Задания части 2 ЕГЭ по теме «Членистоногие»

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Членистоногие»

1. Известно, что медоносная пчела принадлежит к общественным насекомым. Как распределяются обязанности между особями пчелиной семьи?

1) матка - плодовитая самка, обеспечивает воспроизведение семьи;
2) трутни - самцы, участвуют в размножении, оплодотворяя самок;
3) рабочие пчёлы - бесплодные самки, осуществляют кормление матки и личинок, ухаживание, сбор пищи, чистку и охрану жилища.



2. Рассмотрите рисунок. Укажите тип и класс, к которому относится данное животное. Ответ обоснуйте, указав не менее двух признаков каждого таксона.

1) тип Членистоногие;
2) членистые конечности;
3) сегментированное тело;
4) класс Паукообразные;
5) четыре пары ходильных ног ИЛИ наличие хелицер и педипальп;
6) отсутствие усиков.



3. На рисунке изображена мантиспа. К какому классу Членистоногих можно ее отнести? Ответ аргументируйте, указав как минимум четыре признака внешнего строения. К какому типу относятся передние ноги мантиспы? По каким признакам это можно определить? Определите путь эволюции, в результате которых сформировались такие конечности.

1) класс Насекомые;
2) три отдела тела (голова, грудь, брюшко);
3) одна пара усиков;
4) три пары ног;
5) наличие крыльев;
6) хватательные ноги;
7) удлиненные отделы, наличие шипов для удержания добычи.



4. У многих паукообразных есть железы, полужидкие выделения которых превращаются на воздухе в паутинные нити. Какое значение в их жизни имеет использование паутины? Приведите не менее трех значений.

1) Из паутины пауки плетут ловчие сети, которыми они улавливают добычу.
2) Самки пауков плетут из паутины коконы, в которые они откладывают яйца, коконы защищают яйца от неблагоприятных условий.
3) Молодые пауки используют длинные паутинные нити для расселения.



5. Наружный покров членистоногих содержит особое органическое вещество – хитин. Какое значение в жизни членистоногих имеет хитиновый покров? Ответ поясните.

1) защищает от внешних воздействий;
2) является наружным скелетом, местом прикрепления мышц, обеспечивает движение;
3) предохраняет наземных членистоногих от излишней потери влаги



6. Рассмотрите рисунки кишечников термита и таракана. Какой буквой указан кишечник термита? Ответ поясните, основываясь на особенностях питания указанных животных. Назовите структуры, обозначенные вопросительным знаком. Какую функцию они выполняют?

1) кишечник термита обозначен буквой А;
2) термиты питаются древесиной (а тараканы — всеядные животные);
3) задняя кишка термитов увеличена;
4) задняя кишка термитов — место локализации микроорганизмов, обеспечивающих переваривание целлюлозы (клетчатки);
5) знаком вопроса отмечены мальпигиевы сосуды;
6) являются органами выделения.



7. Почему люди, работающие в тайге в весенне-летнее время, нередко заболевают тяжелой болезнью – таежным энцефалитом? Объясните, как происходит заражение. Укажите возбудителя и переносчика этой инфекции.

1) возбудителем является вирус клещевого энцефалита;
2) переносчиком - иксодовые (таежные) клещи;
3) заражение происходит при укусе человека клещом (со слюной вносится вирус).
4) клещ активизируется в весенне-летний период



8. Насекомые – самый распространенный и многочисленный класс животных. Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее шести особенностей.

1) наличие хитиновой кутикулы обеспечило защиту от механических повреждений и потери влаги;
2) разнообразие ротовых аппаратов обеспечило использование разных видов пищи;
3) разнообразие типов конечностей (ног) обеспечило возможность передвижения в различных средах;
4) развитие крыльев способствовало широкому распространению;
5) высокая плодовитость и способность к массовому размножению обеспечили высокую численность и расширение ареала;
6) развитие с неполным и полным превращениями способствовали расселению в разных экологических нишах;
7) хорошо развитая нервная система, органы чувств, сложные формы поведения (инстинкты) обеспечили возможность существования в различных условиях обитания.



9. Известно, что пчёлы, однажды обнаружив поле, богатое растениями - медоносами, летают к нему в последующие дни снова и снова. Как называется такая реакция пчёл на раздражитель? Объясните, с какой целью «дрессируют» пчёл, подкармливая их в течение нескольких дней сахарным сиропом, настоянном на цветках гречихи. Опишите механизм формирования у пчёл ответной реакции в результате «дрессировки».

1) условный рефлекс;
2) искусственная подкормка позволяет приучить пчёл к сбору нектара с растений гречихи (получить гречишный мёд, сформировать условный рефлекс);
3) запах гречихи является стимулом (условным раздражителем);
4) сладкий сироп является подкреплением (безусловным раздражителем);
5) сочетание запаха гречихи (стимула) со сладким сиропом (подкреплением) приводит к формированию условного рефлекса на запах.



10. Определите, к какому типу и классу относится изображенное животное. Какие признаки указывают на принадлежность этого животного к данному типу и классу? Приведите не менее трех признаков.

1) Тип Членистоногие, класс Паукообразные.
2) Членистые конечности – признак типа.
3) Признаки класса: четыре пары конечностей, тело имеет два отдела – слитую головогрудь и несегментированное брюшко, отсутствуют усики.



11. Определите, к какому типу и классу относится изображенное животное. Какие признаки указывают на принадлежность этого животного к данному типу и классу? Приведите не менее трех признаков.

1) Тип Членистоногие, класс Ракообразные.
2) Признак типа – членистые конечности.
3) Признаки класса: тело имеет два отдела (головогрудь и брюшко), имеются две пары усиков.



12. Определите, к какому типу и классу относится изображенное животное. Какие признаки указывают на принадлежность этого животного к данному типу и классу? Приведите не менее трех признаков.

1) Тип Членистоногие, класс Насекомые.
2) Признак типа – членистые конечности.
3) Признаки класса – три пары конечностей, крылья, тело имеет три отдела (голову, грудь, брюшко), имеется одна пара усиков.



13. Рассмотрите рисунок. Какая система органов насекомого изображена на рисунке? Как называются структуры, показанные вопросительным знаком? Охарактеризуйте аналогичные системы органов у других классов типа Членистоногие: из каких органов они состоят?

1) дыхательная система;
2) дыхальца ИЛИ стигмы;
3) у ракообразных органы дыхания представлены жабрами;
4) у паукообразных органы дыхания представлены легочными мешками и/или трахеями.



14. Насекомые являются типичными обитателями пустынь. Какие особенности строения и функционирования покровов, дыхательной и выделительной систем обеспечивают насекомым сохранение влаги в теле? Ответ объясните.

1) хитиновый покров с восковым слоем (эпикутикулой);
2) препятствует испарению воды с поверхности тела;
3) органы дыхания – трахеи – открываются наружу дыхательными отверстиями (дыхальцами);
4) дыхальца замыкаются клапанами ИЛИ дыхальца погружены в покровы ИЛИ дыхальца окружены волосками, что снижает испарение воды;
5) продуктом азотистого обмена является нетоксичная мочевая кислота;
6) для выведения мочевой кислоты не требуется большого количества воды (моча выводится в виде сухих кристаллов) ИЛИ мочевая кислота может не выводиться, а накапливаться в жировом теле насекомого.



15. Многие насекомые отряда Двукрылые (комары, слепни, мухи и т.д.) являются переносчиками опасных инфекционных заболеваний. При этом среди них можно выделить механических и биологических переносчиков (в теле последних паразит проходит часть жизненного цикла). Переносчиком каких паразитарных инфекций является комнатная муха? Приведи по одному примеру инфекции, вызванной бактерией, простейшим и гельминтом. Механическим или биологическим переносчиком этих паразитов является комнатная муха? Ответ поясните.

1) брюшной тиф ИЛИ дизентерия ИЛИ холера (возможны другие верные примеры);
2) амебиаз (амебная дизентерия);
3) аскаридоз;
4) комнатная муха является механическим переносчиком;
5) возбудители (их клетки, споры, цисты, яйца) переносятся на поверхности тела (лапках) насекомого.



16. Какими цифрами на рисунке обозначены конечности плавательного и копательного типов у насекомых? Объясните, по каким признакам Вы отнесли их к соответствующим типам. Определите путь эволюции, в результате которого сформировались конечности таких типов. В чем он проявляется?

1) 2 – конечность плавательного типа;
2) 4 – конечность копательного типа;
3) конечность плавательного типа имеет широкие отделы и щетинки;
4) такое строение плавательной конечности увеличивает площадь её поверхности;
5) конечность копательного типа образована короткими и широкими отделами, имеет зубчики;
6) путь эволюции – идиоадаптация;
7) приспособление организмов к разным условиям обитания



17. Почему колорадский жук, оказавшийся на территории Европы, стал самым опасным вредителем картофеля? Объясните, почему его распространение снижает урожайность картофеля.

1) колорадский жук практически не имеет естественных врагов на территории Европы (и хорошо приспособился к климату);
2) колорадские жуки (взрослые и их личинки) питаются листьями и побегами картофеля;
3) это препятствует хорошему развитию клубней картофеля.



18. Какими цифрами на рисунке обозначены соответственно конечности прыгательная и копательная конечности насекомых? По каким признакам Вы отнесли их к соответствующим типам. Определите путь достижения биологического прогресса, в результате которого сформировались конечности таких типов. В чем он проявляется?

1) 3 – прыгательная конечность;
2) 4 – копательная конечность;
3) прыгательная конечность имеет длинные отделы (крупное или мощное бедро);
4) копательная конечность имеет короткие и широкие отделы (зубцы для копания);
5) путь – идиоадаптация;
6) приспособление организмов к разным условиям обитания (образу жизни, конкретным экологическим нишам).



19. Экспериментатор решил установить зависимость активности дыхания тараканов от температуры воздуха. Для этого он помещал в замкнутую ёмкость таракана и измерял электронным датчиком концентрацию углекислого газа в ёмкости через 10 минут. Ёмкости помещались в термостатируемую комнату с заданной температурой. Оказалось, что чем выше температура, тем активнее накапливается углекислый газ в ёмкости. Почему с ростом температуры усиливалось дыхание у тараканов? Предположите, что будет происходить с количеством накапливаемого углекислого газа при более сильном увеличении температуры. Ответ поясните.

1) чем выше температура, тем активнее идут все процессы в организме (поскольку активность ферментов растёт с температурой);
2) при определённой температуре скорость накопления углекислого газа начнёт снижаться;
3) поскольку активность ферментов будет снижаться (из-за денатурации, в какой-то момент животное погибнет).



20. Известно, что у животных система кровообращения функционально связана с другими системами органов. При сравнении двух одинаковых по размеру представителей типа Членистоногие – ракообразного и насекомого – в большинстве случаев обнаруживается, что кровеносная система у ракообразных развита лучше, так как имеет более разветвлённое строение, чем у насекомых. С особенностями строения какой системы органов ракообразных и насекомых это связано? Какими органами она представлена у ракообразного и насекомых? Ответ поясните.

1) с особенностями строения дыхательной системы;
2) у ракообразных – жабры;
3) у насекомых – трахеи;
4) у насекомых кислород доставляется к внутренним органам непосредственно по органам дыхательной системы;
5) у ракообразных кислород доставляется к внутренним органам непосредственно сосудами кровеносной системой.



21. Какие насекомые были одомашнены человеком? Укажите два вида. Какое значение эти насекомые играют в жизни человека?

1) медоносная пчела;
2) от пчел человек получает мед;
3) от пчел человек получает воск, пчелиный яд и другие продукты жизнедеятельности, используемые в медицине;
4) пчелы опыляют цветковые растения, обеспечивая урожай сельскохохяйственных культур;
5) тутовый шелкопряд;
6) из шелковой нити коконов шелкопряда изготавливают натуральный шелк.




© Д.В.Поздняков, 2009-2020