особей проживают 100 месяцев
3) гибель особей постепенно нарастает
4) большая часть особей доживает до десяти лет
5) в исследуемой группе животных средний возраст составляет 2 года

13


График
Изучите график ферментативной реакции. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа предложенного графика. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) При повышении температуры скорость ферментативной реакции постоянно возрастает.
2) Скорость ферментативной реакции оптимальна при температуре около 36 градусов.
3) При понижении температуры от 25 градусов скорость реакции резко снижается.

23


График
Изучите график «Движущая форма естественного отбора». Выберете номера утверждений, которые характеризуют данную форму отбора.
1) действует в условиях долго не меняющейся среды
2) обеспечивает закрепление нового признака организмов
3) сохраняет особи с полезными отклонениями
4) сохраняет особи с нормой реакции, установившейся на длительное время

23


График
Проанализируйте график «Вариационная кривая, отражающая распределение семян тыквы по их величине». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основе анализа таблицы.
1) размер семян 14-15 мм – максимальный размер
2) реже всего встречаются семена размером от 11 до 12 мм
3) наиболее часто встречаются семена среднего размера
4) средний размер семян колеблется в пределах 14-15 мм
5) семян белее 19 мм не бывает в природе

34


График
Проанализируйте график динамики частоты пульса в покое в условиях высокогорья. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1) сначала увеличивается, а потом снижается
2) остается неизменной в указанном интервале
3) медленно растет в указанном интервале температур
4) восстановление пульса происходит на 31-й день
5) снижается на всем указанном интервале

14


График
Проанализируйте график, отражающий колебания численности биомассы насекомых в течение года. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основа Вашего анализа.
1) Биомасса насекомых и их численность связаны между собой.
2) В конце осени биомасса насекомых резко уменьшается.
3) Период размножения насекомых начинается в мае.
4) Наибольшая численность насекомых приходится на осень и весну.
5) Зиму насекомые проводят в спячке.

24


График
Изучите график разрывающего (дизруптивного) отбора. Выберите утверждения, которые соответствуют характеристике разрывающего естественного отбора. В ответе запишите номера выбранных утверждений.
1) отбор особей со средним значением признака в популяции
2) деление популяции на несколько групп, обитающих на одной территории
3) отбор в пользу дигетерозигот
4) сохранение неизменности признака за счет неменяющихся условий обитания

2


График
Изучите график зависимости скорости реакции от концентрации фермента. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа предложенного графика. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1. Скорость ферментативной реакции не зависит от концентрации фермента.
2. Скорость ферментативной реакции существенно зависит от концентрации фермента.
3. При повышении концентрации фермента скорость реакции повышается.

23


Таблица
Проанализируйте таблицу «Число долгожителей мужчин и женщин в период с 1940 по 1952 годы». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа данных таблицы. Каково соотношение числа мужчин и женщин долгожителей в период с 1947 по 1950 гг.?
1) примерно одинаковое и составляет 1 : 1
2) мужчин больше, чем женщин
3) женщин примерно в 5 раз больше, чем мужчин
4) соотношение женщин и мужчин составляет 1 : 17
5) на одного мужчину приходится примерно 6 женщин

35


Таблица
Проанализируйте график изменения численности зайцев и рыси. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) В 1886 году численность зайцев резко сократилась, по сравнению с 1885 годом
2) Увеличение численности рыси не влияет на численность зайцев
3) Изменение численности зайцев напрямую связано с численностью рыси
4) Максимальная численность зайцев была зафиксирована в 1886 году
5) Численность рыси в 1887 году составила 600 особей

34


Таблица
Проанализируйте таблицу «Количество влаги для прорастания семян» и сделайте выводы. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) Для прорастания семян ржи необходима 100% влажность
2) Наименьшее количество влаги необходимо кукурузе
3) Для проращивания семян льна их заливают водой
4) Для проращивания семян кукурузы влажность должна составлять половину от максимума
5) Наименьшее количество влаги необходимо просу.

345


График
Проанализируйте график зависимости числа случаев кариеса от среднего количества сахара, потребляемого на душу населения в разных странах. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных предложений.
1) частота встречаемости кариеса не зависит от количества потребляемого сахара
2) умеренное потребление сахара (2 ч. ложки в день) практически не способствует развитию кариеса
3) в цивилизованных странах кариес встречается реже
4) чем больше потребляется в стране сахара, тем чаще в ней встречается кариес
5) потребление сахара в мире постоянно растет

24


Таблица
Проанализируйте таблицу показателей индекса массы тела (ИМТ) и сделайте выводы. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) У первого исследуемого выраженный дефицит массы
2) У второго и третьего исследуемого нет дефицита массы
3) У первого и третьего исследуемого приемлемый ИМТ
4) У третьего исследуемого ожирение третьей степени
5) У второго исследуемого нет избыточного веса

25


Таблица
Испытуемым демонстрировались цифры разных цветови чёрно-белые изображения разной сложности. Фиксировалось время, необходимое испытуемому, чтобы распознать и назвать объект. Проанализируйте таблицу «Время, необходимое для узнавания тест-изображения». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) Чем проще объект, тем меньше света необходимо для его узнавания.
2) Время узнавания цифр не зависит от их цвета.
3) Чёрные объекты распознаются быстрее цветных.
4) Цветные цифры распознаются быстрее, чем сложное изображение.
5) В сумерках распознавание цветного объекта ослабевает.

34


Таблица
Проанализируйте таблицу «Функция почек во время беременности». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) По показателям мочи можно определить наличие проблем со здоровьем.
2) Самая большая нагрузка на почки наблюдается в первом триместре беременности.
3) Почечный кровоток зависит от возраста женщины.
4) По концентрации глюкозы в моче здоровой женщины можно судить о сроках беременности.
5) Содержание белка в моче беременных женщин зависит от наличия воспаления.

24


Гистограмма
Проанализируйте гистограмму состава рациона животного Z. По оси х расположены таксоны позвоночных животных, которыми питается животное Z, а по оси у – их количество в рационе. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа гистограммы. Животное Z относят к
1) всеядным животным
2) консументам II порядка
3) производителям органических веществ
4) полуводным животным
5) обитателям тундры

24


График
Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений. Скорость размножения бактерий
1) всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды
2) зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии
3) зависит от генетической программы организма
4) в интервале от 20 до 36 °С повышается
5) уменьшается при температуре выше 36 °С в связи с денатурацией части белков в клетке бактерии

45


График
Проанализируйте график зависимости скорости от температуры. Выберите утверждния, которые можно сформулировать на основе анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1) исследуется фермент теплокровного животного
2) при повышении температуры происходит денатурация ферментов
3) фермент наиболее активен при температуре 38 градусов
4) все ферменты являются белками
5) скорость ферментативной реакции зависит от температуры

35


График
Проанализируйте график изменения концентрации глюкозы в крови после приема пищи. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1) У больных диабетом концентрация глюкозы достигает максимума быстрее
2) При норме максимальная концентрация глюкозы достигается к 90 минуте
3) При норме, к 150 минуте концентрация глюкозы возвращается к исходному значению
4) При диабете концентрация глюкозы с 30 по 60 минуту не изменяется
5) При нарушении толерантности к глюкозе концентрация глюкозы не возвращается к исходному значению за 150 минут

135


График
Проанализируйте график рождаемости и смертности в России в период с 1990 по 2009 годы и сделайте выводы.
1) В 1990 году было наибольшее количество родившихся людей
2) В период с 1990 до 1999 наблюдалось падение рождаемости
3) В период с 1997 до 2003 наблюдается рост смертности
4) В период с 1992 до 2009 рождаемость преобладала над смертностью
5) В период с 2000 до 2002 рождаемость росла, а смертность снижалась

123


График
Проанализируйте график изменения интенсивности роста проростков кукурузы при различных температурах. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1) Максимальная интенсивность роста достигается при 35 °С
2) Резкое падение интенсивности роста наблюдается в интервале температур от 32 до 48 °С
3) Температуры выше 32 °С негативно сказываются на росте проростков кукурузы
4) При температуре 32 °С достигается максимальная интенсивность роста равная 12 условным единицам
5) На интенсивность роста проростков кукурузы практически не оказывает влияние температура окружающей среды

23


Таблица
Проанализируйте таблицу сноса яиц курицами в разное время года и сделайте выводы.
1) Летом курицы несут меньше яиц чем зимой
2) Количество яиц, сносимых курицей напрямую зависит от времени года
3) Количество яиц напрямую зависит от условий содержания курицы
4) В курятнике 1 и курятнике 2 одинаковые условия содержания куриц
5) В курятнике 1 строгие условия содержания: регуляция температуры, влажности, освещенности
6) В курятнике 2 строгие условия содержания: регуляция температуры, влажности, освещенности

35


Таблица
Проанализируйте таблицу «Процессы в ЖКТ». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) 1,5-2,0
2) 5,4-7,0
3) Жиры
4) Белки, жиры, углеводы
5) Ротовая полость
6) Слепая кишка

154


Таблица
Проанализируйте таблицу «Число устьиц на 1 квадратный миллиметр листа» и сделайте выводы.
1) Устьица нужны для испарения воды и газообмена с окружающей средой.
2) У злаков число устьиц на обеих поверхностях листа примерно одинаково.
3) Кувшинка – водное растение, устьица находятся только на нижней стороне листа, и испарение происходит через его поверхность.
4) Слива и яблоня имеют устьица только на нижней стороне листа.
5) Количество и условия расположения устьиц не зависит от места произрастания растения

24


График
Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у – длина насекомого (в см)). Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа предложенного графика. Запишите в ответ номера выбранных утверждений.
1) Рост насекомого происходит плавно, без видимых скачков.
2) Вторая линька приходится на 14-15 день
3) Рост очень резкий на протяжении всего времени.
4) Между 26 и 30 днями наблюдается линька.
5) Периоды покоя насекомого сменяются резким ростом.

25


Таблица
Проанализируйте таблицу «Выживание куропаток». Выберите утверждения. Которые можно сформулировать на основе анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) максимальная выживаемость достигается ко второму году жизни
2) смертность куропаток прямо пропорциональна возрасту
3) большую часть жизни смертность составляет около трети от числа особей данного возраста
4) на 6-10 году жизни выживаемость растет
5) минимальная выживаемость в начале и в конце жизни особей вида

35


График
Проанализируйте график «Зависимость активности ферментов от температуры». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основе анализа этого графика. Запишите в ответе номера выбранных утверждений. Активность фермента:
1) зависит от его количества и температуры среды
2) максимальна при температуре 43 градуса
3) равна нулю при 11 градусах
4) с повышением температуры выше 46 градусов резко падает
5) оптимальна в диапазоне 36–46 градусов

245


График
Проанализируйте график «Скорость роста» и сделайте выводы.
1) чем больше особей в популяции, тем выше скорость ее роста
2) чем меньше особей в популяции, тем выше скорость ее роста
3) рост числа особей в популяции постоянен
4) максимальная скорость роста наблюдается при численности особей – от 400 до 600.

4


Таблица
Проанализируйте таблицу «Зависимость кислородной емкости крови млекопитающих от высоты над уровнем моря». Выбери те утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1) у животных с одинаковым количеством эритроцитов в 1мм3 крови одинаковое содержание в них гемоглобина
2) между высотой над уровнем моря и количеством эритроцитов в 1мм3 крови существует обратно пропорциональная зависимость
3) между высотой над уровнем моря и количеством эритроцитов в 1мм3 крови существует прямо пропорциональная зависимость
4) между количеством эритроцитов в 1мм3 крови и содержанием в них гемоглобина существует прямо пропорциональная зависимость
5) у животных, живущих на одинаковой высоте, может быть разное количество эритроцитов в 1мм3 крови, но всегда одинаковое содержание в них гемоглобина

34


Таблица
Проанализируйте таблицу «Изменение скорости размножения бактерий за определенное время». Выбери те утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1) скорость размножения бактерий в обеих колбах в течение всего эксперимента одинакова
2) в колбе №2 питательная среда истощилась быстрее, чем в колбе №1
3) скорость размножения бактерий в обеих колбах в начале эксперимента одинакова, затем снижается в колбе №1
4) в колбы поместили разное количество бактерий: в колбу №1 – 9, в колбу №2 - 10
5) скорость размножения бактерий зависит от их количества

34


Таблица
Проанализируйте таблицу ""Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха"". Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1) Состав альвеолярного воздуха значительно отличается от состава вдыхаемого воздуха: в нем меньше кислорода (14,2%), большое количество углекислого газа (5,2%), а содержание азота практически одинаково, так как он не принимает участия в дыхании.
2) В выдыхаемом воздухе кислорода содержится меньше, чем в альвеолярном.
3) Количество углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе практически не меняется.
4) Количество азота во выдыхаемом и вдыхаемом воздухе практически не меняется.
5) Пребывание человека в плохо проветриваемом помещении вызывает снижение работоспособности, головную боль и учащенное дыхание.

14


Таблица
Проанализируйте таблицу «Выживание птенцов сороки обыкновенной». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) чем больше яиц в кладке, тем больше вылупляется из них птенцов
2) в среднем сорока откладывает 7 яиц
3) не все птенцы вылупляются из яиц, в среднем появляется 5 птенцов
4) все вылупившиеся птенцы выживают
5) сорока откладывает яйца в разные дни (по 1 яйцу в день), и поэтому птенцы в гнезде разновозрастные

23


График
Проанализируйте график зависимости работоспособности человека от температуры окружающей среды (х – температура среды в °С, у – относительная работоспособность в %). Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1) сначала незначительно растет, а потом снижается
2) остается неизменной в указанном температурном интервале
3) медленно растет в указанном интервале температур
4) работоспособность у человека резко снижается
5) снижается на всем указанном интервале

14


График
Проанализируйте график изменения активности фермента каталазы у пчел в течение года. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) активность фермента каталазы у пчел не зависит от времени года
2) весной и осенью у пчел происходит увеличение активности фермента каталазы
3) максимальная активность фермента каталазы у пчел приходится на зимние месяцы
4) весной и осенью у пчел происходит снижение активности фермента каталазы
5) минимальная активность фермента каталазы у пчел приходится на летние месяцы

345


График
Проанализируйте график изменения количества жира в теле насекомого в период активности (х – месяцы периода активности, у – количество жира в баллах). Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) в первой половине июня насекомое интенсивно использует запасы жира
2) наиболее интенсивное накопление жира происходит в июле-августе
3) в апреле и мае количество жира не изменяется
4) интенсивное снижение количества жира в теле насекомого приходится на июнь-июль
5) количество жира в теле насекомого зависит от случайных факторов среды

24


Таблица
Проанализируйте таблицу «Содержание соланина в различных сортах картофеля». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) соланин – ядовитое вещество, вызывающее отравления
2) наибольшее количество соланина накапливается в листьях, стеблях и плодах картофеля
3) по сравнению с мякотью клубня соланина накапливается больше в глазках
4) массовые отравления соланином препятствовали распространению картофеля в России в XVIII веке
5) соланин накапливается при неправильном хранении картофеля

23


Таблица
Проанализируйте таблицу «Количество генетического материала». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) редукция числа хромосом происходит в анафазе второго деления мейоза
2) удвоение молекул ДНК происходит в интерфазе в синтетическом периоде
3) в профазе первого деления происходят коньюгация и кроссинговер
4) в результате деления образуется четыре клетки
5) редукция числа хромосом происходит в анафазе первого деления мейоза

25


График
Проанализируйте график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) сначала растет, а потом снижается
2) остается неизменной в указанном температурном интервале
3) медленно растет в указанном интервале температур
4) максимальная скорость химической реакции в живом организме наблюдается при температуре 37-39 °С
5) снижается на всем указанном интервале

14


Таблица
Проанализируйте таблицу «Потребление кислорода в зависимости от размеров млекопитающих». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) чем больше масса животного, тем больше кислороды оно употребляет
2) минимальное количество кислорода требуется кенгуру
3) максимальное количество кислорода требуется землеройке
4) между массой животного и его потребностью в кислороде существует прямая пропорциональная зависимость
5) чем меньше масса животного, тем больше кислорода потребляет животное

35


График
Проанализируйте график, отражающий смену простейших в сенном настое: 1 – жгутиковые, 2 – инфузории кольноды, 3 – парамеции, 4 – брюхоресничные инфузории, 5 – амебы, 6 - сувойки. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) первыми доминируют жгутиковые
2) на 10-22 сутки доминируют инфузории кольноды
3) парамеции не доминируют ни в один период времени
4) амебы доминируют на 47-69 сутки
5) наиболее продолжительный период доминируют сувойки

12


Таблица
Проанализируйте таблицу «Распределение резус-фактора у разных народов». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) резус-отрицательные люди вообще не встречаются только у австралийских аборигенов
2) доля резус-отрицательных людей наибольшая у басков
3) доля резус-положительных людей у всех народов выше чем резус-отрицательных
4) у китайцев и японцев доля резус-положительных и резус-отрицательных людей равны
5) наиболее точно доли резус-положительных и резус-отрицательных людей установлены для американских индейцев

23


График
Проанализируйте график, отражающий зaвисимость интенсивности фотосинтеза и дыхания растения от температуры. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) оптимальная температура для дыхания растения - +30С°
2) оптимальная температура для фотосинтеза растения - +55С°
3) интенсивность фотосинтеза наибольшая в диапазоне температур +25 - +35С°
4) интенсивность дыхания наибольшая при температуре около +55С°
5) максимальное температурное значение, при котором еще будет происходить прирост биомассы растения, составляет +60С°

34


Таблица
Проанализируйте таблицу «Основные характеристики геосфер Земли». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) наименее тонкой геосферой Земли является атмосфера
2) наиболее плотной геосферой Земли является ядро
3) наибольшую долю в массе Земли составляет литосфера
4) наибольший объем имеет атмосфера
5) самой легкой геосферой является гидросфера

24


Диаграмма
Изучите диаграммы, характеризующие возрастную структуру народонаселения в 1970 г. в трех странах, различающихся скоростью роста численности: а) Мексика, б) США, в) Швеция. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа диаграмм.
1) на диаграмме «а» изображена сокращающаяся популяция
2) на диаграмме «б» изображена быстро растущая популяция
3) на диаграмме «в» изображена стационарная популяция
4) на всех диаграммах изображены популяции, в которых мальчиков рождается больше, чем девочек
5) на диаграмме «а» изображена популяция с низкой рождаемостью

34


График
Проанализируйте график, отражающий зависимость смертности яиц соснового шелкопряда в разных сочетаниях температуры и влажности. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании полученных результатов.
1) наименьшая смертность яиц соснового шелкопряда наблюдается при температуре 20С° и влажности 70%
2) смертность яиц соснового шелкопряда при температуре 25С° и влажности воздуха 90% составляет 5%
3) смертность яиц соснового шелкопряда при температуре 30С° и влажности воздуха 60% составляет 0%
4) смертность яиц соснового шелкопряда с увеличением температуры всегда растет
5) смертность яиц соснового шелкопряда не зависит от влажности воздуха

12


Таблица
Проанализируйте таблицу «Содержание в клетках химических соединений». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) из органических веществ в клетках больше всего белков
2) из неорганических веществ в клетках больше всего углеводов
3) воды в клетках больше, чем других веществ вместе взятых
4) в % от сырой массы в клетках больше всего органических веществ
5) в % от сухой массы в клетках больше всего неорганических веществ

13


График
Изучите график зависимости выживаемости особей в популяции от времени. Выживаемость – процент от исходного числа особей, сохранившихся в популяции за определенный промежуток времени: Z = n/N x 100%, где Z – выживаемость в %, n – число выживших, N – исходная численность популяции. (По оси х отложена выживаемость, по оси у – время.) Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений. Кривая III типа
1) отражает массовую гибель особей в начальный период жизни
2) свойственна организмам, смертность которых на протяжении всей жизни мала
3) характерна для видов, у которых смертность остается относительно постоянной в течение всей жизни
4) отражает массовую гибель особей в течение всей жизни
5) характерна для организмов, не заботящихся о своем потомстве и выживающих за счет большой плодовитости (огромного количества икринок, личинок, семян и т.п.)

15


Таблица
Проанализируйте таблицу «Аккумуляция элементов организмами». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1) морские растения больше всего накапливают свинец
2) моллюски больше всего накапливают ртуть
3) в пресноводных рыбах всех исследованных элементов больше, чем в морских
4) по степени накопления в морской рыбе исследованные элементы образуют ряд: Cd ->Pb->As->Hg
5) по мере продвижения по цепи питания концентрация ртути увеличивается

24


График
Проанализируйте график сезонных изменений количества видов стрекоз в различных природных зонах (пустыня, полупустыня, лесостепь, тайга). (По оси – х месяцы года, по оси у – количество видов стрекоз.) Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) наибольших значений численность стрекоз достигает в лесостепи
2) численность стрекоз не зависит от типа природной зоны
3) во всех природных зонах максимальная численность стрекоз в июле
4) численность стрекоз не зависит от температуры
5) круглый год стрекозы встречаются только в пустыне
6) в тайге и лесостепи условия для существования стрекоз сходные

135


Таблица
Проанализируйте таблицу «Распространение некоторых инфекционных болезней животных по континентам». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) Европа и Азия отличаются по распространенности заболеваний
2) Ряд инфекционных болезней животных встречается повсеместно
3) Австралия является континентом, где встречаются все исследованные болезни животных
4) Распространение инфекционных болезней животных зависит от температуры
5) Южная Америка является источником распространения всех инфекционных болезней животных
6) Географические закономерности распространения инфекционных болезней животных и человека сходны

12


Таблица
Проанализируйте график «Вариационная кривая». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1) наиболее распространены средние варианты проявления признака
2) величина семян зависит от условий прорастания
3) частота встречаемости семян 10, 11, 17 мм одинакова
4) величина семян зависит от их генотипа
5) семена минимального размера встречаются в два раза чаще, чем семена максимального размера

12


© Д.В.Поздняков, 2009-2017

Adblock detector