Задания части 2 ЕГЭ по теме «Популяция, дивергенция, изоляция, видообразование»

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Популяция, дивергенция, изоляция, видообразование»

1. Ареалы трех видов современных двоякодышащих рыб, обитающих в пресных водоёмах, находятся в Австралии, Южной Америке и Африке. Какая форма изоляции лежит в основе данного видообразования? Знание какой теории в области геологии позволило учёным описать наиболее вероятный механизм формирования трех современных видов двоякодышащих рыб? Опишите, как с учетом этой теории происходило видообразование.

1. географическая (пространственная) изоляция;
2. теория дрейфа континентов (материков);
3. установлено, что Австралия, Южной Америка и Африка представляли собой единый континент, на котором обитали предки современных двоякодышащих рыб;
4. в результате расхождения материков в каждой изолированной популяции накопились различные мутации (изменился генофонд);
5. в каждой изолированной популяции на рыб оказывали воздействие разные условия (отбор работал в разных направлениях);
6. репродуктивная изоляция (действие отбора) привела к возникновению разных видов рыб.



2. Одно растение одуванчика занимает площадь 10 квадратных сантиметров и дает в год более 100 семян. Через 10 лет потомство одной особи могло бы занять всю поверхность земного шара. Объясните, почему этого не происходит. Приведите не менее трех аргументов.

1) Многие семена одуванчика попадают в неблагоприятные условия (отсутствие почвы, воды и т.п.) и не прорастают.
2) В благоприятных условиях одуванчики конкурируют с другими растениями за свет и воду, из-за этого не вырастают.
3) Семена и растения одуванчика поедаются растительноядными животными, грибами и бактериями.



3. Объясните, что такое популяционные волны и дрейф генов. В каких популяциях дрейф генов наиболее действенен?

1) Популяционные волны – периодические колебания численности популяции.
2) Случайное (независимое от полезности) изменение доли гена в популяции.
3) Дрейф генов наиболее действенен в маленьких популяциях.



4. Рассмотрите схемы 1 и 2, иллюстрирующие процессы видообразования. На какой схеме отражено географическое (аллопатрическое) видообразование? Ответ поясните. Как происходит этот процесс видообразования?

1) 1 – географическое видообразование;
2) исходный ареал оказался разделён преградой;
3) возникает географическая изоляция;
4) обмен генов становится невозможным;
5) происходит накопление мутаций в каждой популяции;
6) возникает репродуктивная изоляция (особи из разных популяций теряют способность скрещиваться);
7) образуются новые виды



5. Объясните, как сформировались в процессе эволюции рудиментарные органы зрения у почвенных животных слепышей.

1) За счет мутаций глаза у слепышей уменьшились (недоразвились).
2) Слепыши с недоразвитыми глазами получили преимущество в борьбе за существование (поскольку не стали тратить ресурсы на ненужные под землей органы).
3) В процессе естественного отбора они дали больше потомства, количество слепышей с уменьшенными (недоразвитыми) глазами возросло.



6. Объясните с точки зрения микроэволюции этапы появления расчленяющей окраски у полосатой рыбы-бабочки.

1) появление в исходной популяции различных мутаций, которые обусловили расчленяющую окраску тела;
2) увеличение числа особей с расчленяющей окраской тела за счет большей выживаемости таких особей в процессе борьбы за существование (меньшей заметности для хищников);
3) закрепление естественным отбором полезной мутации, формирование адаптации и образование новой популяции



7. Объясните на основе эволюционной теории возникновение покровительственной окраски у животных.

1) в результате мутаций появляются особи с новым проявлением признака, который в изменившихся условиях среды имеет адаптивный характер;
2) особи с новым признаком обладают преимуществом в борьбе за существование;
3) в процессе естественного отбора в течение многих поколений особи с полезными признаками выживали и оставляли потомство, это привело к закреплению нового адаптивного признака



8. Чем характеризуется географический способ видообразования? Укажите не менее трех элементов.

1) расширением ареала вида, популяции попадают в разные условия;
2) возникновением физических преград рельефа;
3) изоляцией популяций вида в связи с разрывом ареала, что приводит к изменению их генофонда в результате приспособления к разным условиям



9. Лечение антибиотиками болезней человека, вызванных болезнетворными микроорганизмами, со временем становится малоэффективным. Необходимо вести поиски новых лекарственных препаратов. Объясните почему.

1) в результате мутаций возникают особи с измененными свойствами;
2) устойчивость к антибиотикам является полезным признаком для микроорганизмов и поддерживается естественным отбором;
3) микроорганизмы обладают высокой скоростью размножения, и возникшие полезные мутации быстро распространяются; вскоре возникает новая популяция, невосприимчивая к антибиотику



10. Как с позиций современного эволюционного учения возникла зеленая покровительственная окраска тела у коричневых гусениц, перешедших на питание зелеными листьями? Ответ поясните.

1) коричневые гусеницы перешли на питание зелеными листьями; в популяции постоянно возникали мутации, среди множества мутантов по окраске появлялись особи с зеленой окраской;
2) в борьбе за существование зеленые гусеницы обладали преимуществом, они в меньшей степени склевывались птицами;
3) под действием естественного отбора выживали те гусеницы, которые обладали полезными признаками – зеленой окраской, они давали потомство, их число постепенно росло;
4) в последующих поколениях этот процесс продолжался, и окраска тела гусениц всё более соответствовала основному фону окружающей среды



11. Почему географическая изоляция популяций может привести к образованию новых видов? Объясните, какие факторы эволюции этому способствуют.

1) в изолированных популяциях накапливаются новые мутации и изменяется генофонд;
2) в результате естественного отбора сохраняются особи с новыми признаками;
3) прекращается скрещивание между особями популяций, что приводит к репродуктивной изоляции и образованию нового вида.



12. Не небольшом вулканическом острове Оаху, изрезанном скальными гребнями и долинами, заросшими влажным тропическим лесом, обитает 25 видов улиток. Всего на острове 25 долин со схожими условиями обитания, в каждой из которых обитает свой вид улиток. Какой тип видообразования обусловил появление такого разнообразия видов улиток? Ответ поясните. Какие факторы (движущие силы) эволюции обеспечили образование этих видов улиток и какова роль каждого из факторов?

1) географическое (аллопатрическое) видообразование;
2) разделение долин скальными гребнями;
3) низкая миграционная способность улиток (невозможность преодолеть скальные гребни);
4) изоляция;
5) изоляция популяций друг от друга препятствовала обмену генами;
6) мутации;
7) мутации приводили к изменению генофонда в каждой популяции;
8) дрейф генов (эффект основателя);
9) каждая изолированная группа отличалась изначальным генофондом



13. При каких условиях генетически разнообразная популяция организмов может со временем образовать два вида? Укажите возможные причины разделения популяции с образованием двух видов. Ответ поясните.

1) Для того, чтобы образовались два вида, должна возникнуть изоляция:
2) географическая изоляция возникает в результате появления физической преграды между частями популяции;
3) экологическая изоляция возникает при смене экологической ниши частью популяции;
4) изоляция может привести к образованию двух видов в случае невозможности скрещивания и обмена генами между новыми популяциями (репродуктивная изоляция).



14. Объясните, как переселение человеком собак в Австралию привело к образованию нового вида (Дикая собака динго). Для объяснения используйте знания о факторах эволюции.

1) популяция собак, переселённых в Австралию, оказалась пространственно изолированной от популяций собак (волков) других континентов;
2) в изолированной популяции собак появились новые мутации (признаки, аллели), которые оказались полезными в новых условиях жизни;
3) длительный естественный отбор сохранил полезные признаки (мутации) и привёл к изменению генофонда;
4) репродуктивная изоляция привела к формированию нового вида.



15. Определите по рисунку вид изоляции севанской форели, приведший к образованию различных популяций. Ответ обоснуйте. Почему учёные относят эти популяции к одному виду? Почему севанская форель требует пристального внимания со стороны природоохранных организаций?

1) экологическая изоляция;
2) в исходном виде сформировались популяции с разными местами нереста;
3) в исходном виде сформировались популяции с разными сроками нереста;
4) между популяциями нет репродуктивной изоляции, поэтому это один вид;
5) этот вид-эндемик обитает только в озере Севан



16. Как с позиции современного эволюционного учения объясняется появление собачьих блох, устойчивых к противоблошиному шампуню?

1) в популяции блох присутствуют особи с различной степенью устойчивости к ядовитым веществам (разными мутациями);
2) при обработке шампунем (в ходе борьбы за существование) неустойчивые к яду шампуня блохи погибают, а устойчивые выживают;
3) выжившие блохи передают гены устойчивости к яду (мутацию) своим потомкам (получим преимущество в размножении);
4) в результате естественного отбора формируется новая популяция, устойчивая к яду шампуня



17. Вид азиатской птицы зеленоватой камышевки (Phylloscopus trochiloides) распространился на восток и запад Тибетского плато с юга, огибая непроходимые Гималаи (направление распространения вида указано стрелками), где миграция из-за высоты гор невозможна. При этом образовалось множество подвидов, которые различаются по мотивам песни и окраске. Соседние подвиды способны свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство (например, P. viridanus и P. plumbeitarsus). Однако дальние подвиды не могут скрещиваться и давать плодовитое потомство (например, P. trochiloides и P. plumbeitarsus). Какой тип видообразования иллюстрирует данный пример? Почему у дальних подвидов (P. trochiloides и P. plumbeitarsus) скрещивание отсутствует? Дайте аргументированный ответ.

1) географическое (аллопатрическое) видообразование;
2) дальние подвиды долгое время не контактировали между собой (отсутствовал поток генов);
3) в результате между подвидами накопились значимые генетические различия (генофонд подвидов стал различаться);
4) поэтому возникла репродуктивная изоляция.



18. Виды тихоокеанской саламандры (Ensatina) распространены вокруг долины в Калифорнии, которая ограничена горным массивом. В процессе эволюции последовательно образовались виды, которые отличались друг от друга по окраске и другим морфологическим признакам (направление распространения видов указано на рисунке стрелками). Соседние виды способны свободно скрещиваться (например, E.klauberi и E.oregonensis). Однако виды (E.klauberi и E.platensis), ареалы которых тоже соприкасаются, не могут скрещиваться Какой тип видообразования иллюстрирует данный пример? Почему у видов E.klauberi и E.platensis скрещивание отсутствует? Дайте аргументированный ответ.

1) географическое (аллопатрическое) видообразование;
2) виды (E.klauberi и E.platensis) не способны скрещиваться, так как долгое время не контактировали между собой (отсутствовал поток генов);
3) в результате между видами накопились значимые генетические различия (генофонд видов стал различаться);
4) возникла репродуктивная изоляция.



19. Многие животные совершают в течение своей жизни регулярные или нерегулярные миграции. Назовите не менее трёх возможных причин таких перемещений. Каждую причину сопроводите примером.

1) размножение;
2) например, миграция рыб из морей в реки на нерест;
3) смена экосистем (пожар в лесу, истощение природных ресурсов, увеличение внутривидовой конкуренции);
4) например, перемещение грызунов после пожара;
5) сезонные изменения условий обитания;
6) например, перелёты птиц (миграция северных оленей);
7) суточные изменения условий обитания;
8) например, вертикальная миграция зоопланктона (приливно-отливные миграции).
В пунктах 2, 4, 6, 8 возможны иные подходящие по смыслу примеры.



20. Среди позвоночных животных известны случаи заразного рака: трансмиссивная венерическая опухоль собак, передающаяся половым путём, и лицевая опухоль тасманийского дьявола, передающаяся при укусах. Трансмиссивная венерическая опухоль собак появилась порядка 10 000 лет назад. После заражения у собак образуются опухоли на гениталиях, которые со временем регрессируют и не приводят к смерти хозяина, но некоторое время активно передаются другим особям. Лицевая опухоль тасманийского дьявола эволюционно молода, впервые была выявлена в 1996 году. В случае заражения приводит к смерти от истощения в течение 12–18 месяцев в практически 100 % случаев, так как опухоли на лице делают невозможным употребление пищи. Предположим, что 10 000 лет назад трансмиссивная венерическая опухоль собак была так же летальна, как лицевая опухоль тасманийского дьявола на данный момент. Объясните с точки зрения эволюционного учения Дарвина, как смертельный рак может превратиться в несмертельный.

1) благодаря мутациям в исходной популяции раковых клеток у разных особей возникают опухоли, различающиеся по смертельности;
2) если носители раковых клеток слишком быстро и слишком часто умирают, то это сдерживает распространение раковых клеток в популяции носителей;
3) если носители раковых клеток не умирают от рака, то это способствует большему распространению раковых клеток в популяции носителей;
4) в ряду поколений носителей увеличивается доля носителей несмертельных линий рака.



21. На рисунке изображены формы клюва у представителей разных видов семейства цветочниц, обитающих на Гавайских островах. Укажите последовательность процессов, которые привели к формированию многообразия форм клюва с позиции современной синтетической теории эволюции. Как называется такая форма направленной эволюции? Чем она характеризуется?

1) особи исходного вида, попавшие на острова, оказались в разных экологических нишах (разных условиях питания);
2) в каждой популяции возникали мутации;
3) разные мутации поддерживались естественным отбором;
4) накопление мутаций привело к репродуктивной изоляции;
5) дивергентная форма эволюции (дивергенции);
6) новые виды при такой форме образуются путём расхождения от одного общего предка.



22. Объясните с позиции современного эволюционного учения, как сформировались и сохранились в процессе эволюции ядовитые железы у древесной квакши.

1) в исходной популяции появились мутировавшие особи с наличием ядовитых желёз;
2) они имели преимущество в борьбе за существование;
3) благодаря естественному отбору эти мутации распространялись (накапливались) в популяции.



23. Предковый вид ландышей был широко распространен в лиственных лесах Евразии несколько миллионов лет назад. Сейчас существует три вида ландышей, сохранившихся в Европе, Закавказье и на Дальнем Востоке. Как называется такой способ видообразования? Какое климатическое событие привело к дивергенции ландышей? Как происходило видообразование?

1) географическое (аллопатрическое) видообразование;
2) оледенение в Северном полушарии (образование ледника);
3) в изолированных популяциях накапливались разные мутации;
4) в разных ареалах (условиях среды) действовали разные факторы;
5) произошла репродуктивная изоляция.



24. Лемуровые – семейство древесных теплолюбивых млекопитающих из отряда Приматы. Ископаемые остатки предков лемуров были найдены на разных континентах, но в настоящее время лемуры являются эндемиками Мадагаскара (острова у юго-восточного побережья Африки). Чем может объясняться сохранение этих животных на Мадагаскаре и вымирание в других регионах? Какие факторы эволюции способствовали дивергентному видообразованию лемуров в условиях Мадагаскара?

1) Мадагаскар отделен от континентов (фауна острова изолирована);
2) на Мадагаскаре лемуры не имели конкурентов со схожими экологическими нишами;
3) на остальных территориях лемуры были вытеснены другими древесными млекопитающими (другими приматами);
Факторы эволюции:
4) изоляция;
5) мутации ИЛИ наследственная изменчивость;
6) популяционные волны;
7) дрейф генов.



25. Закон Харди-Вайнберга гласит: при определённых условиях относительные частоты аллелей в популяции остаются неизменными из поколения в поколение. Закон справедлив, если соблюдается ряд условий. Какие это условия?

1) популяция велика;
2) в популяции осуществляется свободное скрещивание (панмиксия);
3) отсутствует естественный отбор;
4) не возникает новых мутаций;
5) нет миграции в популяцию или из популяции.



26. У двух видов мохноногих хомячков ареалы не перекрываются: джунгарский хомячок живет в Западной Сибири и на севере Казахстана, а хомячок Кэмпбелла обитает на территории Забайкальского края, Бурятии, Монголии, Северного Китая. Если в лабораторных условиях пытаться скрестить особей разных видов, то в большинстве случаев наблюдается рождение стерильного потомства или гибель беременных самок из-за крупных размеров эмбрионов. Какие две формы изоляции описаны для этих видов хомячков? Какое значение имеет изоляция как фактор микроэволюции? Ответ поясните.

1) географическая изоляция (неперекрывающиеся ареалы);
2) репродуктивная изоляция (невозможность формирования плодовитого потомства);
3) изолированные популяции (виды) накапливают различия в генофондах;
4) в условиях изоляции затрудняется обмен генами между популяциями ИЛИ в условиях изоляции сохраняется специфичность генофонда популяций (видов);
5) изоляция способствует видообразованию.



27. Рассмотрите схемы процессов видообразования А и Б. На какой схеме отражено экологическое (симпатрическое) видообразование? Ответ поясните. Как происходит этот процесс видообразования?

1) А — экологическое (симпатрическое) видообразование;
2) в пределах исходного ареала сформировались разные экологические условия ИЛИ в пределах исходного ареала особями осваивались новые (разные) экологические ниши;
3) возникает экологическая изоляция;
4) обмен генов становится невозможным или затрудняется;
5) происходит накопление мутаций в каждой экологически изолированной группе особей;
6) возникает репродуктивная изоляция (особи из разных экологических групп теряют способность скрещиваться);
7) образуются новые виды.



28. Вид азиатской птицы зеленоватой камышевки (Phylloscopus trochiloides) распространился на восток и запад Тибетского плато с юга, огибая непроходимые Гималаи (направление распространения вида указано стрелками), где миграция из-за высоты гор невозможна. При этом образовалось множество подвидов, которые различаются по мотивам песни и окраске. Соседние подвиды способны свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство (например, P. viridanus и P. plumbeitarsus). Однако дальние подвиды не могут скрещиваться и давать плодовитое потомство (например, P. trochiloides и P. plumbeitarsus). Какой тип видообразования иллюстрирует данный пример? Почему у соседних подвидов (P. viridanus и P. plumbeitarsus) происходит скрещивание? Дайте аргументированный ответ.

1) географическое (аллопатрическое) видообразование;
2) из-за отсутствия преград соседние подвиды могут мигрировать (осуществляется поток генов);
3) в результате между подвидами не накапливаются значимые генетические различия (не отличается генофонд подвидов);
4) отсутствует репродуктивная изоляция.



29. Виды тихоокеанской саламандры (Ensatina) распространены вокруг долины в Калифорнии, которая ограничена горным массивом. В процессе эволюции последовательно образовались виды, которые отличались друг от друга по окраске и другим морфологическим признакам (направление распространения видов указано на рисунке стрелками). Соседние виды способны свободно скрещиваться (например, E. klauberi и E. oregonensis). Однако виды (E. klauberi и E. platensis), ареалы которых тоже соприкасаются, не могут скрещиваться. Какой тип видообразования иллюстрирует данный пример? Почему у соседних подвидов (E. klauberi и E. oregonensis) происходит скрещивание? Дайте аргументированный ответ.

1) географическое (аллопатрическое) видообразование;
2) из-за отсутствия преград соседние подвиды могут мигрировать (осуществляется поток генов);
3) в результате между подвидами не накапливаются значимые генетические различия (не отличается генофонд подвидов);
4) отсутствует репродуктивная изоляция.



30. На рисунках продемонстрированы основные пути, ведущие к появлению новых видов: дивергентный, филетический, гибридогенный. Установите соответствие между основными путями и рисунками 1-3. Дайте характеристику каждого из путей.

1) 1 - филетический путь (филогенез);
2) преобразование одного вида в другой (вида А в вид В);
3) 2 - гибридогенный путь;
4) скрещивание (слияние) двух видов (видов А и В) и образование нового вида (вида С);
5) 3 - дивергентный путь;
6) разделение одного вида (вида А) на два (виды А и В).



31. Какой способ видообразования изображён на рисунке? Объясните, какие факторы эволюции этому способствовали.

1) географическое видообразование связано с расселением исходного вида на новые территории, расчленением исходного ареала непреодолимыми преградами;
2) в изолированных популяциях накапливались новые мутации;
3) в результате естественного отбора сохранились особи с новыми признаками;
4) прекращение скрещивания между особями различных популяций привело к репродуктивной изоляции, изменению генофонда популяций и образованию новых видов.



32. Пользуясь рисунком, определите способ изоляции, который привёл к появлению трёх родственных подвидов большой синицы и объясните его последствия. К какому результату эволюции может привести их репродуктивная изоляция? Ответ поясните.

1) географическая изоляция;
2) репродуктивная изоляция может привести к образованию трех родственных видов синиц;
3) в результате изоляции прекращается скрещивание между особями разных популяций, обмен генами и накапливаются отличия.



33. На острове Святого Фомы обнаружено два вида безногих амфибий – кольчатых червяг, обитающих во влажной рыхлой почве. Известно, что около 300 тыс. лет назад вулкан, расположенный в центре острова, неоднократно извергался, изливая мощные потоки лавы. На основании этого факта предположите, какая форма видообразования связана с появлением двух видов червяг на острове Св. Фомы? Ответ поясните. Какие эволюционные факторы обеспечили образование этих видов червяг и какова роль каждого из этих факторов?

1) географическое (аллопатрическое) видообразование;
2) разделение острова потоками лавы;
3) низкая миграционная способность червяг (невозможность преодолеть застывшие потоки лавы);
4) изоляция;
5) изоляция препятствует обмену генами между популяциями;
6) мутации;
7) мутации приводят к изменению генофонда в каждой популяции;
8) дрейф генов (эффект основателя);
9) каждая изолированная группа отличалась изначальным генофондом.



34. Объясните с позиции дарвинизма формирование устойчивости к пестицидам у паутинного клеща.

1) в популяции клещей есть особи с различной степенью устойчивости к пестицидам (устойчивые и неустойчивые);
2) при обработке растений пестицидами менее устойчивые клещи погибают, а более устойчивые выживают;
3) выживающие клещи дают больше плодовитого потомства;
4) в результате в последующих поколениях в популяции доля клещей, устойчивых к инсектициду, становится всё больше.



35. Когда человечество впервые получило первый очищенный антибиотик – пенициллин и начало использовать его для борьбы с бактериальными инфекциями, пенициллин практически всегда способствовал уничтожению бактерий, чувствительных к нему. Однако через некоторое время обнаружилось, что отдельные штаммы некоторых видов бактерий, которые ранее были чувствительны к пенициллину, оказываются нечувствительными к антибиотику. Объясните с позиции современного эволюционного учения возникновение у бактерий устойчивости к пенициллину. Почему антибиотики бессильны против вирусных заболеваний?

1) в популяции бактерий у отдельных особей возникают мутации, обеспечивающие устойчивость к пенициллину;
2) при контакте с пенициллином большая часть особей погибает, выживают только особи с устойчивостью;
3) выжившие особи передают гены устойчивости следующим поколениям, новая популяция оказывается устойчивой к пенициллину;
4) антибиотики воздействуют на структуры, которые присутствуют в бактериальной клетке (клеточная стенка, рибосомы), но отсутствуют у вирусов.



36. Предки современных кротов вели наземный образ жизни. Что могло способствовать изменению их среды обитания? Объясните эволюционный механизм редукции органов зрения у предков крота.

1) Обилие пищи в почве (ослабление конкуренции за пищу в почве).
2) Глаза предков кротов, оказавшихся в почве, часто засорялись (инфицировались).
3) В предковой популяции возникали случайные мутации, приводившие к редукции органа зрения.
4) В результате естественного отбора выживали более приспособленные особи (с редуцированными глазами (принимать обратное утверждение про гибель особей с обычными глазами).
5) Данные особи передали эти мутации потомству и мутации распространились в популяциях вида.




© Д.В.Поздняков, 2009-2020