Задания части 2 ЕГЭ по теме «Белки»

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Белки»

1. При обследовании кошки, в рацион которой входило только вареное мясо, ветеринар поставил диагноз – тиаминовая недостаточность. Что такое тиамин? Какую роль он играет в организме животных? Почему при подобном рационе наблюдался дефицит этого вещества у кошки? Как называется заболевание, вызванное отсутствием тиамина в рационе человека? В чем оно проявляется?

1) тиамин – это витамин (В1);
2) является коферментом (участвует в реакциях обмена веществ);
3) витамин разрушился при температурной обработке мяса;
4) бери-бери;
5) нарушения в работе нервной системы.



2. Николай Иванович Лунин исследовал влияние химического состава пищи на мышей. Он кормил их искусственными смесями белков, жиров и углеводов. Мыши гибли на 11 день. Он добавил в пищу поваренную соль и воду. Мыши гибли на 30 день. Когда Н.И. Лунин добавил в их искусственную пищу все необходимые соли, все мыши тоже погибли. Другая группа мышей питалась коровьим молоком и была здорова. Какие выводы сделал Н.И. Лунин из первого опыта? Какие выводы он сделал после кормления мышей пищей, содержащей все необходимые соли? Почему выжили мыши, питавшиеся коровьим молоком?

1) Первый вывод: мышам кроме органических соединений необходимы неорганические – минеральные соли.
2) Второй вывод: полного набора минеральных солей для жизни мышей недостаточно, необходимы ещё какие-то вещества (витамины).
3) Мыши, питавшиеся коровьим молоком, выжили потому, что в нём содержатся не только органические вещества и соли, но и витамины.



3. Почему температура выше 40°С опасна для жизни человека? Почему другие организмы, например, мелкие птицы, нормально функционируют при такой же температуре тела?

1) при высокой температуре тела происходит денатурация белков организма;
2) при изменении формы белковых молекул нарушается их функция (обмен веществ);
3) белки разных организмов имеют свой температурный оптимум (денатурируют при разных температурах).



4. Почему ферменты слюны активны в ротовой полости, но теряют свою активность в желудке?

1) ферменты слюны активны в щелочной среде (слабощелочной) среде;
2) в желудке кислая среда;
3) в желудке ферменты слюны денатурируют;
4) из-за денатурации они теряют активность.



5. Замораживание ферментов, в отличие от действия высоких температур, не приводит к потере их активности при возвращении в нормальные условия. Чем это объясняется?

1) ферменты являются белками;
2) нагревание приводит к необратимой денатурации белков;
3) низкие температуры вызывают обратимую денатурацию белков;
4) в нормальных условиях они восстанавливают свою структуру и активность.



6. Почему в рацион ребенка обязательно должна включаться пища животного происхождения?

1) животная пища содержит белки со всем набором незаменимых аминокислот;
2) растительная пища имеет низкое содержание незаменимых аминокислот;
3) отсутствие незаменимых аминокислот нарушает синтез белков в организме ребенка;
4) приводит к нарушению физического и умственного развития ребенка.



7. Чем отличаются ферменты от неорганических катализаторов?

1) Ферменты – вещества белковой природы.
2) Каждый фермент ускоряет только одну химическую реакцию.
3) Ферменты ускоряют химические реакции в сотни тысяч и миллионы раз. Это намного быстрее, чем при использовании неорганического катализатора.
4) Ферменты активны только при определенных условиях – температуре и кислотности среды, не повреждающих структуру белка.



8. Учёный провёл эксперимент с сырым клубнем картофеля. Для этого он использовал кусочки клубня картофеля фиксированной массы, к которым добавлял различное количество 3%-ной перекиси водорода. Результаты эксперимента и уравнение реакции, происходящей в клетках клубня картофеля, представлены на графике. Какую биологическую функцию выполняет каталаза в живых клетках? Как изменятся результаты эксперимента, если перед добавлением перекиси клубни картофеля предварительно сварят? Ответ поясните.

1) каталаза обеспечивает разложение перекиси водорода (предотвращает повреждение клеток в результате перекисного окисления органических веществ; выполняет антиоксидантную функцию);
2) разложение перекиси водорода (выделение кислорода) происходить не будет;
3) каталаза является белковым ферментом, который денатурирует в процессе тепловой обработки.



9. Рассмотрите схему участка первичной структуры молекулы белка. Какой цифрой обозначена на схеме пептидная связь? Ответ поясните. В каких отделах пищеварительной системы человека и с помощью каких ферментов будет происходить гидролиз пептидных связей?

1) пептидная связь обозначена цифрой 2;
2) пептидная связь образуется между аминогруппой (азотом аминогруппы) одной аминокислоты и карбоксильной группой (углеродом карбоксильной группы) другой аминокислоты;
3) гидролиз пептидных связей происходит в желудке;
4) расщепление осуществляет фермент пепсин;
5) гидролиз пептидных связей происходит в тонком кишечнике;
6) расщепление осуществляет фермент трипсин (химотрипсин).



10. В лаборатории были получены фрагменты двух разных белков: 1) лиз-арг-вал-ала-гис-арг-лиз-лей; 2) вал-лей-сер-иле-вал-гли-фен-про. Предположите, какая из представленных последовательностей принадлежит гистону (ДНК-связывающему белку, обеспечивающему электростатическое взаимодействие), а какая – белку, расположенному внутри билипидного слоя мембраны клетки. Ответ поясните. Для выполнения задания используйте таблицу «Свойства аминокислот».

1) последовательность 1 принадлежит гистону, последовательность 2 – внутримембранному белку;
2) ДНК – кислота;
3) в гистоне должно быть больше осн?вных аминокислот (лиз, арг, гис);
4) основные аминокислоты связываются с кислотными остатками ДНК (нейтрализуют отрицательный заряд в ДНК);
5) во внутримембранном белке должно быть больше гидрофобных аминокислот (вал, лей, иле, фен, про);
6) они взаимодействуют с гидрофобными жирными кислотами (хвостами фосфолипидов), формирующими внутреннее пространство мембраны.



11. У человека и других приматов, а также у морских свинок утрачена способность к синтезу аскорбиновой кислоты, в то время как большинство других млекопитающих синтезируют это вещество самостоятельно. Какую роль данное соединение играет в обмене веществ у животных? Почему утрата способности к синтезу аскорбиновой кислоты у перечисленных видов не привела к их вымиранию? Каким образом данный признак мог закрепиться в популяциях приматов и морских свинок?

1) аскорбиновая кислота (витамин С) имеет антиоксидантные (антиокислительные свойства) ИЛИ участвует в окислительно-восстановительных реакциях ИЛИ повышает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям ИЛИ укрепляет стенки кровеносных сосудов;
2) морские свинки и приматы употребляют много растительной пищи, богатой витамином С;
3) в популяциях приматов и морских свинок возникали случайные мутации, приводящие к неспособности синтезировать аскорбиновую кислоту;
4) новый признак не влиял на жизнеспособность особей (и оставление ими потомства);
5) естественный отбор не выбраковывал особей с данным признаком, поэтому он закрепился в популяциях.



12. Экспериментатор изучал процессы, протекающие в хлоропластах листа герани. Для этого он приготовил суспензию хлоропластов, которую добавил в пробирки с избытком АДФ, Фн, НАДФ+, минеральных солей и воды. Затем пробирки освещали различное время, после чего в них добавляли раствор йода одинаковой концентрации. В результате раствор в пробирках окрашивался в синий цвет различной интенсивности. Результаты эксперимента представлены на графике. Объясните, чем обусловлено окрашивание раствора. Почему цвет раствора не изменится, если добавить в состав суспензии амилазу? Как изменятся результаты эксперимента, если перед его началом в суспензию хлоропластов внести концентрированную уксусную кислоту, которая снизит рН раствора до 2 единиц? Ответ поясните.

1) крахмал окрашивается раствором йода в синий цвет;
2) амилаза расщепляет полисахариды (крахмал);
3) при расщеплении крахмала образуются сахара (дисахариды, моносахариды), которые не окрашиваются йодом;
4) синяя окраска не появляется;
5) при снижении рН разрушаются хлоропласты (белки, ферменты) (фотосинтез прекращается, крахмал не образуется).



13. Экспериментатор, используя методы генной инженерии, сконструировал несколько вариантов лизоцима, заменив некоторые аминокислоты в этом белке на серосодержащие. В результате количество дисульфидных (S-S) связей в белке увеличилось. Затем он исследовал некоторые характеристики полученных вариантов лизоцима (A-F). Результаты эксперимента представлены в таблице. Объясните, почему в последующих экспериментах вариант лизоцима с тремя дополнительными S-S связями не проявлял специфической ферментативной активности, изначально характерной для этого белка. Какие изменения в кодирующем лизоцим участке должны произойти, чтобы в клетке синтезировался полипептид с дополнительными S-S связями? Ответ поясните.

1) при изменении количества дисульфидных связей (S-S связей) меняется структура (третичная; активный центр) белка (фермента);
2) от структуры (третичной, пространственной) белка зависит активность фермента;
3) генные мутации (точковые мутации; миссенс-мутации);
4) мутации (замена нуклеотидов) приводят к замене аминокислот.



14. Экспериментатор, используя методы генной инженерии, сконструировал несколько вариантов лизоцима, заменив некоторые аминокислоты в этом белке на серосодержащие. В результате количество дисульфидных (S-S) связей в белке увеличилось. Затем он исследовал некоторые характеристики полученных вариантов лизоцима (A-F). Результаты эксперимента представлены в таблице. Как можно объяснить полученные в эксперименте результаты, исходя из знаний о структуре полипептидов? Какова функция лизоцима в организмах животных и человека? Какие еще белки имеют ту же биологическую функцию?

1) дисульфидные связи участвуют в формировании третичной структуры белка;
2) чем больше дисульфидных связей, тем более устойчив белок к нагреванию (денатурации);
3) защитная (ферментативная; разрушает клеточную стенку бактерий);
4) защитную функцию выполняют антитела (иммуноглобулины, интерфероны, фибриноген, протромбин, белки свертывания крови);
ИЛИ примеры ферментов - пищеварительные (пепсин, амилаза, трипсин).
Допускаются примеры любых ферментов человека и животных.




© Д.В.Поздняков, 2009-2020