Задания части 2 ЕГЭ по теме «Нервная система»

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Нервная система»

1. В Древней Индии человека при проверке на ложь подвергали так называемому Божьему суду. Ему предлагали проглотить горсть сухого риса. Если проглотить его не удавалось, виновность считалась доказанной. Невиновный человек проглатывал рис. Дайте физиологическое обоснование такому испытанию в обеих ситуациях.

1) для глотания необходимо активное слюноотделение;
2) при волнении активизируется симпатическая нервная система, которая подавляет выделение слюны, поэтому лгун не сможет легко проглотить горсть сухого риса;
3) при отсутствии волнения активна парасимпатическая нервная система, которая активизирует выделение слюны, облегчая глотание, поэтому честный человек легко проглотит горсть сухого риса



2. Укажите звенья рефлекторной цепи и поясните функции каждого звена.

1) рецептор – воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс;
2) чувствительный нейрон передает возбуждение в ЦНС;
3) вставочный нейрон передает возбуждение с чувствительного на двигательный нейрон;
4) двигательный нейрон передает возбуждение на рабочий орган;
5) рабочий орган осуществляет ответную реакцию на полученное раздражение



3. Чем характеризуется гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека? Приведите не менее трёх признаков.

1) осуществляется с помощью химических веществ (гормонов и других биологически активных веществ);
2) химические вещества доставляются кровью ко всем клеткам, тканям и органам;
3) ответная реакция наступает медленно, но продолжается длительное время



4. Сравните строение вегетативной (автономной) и соматической нервной системы. Укажите не менее трех признаков сходства.

1) Обе системы представлены нервной тканью, состоящей из нейронов и клеток-спутников.
2) Рефлекторные дуги обеих систем содержат чувствительный и исполнительный нейроны.
3) В состав обеих систем входят спинной и головной мозг, нервы и нервные узлы.



5. Назовите отделы анализатора. Укажите, чем они образованы и какие функции выполняют в организме человека.

1) периферический отдел,
2) образован рецепторами органов чувств,
3) под действием раздражителя в нем формируются нервные импульсы;
4) проводниковый отдел,
5) образован чувствительными нервами,
6) передает нервные импульсы в центральную нервную систему (зону коры больших полушарий);
7) центральный отдел,
8) образован чувствительными зонами коры больших полушарий,
9) в нем происходит анализ информации и формирование ощущений.



6. Назовите отделы зрительного анализатора и укажите, какую функцию выполняет каждый из этих отделов.

1) периферический отдел – сетчатка, содержащая зрительные рецепторы; рецепторы воспринимают свет и преобразуют его в нервные импульсы;
2) проводниковый отдел – зрительный нерв; он передает нервные импульсы в головной мозг;
3) центральный отдел – зрительная зона в затылочной доле больших полушарий; обрабатывает зрительную информацию и формирует окончательное изображение



7. В каких местах расположены ядра (скопления тел нейронов) вегетативной нервной системы? Какие функции выполняет вегетативная нервная система?

1) симпатические ядра расположены в спинном мозге в грудной и поясничной части;
2) симпатические узлы расположены по обеим сторонам вдоль позвоночника;
3) парасимпатические ядра расположены в среднем и продолговатом мозге (в стволе мозга) и крестцовом отделе спинного мозга;
4) парасимпатические узлы расположены на поверхности внутренних органов или внутри них;
5) вегетативная нервная система управляет работой внутренних органов и не зависит от воли человека



8. Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3. Опишите особенности их строения и функции.

1) 1 – задний корешок спинномозгового нерва;
2) содержит тела чувствительных нейронов;
3) чувствительные нейроны доставляют сигналы от рецепторов в спинной мозг;
4) 2 – серое вещество;
5) образовано телами нейронов и дендритами (короткими отростками);
6) осуществляет рефлекторную функцию;
7) 3 – белое вещество;
8) образовано аксонами (длинными отростками), покрытыми миелином;
9) выполняет проводниковую функцию.



9. Найдите три ошибки в тексте «Вкусовой анализатор человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) Вкусовой анализатор, как и другие анализаторы организма человека, состоит из трёх частей. (2) Основным рецепторным органом чувства является язык. (3) Вкусовые рецепторы языка находятся во вкусовых почках, расположенных во вкусовых сосочках. (4) По типу раздражителя рецепторы вкуса относят к механорецепторам. (5) По нервам импульсы от рецепторов поступают в спинной мозг. (6) Для обработки вкусовой информации импульсы вначале поступают в таламус промежуточного мозга. (7) Окончательная обработка информации, поступившей от вкусовых рецепторов, происходит в подкорковых ядрах головного мозга.

1) 4 - рецепторы вкуса относят к хеморецепторам;
2) 5 - импульсы поступают в головной мозг;
3) 7 - окончательная обработка вкусовой информации происходит в коре головного мозга.



10. В 1902 г М. Бейлисс и Э. Старлинг провели следующий эксперимент. У подопытного животного они перерезали все нервы, идущие к поджелудочной железе. К удивлению ученых, как только пища касалась слизистой оболочки кишечника, поджелудочная железа начинала изливать в его полость панкреатический сок. С какой целью ученые перерезали все нервы, соединяющие поджелудочную железу с ЦНС? Какой отдел периферической нервной системы иннервирует работу поджелудочной железы? Какое влияние оказывает этот отдел на выработку панкреатического сока? Почему железа вырабатывала поджелудочный сок, в эксперименте? Ответ поясните.

1. выяснить возможность иной регуляции деятельности органа (убедиться в наличии гуморальной регуляции)
2. вегетативная нервная система (автономная)
3. симпатический отдел уменьшает выделение панкреатического сока
4. парасимпатический отдел усиливает выделение панкреатического сока
5. при воздействии пищи на стенки кишечника, его клетки вырабатывали гормон
6. под действием гормона кишечника поджелудочная железа выделяла панкреатический сок




© Д.В.Поздняков, 2009-2020