Задания части 2 ЕГЭ по теме «Обмен веществ»

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Обмен веществ»

1. Какие источники энергии используют автотрофы для синтеза органических веществ? Какую роль в сообществе играют автотрофные организмы?

1) фотоавтотрофы используют энергию света (осуществляют фотосинтез);
2) хемоавтотрофы используют энергию окисления неорганических веществ (осуществляют хемосинтез);
3) автотрофы создают органические вещества для питания гетеротрофов (играют роль продуцентов);
4) фотоавтотрофы вырабатывают кислород для дыхания аэробных организмов.



2. Исследователи мирового океана обнаружили, что в глубоководных рифовых зонах, богатых сероводородом, встречаются «оазисы жизни». Живые организмы представлены здесь гигантскими червями, живущими в трубках, двустворчатыми моллюсками, креветками и даже некоторыми рыбами. Как вы объясните наличие жизни на такой глубине в полной темноте при невозможности фотосинтеза?

1) на этих глубинах обитают хемотрофные серные бактерии;
2) они синтезируют органические вещества из неорганических, используя энергию, образующуюся при окислении сероводорода (до серы и далее);
3) серобактерии составляют первое звено пищевой цепи этой экосистемы (являются продуцентами);
4) серобактерии, находясь в симбиозе с червями и моллюсками, обеспечивают их питательными веществами;
5) по пищевым цепям органические вещества передаются другим обитателям этих экологических сообществ (зон).



3. В чём состоит сходство биосинтеза белка и фотосинтеза?

1) оба процесса относятся к пластическому обмену;
2) из простых веществ синтезируются более сложные;
3) происходят затраты энергии АТФ.



4. На глубинах более 2000 м находятся экосистемы "чёрных курильщиков". Вокруг них воды богаты сероводородом и сульфидами различных металлов. Животный мир представлен моллюсками, крабами, некоторыми видами рыб. Почему в этих экосистемах отсутствуют растения? Объясните, как экосистема получает энергию для существования?

1) в этих экосистемах отсутствуют растения, так как на такую глубину не проникает свет;
2) хемоавтотрофные серобактерии бактерии окисляют соединения серы;
3) хемоавтотрофные бактерии энергию химических реакций используют для синтеза органических веществ;
4) органические вещества по цепям питания передаются от бактерий другим организмам экосистемы черных курильщиков;
5) животные также питаются детритом (органическими остатками, которые поступают из верхних слоев океана).



5. Какова взаимосвязь между пластическим и энергетическим обменом веществ? Аргументируйте свой ответ.

1) Для пластического обмена (для синтеза веществ) нужна энергия АТФ, которая образуется при энергетическом обмене.
2) Для энергетического обмена (для распада веществ) нужны белки-ферменты, которые образуются при пластическом обмене.
3) Для энергетического обмена нужны вещества (субстраты), которые синтезируются в результате пластического обмена.



6. В чем заключается сходство и различие автотрофного питания у фото- и хемосинтезирующих бактерий?

сходства:
1) фотосинтез и хемосинтез – это процессы пластического обмена;
2) из углекислого газа и воды синтезируются углеводы;
различия:
3) при фотосинтезе используется энергия света, а при хемосинтезе – энергия окисления неорганических веществ;
4) при фотосинтезе выделяется кислород, при хемосинтезе – нет.



7. В чём проявляется сходство фотосинтеза и энергетического обмена веществ в клетке? Назовите не менее трёх сходств.

1) Процессы протекают в двумембранных органоидах (хлоропласты, митохондрии).
2) В обоих процессах происходит синтез АТФ.
3) Процессы идут при участии ферментов.



8. Первые опыты по изучению фотосинтеза были проведены Дж. Пристли в 1770-1780-х гг. Он помещал в изолированный сосуд мышь, и вскоре мышь задыхалась. Когда же он вместе с мышью поместил растение, мышь прожила несколько дней (до окончания эксперимента), а у растения появились новые молодые побеги. Объясните результаты эксперимента Дж. Пристли. Что служило источником углерода для роста растения?

1) в первом случае мышь израсходовала кислород в сосуде и умерла от удушья;
2) во втором случае растение выделяло кислород при фотосинтезе, поэтому мышь прожила до конца эксперимента;
3) источником углерода для роста растения послужил углекислый газ, выделяемый мышью при дыхании.



9. В каких реакциях обмена веществ вода участвует как исходный реагент? Приведите не менее двух примеров. Укажите, какие вещества кроме воды вступают в эти реакции и какие вещества являются продуктами реакций.

1) гидролиз;
2) крахмал распадается до глюкозы (принимается любой вариант гидролиза)
3) фотолиз ИЛИ фотосинтез
4) вода распадается на кислород, протоны и электроны ИЛИ из углекислого газа и воды получается глюкоза и кислород.



10. При закладке на хранение клубней картофеля их масса к весне уменьшается. Объясните, почему. При каких условиях хранения уменьшение массы клубней будет идти медленнее? Аргументируйте свой ответ.

1) в клетках клубня происходит дыхание;
2) крахмал распадается на глюкозу, глюкоза окисляется до углекислого газа и воды;
3) масса клубней уменьшается за счет того, что из клубня улетучиваются углекислый газ и вода;
4) при пониженных температурах;
5) активность ферментов дыхания при этом снизится.



11. В небольших помещениях с обилием комнатных растений ночью концентрация кислорода уменьшается. Объясните почему.

1) ночью растения не фотосинтезируют, поэтому они не выделяют кислород;
2) ночью, как и днем, растения дышат, потребляя кислород и выделяя углекислый газ;
3) из-за дыхания большого количества растений концентрация кислорода в помещении уменьшается.



12. Экспериментатор решил изучить интенсивность основного обмена веществ у домовой мыши (Mus musculus). Для этого он вводил в брюшную полость мышам разные дозы гормона щитовидной железы в физиологическом растворе. Результаты эксперимента представлены на графике. Что такое основной обмен? На какой процесс в системе кровообращения расходуется энергия основного обмена? Как повлияло увеличение количества гормона щитовидной железы на теплоотдачу? Какие процессы могут служить объективными показателями интенсивности обмена веществ у теплокровных животных?

1) количество энергии, выделяемое для поддержания жизнедеятельности организма (человек, теплокровного животного) при полном покое;
2) на механическую работу сердца (сокращение сердца);
3) теплоотдача повысилась;
4) выделение тепла (выделение пота)
5) поглощение кислорода (выделение углекислого газа, интенсивность дыхания).



13. Чем отличаются реакции ассимиляции от реакций диссимиляции в процессе обмена веществ?

1) при реакциях ассимиляции образуются вещества более сложные, чем вступившие в реакцию, а при реакциях диссимиляции происходит образование более простых веществ.
2) реакции ассимиляции протекают с поглощением энергии, а реакции диссимиляции идут с выделением энергии;
3) в реакциях ассимиляции расходуется АТФ, в реакциях диссимиляции образуется АТФ.




© Д.В.Поздняков, 2009-2020