Задания части 2 ЕГЭ по теме «Автотрофы и гетеротрофы»

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Автотрофы и гетеротрофы»

1. Какую роль в сообществе играют автотрофные организмы?

1. Автотрофные организмы играют роль продуцентов (производителей) - создают органические вещества, которыми питаются все остальные члены сообщества.
2. Автотрофы-растения вырабатывают кислород, которым дышат все члены сообщества.



2. Почему гетеротрофные организмы не могут сами создавать органические вещества?

1) Согласно своему определению, гетеротрофы потребляют готовые органические вещества.
2) У гетеротрофов отсутствуют процессы фотосинтеза и/или хемосинтеза.
3) У гетеротрофов отсутствуют хлоропласты, необходимые для процесса фотосинтеза.



3. В чем заключается сходство и различие автотрофного питания у фото- и хемосинтезирующих бактерий?

Сходства: фотосинтез и хемосинтез – это процессы пластического обмена, из углекислого газа и воды синтезируются углеводы. Различия: при фотосинтезе используется энергия света, а при хемосинтезе – энергия окисления неорганических веществ. При фотосинтезе выделяется кислород, при хемосинтезе – нет.



4. В чём проявляется сходство фотосинтеза и энергетического обмена веществ в клетке?

1) Процессы протекают в двухмембранных органоидах (хлоропласты, митохондрии).
2) В обоих процессах происходит синтез АТФ.
3) Процессы идут при участии биоферментов.



5. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) Среди автотрофных организмов большое количество растений. (2) Наряду с автотрофным питанием существует гетеротрофное. (3) К гетеротрофам относят паразитические и сорные растения. (4) Сорные растения конкурируют с культурными за свет, воду, минеральные соли и кислород. (5) Часто культурные растения не выдерживают конкуренции. (6) Растения-паразиты поглощают Н2О и СО2 из организмов растений, на которых паразитируют. (7) Они имеют многочисленные приспособления к паразитизму, например, корни-присоски.

3 – сорные растения относят к автотрофам
4 – сорные растения не конкурируют с культурными за кислород
6 – растения-паразиты поглощают воду и органические вещества из организмов растений, на которых паразитируют



6. Рассмотрите предложенную схему типов питания организмов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Фототрофный



7. Первые опыты по изучению фотосинтеза были проведены Дж. Пристли в 1770-1780-х гг. Он помещал в изолированный сосуд мышь, и вскоре мышь задыхалась. Когда же он вместе с мышью поместил растение, мышь прожила несколько дней (до окончания эксперимента), а у растения появились новые молодые побеги. Какой вывод следует из эксперимента Дж. Пристли? Что служило источником углерода для роста растения?

Из своего эксперимента Пристли сделал вывод, что растения «исправляют» воздух, «испорченный» животными. С современной точки зрения ясно, что в первом случае мышь за счет дыхания потребила много кислорода, выделила много углекислого газа и умерла от удушья. Во втором случае растение потребляло углекислый газ, выделяемый мышью, и выделяло кислород, поэтому мышь прожила до конца эксперимента. Источником углерода для роста растения послужил углекислый газ, выделяемый мышью.



8. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) Каждому организму в процессе жизнедеятельности необходима энергия. (2) Гетеротрофные организмы поглощают из внешней среды готовые органические вещества. (3) К гетеротрофам относят многочисленных животных, паразитические бактерии, вирусы и др. (4) Гетеротрофы не могут самостоятельно синтезировать органические вещества из воды и углекислого газа. (5) Они получают воду и углекислый газ, питаясь различными организмами. (6) Окисляя эти вещества, гетеротрофы получают необходимую им энергию. (7) Гетеротрофные организмы в истории развития жизни на Земле появились вслед за автотрофами.

3 – вирусы не питаются, их не относят ни к автотрофам, ни к гетеротрофам;
5 – они получают готовые органические вещества с пищей;
7 – гетеротрофные организмы на Земле появились первыми



9. В небольших помещениях с обилием комнатных растений ночью концентрация кислорода уменьшается. Объясните почему.

Ночью растения не фотосинтезируют, поэтому они не выделяют кислород. Ночью, как и днем, растения дышат, потребляя кислород и выделяя углекислый газ. Из-за дыхания большого количества растений концентрация кислорода в помещении уменьшается.



10. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
(1) Бактерии – прокариоты, наследственная информация которых заключается в одной линейной молекуле ДНК. (2) Все бактерии по типу питания являются гетеротрофами. (3) Азотфиксирующие бактерии обеспечивают гниение органических остатков в почве. (4) К группе азотфиксаторов относят клубеньковых бактерий, поселяющихся на корнях бобовых растений. (5) Нитрифицирующие бактерии участвуют в круговороте азота. (6) Среди паразитических бактерий хорошо известны холерный вибрион, туберкулёзная палочка, являющиеся возбудителями опасных заболеваний человека. (7) Сапротрофные бактерии питаются органическими остатками.

1 - наследственная информация бактерий заключается в кольцевой молекуле ДНК;
2 - бактерии по типу питания могут быть автотрофами или гетеротрофами;
3 - азотфиксирующие бактерии обеспечивают фиксацию атмосферного азота, гниение органических остатков обеспечивают сапротрофные бактерии




© Д.В.Поздняков, 2009-2020