Задания части 2 ЕГЭ по теме «Классы и семейства цветковых растений»

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Классы и семейства цветковых растений»

1. Определите класс цветкового растения. Ответ поясните. Назовите орган, обозначенный на рисунке цифрой 1, объясните его роль в жизни растения.

1) Класс Однодольные: дуговое жилкование листьев, мочковатая корневая система.
2) Цифрой 1 обозначено корневище.
3) Функция корневища – запасание веществ, расселение и вегетативное размножение.



2. Определите по рисунку, к какому отделу и какому классу относят изображенное растение. Какие признаки доказывают его принадлежность к этим отделу и классу? Назовите соцветие у данного растения, укажите название и характеристики плода.

1) отдел Покрытосеменные (цветковые) – наличие соцветия (цветка) и плода;
2) класс Двудольные – сетчатое (перистое) жилкование листьев, стержневая корневая система;
3) соцветие – корзинка;
4) плод семянка, сухой, односемянный



3. Какой орган растения на рисунке обозначен вопросительным знаком? Укажите его основные функции в жизни растения. Какому классу покрытосеменных можно отнести это растение? Ответ обоснуйте.

1) вопросительным знаком обозначен лист;
2) основные функции листа – фотосинтез (воздушное питание) и транспирация (испарение воды);
3) лист имеет перистое жилкование, корневая система стержневая – следовательно, растение относится к классу Двудольные



4. Известно, что бобовые растения (клевер, горох, фасоль, чечевица и др.) повышают плодородие почвы. Объясните почему.

1) на корнях бобовых растений поселяются клубеньковые бактерии;
2) клубеньковые бактерии фиксируют атмосферный азот;
3) соединения азота при накоплении повышают плодородие почвы.



5. Определите, к какому отделу и классу относят изображенное растение. Приведите признаки отдела и класса.

1) отдел Покрытосеменные (Цветковые);
2) признаки – наличие цветка и плода;
3) класс Двудольные;
4) признаки – стержневая корневая система, перистое жилкование листьев, две семядоли в семени.



6. Определите по рисунку, к каким отделу и классу относят изображённое растение. Приведите признаки этих отдела и класса, определяемые по рисунку.

1) Класс Однодольные, отдел Цветковые.
2) Признаки однодольных, определяемые по рисунку: одна семядоля в семени, параллельное жилкование листа, мочковатая корневая система, количество тычинок кратно трем.
3) Признаки цветковых, определяемые по рисунку: наличие цветка, плода.



7. Назовите плод, разрез которого изображен на рисунке. Какие элементы строения обозначены на рисунке цифрами 1, 2 и 3 и какие функции они выполняют?

1) плод – зерновка;
2) 1 – эндосперм – запасание органических веществ;
3) 2 – семядоля – транспорт питательных веществ из эндосперма при прорастании семени;
4) 3 – зародыш – дает начало новому растению



8. Чем растения класса двудольных отличаются от растений класса однодольных? Приведите не менее 4-х признаков.

1) у двудольных в зародыше семени две семядоли, у однодольных – одна;
2) корневая система двудольных, как правило, стержневая, а однодольных – мочковатая;
3) у двудольных листья простые и сложные, жилкование – сетчатое, у однодольных листья всегда простые, жилкование параллельное и дуговое;
4) как правило, у двудольных цветки с двойным околоцветником, четырех- или пятичленные, у однодольных – цветки с простым околоцветником, трехчленные



9. В руководстве для садоводов-любителей были написаны следующие фразы: “Семянка представляет собой семя сложноцветных растений”, “Использование словосочетания “стручки фасоли” верно с биологической точки зрения”, “Корневище пырея ползучего, как и корни других сорняков, необходимо уничтожать в почве путем его рубки на части лопатой”. Дайте аргументированные ответы, подтверждающие или опровергающие эти утверждения.

1) семянка представляет собой плод;
2) фасоль имеет плод боб (стручок - это плод крестоцветных);
3) корневище представляет собой видоизмененный побег;
4) при рубке корневища на части из почек вырастают боковые побеги;
5) в этом случае активизируется вегетативное размножение пырея.



10. Перевыпас скота приводит к смене доминирующих видов растений на пастбище: доля злаков снижается, а разнотравья (полыней, тысячелистника, чертополоха и т. п.) - возрастает. По мнению ряда исследователей, это может быть связано не только с выеданием злаков скотом, но и с деградацией почвы и особенностями строения корневых систем растений. Объясните, почему на сбитых пастбищах двудольные травянистые растения вытесняют злаки."

1) перевыпас вызывает уплотнение верхних слоев почвы;
2) злаки имеют мочковатую корневую систему;
3) большая часть корней злаков располагается в верхних слоях почвы (с неблагоприятными условиями для роста);
4) двудольные травянистые растения имеют стержневую корневую систему;
5) большая часть корней разнотравья располагается в более глубоких (неуплотненных) слоях почвы.



11. В журнале для садоводов-любителей юный биолог обнаружил следующие утверждения: «У астры сорта Фламинго цветки достигают в диаметре 15 см», «Плоды кедровой сосны (кедровые орешки) имеют высокое содержание масел и витаминов», «Гетерозисные формы томатов имеют высокую урожайность, поэтому рекомендуем сохранить семена от полученных плодов для высадки на следующий год». Дайте аргументированные ответы, подтверждающие или опровергающие эти положения.

1) у астры (сложноцветных) цветки мелкие;
2) крупные размеры имеет соцветие (корзинка);
3) у сосны (голосеменных) не формируются плоды (плоды формируются у цветковых растений);
4) кедровые орешки – это семена;
5) при использовании семян от гетерозисных томатов урожай снизится (эффект гетерозиса работает только в первом поколении);
6) при формировании семян у гетерозисных томатов произойдет расщепление признаков (гетерозис утратится, проявятся рецессивные гены).



12. Определите, к какому отделу и какому классу относят изображённое на рисунке растение. Укажите признаки соответствующих отдела и класса.

1) отдел растений — Покрытосеменные; класс растений — Однодольные;
2) признаки покрытосеменных растений: имеют цветки, плоды с семенами;
3) признаки однодольных растений: одна семядоля в семени, мочковатая корневая система, параллельное жилкование листьев.



13. К какому классу цветковых относят растение, изображённое на рисунке? Ответ обоснуйте. Назовите органы, обозначенные буквами А и Б, и укажите их значение в жизни растения.

1) класс Двудольные, так как цветок четырёхчленного типа, сетчатое жилкование листьев;
2) А — кочан — видоизменённый побег (почка); накапливает питательные вещества, обеспечивает зимовку, развитие двулетнего растения на второй год;
3) Б — плод; обеспечивает распространение и защиту семян.



14. На рисунке показаны типы расположения проводящих пучков в стебле у разных классов цветковых растений. Какой рисунок соответствует двудольным растениям? Ответ поясните. Какие отличия в строении стебля отмечаются у растений класса Однодольные?

1) стеблю двудольных соответствует рисунок Б;
2) проводящие пучки расположены упорядоченно (кольцом);
3) имеется вторичное утолщение (камбий);
4) у однодольных растений (А) вторичного утолщения (камбия) нет;
5) у однодольных растений проводящие пучки расположены неупорядоченно (разбросаны).




© Д.В.Поздняков, 2009-2020