Биологический эксперимент (НЕЗАНУЛОТ, №22-23 ЕГЭ)

Биологический эксперимент (НЕЗАНУЛОТ, №22-23 ЕГЭ)

Зависимая переменная – то, что учёный измеряет.

Независимая переменная:

Нулевая гипотеза: [зависимая переменная] не зависит от [независимая переменная].

Отрицательный контроль – это такой вариант эксперимента, в котором отсутствует результат эксперимента (изменение зависимой переменной). Для этого:

Заклинания

1) После того, как вы написали отрицательный контроль, нужно написать заклинание Все остальные параметры необходимо оставить без изменений. Последнее время в заданиях 23 спрашивают «Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля в этом эксперименте?» – Первое условие см. выше, а второе условие – заклинание.

2) Если спрашивают «зачем нужен отрицательный контроль», то нужно написать заклинание Такой контроль позволяет установить, насколько [зависимая переменная] зависит от факторов, не связанных с [независимая переменная].

3) Если спрашивают «Почему результаты эксперимента будут недостоверными, если меняется [параметр]?», то надо сначала написать, как изменение этого параметра повлияет на зависимую переменную, а потом начертать заклинание Это не позволит в явном виде установить зависимость между [независимая переменная] и [зависимая переменная].

Пример

1) Зависимая переменная – скорость фотосинтеза. В задаче написано «с помощью датчиков учёный фиксировал показатели скорости фотосинтеза», т.е., ученый измерял скорость фотосинтеза.
2) Независимая переменная – концентрация углекислого газа. В задаче написано «закачивался воздух с разной концентрацией углекислого газа», т.е. ученый сам менял этот параметр. Это второй параметр на графике.
3) Нулевая гипотеза: скорость фотосинтеза не зависит от концентрации углекислого газа.
4) Отрицательный контроль: растения томата необходимо посадить в теплицу с нормальной (природной) концентрацией углекислого газа. Все остальные параметры нужно оставить без изменений.
5) Такой контроль позволяет установить, насколько скорость фотосинтеза зависит от факторов, не связанных с концентрацией углекислого газа.
6) Например, если опыты с разной концентрацией углекислого газа проводить в дни с разной температурой, то результаты эксперимента будут недостоверными, т.к. температура тоже влияет на скорость фотосинтеза. Это не позволит в явном виде установить зависимость между концентрацией углекислого газа и скоростью фотосинтеза.


Дополнительные материалы

 ВИДЕО-УРОК  ПО ДАННОЙ ТЕМЕ: ссылка для донов, ссылка для мастер-группы

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1


ГРАФИК
1. Ученый поместил растение в сосуд-газоанализатор и в течение продолжительного времени измерял количество вырабатываемого кислорода при различном освещении. Результаты эксперимента приведены на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.

1) количество выделяемого кислорода
2) чем выше интенсивность освещения, тем больше выделяется кислорода
3) количество выделяемого кислорода зависит от освещенности
4) интенсивность освещения
5) скорость фотосинтеза прямо пропорциональна интенсивности освещения
6) поддержание освещенности на постоянном уровне
7) количество выделяемого кислорода не зависит от интенсивности освещения
8) растения не выделяют кислород на свету

4167



2. Ученый исследовал активность фермента каталазы в клетках клубня картофеля. К 1 г измельченного картофеля он добавлял 1 мл перекиси водорода и 5 мл буферного раствора, имеющего определённое значение рН. Результаты эксперимента ученый отразил в виде графика. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) каталаза неактивна при рН меньше 2
2) значение рН не влияет на активность каталазы
3) рН среды
4) объем кислорода не является показателем активности каталазы
5) поддержание рН на уровне 2
6) поддержание рН как в клетках картофеля
7) масса измельченного картофеля
8) объем кислорода, выделившийся за 1 мин

3862



3. Экспериментатор помещал культуру дафний в растворы с различной концентрацией ионов кальция и замерял частоту сердечных сокращений у дафнии. Результаты эксперимента показаны на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) частота сердечных сокращений дафний
2) раствор солей кальция
3) ЧСС дафний не зависит от концентрации ионов кальция
4) концентрация ионов кальция в растворе
5) содержание дафний в воде с нулевой концентрацией ионов кальция
6) ЧСС дафний регулируется концентрацией ионов кальция
7) постоянный пульс дафний
8) содержание дафний в среде для культивирования дафний

4183



4. Ученый определял среднюю концентрацию гемоглобина у мужчин-спортсменов, которые в межсоревновательный период тренировались в горах. В начале тренировочного периода они жили на базе, расположенной на высоте 500 м над уровнем моря, а в конце – на базе, расположенной на уровне 2500 метров. Результаты эксперимента показаны на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) чем выше местность, тем больше концентрация гемоглобина
2) средняя концентрация гемоглобина не зависит от высоты над уровнем моря
3) с высотой растет содержание эритроцитов в крови
4) определение концентрации гемоглобина до отъезда в горы
5) определение концентрации гемоглобина на высоте 3000 м
6) высота над уровнем моря
7) концентрация гемоглобина
8) длительные тренировки в горах

6742



5. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам А-Г. Экспериментатор добавлял в воду с освещенным аквариумным растением элодея гидрокарбонат натрия (пищевую соду) и измерял количество выделяемого элодеей кислорода. Результаты эксперимента представлены на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) объем выделяемого кислорода
2) для этого эксперимента нельзя придумать отрицательный контроль
3) концентрация гидрокарбоната натрия в растворе
4) объем кислорода не зависит от освещения
5) определение объема выделенного кислорода в растворе без пищевой соды
6) определение объема выделенного кислорода в темноте
7) концентрация гидрокарбоната натрия не влияет на объем кислорода
8) элодея не выделяет кислород без гидрокарбоната натрия в воде

3157



6. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам А-Г. Экспериментатор определял влияние отсутствия освещения на разрушение хлорофилла в листьях пшеницы. Он помещал растения в светонепроницаемую камеру и определял концентрацию хлорофилла в листьях. Результаты эксперимента представил на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) светонепроницаемая камера
2) концентрация хлорофилла
3) измерение содержания хлорофилла у растения при нормальном освещении на протяжении 5 недель
4) длительность нахождения растения в темноте
5) измерение концентрации хлорофилла через 6 недель после начала опыта
6) содержание хлорофилла не зависит от уровня освещенности
7) концентрация хлорофилла не зависит от продолжительности нахождения растения в темноте
8) недостаток освещения приводит к разрушению хлорофилла

4237



7. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам А-Г. Экспериментатор перенес комнатное растение бегонию из помещения с температурой 25оС в камеру с регулируемой температурой и определял интенсивность дыхания растения. Результаты эксперимента он отразил на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) наличие света в камере
2) интенсивность дыхания
3) температура в камере
4) измерение интенсивности дыхания при температуре в камере 25°С
5) определение активности дыхания при постоянной температуре 40°С
6) повышение температуры не влияет на интенсивность дыхания
7) интенсивность дыхания не влияет на температуру в камере
8) максимальная интенсивность дыхания наблюдалась при температуре 25°С

3246



8. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам А-Г. Ученый исследовал влияние антигололедного материала на основе хлорида кальция на деление клеток корешков лука. Он проращивал посевной лук сорта «Штутгартен ризен» на растворах с разным содержанием противогололедного реагента. Через трое суток ученый брал для цитогенетического анализа по два корешка с каждой луковицы и рассчитывал митотический индекс (число клеток, вступивших в митоз, на 1000 проанализированных клеток). Результаты эксперимента ученый отразил на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) доля клеток, вступивших в митоз
2) количество проанализированных клеток
3) содержание реагента в растворе не влияет на митотический индекс
4) концентрация противогололедного вещества в растворе
5) митотический индекс не влияет на концентрацию реагента
6) проращивание луковиц на растворе без реагента
7) проращивание луковиц на физиологическом растворе
8) продолжительность проращивания лука

4163



9. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам А-Г. Ученый содержал взрослых 9-месячных самцов крыс линии Wistar на стандартном гранулированном корме, а затем каждые две недели повышал калорийность корма на 10% от исходного уровня и измерял массу тела животных. Результаты эксперимента ученый отразил на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) для этого эксперимента нельзя придумать отрицательный контроль
2) масса тела крыс
3) количество съедаемой пищи не влияет на массу тела
4) калорийность съедаемой крысами пищи
5) повышение калорийности вызывает ожирение у крыс
6) содержание крыс на низкокалорийном корме
7) калорийность пищи не влияет на изменение массы тела
8) содержание крыс на стандартном корме на протяжении всего эксперимента

4287



10. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам А-Г. Экспериментатор определял концентрацию гемоглобина в крови у 16-летних легкоатлетов. В начале эксперимента продолжительность тренировок спортсменов составляла 2 часа в день, в конце эксперимента – 5 часов в день. Результаты экспериментатор отразил на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) содержание гемоглобина не зависит от общей длительности тренировок
2) суммарное время, проведенное на тренировке за сутки
3) концентрация гемоглобина
4) содержание эритроцитов в крови спортсменов
5) определение концентрации гемоглобина у подростков 16 лет, не занимающихся спортом
6) определение концентрации гемоглобина у легкоатлетов в период без тренировок
7) измерение концентрации гемоглобина при продолжительности тренировки 1 ч
8) повышение интенсивности тренировок приводит к росту количество эритроцитов

2361



11. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам А-Г. Исследователи изучали влияние низких температур на работу сердечно-сосудистой системы человека. В качестве испытуемых выступали здоровые 30-летние мужчины. Испытуемые переходили из помещения с температурой 20°С в холодовую камеру и находились там в течение 10 минут. Спустя указанное время у них замеряли артериальное давление. Эксперимент повторяли трижды при разных температурах в камере. Результаты отражены на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) систолическое артериальное давление не зависит от понижения температуры
2) время пребывания в камере
3) температура в камере
4) поддержание в камере температуры +20°С
5) температура в помещении не влияет на работу сердца
6) поддержание в камере температуры 0°С
7) измерение давления через 5 минут после пребывания в камере
8) систолическое артериальное давление

3841



12. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам А-Г. Исследователь определял с помощью пульсоксиметра насыщение (сатурацию) крови кислородом у бегуна при различных уровнях нагрузки. Нагрузка изменялась путем повышения угла наклона беговой дорожки. Общая продолжительность бега при каждом значении угла наклона составляла 5 минут, а скорость бега – 10 км/ч. Полученные результаты исследователь отразил на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) сатурация крови кислородом не влияет на уровень нагрузки, выдерживаемой спортсменом
2) насыщение крови кислородом не зависит от угла наклона беговой дорожки
3) угол наклона беговой дорожки
4) измерение уровня сатурации при беге на стадионе
5) скорость движения бегуна
6) измерение сатурации крови кислородом при угле наклона 0 градусов
7) насыщение крови кислородом
8) общая продолжительность бега

3762



13. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам А-Г. Ученые изучали ферментативную активность каталазы, выделенной их клеток картофеля сорта «Десница». Картофель размножали вегетативно при температуре 22°С, а затем подвергали закаливанию при температуре 5°С в течение 6 суток. Полученные результаты ученые отразили на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) температура, при которой проводилось закаливание
2) определение каталазной активности при температуре 22°С на протяжении 6 суток
3) определение активности каталазы через неделю после начала закаливания
4) оценка активности каталазы в картофеле, размножаемом семенами
5) продолжительность закаливания не влияет на активность каталазы
6) активность каталазы не зависит от температуры
7) активность каталазы
8) время, в течение которого проводилось закаливание

8725



14. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам А-Г. Исследователь проращивал семена овса в герметичной камере с регулируемой концентрацией кислорода и на седьмые сутки оценивал длину корней у проростков. Все остальные параметры (температура, влажность, освещенность, состав среды) поддерживались на всем протяжении эксперимента одинаковыми для всех вариантов опыта. Длина корней определялась для 100 проросших семян. Средние значения исследователь представил на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) проращивание овса при концентрации кислорода, соответствующей атмосферной
2) газовый состав в камере не влияет на длину корней
3) количество проросших семян
4) проращивание овса при концентрации кислорода 22%
5) длина корней проростков овса
6) длина корней проростков не зависит от концентрации кислорода в камере
7) содержание кислорода в воздухе камеры
8) концентрация кислорода не влияет на дыхание корней

7516



15. Экспериментатор решил изучить динамику роста массы у домовой мыши (Mus musculus). Для этого новорожденным мышам ежедневно вводили физиологический раствор с соматотропным гормоном (гормоном роста). Мышей кормили фиксированным количеством корма. В течение 240 дней экспериментатор измерял прирост массы мышей. Результаты эксперимента представлены на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) средняя масса мышей
2) время суток не влияет на массу мышей
3) не делать мышам никаких инъекций
4) количество корма
5) продолжительность введения соматотропина
6) вводить физиологическую дозу гормона
7) вводить мышам физраствор без гормона
8) масса мышей не зависит от продолжительности введения гормона роста

5178



16. Экспериментатор решил изучить процессы жизнедеятельности золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus). Для этого он поместил в питательную среду определенное количество живых бактерий и добавил антибиотик ципрофлоксацин, в последующие дни он измерял количество живых клеток. Результаты эксперимента представлены на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) выращивать бактерии при одинаковой концентрации антибиотика
2) не добавлять в питательную среду антибиотик
3) тип антибиотика
4) длительность инкубирования в среде с антибиотиком
5) количество живых клеток бактерий не зависит от времени инкубирования в среде с ципрофлоксацином
6) не добавлять бактерии в питательную среду
7) антибиотик не влияет на жизнедеятельность стафилококка
8) количество живых клеток стафилококка

4825



17. Ученый провел эксперимент с хламидомонадой. Для этого он помещал культуру клеток хламидомонад в растворы с различной концентрацией сахаров (осмолярностью) и измерял выброс жидкости сократительной вакуолью (СВ) в минуту. Результаты эксперимента представлены на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) объём жидкости, выбрасываемый сократительной вакуолью за минуту
2) поместить хламидомонад в дистиллированную воду
3) осмолярность раствора
4) концентрация солей в растворе
5) выброс сократительной вакуоли не зависит от осмолярности раствора
6) частота сокращения вакуоли
7) поместить хламидомонад в воду с обычной для них концентрацией веществ
8) концентрация сахаров в растворе не зависит от выброса жидкости сократительной вакуолью

3175



18. Экспериментатор изучал особенности физиологии птиц тауи из семейства Овсянковых, измеряя температуру тела в течение суток. Для этого он помещал птиц в камеру, где поддерживалась постоянная температура 23°С. В 6:00 он включал свет, а в 18:00 выключал. Результаты эксперимента представлены на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) особенности физиологии птиц тауи
2) измерять температуру птиц при одинаковой освещенности в течение суток
3) режим освещения
4) измерять температуру птиц в одно и то же время суток
5) температура тела птиц
6) время суток не влияет на освещенность
7) температура в камере
8) температура тела птицы тауи не зависит от освещенности

3528



19. Ученый провел эксперимент со взрослыми домовыми мышами (Mus musculus). Для этого он кормил их в течение 14 дней пищей, соленость которой превышала нормальную в 1,2 раза. В течение всего периода наблюдения он измерял массу тела мышей. Полученные данные представлены на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) масса мышей
2) измерить массу мышей до кормления соленой пищей
3) продолжительность приема соленой пищи мышами
4) продолжать кормить мышей соленым кормом
5) масса мышей не зависит от времени, в течение которого мышей кормили соленым кормом
6) кормить мышей пищей с нормальной соленостью
7) время кормления
8) средняя масса мышей не влияет на продолжительность эксперимента

3165



20. Экспериментатор провёл эксперимент на курах для изучения регуляции дыхания. Для этого он помещал птиц в герметичную камеру, где менял концентрацию углекислого газа в подаваемом воздухе. Результаты эксперимента представлены на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) обеспечить содержание СО2 как в атмосферном воздухе
2) содержание СО2 в воздухе не влияет на вентиляцию легких
3) поместить кур в камеру без углекислого газа
4) интенсивность вентиляции легких
5) содержание углекислого газа в подаваемом воздухе
6) поместить кур в камеру с кислородом
7) вентиляция легких не зависит от газового состава воздуха
8) регуляция дыхания у кур

5412



21. Экспериментатор решил изучить интенсивность основного обмена веществ у домовой мыши (Mus musculus). Для этого он вводил в брюшную полость мышам разные дозы гормона щитовидной железы в физиологическом растворе. Результаты эксперимента представлены на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) введение гормона в брюшную полость
2) ввести в брюшную полость мышей физраствор без гормона
3) доза гормона не влияет на интенсивность основного обмена
4) не вводить ничего в брюшную полость мышей
5) доза введенного гормона
6) гормон щитовидной железы не влияет на обмен веществ
7) количество введенного гормона не зависит от интенсивности основного обмена
8) интенсивность основного обмена

5823



22. Экспериментатор изучал особенности жизнедеятельности культуры синезелёных водорослей (цианобактерий) рода Anabaena. Для этого в герметичные пробирки с питательной средой он добавлял фиксированное количество клеток Anabaena и после закачивал туда определенное количество атмосферного воздуха. Пробирки освещались различное время, после чего измерялась концентрация кислорода в пробирках. Результаты эксперимента представлены на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) оставить пробирку без освещения
2) продолжительность освещения
3) не помещать цианобактерий в пробирку
4) содержание кислорода
5) концентрация кислорода не зависит от времени освещения
6) освещение не влияет на жизнедеятельность Anabaena
7) оставить пробирку без кислорода
8) жизнедеятельность цианобактерий

2415



23. Экспериментатор изучал особенности жизнедеятельности культуры хлореллы. Для этого в герметичные пробирки с питательной средой он добавлял фиксированное количество клеток хлореллы и после закачивал туда определенное количество атмосферного воздуха. Пробирки освещались с одинаковой интенсивностью, после чего исследователь измерял концентрацию кислорода. Результаты эксперимента представлены на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) особенности жизнедеятельности хлореллы
2) время освещения не зависит от концентрации кислорода
3) интенсивность освещения
4) содержание кислорода не зависит от времени освещения хлореллы
5) продолжительность освещения
6) не освещать пробирку
7) концентрация кислорода
8) не закачивать в пробирку кислород

5764



24. Ученый решил исследовать влияние препарата (Циклоспорин) на количество специальных иммунных клеток организма (Т-хелперов). Для этого он взял мышей одной чистой линии и вводил им данный препарат, после чего измерял количество Т-хелперов в их селезенке. Результаты эксперимента показаны на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) чистая линия мышей
2) взять мышей разных чистых линий
3) концентрация Т-лимфоцитов в селезенке не зависит от продолжительности введения циклоспорина
4) продолжительность введения циклоспорина
5) не вводить циклоспорин мышам
6) препарат не влияет на иммунитет мышей
7) концентрация Т-хелперов
8) отрицательный контроль невозможно поставить в данном эксперименте

4753



25. Экспериментатор решил изучить влияние рентгеновского излучения на организм дрозофилы. Для этого он облучал популяции из 1000 мух разными дозами рентгеновского излучения. Результаты эксперимента показаны на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) облучать всех дрозофил одинаковыми дозами
2) доза облучения
3) влияние рентгеновского излучения
4) обеспечить естественный радиационный фон
5) доза облучения не зависит от частоты летальных мутаций
6) частота летальных мутаций
7) доза облучения не влияет на частоту летальных мутаций
8) влияние облучения не зависит от полученной дозы

2647



ТАБЛИЦА
1. Экспериментатор замерял пульс легкоатлета при занятиях на беговой дорожке. На тренажере выставлялась определенная скорость бега, замер пульса осуществлялся через 5 минут после начала движения. Результаты эксперимента были отражены в таблице. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.

1) время выполнения упражнения
2) пульс не зависит от времени бега
3) скорость бега
4) пульс не зависит от скорости бега
5) пульс легкоатлета
6) измерение пульса при одной и той же скорости бега
7) измерение пульса в состоянии покоя
8) бег по пересеченной местности, а не на тренажере

3574



2. Исследователь осуществлял клональное микроразмножение растений картофеля сорта «Фрителла» на агаризованной питательной среде Мурасиге-Скуга с добавлением различных концентраций хлорида натрия. Через две недели после начала эксперимента исследователь определял длину сформированного побега. Результаты эксперимента представлены в таблице. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) питательная среда Мурасиге-Скуга
2) концентрация хлорида натрия
3) выращивание растений на среде без добавления NaCl
4) выбор растений картофеля с определенной длиной побега
5) концентрация NaCl не влияет на длину сформированных побегов
6) поддержание концентрации хлорида натрия на уровне физиологического раствора
7) длина побега картофеля
8) сорт картофеля не влияет на длину побега

2735



3. Исследователь определял чувствительность бактерий одного из штаммов Bacillus аnthracis (сибиреязвенной палочки) к различным концентрациям антибиотика стрептомицина. Схема эксперимента показана на рисунке. Бумажные диски были пропитаны стрептомицином в разной концентрации. При нечувствительности бактерий к определенной концентрации антибиотика в зоне рядом с диском отмечался рост колоний бактерий. При чувствительности к антибиотику появлялась зона отсутствия роста, которую замерял исследователь. Результаты представлены в таблице. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) штамм сибиреязвенной палочки
2) концентрация стрептомицина
3) концентрация антибиотика не влияет на диаметр зоны отсутствия роста
4) диаметр зоны отсутствия роста зависит от концентрации стрептомицина
5) диаметр диска определяет чувствительность бактерий к антибиотику
6) размеры зоны отсутствия роста
7) рост бактерий на питательной среде с антибиотиком
8) отсутствие стрептомицина в дисках

2683



4. Агроном определял урожайность картофеля сорта «Лазурит» при разных дозах азотных удобрений, вносимых на опытные делянки. Площадь делянки составляла 70 м2. Технология возделывания картофеля была общепринятой. Результаты опыта показаны в таблице. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) площадь делянки
2) доза вносимых удобрений
3) урожайность картофеля
4) постоянство технологии возделывания картофеля
5) делянка без внесения азотных удобрений
6) делянка с дозой азота 160 кг/га
7) доза азотных удобрений не влияет на урожайность картофеля
8) урожайность картофеля не зависит от технологии возделывания

2357



5. Исследователь проводил лабораторное тестирование спортсмена на велоэргометре. Спортсмен выполнял непрерывную работу с постепенным повышением частоты сердечных сокращений. ЧСС измерялась непрерывно, а перед очередным повышением нагрузки брали пробу крови для определения концентрации молочной кислоты (лактата). Полученные результаты отражены в таблице. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) тренировка на велоэргометре
2) частота сердечных сокращений
3) чем выше ЧСС, чем выше концентрация лактата
4) замер концентрации лактата в состоянии покоя
5) концентрация лактата зависит от уровня физической нагрузки
6) концентрация молочной кислоты определяется ЧСС
7) ЧСС не влияет на концентрацию лактата
8) концентрация лактата

2847



6. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам А-Г. Юный биолог решил выяснить зависимость количества выделяемого элодеей кислорода от интенсивности освещения. Прозрачный сосуд с элодеей он размещал на разном удалении от точечного источника освещения (настольной лампы) и подсчитывал количество пузырьков кислорода, выделившихся за одну минуту с одной веточки элодеи. Замеры для каждого варианта опыта он повторял трижды. Результаты отразил в таблице. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) источник освещения
2) выделение кислорода не зависит от источника освещения
3) расстояние от настольной лампы
4) количество пузырьков газа
5) подсчет пузырьков в сосуде, расположенном под лампой
6) подсчет пузырьков на расстоянии 75 см от лампы
7) число пузырьков кислорода не зависит от расстояния от лампы
8) количество веточек элодеи

3457



7. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам А-Г. Ученый исследовал влияние токсичного вещества метилметансульфоната на возникновение хромосомных мутаций в клетках корешка лука. Он проращивал по 10 луковиц одного сорта Allium cepa (лук репчатый) на растворах с разным содержанием метилметансульфоната. Спустя 24 часа верхушки корешков (1 см) срезались, из них готовился микропрепарат, на котором с помощью светового микроскопа определяли хромосомные перестройки (аберрации) в клетках. Результаты эксперимента ученый отразил в таблице. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) сорт репчатого лука
2) содержание метилметансульфоната не влияет на вероятность возникновения хромосомных мутаций
3) хромосомные аберрации не влияют на длину корешков лука
4) использование цитогенетического метода
5) частота хромосомных мутаций в клетках корешка лука
6) проращивание луковиц на растворе без метилметансульфоната
7) поддержание концентрации токсина на уровне ниже 5 мг/л
8) концентрация токсина в растворе

8562



9. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам А-Г. Ученый в течение трех месяцев ежедневно вводил лабораторным крысам водный раствор хлорида кадмия. Животные были разделены на 3 группы: первая группа получала дозу кадмия 0,001 мг/кг, вторая – 0,01 мг/кг, третья – 0,1 мг/кг. После завершения эксперимента в сыворотке крови экспериментальных животных была определена активность фермента щелочной фосфатазы. Результаты ученый отразил в таблице. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) водный раствор хлорида кадмия
2) оценка активности щелочной фосфатазы у диких крыс
3) доза кадмия, получаемого животными
4) чем выше доза кадмия, тем ниже активность фермента
5) активность щелочной фосфатазы не зависит от дозы кадмия
6) активность щелочной фосфатазы
7) определение активности щелочной фосфатазы у лабораторных крыс, не получавших хлорид кадмия
8) щелочная фосфатаза не ингибируется тяжелыми металлами

3675



10. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам А-Г. Исследователь определял процент мышечной массы в теле спортсменов-тяжелоатлетов при употреблении различного количества белка. В исходном рационе спортсменов содержание белка составляло 1,5 г/кг тела. На протяжении всего эксперимента спортсмены придерживались одинаковых схем тренировок. В течение первого месяца спортсмены употребляли такое количество протеиновых добавок, что суммарное содержание белка в рационе составило 1,7 г/кг тела, в течение второго месяца - 2 г/кг тела, в течение третьего месяца – 2,2 г/кг тела. Результаты эксперимента отражены в таблице. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) одинаковые схемы тренировок
2) количество потребляемого белка в расчете на 1 кг тела
3) процент мышечной массы
4) процент мышечной массы не влияет на содержание белка
5) употребление протеиновых добавок
6) количество употребляемого белка не влияет на процент мышечной массы
7) поддержание количества белка в рационе спортсменов на уровне 1,5 г/кг
8) измерение процента мышечной массы при белке в рационе на уровне 2,5 г/кг

2376



11. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам А-Г. Исследователь измерял содержание живых бактерий (колониеобразующих единиц, КОЕ) в молоке, подвергнутом пастеризации при различных режимах. Результаты он отразил в таблице. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) режим пастеризации
2) содержание бактерий не зависит от длительности пастеризации
3) содержание бактерий не влияет на длительность хранения молока
4) определение количества бактерий в непастеризованном молоке
5) содержание колоний бактерий в молоке
6) определение бактериального загрязнения в кипяченом молоке
7) содержание колониеобразующих единиц в 1 см3 молока
8) режим пастеризации не влияет на содержание бактерий в молоке

1748



12. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам А-Г. Исследователи определяли влияние микроэлементов на содержание провитамина А в корнеплодах моркови. На опытных делянках площадью 25 м2 они выращивали морковь сорта Шантане. С периодичностью 25 дней в почву вносили растворы препаратов с бором, марганцем и кальцием в дозе 1 л/га. После сбора урожая они определяли в лаборатории содержание каротина в корнеплодах. Результаты отражены в таблице. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) концентрация микроэлементов в почве
2) комплексное применение микроэлементов повышает содержание каротина в моркови
3) тип вносимого микроэлемента не влияет на содержание каротина в моркови
4) микроэлемент, вносимый на делянки
5) выращивание моркови на почве без внесения микроэлементов
6) содержание каротина в корнеплодах моркови
7) периодичность внесения микроудобрения не влияет на концентрацию каротина в моркови
8) культивирование моркови при одновременном внесении бора, марганца и кальция

4653



13. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам А-Г. Экспериментатор кормил кроликов кормом с различным содержанием кальция и оценивал частоту возникновения аномалий в строении и функционировании зубов. В каждой группе было по 20 подопытных животных. Первая группа получала с рождения кальций в дозе 75% от рекомендуемого уровня, вторая – 50 %, третья - 25%. Через год для каждой группы было оценено суммарное количество случаев болезней зубов. Результаты экспериментатор представил в таблице. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) число заболеваний зубов в группах подопытных животных
2) число больных кроликов в каждой группе
3) чем ниже доза кальция в корме, тем чаще развиваются болезни зубов
4) содержание кальция в корме
5) содержание кроликов на рационе с нормальным содержанием кальция
6) добавление в корм кроликам витаминно-минеральных препаратов
7) кормление кроликов кормом с отсутствием кальция
8) содержание кальция в корме не влияет на развитие болезней зубов

4158



14. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам А-Г. Экспериментатор проращивал семена растения Amaranthus retroflexus при действии на них постоянных магнитных полей с различной индукцией. Для создания постоянного магнитного поля высокой однородности использовали катушки Гельмгольца. На 14 день после начала эксперимента экспериментатор оценил всхожесть семян амаранта и результаты занес в таблицу. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) процент проросших семян
2) величина индукции магнитного поля не влияет на всхожесть семян
3) величина индукции магнитного поля, действующего на семена
4) проращивание семян при выключенной катушке Гельмгольца
5) использование катушки Гельмгольца в эксперименте
6) всхожесть семян не влияет на величину индукции магнитного поля
7) проращивание семян при добавлении дистиллированной воды
8) поддержание индукции магнитного поля на уровне ниже 50 мкТл

3142



15. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам А-Г. Исследователь изучал протекание фотосинтеза у водного растения элодеи в зависимости от спектрального состава света. В пробирку с отстоявшейся водопроводной водой исследователь помещал элодею верхушкой вниз. Пробирку устанавливал под лампу, свет которой проходил через светофильтр. Далее экспериментатор наблюдал за появлением пузырьков кислорода из среза стебля растения. Когда ток пузырьков становился равномерным, экспериментатор подсчитывал количество пузырьков, выделившихся за 1 мин. Полученные данные исследователь занес в таблицу. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) активность световой фазы фотосинтеза не зависит от объема выделенного кислорода
2) подсчет числа пузырьков под лампой без светофильтра
3) тип светофильтра
4) подсчет числа пузырьков под черным светофильтром
5) активность выделения кислорода не зависит от типа светофильтра
6) количество выделившихся пузырьков кислорода
7) зеленые лучи не влияют на протекание фотосинтеза
8) использование светофильтров

3625



16. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам А-Г. Исследователь изучал эффективность применения нового инсектицида против колорадского жука. Опытные делянки, на которых рос один сорт картофеля «Рябинушка», он обрабатывал различными дозами препарата. Через трое суток исследователь оценивал количество взрослых особей и личинок колорадского жука на каждой опытной делянке в расчете на 1 м2. Результаты он представил в таблице. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) вредоносность колорадского жука
2) численность вредителя на единицу площади
3) чем выше доза препарата, тем ниже численность вредителя
4) выживаемость колорадского жука после обработки инсектицидом
5) численность вредителя не зависит от дозы инсектицида
6) оценка численности вредителя на делянке, обработанной препаратом с доказанной эффективностью
7) доза инсектицида
8) оценка численности вредителя на делянке, не обработанной инсектицидом

7285



17. В рубце жвачных животных обитает около 2 кг инфузорий. Экспериментатор исследовал особенности пищеварения овец и вводил в их рацион кормовую добавку в виде сульфата натрия. Результаты эксперимента отражены в таблице. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) пробы рубцовой жидкости
2) наличие в рационе кормовой добавки
3) не вводить в рацион овец сульфат натрия
4) количество инфузорий в рубце не зависит от наличия кормовой добавки
5) количество инфузорий в рубцовой жиlкости
6) обеспечить всем овцам одинаковый рацион
7) особенности пищеварения овец
8) количество проб рубцовой жидкости не зависит от типа питания

2534



18. В рубце жвачных животных обитают бактерии, например, Ruminococcus spp., Ruminobacter spp., Prevotella spp. Экспериментатор для исследования пищеварения коров ввёл в их рацион кормовую добавку в виде мочевины. Через месяц он взял у пяти коров рубцовую жидкость и подсчитал количество микроорганизмов в ней. Результаты эксперимента отражены в таблице. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) наличие в рационе мочевины
2) количество коров в эксперименте
3) продолжительность использования кормовой добавки
4) не добавлять мочевину в корм коровам
5) взять коров с одинаковым количество бактерий в рубце
6) количество бактерий в рубце
7) добавление мочевины в корм не влияет на количество бактерий в рубце
8) кормовая добавка не влияет на пищеварение коров

1647



19. Группу спортсменов привезли на туристическую базу, находящуюся на высоте 4000 м. Через 7 и 14 дней у спортсменов взяли кровь и определили уровень гематокрита. (Гематокрит - отношение объема эритроцитов к объему жидкой части крови, выраженное в % или долях единицы.) Полученные данные приведены в таблице. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) количество спортсменов
2) измерить уровень гематокрита сразу по прибытии на базу
3) продолжительность нахождения на высоте 4000 м
4) уровень гематокрита не зависит от продолжительности пребывания на высоте
5) высота над уровнем моря
6) доля эритроцитов в единице объема крови
7) измерить уровень гематокрита через 21 день
8) уровень гематокрита не зависит от тренированности спортсмена

3624



20. Экспериментатор решил изучить процессы обмена веществ на культуре клеток сердечной мышцы. Для этого он выделил клетки сердечной мышцы кролика и измерял потребление ими глюкозы при пониженной концентрации кислорода (в организме в норме насыщение кислородом составляет 90-95%). Результаты эксперимента представлены в таблице. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) концентрация кислорода
2) уровень потребления глюкозы не влияет на концентрацию кислорода
3) процессы обмена веществ
4) концентрация кислорода не влияет на уровень потребления глюкозы
5) уровень потребления глюкозы
6) изменить концентрацию кислорода в организме кролика
7) обеспечить концентрацию кислорода 90-95%
8) определить уровень потребления глюкозы при отсутствии кислорода

1574



21. Экспериментатор изучал процессы, протекающие в хлоропластах листа герани. Для этого он приготовил суспензию хлоропластов, которую добавил в пробирки с избытком АДФ, Фн, НАДФ+, минеральных солей и воды. Затем пробирки освещали различное время, после чего в них добавляли раствор йода одинаковой концентрации. В результате раствор в пробирках окрашивался в синий цвет различной интенсивности. Результаты эксперимента представлены в таблице. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) не вносить в пробирки АДФ, Фн, НАДФ+
2) интенсивность окраски раствора
3) освещать все пробирки одинаковое время
4) интенсивность окраски не зависит от времени освещения
5) время освещения пробирок
6) не освещать суспензию хлоропластов
7) время освещения не влияет на процессы в хлоропластах
8) избыток АДФ, Фн, НАДФ+

5264



22. Экспериментатор, используя методы генной инженерии, сконструировал несколько вариантов лизоцима, заменив некоторые аминокислоты в этом белке на серосодержащие. В результате количество дисульфидных (S-S) связей в белке увеличилось. Затем он исследовал некоторые характеристики полученных вариантов лизоцима (A-F). Результаты эксперимента представлены в таблице. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) температура денатурации лизоцима
2) измерить температуру денатурации природного лизоцима
3) количество дисульфидных связей не зависит от использования генной инженерии
4) аминокислотный состав лизоцима
5) температура денатурации не влияет на количество дисульфидных связей в лизоциме
6) определить температуру денатурации при одинаковом количестве дисульфидных связей
7) отрицательный контроль невозможен в данном эксперименте
8) аминокислотный состав лизоцима не влияет на температуру денатурации

4128



23. Экспериментатор изучал особенности физиологии собак. Для этого он помещал группу собак в камеру с влажностью 50% и создавал в камере отличные от оптимума (18°С) температурные условия. Полученные результаты представлены в таблице. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) температура в камере
2) поддерживать температуру в камере 18°С
3) частота дыхания собак
4) количество вдохов в минуту у собак не зависит от температуры окружающей среды
5) измерять частоту дыхания вне камеры
6) влажность и температура в камере
7) температура собак не зависит от частоты дыхания
8) особенности физиологии собак

1324



ДИАГРАММА
1. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам А-Г. Экспериментатор определял активность питания дафний при воздействии соединений хрома. Он вносил по 15 дафний в раствор с разным содержанием бихромата калия, добавлял к ним в качестве корма определенное количество клеток хлореллы, и определял долю корма, съедаемую дафниями за один час. Результаты эксперимента ученый отразил на диаграмме. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.

1) количество дафний в растворе
2) доля корма, съедаемого дафниями
3) активность питания дафний не зависит от содержания в соде соединений хрома
4) дафнии не питаются хлореллами при высокой концентрации соединений хрома
5) концентрация бихромата калия
6) культивирование дафний в воде без добавления бихромата калия
7) культивирование дафний в воде без добавления хлореллы
8) трофическая активность хлореллы

5263



2. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам А-Г. Экспериментатор определял влияние дозы вносимых фосфорных удобрений на урожайность кукурузы, возделываемой на эродированных (подверженных разрушению водной эрозией) сероземных почвах Узбекистана. Фоновая концентрация фосфатов в расчете на P2O5 составила 12 мг/кг. Результаты эксперимента исследователь отразил на диаграмме. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) степень эродированности почв
2) возделывание кукурузы на неэродированной почве
3) фоновая концентрация фосфатов
4) доза вносимых фосфорных удобрений не влияет на урожайность кукурузы
5) доза вносимых фосфорных удобрений
6) выращивание кукурузы на эродированном сероземе без внесения удобрений
7) урожайность не повышается при внесении удобрений
8) урожайность кукурузы

5864



3. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам А-Г. Ученые вырастили саженцы яблони сорта Ранет Симиренко на равнинной местности (высота 200 м над уровнем моря). Полученные саженцы они пересадили в три питомника, расположенных на разных высотах над уровнем моря: 300 м, 600 м, 1200 м. Через год они собрали из средней части кроны деревьев листья и определили на них плотность устьиц. Фрагменты листьев площадью 1 см2 они просматривали с помощью сканирующего электронного микроскопа. Результаты отражены на диаграмме. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) площадь поверхности листа
2) высота над уровнем моря
3) число устьиц на единице площади листа не зависит от высоты местности
4) плотность устьиц не зависит от сорта яблони
5) число устьиц на единицу площади листа
6) оценка плотности устьиц на листьях яблони, выросшей на равнине
7) применение электронного сканирующего микроскопа
8) измерение плотности устьиц с помощью светового микроскопа

2563



4. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам А-Г. Экспериментатор содержал икру и личинок шпорцевой лягушки при различном спектре освещения. Температура и состав воды были одинаковыми во всех вариантах опыта, а разложение света по спектрам обеспечивалось стандартными светофильтрами, окрашенными в соответствующие цвета. Освещенность была одинаковой во всех вариантах (100 лк). В каждой экспериментальной группе было по 30 особей. Экспериментатор фиксировал продолжительность личиночного развития шпорцевых лягушек и средние значения отразил на диаграмме. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) тип лучей, освещавших воду с личинками лягушек
2) интенсивность освещения
3) продолжительность развития личинок не зависит от спектральной характеристики освещения
4) выращивание личинок лягушек в полной темноте
5) голубые лучи ускоряют метаморфоз у лягушек
6) интенсивность освещения не влияет на развитие личинок лягушек
7) содержание личинок при освещении, имеющем спектральный состав, соответствующий солнечному излучению
8) продолжительность личиночного периода развития

1873



ТРИ ПАРАМЕТРА НА ОДНОЙ СХЕМЕ
1. Экспериментатор изучал скорость размножения молочнокислых бактерий при различной фиксированной температуре. Для этого он вносил некоторое количество бактерий в молоко и подсчитывал количество микроорганизмов в разных пробах каждые 4 часа. Результаты эксперимента показаны на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.

1) скорость деления бактерий
2) инкубировать бактерий при температуре 4°С
3) температура инкубации
4) продолжительность инкубирования бактерий не влияет на температуру
5) количество бактерий не влияет на температуру
6) инкубировать бактерий при постоянной температуре
7) температура не влияет на скорость деления бактерий
8) отрицательный контроль невозможно поставить

3127



2. Исследователь изучал влияние ноотропного препарата на когнитивные способности пожилых людей. 30 добровольцев в возрасте 60 лет были разделены на две группы, одна из которых в течение месяца принимала ноотропный препарат. Затем добровольцам дали выучить 30 новых для них слов на английском языке и проверяли количество слов, которые удалось вспомнить спустя 1, 3, 12, 24, 48 и 72 часа. Результат эксперимента исследователь отразил на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) время, прошедшее с запоминания 30 слов
2) количество слов, которые удалось вспомнить
3) количество выученных слов не зависит от прошедшего времени
4) когнитивные способности пожилых людей
5) контрольной группе не принимать никакой препарат
6) употребление ноотропного препарата или его отсутствие
7) прием препарата не влияет на количество запомненных слов
8) контрольной группе принимать плацебо (имитацию препарата)

6287



3. Исследователь изучал состояние крыс линии Вистар при содержании на сбалансированном рационе, имеющем нормальное содержание калорий, и рационе, обогащенном жирами, имеющем калорийность выше на 50%. Крысы содержались на определенном рационе с момента перехода на самостоятельное кормление. Результат эксперимента исследователь отразил на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) возраст крыс не влияет на их массу
2) масса животных
3) масса крыс не зависит от калорийности рациона
4) тип рациона
5) содержать крыс на рационе, имеющем калорийность выше на 100%
6) возраст крыс
7) количество поедаемого корма
8) определение массы крыс на рационе, имеющем нормальную калорийность

4283



4. Ученый генноинженерным путем получил две линии мышей с различными мутациями, препятствующими нормальной пролиферации Т-хелперов. В течение 7 суток исследователь определял количество Т-хелперов в селезенке новорожденных животных двух групп. Результат эксперимента отражен на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) определение количества Т-хелперов у немутантных мышей
2) длительность эксперимента
3) возраст мышей не зависит от количества Т-хелперов в селезенке
4) определение количества Т-хелперов у мышей двух групп в течение месяца
5) численность Т-хелперов в селезенке
6) количество Т-хелперов не зависит от типа мутации
7) тип мутации
8) получение мутации, не влияющей на пролиферацию Т-хелперов

7516



5. Экспериментатор в течение четырех лет (с 2020 по 2023) выращивал томаты одного сорта, удобряя их на одном опытном участке конским навозом, а на другом – птичьим пометом. Количество вносимого с удобрениями азота на обоих участках было одинаковым. Результаты экспериментатор представил на диаграмме. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) выращивать томаты без внесения органических удобрений
2) тип органического удобрения
3) урожайность томатов не зависит от сорта томатов
4) год проведения эксперимента
5) не изменять количество внесенных удобрений
6) тип удобрения не влияет на урожайность томатов
7) урожайность томатов
8) сорт томатов

2716



ПАССИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
1. Ученый определял среднюю концентрацию гемоглобина у мужчин-коренных жителей Дагестана, проживающих на разной высоте над уровнем моря. Результаты эксперимента показаны на графике. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.

1) чем выше местность, тем больше концентрация гемоглобина
2) средняя концентрация гемоглобина не зависит от высоты над уровнем моря
3) с высотой растет содержание эритроцитов в крови
4) для этого эксперимента нельзя придумать отрицательный контроль
5) пол испытуемых
6) высота над уровнем моря
7) концентрация гемоглобина
8) длительное проживание в Дагестане

6742



2. Ученый исследовал зависимость массы тела крысят линии «Вистар» от их возраста. Ученый взвешивал с точностью до 1 г 50 крысят, дата рождения которых точно установлена. Данные о средней массе крысят в разном возрасте показаны в таблице. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) для этого эксперимента нельзя придумать отрицательный контроль
2) возраст крысы
3) масса крыс прямо пропорциональна их возрасту
4) масса крыс не зависит от возраста
5) масса тела крысы
6) определение массы крыс одного возраста
7) определение возраста у крыс с одинаковой массой тела
8) масса тела крыс зависит от других факторов, помимо возраста

2514



3. Дмитрий Поздняков решил исследовать зависимость результатов ЕГЭ по биологии у учеников его Биошколы в зависимости от уровня Биоробота, достигнутого за учебный год. Результаты преподаватель представил в виде таблицы. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) обучение в Биошколе Дмитрия Позднякова
2) уровень Биоробота
3) если решать Биоробот, то балл на ЕГЭ будет выше
4) если не решать Биоробот, ЕГЭ не сдашь
5) средний балл на ЕГЭ
6) решение Биоробота не влияет на результат ЕГЭ
7) для этого эксперимента нельзя придумать отрицательный контроль
8) определение среднего балла ЕГЭ у учеников с одинаковым уровнем Биоробота

2576


Ученый экспериментально проверял гипотезу, действительно ли сходство с пчелами защищает мух-журчалок от поедания хищниками. Он использовал две группы жаб одного вида, причем первая имела отрицательный опыт поедания пчел, а вторая – нет. Жабы помещались в террариум с большим количеством мух-журчалок. Животные первой группы не охотились на мух, а жабы второй группы поедали мух. Выберите из приведенного списка: (А) независимую переменную, (Б) зависимую переменную, (В) отрицательный контроль, (Г) нулевую гипотезу. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) пищевое поведение жаб в отношении мух
2) сходство мух-журчалок с пчелами не влияет на их поедание жабами
3) предшествующий опыт жаб по поеданию пчел
4) две группы жаб
5) группа жаб без опыта поедания пчел
6) сходство журчалок с пчелами
7) помещение жаб в террариум с пчелами
8) отрицательный опыт поедания пчел не влияет на охоту жаб на журчалок

3158



Учёный решил изучить процесс фотосинтеза у герани лесной. Для этого он использовал лампы с разным световым спектром (от фиолетового до красного) и измерял количество выделившегося кислорода. Результаты эксперимента представлены на графике. Выберите три верных утверждения:
1) контрольный образец необходимо выращивать под дневным (естественным) светом
2) независимой переменной является длина световой волны
3) нулевая гипотеза – количество выделяемого кислорода не зависит от длины волны
4) самая высокая интенсивность фотосинтеза наблюдается при поглощении зеленого света спектра
5) для постановки отрицательного контроля необходимо выращивать растение на улице
6) отрицательный контроль можно провести, заменив переменную, например, спектр света на разную концентрацию углекислого газа

123



© Д.В.Поздняков, 2009-2020