Задания части 2 ЕГЭ по теме «Отличия прокариот и эукариот»

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Отличия прокариот и эукариот»

1. Какова роль бактерий в природе? Приведите не менее четырех значений.

1) являются редуцентами, минерализуют органические вещества до неорганических;
2) участвуют в круговороте веществ (углерода, азота и др.);
3) вызывают болезни, регулируют численность популяций;
4) автотрофные бактерии являются продуцентами (вырабатывают органические вещества);
5) являются симбионтами (клубеньковые бактерии, бактерии в толстом кишечнике человека).



2. Назовите основные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Назовите не менее 6-х особенностей.

1) нет оформленного ядра (имеется нуклеоид);
2) ДНК имеет кольцевую форму;
3) отсутствуют мембранные органоиды;
4) мелкие (70S) рибосомы;
5) нет митоза и мейоза (размножаются делением надвое);
6) клеточная стенка из муреина (пептидогликана);
7) мелкие размеры клетки (меньше, чем у эукариот).



3. В каких отраслях хозяйства используются бактерии? Приведите не менее четырёх примеров.

1) в пищевой промышленности для получения кисломолочных продуктов, при квашении, виноделии, сыроделии;
2) в сельском хозяйстве для приготовления силоса, компоста, препаратов для борьбы с вредителями;
3) в коммунальном хозяйстве для очистки сточных вод;
4) в фармацевтике для получения вакцин, витаминов, гормонов, лекарств;
5) в энергетике и добывающей промышленности для получения биогаза.



4. Осуществление земляных работ при строительстве одного из объектов привело к вскрытию скотомогильника 100-летней давности. Спустя некоторое время в данной местности был объявлен карантин в связи с эпидемией сибирской язвы, возбудителем которой являются бактерии. Как с точки зрения биологии можно объяснить эту ситуацию?

1) в скотомогильнике было захоронение животных, инфицированных сибирской язвой;
2) споры сохраняют длительное время жизнеспособность, поэтому, попав в организм человека или скота, вызывают заболевание сибирской язвой;
3) споры бактерий - это покоящаяся форма существования бактерий, позволяющая им долгое время переживать неблагоприятные условия.



5. Почему портятся продукты питания? Какими способами можно предохранить продукты питания от гниения? Назовите не менее пяти способов. Раскройте биологическую сущность используемых методов.

1) порча продуктов происходит при размножении в них гнилостных бактерий и плесневых грибов;
2) охлаждение (заморозка) - при понижении температуры снижается скорость обмена веществ в бактериях и грибах;
3) стерилизация (пастеризация; обработка высокой температурой) - высокие температуры вызывают денатурацию белков и гибель клетки;
4) высушивание (вяление) - при дефиците воды невозможен (замедляется) обмен веществ в клетке;
5) засолка ИЛИ засахаривание – в гипертоническом растворе клетки теряют воду вследствие явления осмоса;
6) маринование ИЛИ консервация ИЛИ квашение ИЛИ копчение – в среде содержатся вещества (консерванты, кислоты), убивающие клетки гнилостных бактерий и грибов.



6. Организмы каких царств состоят из клеток, изображенных на рисунке под буквами А и Б? Ответ обоснуйте, приведите соответствующие доказательства.

1) А - организм из царства Бактерии;
2) отсутствует ядро (имеется нуклеоид; ДНК лежит в цитоплазме);
3) отсутствуют мембранные органоиды;
4) Б - организм из царства Растения;
5) есть крупная центральная вакуоль;
6) есть хлоропласты;
7) есть клеточная стенка.



7. Учёные провели эксперимент, целью которого было определение наиболее эффективного антибактериального препарата для лечения заражения синегнойной палочкой. В лаборатории провели посев синегнойной палочки на твёрдую питательную среду на чашке Петри. После того как культура бактерий развилась на питательной среде, на неё нанесли три антибиотика. Результаты представлены на рисунке: кружочки с цифрами – диски из фильтровальной бумаги с тремя разными антибиотиками; серый цвет большого круга – бактерии, развившиеся на питательной среде; белые круги вокруг некоторых дисков – участки, на которых бактерии не развиваются. Какой из трёх антибиотиков оказался наиболее эффективным? Как учёные это определили? За счет чего бактерии могут приобретать устойчивость к антибиотикам? Напишите не менее двух вариантов.

1) наиболее эффективен антибиотик 1;
2) вокруг диска с ним плохо растут бактерии;
3) за счёт мутаций;
4) за счет поглощения плазмид.



8. Экспериментатор решил определить влияние антибактериального средства, используемого для обработки ран, на рост колоний одного из штаммов бактерии Staphylococcus aureus. Он пропитывал диски из фильтровальной бумаги растворами этого средства в различной концентрации и помещал диски на чашки Петри с бактериями. Через сутки экспериментатор определял радиус зоны, свободной от бактерий, вокруг диска (радиус зоны ингибирования). Результаты эксперимента приведены в таблице. Раствор с какой концентрацией препарата, согласно результатам исследования, будет оптимальным для применения? Ответ поясните. Почему используемые ранее антибактериальные средства со временем могут оказаться неэффективными?

1) 10%;
2) при такой концентрации радиус зоны ингибирования был наибольшим;
ИЛИ
1) 5%;
2) такая концентрация оптимальна по эффективности с учетом расхода препарата (снижает себестоимость, экономически целесообразна);
3) у бактерий возникает резистентность (устойчивость) к антибактериальным препаратам;
4) результат мутационной изменчивости.



9. Лекарственный препарат представляет собой фермент, который катализирует разрушение муреина (пептидогликана). На какую группу организмов действует этот препарат? Почему для клеток человека он нетоксичен? Ответ обоснуйте.

1) препарат действует на бактерии;
2) клеточная стенка бактерий состоит из муреина;
3) в состав клеток человека муреин не входит (клетки человека не имеют клеточной стенки из муреина).



10. Экспериментатор определял влияние антибиотика эритромицина на рост бактерий одного из штаммов Micrococcus luteus. Известно, что эритромицин способен связываться с большой субъединицей 70S рибосомы. Разные количества антибиотика добавлялись в питательную среду на чашки Петри, засеваемые одинаковым количеством бактерий. Спустя 24 часа подсчитывалось количество выросших колоний бактерий на чашках Петри. Результаты эксперимента приведены в таблице. Объясните, почему эритромицин подавляет рост колоний бактерии. Вызывает ли эритромицин такие же изменения в клетках человека? Аргументируйте свой ответ.

1) эритромицин, связываясь с бактериальной рибосомой, нарушает синтез белка (трансляцию);
2) клетки бактерий не могут расти и делиться;
3) эритромицин не действует таким образом на клетки человека;
4) в клетках человека рибосомы 80S типа (отсутствуют рибосомы бактериального типа).



11. При приготовлении домашнего йогурта молоко рекомендуется (1) прокипятить. Перед внесением закваски его необходимо (2) остудить. После чего нужно (3) убрать ёмкость с закваской в теплое место на 5-10 часов. Объясните с точки зрения биологии необходимость процессов, указанных цифрами 1, 2, 3. Аргументируйте свой ответ.

1) кипячение молока позволяет уничтожить бактерии (грибы), содержащиеся в нем;
2) остудить молоко нужно чтобы бактерии, содержащиеся в закваске, не погибли;
3) 5-10 часов в тёплом месте необходимо для процесса брожения.



12. На рисунке показано строение мембраны и клеточной стенки. К какому царству относится организм, у которого имеются клетки со стенкой такого состава? Ответ поясните. Поверх клеточной стенки у некоторых представителей этого царства имеется слизистая капсула (слой полисахаридов). Какие функции она может выполнять? Назовите не менее двух функций.

1) царство Бактерии;
2) клеточная стенка содержит муреин (пептидогликан);
3) капсула выполняет функцию защиты (например, от лизоцима);
4) клейкие капсулы служат для формирования колоний из одиночных бактерий;
5) с помощью капсул бактерии прилипают к поверхностям (пищевому субстрату).



13. Назовите структуры бактериальной клетки, указанные на рисунке цифрами 1 и 2. Опишите основные отличия структуры 1 по сравнению с аналогичной структурой эукариот. Укажите функции структуры 2.

1) 1 — кольцевая молекула ДНК (бактериальная хромосома, бактериальный геном);
2) бактериальная ДНК имеет замкнутую (кольцевую) форму (эукариотическая ДНК — линейная);
3) бактериальная ДНК не имеет белков-гистонов (в отличии от эукариотической);
4) 2 — плазмида;
5) несет дополнительные гены;
6) повышает устойчивость бактерии к неблагоприятным условиям среды.



14. Бактерий поместили в растворы, состав которых благоприятен для их жизнедеятельности, и перемешали. Через некоторое время бактерии в пробирках перераспределились. В пробирке 1 находятся аэробы, в пробирке 2, в пробирке 3 – факультативные анаэробы. Почему основная часть бактерий в пробирке 3 стремится к поверхности раствора, но при этом такие бактерии могут быть найдены на всём протяжении среды? Аргументируйте свой ответ.

1) собираются в основном на поверхности раствора, так как там больше кислорода;
2) кислород используется факультативными анаэробами для осуществления дыхания (окислительного фосфорилирования);
3) окислительное фосфорилирование является более энергетически выгодным, чем гликолиз (брожение);
4) бактерии могут быть найдены на всём протяжении среды, так как могут осуществлять анаэробный (бескислородный) обмен.



15. Какие бактерии человек используют для получения пищевых продуктов? Приведите два примера. Какой метаболический процесс в клетках этих бактерий лежит в основе их использования в пищевой промышленности? Почему приготовленные с применением этих бактерий продукты могут иметь долгий срок хранения?

1) молочнокислые бактерии - для получения кисломолочных продуктов ИЛИ квашения;.
2) уксуснокислые бактерии – для получения уксуса ИЛИ пропионовокислые – для получения сыров;
3) брожение;
4) продукты брожения (кислоты) подавляют развитие гнилостных бактерий и плесневых грибов.



16. Чем строение клетки сине-зеленых водорослей отличается от клетки зеленых водорослей? Назовите не менее четырех отличий.

1) сине-зеленые водоросли – цианобактерии (прокариоты); зеленые водоросли – эукариоты;
2) у сине-зеленых водорослей нет оформленного ядра, у зеленых – есть;
3) у сине-зеленых водорослей одна кольцевая молекула ДНК, у зеленой водоросли несколько хромосом линейной формы;
4) у сине-зеленых водорослей нет мембранных органоидов (митохондрий, пластид, ЭПС и т.п.), у зеленых – имеются;
5) клеточная стенка сине-зеленых водорослей состоит из муреина, у зеленых водорослей - из целлюлозы (полисахаридов).



17. Лекарственный препарат связывает 70S рибосомы, препятствуя их функционированию. На какую группу организмов действует этот препарат? Можно ли с помощью данного препарата вылечить грипп или амёбную дизентерию? Ответ поясните.

1) препарат действует против бактерий;
2) грипп и амебную дизентерию невозможно вылечить данным препаратом;
3) грипп вызывается вирусом;
4) вирусы не содержат рибосом (являются неклеточными формами жизни);
5) амебная дизентерия вызывается амебами (простейшими; одноклеточными животными);
6) амебы имеют рибосомы 80S типа (эукариотические рибосомы).



18. Клетка организма какого царства изображена на рисунке? Обоснуйте свой ответ. Какая структура обозначена на рисунке вопросительным знаком? Какую функцию она выполняет?

1) клетка царства Бактерии;
2) не содержит ядра (ДНК лежит в цитоплазме; имеется нуклеоид);
3) не содержит мембранных органоидов;
4) вопросительным знаком обозначена плазмида (дополнительная кольцевая ДНК);
5) несет дополнительные гены, повышающие приспособленность клетки к различным условиям.



19. Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.

1) А — прокариотическая клетка; Б — эукариотическая клетка;
2) клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра (содержит кольцевую ДНК);
3) клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и мембранные органоиды.



20. Назовите не менее четырёх типов питания бактерий. Кратко охарактеризуйте каждый тип.

1) фототрофы — в качестве источника энергии используют энергию солнечного света;
2) хемотрофы — в качестве источника энергии используют энергию окисления неорганических веществ;
3) сапротрофы используют органические вещества мёртвой массы;
4) паразиты используют органические вещества живых организмов, нанося им вред;
5) симбионты используют органические вещества живых организмов, принося им пользу.



21. Экспериментатор решила установить влияние пребиотика на рост бактерий кишечной палочки (Escherichia coli). Для этого она добавляла разные количества пребиотика в жидкую питательную среду и вносила туда одинаковое количество бактерий. Бактерии выращивались в течение ночи в термостате, после чего измерялась оптическая плотность (мутность) среды с бактериями. Результаты эксперимента представлены на графике. Объясните, для чего служат пребиотики. В каких ситуациях врачи назначают их приём? Приведите не менее двух ситуаций.

1) пребиотики — вещества, стимулирующие рост и жизнедеятельность микрофлоры кишечника (не принимать ответ, в котором утверждается, что пребиотики — это полезные бактерии);
2) пребиотики назначаются в случае приёма антибиотиков;
3) пребиотики назначаются в случае нарушения функционирования микрофлоры кишечника.



22. Экспериментатор решила установить влияние антибиотика на рост бактерий кишечной палочки (Escherichia coli). Для этого она добавляла разные количества антибиотика гентамицина в питательную среду на чашки Петри и сеяла одинаковое количество бактерий. Бактерии выращивались в течение ночи в термостате. Подсчитывалось количество индивидуальных колоний бактерий на чашках. Результаты эксперимента приведены в таблице. Как Вы думаете, при какой температуре инкубировались чашки Петри в данном эксперименте? Поясните свой ответ.

1) при температуре 37 °C (36,6 °C);
2) кишечная палочка обитает в кишечнике у человека (млекопитающих);
3) поэтому оптимальными условиями для её роста должна быть температура тела хозяина (человека, млекопитающих).



23. В рубце жвачных животных обитают бактерии, например, Ruminococcus spp., Ruminobacter spp., Prevotella spp. Экспериментатор для исследования пищеварения коров ввёл в их рацион кормовую добавку в виде мочевины. Через месяц он взял у пяти коров рубцовую жидкость и подсчитал количество микроорганизмов в ней. Результаты эксперимента отражены в таблице. Как изменится количество бактерий в рубцовой жидкости, если вместо мочевины ввести в рацион здорового животного антибиотик? Объясните, как и почему в этом случае изменится масса животного.

1) количество бактерий уменьшится;
2) масса животного уменьшится (прирост массы уменьшится);
3) антибиотики подавляют деление бактерий (убивают бактерии);
4) бактерии рубца обеспечивают переваривание клетчатки (корма);
5) при гибели бактерий уменьшится количество доступных питательных веществ (снизится качество питания).



24. В рубце жвачных животных обитают бактерии, например, Ruminococcus spp., Ruminobacter spp., Prevotella spp. Экспериментатор для исследования пищеварения коров ввёл в их рацион кормовую добавку в виде мочевины. Через месяц он взял у пяти коров рубцовую жидкость и подсчитал количество микроорганизмов в ней. Результаты эксперимента отражены в таблице. Наличием какого химического элемента в кормовой добавке можно объяснить наблюдаемый эффект на бактерии? Ответ поясните. Какую роль выполняют бактерии в рубце коров?

1) в состав мочевины входит азот;
2) азот входит в состав аминокислот (белков, нуклеиновых кислот);
3) аминокислоты (белки) являются строительным материалом (ферментами) для новых клеток
ИЛИ
3) нуклеиновые кислоты являются генетическим материалом для новых клеток;
4) бактерии способствуют перевариванию клетчатки (корма)
ИЛИ
4) синтезируют витамины (являются источником белка)
ИЛИ
4) препятствуют заселению патогенной флоры.



25. Экспериментатор решил изучить процессы жизнедеятельности золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus). Для этого он поместил в питательную среду определенное количество живых бактерий и добавил антибиотик ципрофлоксацин, в последующие дни он измерял количество живых клеток. Результаты эксперимента представлены на графике. Как и почему изменяется количество живых клеток бактерий в эксперименте после добавления антибиотика? Как изменится количество живых клеток бактерий, если на пятый день вновь добавить ципрофлоксацин в культуру, но в большей концентрации, чем в начале эксперимента? Ответ поясните.

1) количество живых клеток бактерий после добавления антибиотика уменьшается, а потом начинает расти;
2) большинство бактерий погибает под действием антибиотика;
3) устойчивые к антибиотику бактерии начинают размножаться;
4) количество живых бактериальных клеток после повторного добавления ципрофлоксацина сначала (незначительно) снизится, а затем продолжит расти;
5) большинство бактерий в культуре устойчивы к ципрофлоксацину



26. Экспериментатор решил изучить процессы жизнедеятельности золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus). Для этого он поместил в питательную среду определенное количество живых бактерий и добавил антибиотик ципрофлоксацин, в последующие дни он измерял количество живых клеток. Результаты эксперимента представлены на графике. Как изменится количество живых клеток бактерий, если продолжить эксперимент: через 500 циклов деления в одну половину бактериальной популяции снова добавить ципрофлоксацин, а в другую добавить такое же количество пенициллина (антибиотик другого типа)? Ответ поясните.

1) при добавлении ципрофлоксацина количество живых бактериальных клеток продолжит расти (незначительно изменится);
2) большинство бактерий в культуре устойчивы к ципрофлоксацину;
3) при добавлениии пенициллина большинство бактериальных клеток погибнет (может сохраниться незначительное количество);
4) устойчивость к новому антибиотику у бактерий еще не выработалась.




© Д.В.Поздняков, 2009-2020