Задания части 2 ЕГЭ по теме «Экосистема»

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Экосистема»

1. Что служит основой устойчивости экосистем? Укажите не менее трех причин их устойчивости.

1) Постоянный приток энергии извне (поток энергии) поддерживает круговорот веществ.
2) Прямые и обратные связи, например, хищники контролируют количество организмов-жертв, количество жертв влияет на численность хищников.
3) Большое видовое разнообразие (биоразнообразие) экосистемы позволяет при уменьшении численности одного вида заменить его другим в пищевой цепи.



2. В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опишите последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши.

1) первыми поселяются микроорганизмы и лишайники, которые обеспечивают образование почвы;
2) на почве поселяются растения, споры или семена которых заносятся ветром или водой (сначала мхи, травы, потом кустарники, деревья);
3) по мере развития растительности в экосистеме появляются животные, в первую очередь членистоногие и птицы;
4) на месте вулканического острова возникнет лес.



3. Каковы причины смены биогеоценозов?

1) Внешняя причина: пожар, наводнение и т.п.
2) В экосистеме создаются хорошие условия для заселения другими видами (например, зарастание березняка елью).
3) В экосистеме накапливаются продукты выделений, происходит самоотравление.



4. Почему в агроэкосистеме короткие цепи питания?

1) в агроэкосистеме небольшое биоразнообразие (чаще всего продуцент представлен монокультурой);
2) несбалансированный круговорот веществ (продукция изымается человеком, истощается почва);
3) непродолжительные сроки существования.



5. Чем отличается экосистема рыбоводческого пруда от экосистемы естественного озера? Приведите не менее шести различий.

1) экосистема рыбоводческого пруда – искусственная;
2) бедный видовой состав;
3)короткие цепи питания;
4) несбалансированный/незамкнутый круговорот веществ;
5) неустойчивость;
6) наличие дополнительных источников энергии;
7) преобладание искусственного отбора.



6. Известно, что агроценозы не могут существовать без дополнительной энергии от человека. Какие действия предпринимает человек для обеспечения функционирования агроценоза? Укажите не менее 3-х примеров, объясните необходимость этих действий.

1) вносит удобрения;
2) поскольку в агроценозе незамкнутый круговорот веществ;
3) использует гербициды (прополку);
4) поскольку культурные растения не выдерживают конкуренции с дикими;
5) использует инсектициды;
6) поскольку из-за монокультуры насекомые-вредители активно размножаются.



7. Чем характеризуется биологическое разнообразие, и какова его роль в природе?

1) биологическое разнообразие характеризуется количеством видов в экосистеме;
2) чем выше биоразнообразие, тем длиннее и разветвленнее цепи питания;
3) это обеспечивает устойчивость экосистемам.



8. Почему видовой состав кукурузного поля значительно беднее, чем леса?

1) в агроэкосистеме (кукурузное поле) небольшое биоразнообразие (продуценты представлены монокультурой и ограниченным числом сорных растений);
2) несбалансированный круговорот веществ (человек изымает часть продукции агроценоза);
3) непродолжительные сроки существования (менее года);
4) вмешательство человека (борьба с сорняками, вредителями).



9. В природе часто непроточные пруды и небольшие озёра превращаются в болота. Укажите последовательность процессов превращения экосистемы водоёма в экосистему болота.

1) отсутствие проточности приводит к недостатку кислорода в водоёме;
2) без кислорода замедляется гниение (плохо развиваются редуценты);
3) бОльшая часть погибших организмов оседает на дно, формируя слои ила (торфа);
4) за счет накопления ила (торфа) водоём постепенно мелеет;
5) водоём зарастает наземно-болотной растительностью



10. Вырытый в ходе изъятия грунта котлован заполнили водой и запустили туда карпов для воспроизводства. Можно ли при этом считать этот водоём биоценозом, а группу карпов популяцией? Ответ обоснуйте.

1) нет, чтобы стать экосистемой, водоем должен заселиться живыми организмами всех трех функциональных групп: продуцентами, консументами, редуцентами;
2) одни карпы без прочих организмов не обеспечивают круговорота веществ и энергии и саморегуляции экосистемы;
3) группа карпов не является популяцией, так как не происходила смена поколений в течение продолжительного времени, отсутствуют разные возрастные группы.



11. Что такое сукцессия? Укажите не менее трех признаков первичной сукцессии.

1) сукцессия – последовательная закономерная и необратимая смена одного биоценоза другим на определенном участке;
2) развитие экосистемы на ранее незаселенных участках;
3) происходит длительное время;
4) начинается со мхов и лишайников.



12. Почему в полевых агроценозах не рекомендуется из года в год использовать одну и ту же культуру?

1) при выращивании одной и той же культуры на поле истощается почва, так как растения избирательно поглощают вещества;
2) увеличивается численность вредителей и паразитов этой культуры растений (увеличивается устойчивость вредителей к пестицидам);
3) это приводит к снижению урожайности.



13. Луга, произрастающие в лесной зоне и предоставленные сами себе быстро зарастают лесом. Однако в местах постоянного ведения сельского хозяйства этого не происходит. Почему? Как называется подобная смена биоценозов? Ответ обоснуйте.

1) в местах ведения сельского хозяйства подрост деревьев уничтожается пасущимися животными;
2) вторичная сукцессия;
3) происходит на участке с ранее сформированной почвой.



14. При каких условиях большой котлован, залитый водой, может стать экосистемой? Приведите три условия.

1) водоем должны заселить разнообразные виды организмов разных функциональных групп (продуценты, консументы, редуценты);
2) между организмами должны возникнуть биотические связи, образоваться цепи питания;
3) должен сформироваться относительно сбалансированный круговорот веществ, что обеспечит длительность существования экосистемы



15. Почему на пшеничном поле видовое разнообразие насекомых-фитофагов меньше, а их биомасса выше, чем на соседнем участке степи? Какими особенностями в развитии, размножении и поведении должны обладать эти насекомые? Ответ обоснуйте.

1) видовое разнообразие насекомых на пшеничном поле ниже, чем в степи, так как видовое разнообразие продуцентов (растений) на поле значительно ниже;
2) большая биомасса насекомых связана с очень высокой первичной продукцией пшеничного поля (с обилием растительной пищи);
3) насекомые должны обладать высокой скоростью развития и размножения;
4) в виду непродолжительности существования пшеничного поля (обладать r-стратегией);
5) активная часть жизненного цикла насекомого (личинка, имаго) должна совпадать с вегетационным периодом пшеницы;
6) насекомое должно быть активно в период вегетации пшеницы, поскольку пшеница является кормом для насекомого;
7) насекомые должны обладать способностями к миграции;
8) миграция необходима в виду непродолжительности существования пшеничного поля



16. В лабораториях для борьбы с насекомыми — вредителями сельскохозяйственных растений специально разводят насекомых — наездников, которых затем выпускают на поля. Как называют этот способ борьбы и в чём его суть? Какой тип биотических связей складывается между наездниками и насекомыми-вредителями? Ответ поясните. В чем преимущество данного способа по сравнению с использованием инсектицидов?

1) биологический способ борьбы;
2) использование естественных врагов насекомых-вредителей для их уничтожения;
3) паразитизм;
4) самки наездников откладывают яйца в личинки ( или куколки) насекомых-вредителей;
5) вылупившиеся личинки наездников поедают личинок (куколок) вредителей;
6) данный способ не загрязняет экосистему (безвреден для других организмов экосистемы).



17. Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?

1) Большим видовым разнообразием.
2) Разнообразием пищевых связей и цепей питания.
3) Сбалансированным круговоротом веществ.
4) Более высокой устойчивостью, и, соответственно, большей продолжительностью существования.
5) Использованием в качестве источника энергии только солнечной энергии.



18. Как происходит восстановление елового леса после полной его вырубки? Приведите не менее трех этапов и обоснуйте их.

1) ель — теневыносливое растение, поэтому первый год вырубку будет заселять светолюбивые, быстро растущие травы, кустарники и деревья;
2) под пологом подроста светолюбивых деревьев будут хорошо развиваться всходы ели. Подрост защищает их от избытка солнечных лучей и весенних заморозков.
3) молодые ели успешно конкурируют со светолюбивыми деревьями, а при достижении верхнего яруса вытесняют их.



19. Экосистемы влажного экваториального леса и пустыни Сахара получают сходное количество солнечной энергии за год. Как абиотические условия существования данных экосистем связаны с их продуктивностью? Чем обусловлена большая устойчивость экосистемы тропического леса к внешним воздействиям? Ответ поясните.

1) экваториальный лес получает большое количество влаги, что позволяет растениям активно фотосинтезировать;
2) из-за этого продуктивность экосистемы данного леса намного выше;
3) более высокая продуктивность экосистемы позволяет ей иметь более длинные и более разветвленные пищевые цепи, что обуславливает её устойчивость



20. Популяции многих видов организмов способны к саморегуляции своей численности. Какие существуют механизмы торможения роста численности популяций? Ответ поясните.

1) при возрастании плотности популяции повышается частота контактов между особями, что вызывает у них стрессовое состояние, уменьшающее рождаемость и повышающее смертность;
2) при возрастании плотности усиливается эмиграция в новые местообитания, краевые зоны, где условия менее благоприятные и смертность увеличивается;
3) при возрастании плотности происходит изменения генетического состава популяции, например, быстро размножающиеся особи заменяются медленно размножающимися



21. На рисунке представлена схема одного из вариантов сукцессий. Какой вариант сукцессии представлен на рисунке? Ответ поясните, приведите аргументы. Почему именно с лишайников начинается этот вариант сукцессии? За счёт чего изменяется субстрат, на котором обитают лишайники, и к чему это приводит?

1) первичная сукцессия;
2) развитие начинается на безжизненном субстрате, на котором ранее не было почвы (голые камни/скалы, вулканические породы);
3) лишайники не нуждаются в почве, так как получают необходимые вещества из каменистого субстрата (пыли) и способны к фотосинтезу;
ИЛИ 3) многие лишайники не нуждаются в почве, так как получают необходимые вещества за счёт фотосинтеза и фиксации азота симбиотическими цианобактериями;
ИЛИ 3) лишайники неприхотливы и не нуждаются в почве, так как получают необходимые вещества из грунта (среды) и атмосферы;
4) субстрат изменяется (образуется почва) из-за разложения отмерших талломов (слоевищ, фрагментов тел) лишайников;
5) лишайники растворяют субстрат за счёт специфических лишайниковых веществ/кислот.



22. В практике сельского хозяйства широко используются ядохимикаты гербициды (лат. herba - трава) и инсектициды (лат. insecta - насекомое). На продуктивность какого трофического уровня агроценозов оказывает влияние каждое из этих химических веществ? Ответ поясните. Как изменяется видовое разнообразие животных агроценоза при использовании инсектицидов?

1) гербициды оказывают влияние на первый трофический уровень;
2) гербициды используются для борьбы с сорняками;
3) инсектициды оказывают влияние на второй (третий, четвертый и т.д.) трофический уровень;
4) инсектициды используются для борьбы с насекомыми-вредителями;
5) снижается численность многих насекомых;
6) снижается численность насекомоядных животных (а также хищников выше по цепи питания).



23. В августе в березовом лесу прошлогодних опавших листьев практически нет, а в хвойном лесу под елями лежит много старой хвои. Объясните такую особенность хвойного леса. Как это явление отражается на ярусности фитоценоза? Ответ поясните.

1) хвоя содержит смолистые вещества (ель выделяет фитонциды);
2) в хвойном лесу замедлены процессы гниения (меньше гнилостных бактерий);
3) плохо развит травянистый ярус (подлесок);
4) в хвойном лесу мало перегноя (тоньше слой гумуса), обеспечивающего минеральное питание растений;
5) опавшая хвоя блокирует доступ света растениям (препятствует прорастанию семян).



24. В 2012 г. на Кавказ вместе с растениями для озеленения городской среды завезли бабочек огневок, которые стали очень быстро размножаться. Гусеницы огневок питаются листьями самшита. В результате к 2016 году от реликтовых самшитовых лесов остались лишь отдельные группы растений. Почему численность бабочек в новых условиях быстро увеличилась? Почему после уничтожения самшита в темных самшитовых лесах вымерли многие виды растений подлеска?

1) избыток пищевых ресурсов (свободная экологическая ниша);
2) слабая межвидовая конкуренция с местными видами;
3) отсутствие естественных врагов (хищников, паразитов);
4) высокая плодовитость (быстрая смена поколений, высокая скорость размножения);
5) в подлеске (в нижнем ярусе) обитают тенелюбивые растения;
6) при уничтожении крон избыточное количество света снижало жизнеспособность растений.



25. В 1946 году правительство Аргентины решило для привлечения дополнительных переселенцев развивать меховую индустрию, для чего на архипелаг Огненная Земля из Канады завезли 50 канадских бобров. Ввоз бобров в регион имел печальные последствия. В начала ХХI века число бобров в этом регионе превысило 200 000. Какие особенности фауны Огненной Земли могли стать причиной такого роста численности бобров? Назовите два негативных влияния бобров на природу региона и два негативных влияния на сельскохозяйственную деятельность человека.

1) отсутствие естественных хищников (возбудителей болезней);
2) отсутствие конкурентов;
влияние на природу региона:
3) уничтожение деревьев;
4) затопление территории обитания других животных (вытеснение видов, сокращение биоразнообразия);
5) затопление сельскохозяйственных угодий (пастбищ, полей);
6) нарушение нереста рыб (нарушение проходимости рек, нарушение целостности заборов, повреждение построек).



26. Объясните, почему стоячие водоёмы часто мелеют, заболачиваются и зарастают.

1) в стоячем водоёме мёртвая органика, оседающая на дно, не успевает разлагаться из-за недостатка кислорода для редуцентов;
2) в результате на дне образуется толстый слой ила, повышающего уровень дна и являющегося хорошей почвой для некоторых растений;
3) в результате роста таких растений количество неперегнивающей органики на дне ещё сильнее растёт и водоём заболачивается.



27. Чем первичная сукцессия отличается от вторичной? Ответ поясните. Приведите примеры первичной и вторичной сукцессии.

1) при первичной сукцессии экосистема появляется на том месте, где раньше не было почвы;
2) вторичная сукцессия происходит путём вытеснения одной экосистемы другой либо на месте исчезновения экосистемы в результате какого-либо происшествия (новая экосистема возникает на месте, где уже есть плодородная почва);
3) пример первичной сукцессии - зарастание вулканических склонов после извержения;
4) пример вторичной - зарастание гари после лесного пожара.
Могут быть приведены любые корректные примеры.



28. В чём проявляются различия экосистем пшеничного поля и естественного луга? Укажите не менее пяти различий. Ответ поясните.

в пшеничном поле, в отличие от луга,
1) бедный видовой состав (преобладает монокультура - пшеница);
2) короткие цепи питания;
3) использование дополнительной энергии, кроме солнечной;
4) несбалансированный круговорот веществ, так как пшеница изымается;
5) пшеничное поле - неустойчивая экосистема;
6) действие искусственного отбора наряду с естественным (борьба с сорняками и вредителями).



29. Какой вид сукцессии изображён на схеме? Какое сообщество будет первым в этом ряду? От чего зависит конечный этап развития сообщества, т. е. то, какое сообщество будет последним?

1) первичная сукцессия, так как начинается с голых камней;
2) первым будет пионерное сообщество (мхи, лишайники), способное поселиться на бедном субстрате;
3) зависит от климатических, почвенных, водных и топографических условий и того, какое сообщество для данных условий будет самым устойчивым.



30. Лесные пожары в Йеллоустонском национальном парке в 1988 году привели к выгоранию больших площадей леса. Год спустя сообщество начало восстанавливаться, но появлявшиеся травянистые растения отличались от растений, обитавших на территории до пожара. Почему? На рисунках представлены иллюстрации происходившей сукцессии. Что такое сукцессия? Какой вариант сукцессии представлен на рисунке? Ответ поясните.

1) при пожаре прежние травянистые растения и их семена погибли;
2) прежние травы росли в тени (под пологом деревьев) (являлись сциофитами);
3) новые травы растут на открытом пространстве (получают больше света, являются гелиофитами);
4) сукцессия — смена сообществ;
5) вторичная сукцессия;
6) развитие начинается на субстрате, на котором прежде была почва (обитали живые организмы).




© Д.В.Поздняков, 2009-2020