Задания части 2 ЕГЭ по теме «Иммунитет + Вирусы»

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Иммунитет + Вирусы»

1. Почему новорожденные меньше болеют инфекционными заболеваниями, если сразу же после рождения получили молоко матери? Какой иммунитет при этом формируется?

1) в материнском молоке содержатся антитела (иммуноглобулины);
2) антитела способствуют уничтожению возбудителей болезней;
3) естественный пассивный.



2. Какие признаки характерны для вирусов?

1) Вирусы – это паразиты, они могут жить и размножаться только в живых клетках.
2) Вирусы – это неклеточная форма жизни. Вирусные частицы (вирионы) – это не клетки: они на порядок меньше клеток и гораздо проще по строению.
3) Вирусы содержат либо ДНК, либо РНК, но не обе молекулы одновременно.



3. Как размножаются вирусы? Опишите основные этапы данного процесса.

1) для размножения вирусам необходима живая клетка;
2) в клетку попадает нуклеиновая кислота вируса (ДНК или РНК);
3) клетка синтезирует вирусные белки и вирусные нуклеиновые кислоты;.
4) происходит самосборка вирусных частиц и их выход из клетки.



4. Положение вирусов в природе неоднозначно: они имеют признаки как живой, так и неживой природы. По каким признакам вирусы можно отнести к живым организмам? Укажите три пункта.

1) в состав вируса входят нуклеиновые кислоты и белки, свойственные живым организмам;
2) вирусы обладают наследственностью и изменчивостью;
3) вирусы способны размножаться.



5. Какова роль вирусов в природе?

А) Вызывают инфекционные заболевания (грипп, герпес, СПИД и т.д.).
Б) Некоторые вирусы могут встраивать свою ДНК в хромосомы клетки-хозяина, вызывая мутации.
В) Вирусы могут переносить ДНК между разными видами.



6. Объясните, почему вирусы не способны к собственному обмену веществ. Какая особенность размножения вирусов связана с этим?

1) у вирусов отсутствуют необходимые ферменты, обеспечивающие обмен веществ;
2) у вирусов отсутствуют рибосомы, обеспечивающие синтез собственных белков;
3) отсутствие ферментов и рибосом не позволяет вирусам размножаться вне клетки



7. Почему некоторыми инфекционными болезнями человек болеет повторно? Укажите два пункта, ответ поясните.

1) возбудитель может мутировать (изменять структуру антигенов);
2) в организме отсутствуют антитела против новых антигенов возбудителя;
3) с предыдущей болезни ИЛИ вакцинации прошло много времени (10 лет и более);
4) клетки иммунной памяти в организме исчезли.



8. Иммунодефициты - состояния, вызванные недостаточной активностью иммунной системы. Различают врожденные (в том числе наследственные) и приобретенные иммунодефициты. Например, одна из форм наследственного иммунодефицита связана с нарушением работы актиновых филаментов, обеспечивающих формирование псевдоподий. Объясните, почему дефект элементов цитоскелета приводит к иммунодефициту. Какие причины могут приводить к приобретенному иммунодефициту? Укажите не менее двух пунктов.

1) нарушается амебоидное движение фагоцитов (лейкоцитов);
2) нарушается формирование псевдоподий, необходимы для осуществления фагоцитоза патогенов (бактерий, антигенов);
3) вирусные инфекции (ВИЧ-инфекция);
4) радиационное облучение ИЛИ дефицит витаминов ИЛИ воздействие химических веществ (лекарств) ИЛИ повреждение (удаление) органов иммунной системы (возможны другие верные ответы).



9. В тканях человека имеются так называемые тучные клетки, содержащие в цитоплазме гранулы с гистамином. При развитии реакции воспаления гистамин высвобождается из клеток, вызывая местное расширение капилляров и повышение проницаемости их стенок. Какое значение имеют эти следствия работы гистамина?

1) через расширенные капилляры притекает больше крови;
2) приходит больше лейкоцитов;
3) которые осуществляют фагоцитоз (возможно указание других верных функций иммунных клеток);
4) через проницаемую стенку выходит больше плазмы;
5) возникает отёк;
6) уменьшается концентрация вредных веществ



10. Известно, что при первичном проникновении определенного возбудителя в организм человека максимальная концентрация антител к нему наблюдается в крови спустя 14-17 дней, в то время как при повторном заражении пик иммунного ответа приходится на 3-7 день. Объясните эту разницу в скорости первичного и вторичного иммунного ответа. Почему при повторном проникновении антигена человек может не испытывать симптомы заболевания, и заражение происходит для него незамеченным?

1) при первичном проникновении возбудителя в организме низкая концентрация (отсутствие) В-лимфоцитов, специфичных к данному антигену;
2) при первичном проникновении происходит отбор (селекция) и размножение (пролиферация) В-лимфоцитов с нужной специфичностью;
3) после первичного иммунного ответа в организме остаются клетки (иммунной) памяти;
4) при повторном заражении клетки памяти формируют более быстрый иммунный ответ (обеспечивают более быстрое производство антител);
5) появление необходимых антител позволяет быстро нейтрализовать антигены возбудителя и не дать ему размножиться (поэтому симптомы заболевания не проявляются).



11. Назовите объект, изображенный на рисунке. Укажите названия и функции структур, изображенных на рисунке цифрами 1, 2, 3.

1) Изображен бактериофаг (вирус) - неклеточная форма жизни.
2) 1 – головка, покрытая капсидом (белковой капсулой), внутри находится нуклеиновая кислота.
3) 2 – белковый чехол хвоста, через него нуклеиновая кислота впрыскивается в бактерию
4) 3 – хвостовые нити (фибриллы), они удерживают бактериофаг на бактерии



12. Рассмотрите схему взаимодействия белков А со структурами Б. Как называются молекулы А и Б? Какую функцию выполняют белки А? Какие клетки иммунной системы синтезируют белки, обозначенные буквой А? Во взаимодействии структур А и Б проявляется структурное соответствие участков молекул (принцип "ключ-замок"). При выполнении каких еще функций белков структурное соответствие также может проявляться? Укажите не менее двух функций.

1) А - антитела (иммуноглобулины);
2) Б - антигены;
3) антитела выполняют защитную функцию (связывают чужеродные молекулы - антигены);
4) лимфоциты (В-лимфоциты; плазматические клетки; плазмоциты);
5) ферментативная (каталитическая) функция;
6) рецепторная функция ИЛИ транспортная функция.



13. Что представляют собой медицинские препараты – вакцина и лечебная сыворотка? С какой целью каждый из этих препаратов вводят человеку? Ответ поясните.

1) вакцина – препарат, содержащий ослабленные или мёртвые микроорганизмы;
2) сыворотка – препарат, содержащий готовые антитела;
3) вакцину вводят в целях профилактики заболевания для формирования искусственного активного иммунитета;
4) сыворотку вводят для борьбы с возбудителем заболевания и формирования искусственного пассивного иммунитета



14. В 1881 году Л. Пастер провел следующий эксперимент. Он ввел 25 овцам ослабленную форму возбудителя сибирской язвы, и все животные выжили. Спустя несколько недель вирулентный штамм бактерий сибирской язвы был введен двум группам животных: 25 ранее иммунизированным овцам и 25 неиммунизированным. Через три дня из первой группы животных от сибирской язвы погибла только одна овца, из второй группы погибли все животные. Действие какого препарата Л. Пастер проверял в данном эксперименте? Какой иммунитет развивался у животных при введении этого препарата? Почему животные из первой группы преимущественно выживали? С чем связана гибель животных из второй группы?

1)?препарат, содержащий ослабленный возбудитель,?— вакцина;
2) при введении вакцины у животных развивается искусственный активный иммунитет;
3) у овец из первой группы после действия вакцины в крови содержались антитела к возбудителю сибирской язвы, поэтому они выжили при введении вирулентного штамма;
4)?у животных второй группы иммунитет к сибирской язве не был сформирован, поэтому они погибли.



15. Что изображено на картинке? По каким признакам вы можете проклассифицировать данный объект? Как его применяют в медицине?

1) Бактериофаг (вирус бактерий).
2) Не имеет клеточного строения. Состоит только из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки (капсида). Может содержать ДНК или РНК, но не может содержать их обеих.
3) Бактериофаги можно использовать для лечения бактериальных заболеваний.



16. Хорошо известно, что в крови человека есть белки и глюкоза. Почему разовое введение глюкозы непосредственно в кровь неопасно для организма, а введение большинства белков опасно?

1) глюкоза - это мономер, который находится в крови любого человека и не обладает специфичностью;
2) введенную глюкозу организм человека не воспринимает как чужеродное вещество;
3) белки имеют антигенную структуру и специфичны для каждого организма;
4) введенный белок организм воспринимает как чужеродное вещество, развивается иммунная реакция.



17. Рассмотрите схему защитной реакции организма человека. Дайте название этому явлению. Какие клетки прибывают к изображённому участку и с какой целью? Какие местные реакции могут наблюдаться в месте событий?

1) воспаление;
2) к месту контакта прибывают лейкоциты (фагоциты);
3) для уничтожения чужеродных бактерий и частиц;
4) покраснение поражённого участка (расширение капилляров);
5) повышение местной температуры;
6) ощущение боли.



18. На рисунке изображен орган иммунной системы человека. Назовите его. Какие функции он выполняет? Назовите не менее трех функций и поясните их.

1) селезенка;
2) созревание лимфоцитов;
3) разрушение эритроцитов и тромбоцитов;
4) депонирование крови;
5) кроветворение (у плода).



19. К какому классу органических соединений относят иммуноглобулины? Какова их функция? В состав какого компонента внутренней среды организма они входят? Какой вид иммунитета формируется при их введении и в виде какого иммунного препарата их вводят? Зачем беременным женщинам вводят антирезусный иммуноглобулин и в каких случаях? Ответ поясните.

1) иммуноглобулины (антитела) — это белки;
2) нейтрализуют чужеродные вещества (антигены) (защитная функция);
3) входят в состав крови (плазмы крови);
4) искусственный пассивный иммунитет;
5) сыворотка;
6) антирезусный иммуноглобулин предназначен для беременных женщин с отрицательным резус-фактором в случае, когда отец ребенка резус-положительный;
7) для предотвращения резус конфликта.



20. В 1952 году Херши и Чейз провели эксперимент, вошедший в историю молекулярной биологии. Они получили две группы бактериофагов: первые имели в составе радиоактивную серу, а вторые - радиоактивный фосфор. Когда фагами из первой группы заражали культуру бактерий, все радиоактивные изотопы серы оказывались в питательной среде, но не проникали в клетки бактерий. При заражении бактерий фагами из второй группы радиоактивный фосфор обнаруживался внутри клеток бактерий, а не в питательной среде. Какой метод применили ученые? В состав каких органических веществ и компонентов бактериофага включались радиоактивные изотопы серы и фосфора? Объясните результаты эксперимента.

1) метод меченых атомов;
2) радиоактивная сера включалась в состав белковой оболочки бактериофага;
3) радиоактивный фосфор включался в состав нуклеиновой кислоты (ДНК) бактериофага;
4) при заражении бактерий фагами их белковая оболочка остается снаружи, поэтому радиоактивные изотопы серы обнаруживались в питательной среде;
5) нуклеиновая кислота (ДНК) фагов попадает внутрь клетки, поэтому радиоактивные изотопы фосфора обнаруживались в бактериальных клетках.



21. Вирусы являются возбудителями заболеваний человека, домашних животных и культурных растений. Тем не менее, вирусы могут приносить пользу, применяясь в медицине, сельском хозяйстве, биотехнологии, научных исследованиях и т.д. Приведите не менее трех примеров использования вирусов для пользы человека.

1) бактериофаги используются для лечения бактериальных инфекций человека;
2) вирусы используются для создания вакцин;
3) вирусы могут применяться для борьбы с вредителями сельского хозяйства (естественные враги, биологический метод борьбы);
4) вирусы используются как векторы для переноса генов в генной инженерии (и генной терапии);
5) вирусы применяются в исследовании молекулярно-генетических процессов в клетке.



22. Медицинский препарат представляет собой белковую фракцию плазмы крови лошадей без фибриногена, иммунизированных столбнячным анатоксином или токсином. Как называется этот препарат, когда и с какой целью его применяют? Ответ поясните.

1) это препарат лечебной сыворотки;
2) лечебную сыворотку применяют при попадании в рану споры столбнячной палочки из почвы (для нейтрализации антигенов столбнячной палочки в организме);
3) формируется искусственный пассивный иммунитет.



23. Д. И. Ивановский изучал растения табака, больные так называемой мозаичной болезнью. Учёный рассмотрел под микроскопом больные листья, но не обнаружил ни бактерий, ни ещё каких-либо микроорганизмов. Считая, что в инфицировании виноваты всё-таки бактерии, он пропустил сок через специальный мелкопористый фарфоровый фильтр, непроходимый для бактерий. На фильтре не было обнаружено никаких объектов. Полученный фильтрат был нанесён на листья здоровых растений табака. Через некоторое время на этих листьях появлялись обесцвеченные участки. Ивановский внёс сок больных растений на разные искусственные питательные среды, как это делали ранее с бактериями, но эта попытка не увенчалась успехом — на средах ничего не выросло. Учёный констатировал, что возбудители, вероятно, были не способны расти на искусственных средах. С какой целью сок больных растений вносился на разные питательные среды? Обоснуйте использование в эксперименте нескольких различных питательных сред. Какие объекты живой природы были открыты Д. И. Ивановским? Какой вывод можно сделать на основании того, что отфильтрованный сок заразил растение?

1) чтобы размножить возбудителя (получить его культуру);
2) потребности возбудителя неизвестны, чтобы подтвердить, что он не способен к росту на питательных средах, необходимо использовать разные их варианты ИЛИ потребности возбудителя неизвестны, возможно, ему не подходит среда, поэтому используется несколько их видов;
3) неклеточные формы жизни — вирусы;
4) изучаемый возбудитель имеет размер меньше, чем поры фильтра, использовавшегося в эксперименте ИЛИ инфекционные свойства отфильтрованного сока сохранялись, т. е. инфекционный агент прошёл через фильтр.



24. Какова причина появления злокачественных опухолей? Какие факторы окружающей среды могут увеличивать вероятность появления злокачественных опухолей? Назовите основные свойства раковых клеток.

1) мутации (генетические нарушения) являются причиной опухолей.
Факторы, увеличивающие вероятность появления злокачественных опухолей:
2) химические (достаточно любого одного) – канцерогенные молекулы, токсины, курение и пр.;
3) физические (достаточно любого одного) – радиоактивное излучение, ультрафиолетовое излучение;
4) биологические (достаточно любого одного) – вирусы, транспозоны.
Основные свойства раковых клеток:
5) неконтролируемое деление, И/ИЛИ отсутствие контактного торможения, И/ИЛИ отсутствие апоптоза;
6) метастазирование.



25. Назовите представленный на рисунке объект. Из каких химических веществ он состоит? Каково условие размножения данного биологического объекта? Укажите этапы размножения объекта.

1) бактериофаг (вирус);
2) он состоит из белков и нуклеиновых кислот (ДНК, РНК);
3) наличие клетки-хозяина;
4) проникновение вирусной наследственной информации (ДНК, РНК) в клетку;
5) синтез вирусных белков и нуклеиновых кислот;
6) самосборка вируса (бактериофага).




© Д.В.Поздняков, 2009-2020