Типы мышления животных

Психологам приходится тяжело. Они должны исследовать мышление с помощью мышления, т.е. постоянно заходить умом за разум. Результат при этом получается, как правило, гораздо больше похожим на философию или литературу, чем на нормальную науку. Нормальные ученые однажды даже организовали кружок, в котором договорились, что никакого «думания» они изучать не будут, а будут изучать только поведение – и это течение (бихевиоризм) до сих пор живет и здравствует. Только вот... под давлением фактов и справедливой критики бихевиористам пришлось-таки признать, что в голове что-то такое происходит, и учитывать его... А как его учтешь-то, черт подери? В отличие, скажем, от ушей, мышление нельзя ни разрезать (анатомировать), ни измерить-сфотогорафировать, ни посчитать, ни затем зашить обратно. Бедным психологам приходится опираться исключительно на косвенные данные, и результаты у них получаются соответственные.

Простейший пример: обязательным элементом современного открытого урока является самостоятельный поиск информации детьми. Ну так что же, дорогие дети, давайте начнем: найдите, пожалуйста, сколько времени информация хранится в кратковременной памяти (дети дружно вынимают заранее запасенные в кустах справочники, энциклопедии и планшеты) – кто будет готов, поднимайте руку. Итак? Лёша? – В Немове написано «20 секунд». – Хорошо. Маша? – В Малой медицинской энциклопедии «несколько секунд или минут». – Таак, Роман? – В Грин-Стаут-Тейлоре «несколько минут». – Блин, так секунд или минут? Марина! – В Большой советской энциклопедии «от секунд до десятков минут». – [Смех в классе.]

А ведь мы еще даже не завели песню про понятийные образы и образные понятия! Говорим о совершенно конкретной и (казалось бы) измеряемой вещи – кратковременной памяти! – но уже получаем такой разброс. И как в таких условиях поступать деревенскому учителю? Можно, конечно, продиктовать детям гениальное «несколько секунд или минут», но проблема в том, что эта политкорректность мало что означает, какой смысл ее запоминать? Придется оглянуться (нет ли в округе ученых) и продиктовать «примерно три минуты». – Вот таким же образом был сформирован весь нижележащий текст, имейте это в виду. (Прежде чем нырнём, запомните: «анатомирование и фотографирование» тоже не всегда помогает. Улитка внутреннего уха, например, разрезана вдоль и поперек множество раз, и с ее строением все совершенно ясно, но как она работает – большой вопрос.)

Предметное мышление

Самый первый способ мышления, появляющийся у человеческого ребенка в конце 1-го года жизни – наглядно-действенное. Уже задолго до этого, месяцев с трех, ребенок начал изучать окружающий мир – лихими движениями косаря хватать игрушки, крутить в руках, стучать ими, бросать... Теперь, с помощью свежевозникшего мышления, ребенок может совершать и осмысленные операции – скажем, собирать пирамидку, или класть кубик в кастрюльку и греметь полученной системой, а когда кубик вылетит – положить его обратно и снова греметь; если мама отодвинет кубик подальше, то малыш пододвинет его к себе палкой; если положит повыше – встанет на табуреточку. Наглядно-действенное мышление проводится в форме реальных действий с реально существующими предметами и частями тела человека. (У мамы есть выход – убрать кубик из поля зрения ребенка. Вызвать в своей голове образ предмета, отсутствующего в «реале», маленький ребенок не сможет; образное мышление – это следующий пункт.)

У взрослого человека руки могут расти из плеч, а могут и из других мест – в зависимости от уровня развития у него предметного мышления. Хорошо представляю себе тётеньку-доцента, которая вызывает мастера по замкам, потому что не может открыть свою дверь ключом – «наверное, что-то сломалось». Мастер приходит, внимательно смотрит на замок, на ключ, на тётеньку, решительно всё понимает©, спокойно вставляет ключ в замок и открывает дверь. «Ой, как это у вас так ловко получилось?» – говорит тётя-доцент, платит деньги и записывает телефон, чтобы раздавать его подругам со словами «У мужчины золотые руки». – Но на следующий же день, придя на работу проводить опыты над шимпанзе, эта же самая женщина считает предметное мышление (вчера вечером спасшее её от ночлега на лестничной клетке) примитивным и требует от обезьян логического мышления (см. конец следующего абзаца). Где логика?

«Задача, поставленная перед Рафаэлем, состояла в том, чтобы достать апельсин из ящика, перед открытой стороной которого стояла горящая спиртовка. После многих и разнообразных проб он научился решать эту задачу разными способами: подтаскивал бак с водой к ящику и гасил огонь; набирал воды в рот и, возвратившись к огню, заливал его; набирал воды в кружку и гасил ею огонь; когда в баке не оказалось воды, Рафаэль схватил бутылку с водой и вылил ее на пламя. В другой раз, когда бак оказался пустым, он помочился в кружку и залил ею огонь. Однако исследователи пытались снова и снова проанализировать, насколько осмысленны были действия обезьяны в этой ситуации. Опыты перенесли на озеро, и ящик с приманкой поместили на один плот, а бак с водой – на другой, соединенный с первым довольно длинным и шатким мостиком. Рафаэль приложил массу усилий, чтобы принести воду из бака, вместо того чтобы зачерпнуть ее тут же, прямо с плота. Это окончательно убедило исследователей в его неспособности к пониманию истинных связей между элементами данной проблемной ситуации».*

Нет, ну вы видали таких исследователей?! Обезьяна показывает чудеса предметного мышления – а они нос воротят, им хочется понятийного! А сами даже не могут опыт нормально поставить: «При анализе фотографий современному наблюдателю бросается в глаза, что плоты (скорее платформы) были расположены достаточно высоко над водой, так что шимпанзе, который побаивается воды, мог предпочесть перебраться на соседний плот, чем рисковать оказаться в воде, пытаясь зачерпнуть ее с платформы».* До понятийного мышления обезьян мы еще доберемся, а напоследок здесь заметим, что:

  • предметное мышление самое простое (нетребовательное к ресурсам мозга) – совершенно понятно, что оно есть у всех животных: все они постоянно контактируют с предметами окружающего мира и с частями своего тела, и очень редко в них запутываются;
  • для образного мышления требуются сформированные в мозгу образы, для понятийного – понятия; если человек сталкивается с совершенно незнакомыми для него предметами и процессами, то ему приходится полагаться только на свое предметное мышление.

Образное мышление

Образ – это отпечаток реального предмета в памяти – и это далеко не только «картинка» (первое, что вы подумали при слове «образ»). Вот как один из ведущих психологов современности описывает создание полноценного образа: «Увидев чашку в первый раз, мы берем ее в руки, ощупываем, взвешиваем, осматриваем со всех сторон, лижем, кусаем, нюхаем, роняем об пол. – Готово, теперь мы сможем узнать эту чашку лишь мельком увидев ее под любым углом зрения и при любом освещении». Менее известные ученые пишут лаконичнее: «Крупный мозг дает возможность иметь сложные психические образы, составленные на основе взаимодействия информации от нескольких органов чувств».** Как только ребенок начинает оперировать такими образами в своей голове – говорят, что у него возникло наглядно-образное мышление (обычно это происходит в возрасте 4-5 лет).

Вот типичная история с сайта для мам: «Мама предложила дочке Нине (4 года 5 месяцев) решить задачу: “Летели 4 птички, сели на деревья. На каждое дерево села 1 птичка. Сколько было деревьев?” Нина задачу не решила. Тогда мама вырезала из бумаги птичек и деревья и снова предложила дочке решить задачу. Девочка решила задачу правильно. Что теперь делать маме?» – Мама, как видим, требовала от маленькой девочки образного мышления: «Представь себе деревья, представь себе птичек». Сама она, однако, не удосужилась заглянуть в учебник и прочитать там, что у таких маленьких детей мышление еще пока только наглядно-образное – чтобы ребенок мог оперировать образами, картинка должна быть у него перед глазами. Можно было бы нарисовать 4 птички, 7 деревьев и спросить: «Ниночка, сколько деревьев займут птицы, если на каждое дерево сядет по одной птичке?» Вероятно, тогда девочка смогла бы решить задачу – и при этом она бы оперировала не предметами (деревья и птицы нарисованные, двигать их нельзя), а образами предметов. Но мама, как видим, во второй попытке дала девочке возможность оперировать-таки предметами, и девочка успешно применила наглядно-действенное (предметное) мышление – добрая мама, спасибо, что горящей спиртовкой не пугала.

Взрослому человеку не обязательно иметь перед глазами ни натуральные предметы, ни картинку – он может легко вызывать образы из своей памяти. Ведь так? Когда ему говорят: «Представь, как на мне будет сидеть эта кофточка», – человек хмурится, думает, а потом говорит: «А давай ты просто ее наденешь, и я посмотрю». Именно для людей с плохим образным мышлением существуют сервисы онлайн-расстановки мебели, или онлайн-примерки причесок – хотя, казалось бы, чего сложного – «представь свою голову, представь на ней эту прическу»… Наверняка мама из предыдущего абзаца пользуется такими сервисами, и советует их своей маме – доценту из предыдущего пункта. Доцент выбирает себе модную смелую прическу, и на следующий день, модная и смелая, идет изучать образное мышление зверей.

«Для оценки способности животного реагировать на образ предмета используется метод отсроченных реакций. Берется голодное животное, на его глазах в один из трех ящиков кладется еда, а затем исследователи включают секундомер – начинается период «отсрочки». Через некоторое время животное выпускают из клетки и дают ему возможность выбрать один ящик. Если животное выбирает правильно – значит, у него в мозге имеется образ спрятанной еды. С помощью этого метода были исследованы представители различных видов животных и было подтверждено, что их поведение может направляться не только действующими в данный момент стимулами, но также и хранящимися в памяти следами, образами или представлениями об отсутствующих стимулах».*

Понятийное мышление

Понятия – это обобщенные образы или обобщенные обобщения. В реальном мире их не существует, поэтому иногда говорят «абстрактные понятия», но это масло масляное. Конкретные бывают предметы или образы, а понятия – они в любом случае абстрактные. Для более лучшего понимания я предлагаю детям на факультативе описать словами одно из пяти понятий, на выбор: «куб», «книга», «четыре», «больше», «лишний»... Что-нибудь понравилось? – Обычно дети выбирают «книгу», потому что она кажется наименее абстрактной. После чего я, тонко улыбнувшись (дети исправляют на «хищно») выкладываю на стол томик Большой советской энциклопедии, тоненькую раскраску, квадратного картонного «Мойдодыра» и чистый ежедневник. Получается «нечто... состоящее из страниц... на которых что-то напечатано...» Вы уже догадались, что я делаю дальше: прошу объяснить мне, что значит «страниц» и «напечатано».

Дети сдаются, а потом спрашивают: «И что?» – А я говорю им: «И то. У кого есть маленькие сестры/братья, скажите, с какого возраста ребенок понимает, что такое книга и правильно выполняет просьбу принести книгу или убрать все книги в шкаф?» – «Примерно с трех лет». – «Да, примерно так. Маленький трехлетний ребеночек, который в одиночку очень быстро пропадёт как в лесу, так и в городе, имеет в своей голове множество сформированных понятий. Это ведь еще не делает его умным, правда? Поэтому давайте не будем демонизировать понятия и объявлять понятийное (абстрактное) мышление главным отличием человека от животных. – Тем более, что это не так. Все понятия, которые я предлагал вам на выбор в предыдущем абзаце, могут быть сформированы не только у человека, но и у животных».

Если предъявлять животному две фигуры – куб и шар, и за выбор куба давать еду, а за выбор шара не давать, то животное довольно быстро понимает, как надо себя вести. После чего экспериментаторы начинают предъявлять шар и куб другого цвета или другого размера – и большинство животных учатся заново (но понимание, что надо выбирать куб, теперь приходит быстрее). Чтобы животное без обучения (с первого предъявления) начало выбирать куб независимо от размера и окраски, «требуется от нескольких десятков до нескольких сотен предъявлений»* – это означает, что на тысячный раз любое животное выработает в своей голове абстрактное понятие «куб». (Приматы и дельфины понимают все с первого раза.)

Крысы после некоторого обучения могут:

  • из кучки предметов выбрать только те, которые обладают каким-либо общим признаком (одинаковой формой, цветом и т.п.);
  • из двух-трех предметов выбрать один, самый большой, или самый светлый;
  • из трех предметов (два одинаковых, третий отличается) выбрать отличающийся.

Человекообразные обезьяны и врановые птицы могут считать. Делается это так: берутся четыре дверцы, обозначенные цифрами от 1 до 4. Перед зверушкой кладутся, скажем, три предмета, тогда еда прячется за дверцей с цифрой 3. Животное имеет право открыть только одну дверцу – если оно промахнется,  то останется голодным. Вороны таким образом считают от 1 до 4, человекообразные обезьяны – от 0 до 7.

Французские ученые запускали пчел в лабиринт, представляющий собой Y-образный коридор. Вход в него был помечен одним рисунком, правое ответвление вторым, а левое - третьим. Опыт был поставлен так, что насекомые были вынуждены ориентироваться именно по картинкам и искать в них простые закономерности. Исследователи обнаружили, что пчелы успешно запоминают правило «лететь нужно в кружки одинакового цвета» или «лететь нужно в кружки с полосами в одинаковом направлении». источник

–––––––––––––––
* З.А. Зорина, И.И. Полетаева "Элементарное мышление животных"
** Г. Г. Филиппова "Зоопсихология и сравнительная психология"







 
 
 

Ещё можно почитать

В статье "Могут ли животные думать" мы очень быстро дадим ответ "Да, могут", а потом очень долго будем выяснять: а что же такое, собственно, "думать".

Как животные используют орудия (видео)

Предложение «Давайте взглянем на ситуацию трезво» смешит биологов. Алкоголь тут ни при чем: обманы (иллюзии) заложены в сами принципы работы нашей нервной системы. "Иллюзион"

Опрос

Какое мышление у вас развито хуже всего?




Результаты

Расскажите друзьям

0

Комментировать
На главную
 

© Д.В.Поздняков, 2009-2016
E-mail: pozzdd@yandex.ru