Задания части 2 ЕГЭ по теме «Пищевая цепь»

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Пищевая цепь»

1. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: большая синица, жук яблонный цветоед, ястреб, цветки яблони. Определите консумента второго порядка в составленной цепи. Какой трофический уровень он занимает? Сколько энергии переходит на уровень консумента II порядка, если чистая годовая первичная продукция экосистемы составляет 70000 кДж? Ответ поясните.

1) цветки яблони - жук яблонный цветоед - большая синица – ястреб;
2) консумент II порядка - большая синица;
3) занимает третий трофический уровень;
4) на уровень консумента II порядка переходит 700 кДж энергии;
5) с одного трофического уровня на другой переходит около 10% энергии.



2. Кровососущие насекомые – обычные обитатели многих биоценозов. Объясните, в каких случаях они занимают в пищевых цепях положение консументов II, III и даже IV порядков.

1) консументом II порядка кровососущее насекомое является, когда питается кровью консумента 1 порядка (травоядного, например, коровы);
2) консументом 3 порядка кровососущее насекомое является, когда питается кровью консумента 2 порядка (например, лисицы);
3) консументом 4 порядка кровососущее насекомое является, когда питается кровью консумента 3 порядка (например, волка).



3. В водоеме обитают разнообразные организмы: окунь, щука, одноклеточные зеленые водоросли (хлорелла), дафнии, головастики. Составьте цепь питания из названных организмов. Укажите консумента третьего порядка. В какие взаимоотношения он может вступать с организмом, который находится на более высоком трофическом уровне. Укажите два типа взаимоотношений, ответ поясните.

1) хлорелла - дафнии - головастики - окунь – щука;
2) консумент третьего порядка – окунь;
3) хищничество;
4) щуки питаются окунями ИЛИ окуни поедают молодь и икру щуки;
5) конкуренция;
6) окуни и щуки – хищные рыбы (питаются другими видами рыб).



4. Если в лесу на площади 1 га взвесить отдельно все растения, всех животных по отдельности (насекомых, земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих), то представители какой группы суммарно будут самыми тяжелыми и самыми легкими?

1) самыми тяжелыми будут растения;
2) они находятся в начале пищевой цепи;
3) самыми легкими будут млекопитающие и птицы;
4) они находятся в конце пищевой цепи (занимают высокие трофические уровни);
5) они дополнительно теряют массу (энергию) на поддержание температуры тела.



5. Почему зерноядные птицы в разные периоды жизни (расселения, размножения) могут занимать в пищевых цепях место консументов I и II порядков? В каком случае в их организме накапливается больше гербицидов, использованных для обработки поля пшеницы, на котором кормятся птицы?

1) зерноядные птицы являются консументами первого порядка, когда питаются зерном;
2) зерноядные птицы являются консументами второго порядка, когда выкармливают потомство насекомыми;
3) больше гербицидов накапливается при питании насекомыми (у птенцов);
4) гербициды передаются по пищевым цепям (аккумулируются);
5) чем выше трофический уровень, тем больше гербицидов накапливается в организме.



6. Почему, согласно правилу экологической пирамиды, в наземной пищевой цепи от звена к звену наблюдается уменьшение энергии?

1) энергия расходуется на жизнедеятельность организмов
2) энергия рассеивается в виде тепла
3) часть энергии не передается с предыдущего звена на следующее (пища не переваривается на 100%)



7. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: крестоцветные блошки, хорь, уж, листья репы, лягушка. Определите консумента II порядка в составленной цепи и объясните свой выбор. Сколько энергии переходит на уровень консумента II порядка, если чистая годовая первичная продукция экосистемы составляет 50000 кДж? Ответ поясните.

1) листья репы – крестоцветные блошки – лягушка – уж – хорь;
2) консумент второго порядка – лягушка;
3) так как она питается консументами первого порядка (растительноядными организмами);
4) на уровень консумента II порядка переходит 500 кДж энергии;
5) с одного трофического уровня на другой переходит около 10% энергии.



8. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: дождевой червь, лисица, листовой опад, орел, еж. К какому виду относится эта пищевая цепь? Ответ поясните. Какой из организмов исполняет в ней роль консумента третьего порядка? На каком трофическом уровне находится этот организм?

1) листовой опад - дождевой червь - еж - лисица – орел;
2) детритная цепь (цепь разложения);
3) начинается с мертвого органического вещества;
4) консумент третьего порядка – лисица;
5) находится на четвертом трофическом уровне.



9. Как изменяется количество энергии в пищевых цепях при переходе с одного трофического уровня на другой? Ответ поясните.

1) при переходе с одного трофического уровня на другой 90% энергии теряется, 10% энергии сохраняется;
2) энергия теряется, так как рассеивается в виде тепла;
3) энергия теряется, так как часть пищи организмами не усваивается.



10. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: крупная хищная птица, растение, бабочка, змея, лягушка. Укажите консумента III порядка в данной цепи. Сколько энергии переходит на уровень консумента III порядка, если чистая годовая первичная продукция экосистемы составляет 10 000 кДж? Ответ поясните.

1) пищевая цепь: растение – бабочка – лягушка – змея – крупная хищная птица;
2) консумент III порядка – змея;
3) на уровень консумента III порядка переходит 10 кДж энергии;
4) с одного трофического уровня на другой переходит около 10% энергии.



11. Первичная годовая продукция экосистемы составляет 350 000 000 кДж. Постройте пирамиду энергии для данной экосистемы, учитывая, что максимальный трофический уровень в ней пятый. Укажите величину энергии, поступающей на каждый трофический уровень и экологическую роль организмов данного уровня.


1) на рисунке в пирамиде 5 уровней, каждый уровень нарисован существенно меньшим, чем предыдущий (именно пирамида, а не прямоугольник, разделённый на уровни);
2) на нижнем уровне обозначено 350 000 000 кДж энергии, на следующем – 35 000 000, на третьем – 3 500 000, на четвёртом – 350 000 и на пятом – 35 000;
3) нижний уровень обозначен «продуценты», следующий – «консументы I» (или «консументы первого порядка»), третий – «консументы II» (или «консументы второго порядка»), четвёртый – «консументы III» (или «консументы третьего порядка») и пятый – «консументы IV» (или «консументы четвёртого порядка»).



12. Объясните, почему выращивать растительные культуры энергетически выгоднее, чем заниматься животноводством?

1) растения занимают первый трофический уровень в агроэкосистеме;
2) энергию для набора биомассы растения получают из солнечного света;
3) животные находятся на втором трофическом уровне;
4) только 10% процентов энергии переходит с одного уровня на другой;
5) поэтому для того, чтобы прокормить скот, необходимо вырастить гораздо больше растений.



13. Что является главным источником энергии для организмов, обитающих на дне глубоководных экосистем в условиях недостаточности света и кислорода? Назовите организмы, приспособленные к жизни в данных условиях. Какую функциональную группу экосистемы они составляют?

1) главным источником энергии является детрит – отмершие растения и погибшие животные;
2) детритофаги (раки, черви-трубочники), бактерии-сапротрофы;
3) детритофаги выполняют роль консументов;
4) бактерии-сапротрофы - роль редуцентов.



14. Объясните, почему не вся энергия, поступившая с пищей, расходуется на рост животного.

1) часть пищи не переваривается и выводится из организмов в виде кала;
2) часть поглощенной энергии расходуется на поддержание жизнедеятельности (движение, обмен веществ и т.д.);
3) часть энергии превращается в тепловую и рассеивается в пространстве



15. При использовании ядохимикатов для борьбы с сельскохозяйственными насекомыми-вредителями вместе с ними погибают и другие животные. Почему при этом чаще погибают именно хищники, а не травоядные животные? Как называют эту группу препаратов?

1) ядохимикаты передаются по пищевым цепям (аккумулируются);
2) чем выше трофический уровень, тем больше ядохимикатов накапливается в животном;
3) хищники находятся на высоких трофических уровнях;
4) инсектициды



16. Если слоненок в сутки употребляет примерно 10 кг пищи, то на сколько его масса может увеличиться в сутки? Куда затрачивается энергия пищи? Ответ поясните.

1) прирост массы составит примерно 1 кг;
2) согласно правилу 10% (из всей энергии, поступившей с пищей, примерно 10% расходуется на рост тела);
3) большую часть энергии организм тратит на процессы жизнедеятельности: на движение, размножение, на транспорт веществ в организме и т.д.
4) часть энергии тратится на поддержание постоянной температуры тела.



17. По данным исследователей, в арктических почвах в большом количестве обитают представители нескольких групп цианобактерий, без которых невозможен сбалансированный круговорот веществ в данном регионе. В чём заключается роль цианобактерий в круговороте углерода и азота в арктических экосистемах? К какой функциональной группе арктических экосистем можно отнести цианобактерии?

1) цианобактерии поглощают углекислый газ из воздуха в процессе фотосинтеза;
2) создают первичную продукцию для экосистем;
3) цианобактерии фиксируют атмосферный азот;
4) переводят азот в соединения, доступные для других организмов (микроорганизмов и растений);
5) цианобактерий относят к продуцентам.



18. В океанах на глубинах более 2000 м встречаются геотермальные источники под названием «чёрные курильщики». Вода источников богата сульфидами металлов и сероводородом. Растительных организмов поблизости нет. Однако в этой экосистеме присутствуют различные животные: черви, крабы, моллюски и рыбы. Объясните, почему в экосистеме «чёрных курильщиков» отсутствуют растения. Какие организмы создают здесь первичную продукцию? Перечислите, чем могут питаться животные, обитающие в этой экосистеме?

1) на глубине отсутствует свет (растения не могут
фотосинтезировать на большой глубине);
2) первичную продукцию создают хемосинтезирующие бактерии (серобактерии);
3) животные питаются хемосинтезирующими бактериями (или вступают с ними в симбиоз – погонофоры);
4) животные питаются органическими остатками, которые оседают на дно;
5) животные питаются другими животными в этой экосистеме.



19. В XX веке массово применялся пестицид ДДТ для защиты урожая от различных вредителей (насекомых, моллюсков). Одним из следствий применения ДДТ стало исчезновение в Центральной России хищных птиц сапсанов. Причиной вымирания сапсанов явилось негативное воздействие ДДТ на кальциевый обмен в организме птиц. Как сказалось нарушение этого обмена на формирование яиц и развитие эмбрионов? Почему применение пестицидов привело к гибели сапсанов, если токсичная для беспозвоночных концентрация ДДТ была безвредна для птиц?

1) истончалась скорлупа у яиц (яйца повреждались в том числе при насиживании);
2) нарушалось костеобразование (работа мышц, свертываемость крови, проведение нервного импульса) у эмбрионов;
3) сапсаны находятся в конце пищевой цепочки (на высоком трофическом уровне);
4) в их организмах накапливается высокая концентрация яда (они получают большую дозу ядов).



20. В практике сельского хозяйства широко используются ядохимикаты гербициды (лат. herba – трава) и инсектициды (лат. insecta – насекомые). На продуктивность какого трофического уровня агроценоза оказывает влияние каждое из этих веществ? Ответ поясните. Как изменяется видовое разнообразие животных агроценоза при использовании инсектицидов?

1) гербициды оказывают влияние на первый трофический уровень;
2) гербициды используются для борьбы с сорняками;
3) инсектициды оказывают влияние на второй (третий, четвертый и т.д.) трофический уровень;
4) инсектициды используются для борьбы с насекомыми-вредителями;
5) снижается численность многих насекомых;
6) снижается численность насекомоядных животных (а также хищников выше по цепи питания).




© Д.В.Поздняков, 2009-2020