Задания части 2 ЕГЭ по теме «Экологические факторы»

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Экологические факторы»

1. Какой тип биотических отношений устанавливается между большим пестрым дятлом и малым пестрым дятлом, обитающих в одной экосистеме хвойного леса? Объясните почему.

Между ними возникает конкуренция, потому что для жизни им требуются одни и те же ресурсы.



2. Какие виды экологических факторов способствуют регуляции численности волков в экосистеме? Ответ поясните.

1) Абиотические факторы - воздействие неживой природы, например, температура.
2) Биотические факторы - взаимодействие с другими живыми организмами, например, количество зайцев.
3) Антропогенные факторы - воздействие человека, например, отстрел охотниками.



3. Каковы основные факторы-ограничители для растений, для животных, микроорганизмов?

1) Для растений ограничивающими факторами являются нехватка света, воды, минеральных солей.
2) Для животных - нехватка пищи, воды, неблагоприятные климатические условия, паразиты, конкуренты, хищники.
3) Для микроорганизмов - нехватка пищи, воды, неблагоприятные условия (температура, химические вещества).



4. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.

Сначала численность куриных птиц возрастёт, они подорвут свою кормовую базу. Затем под действием болезней и паразитов и из-за отсутствия достаточного количества пищи численность куриных птиц упадёт.



5. Бактерии-сапротрофы играют важную роль в природе. Объясните почему.

Бактерии-сапротрофы являются редуцентами, они разлагают органические вещества (белки, жиры, углеводы) до неорганических (углекислый газ, вода, аммиак). Неорганические вещества нужны продуцентам (растениям) для синтеза органических веществ. Таким образом, редуценты, в том числе бактерии-сапротрофы, замыкают круговорот веществ в природе.



6. В экосистеме пресноводного водоема обитают беззубки, караси, окуни и щуки. Охарактеризуйте биотические отношения, которые сложились между перечисленными организмами. Ответ обоснуйте.

1) между окунями, щуками и карасями отношения хищник-жертва (хищничество);
2) окуни и щуки поедают карасей;
3) между взрослыми щуками и карасями наблюдается конкуренция;
4) потому что их пищевые ресурсы одинаковы;
5) между взрослыми щуками и окунями и их молодью – хищник-жертва (хищничество);
6) взрослые особи поедают молодь;
7) между беззубками и тремя видами рыб – паразитизм;
8) личинки беззубки паразитируют на рыбах.



7. Какие первоначальные изменения произойдут в экосистеме озера при сокращении численности хищных рыб?

1) увеличение численности растительноядных организмов;
2) уменьшение численности растений, которыми питаются консументы I порядка;
ИЛИ
1) вспышка заболеваний среди растительноядных рыб в отсутствие достаточного количества хищников;
2) гибель растительноядных рыб и зарастание (заболачивание) водоема.



8. Что представляют собой образования на корнях бобового растения? Какой тип взаимоотношений организмов устанавливается в этих образованиях? Объясните значение этих взаимоотношений для обоих организмов.

1) образования на корнях бобового растения – это клубеньки, содержащие клубеньковые бактерии;
2) тип взаимовыгодных отношений – симбиоз азотофиксирующих бактерий и бобового растения;
3) клубеньковые бактерии питаются органическими веществами растений;
4) клубеньковые бактерии фиксируют атмосферный азот и обеспечивают соединениями азота бобовые растения.



9. Объясните, какие биотические связи складываются между деревьями тропического леса и поселившимися на них орхидеями.

1) Это пример квартиранства: стволы и ветви деревьев служат субстратом для прикрепления орхидей (деревья играют положительную роль в жизни орхидей).
2) Поселяясь на деревьях, орхидеи не приносят им вреда.



10. Почему белые грибы встречаются в хвойных и смешанных лесах? Ответ поясните.

1) Белые грибы и корни хвойных и лиственных деревьев образуют симбиоз – микоризу.
2) Мицелий грибов снабжает дерево водой и минеральными солями, а деревья поставляют грибам органические вещества, которые вырабатывают в результате фотосинтеза.



11. Почему отношения гриба трутовика и березы считают примером паразитизма?

1) гриб питается органическими веществами, образующимися в организме березы
2) гриб использует организм березы длительное время, не убивая его, но причиняя ему ущерб



12. Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции диких кабанов?

1) Хороший урожай растений, которыми питаются дикие кабаны.
2) Сокращение численности хищников (волков и тигров).
3) Сокращение численности паразитов и болезнетворных микробов.



13. Даже самой теплой осенью листья желтеют и опадают. Перелетные птицы улетают на юг. Многие животные готовятся к зимней спячке. Почему эти явления происходят в одно и то же время? Что служит сигналом для листопада, перелета птиц, впадения животных в спячку?

1) Сигналом для листопада, перелета птиц, впадения в спячку служит продолжительность светового дня.
2) Эти явления – приспособления к перенесению неблагоприятных зимних условий – подчинены сезонному ритму.
3) Сезонный ритм – регулируемая фотопериодизмом реакция организма на изменения времени года. Поэтому листопад, перелет птиц, впадение в спячку не зависят от температуры и других факторов и происходят в одно и то же время.



14. Какие взаимоотношения организмов в экосистеме обеспечивают ее стабильность? Приведите не менее трех примеров.

1) Симбиотические. Взаимовыгодные отношения организмов: рак-отшельник – актиния, муравей – тля, носорог – воловьи птицы, осина – подосиновик.
2) Хищник – жертва (хищники сдерживают чрезмерное размножение травоядных животных и уменьшают распространение среди них различных болезней).
3) Конкуренция между видами со сходными потребностями (щуки и окуни, волки и лисицы).



15. Использование инсектицидов в период цветения растений в течение нескольких лет привело к сокращению численности насекомых-опылителей. Приведите не менее четырёх изменений, которые произойдут в экосистеме луга после таких обработок.

1) сокращение численности насекомоопыляемых растений;
2) сокращение численности растительноядных животных, питающихся этими растениями;
3) сокращение численности насекомоядных животных;
4) увеличение численности ветроопыляемых растений;
5) изменение видового состава растений луга



16. Какие биотические отношения сложились в экосистеме смешанного леса между березой и обитающими в экосистеме сосной, ястребом-перепелятником, подберезовиком, трутовиком? Ответ обоснуйте.

1) между березой и сосной – конкуренция;
2) они нуждаются в сходных абиотических факторах (почва, свет, вода, минеральные соли);
3) между березой и ястребом-перепелятником – нейтрализм;
4) ястреб – хищник, влияния на березу не оказывает;
5) между березой и подберезовиком – симбиоз;
6) береза дает грибу органические вещества, гриб березе – воду и минеральные соли;
7) между березой и трутовиком – паразитизм;
8) трутовик поглощает органические вещества березы, нанося ей вред



17. Рассмотрите рисунок. Как называется закон (правило) экологии, который он иллюстрирует? Сформулируйте эту закономерность на основе данных, приведенных на рисунке. Ответ поясните.

1) Закон лимитирующего фактора (закон Либиха) (правило минимума)
2) Ограничивающим (лимитирующим) фактором для организма человека является аминокислота лизин.
3) Содержание лизина в рационе максимально отклоняется он необходимого количества (оптимального его значения) среди остальных аминокислот.



18. Отечественный ученый Г.Ф.Гаузе провел ряд экспериментов с тремя видами инфузорий. При совместном выращивании двух видов, использующих одинаковый пищевой ресурс (бактерии, находящиеся в толще воды), численность одного из них сокращалась, и через некоторое время этот вид был вытеснен другим видом. Однако отдельно друг от друга оба вида могли жить совместно с третьим видом, питающимся дрожжевыми клетками, обитающими в донном иле. Какое явление исследовал Г.Ф.Гаузе? Какие закономерности существования видов в одном биоценозе им были открыты? Поясните эти закономерности.

1) явление межвидовой конкуренции (конкурентного исключения, межвидовой борьбы за существование);
2) два вида не могут занимать одну экологическую нишу, так как используют один и тот же жизненно важный ресурс;
3) близкие виды могут существовать совместно в одном биоценозе, если используют различные ресурсы (занимают разную экологическую нишу)




© Д.В.Поздняков, 2009-2020