Задания части 2 ЕГЭ по теме «Введение в генетику»

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Введение в генетику»

1. ЗАДАЧ НА МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ ЕГЭ СЕЙЧАС НЕТ. НО ОНИ ЕСТЬ В ПЕРВОЙ ЧАСТИ, ПОЭТОМУ ТЫ МОЖЕШЬ ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ В ИХ РЕШЕНИИ. У овса устойчивость к ржавчине доминирует над восприимчивостью (b) к этой болезни. Какими окажутся генотипы гибридов в F1 от скрещивания восприимчивого к ржавчине овса с гомозиготным устойчивым растением, каким будет соотношение генотипов и фенотипов в F2?




2. ЗАДАЧ НА МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ ЕГЭ СЕЙЧАС НЕТ. НО ОНИ ЕСТЬ В ПЕРВОЙ ЧАСТИ, ПОЭТОМУ ТЫ МОЖЕШЬ ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ В ИХ РЕШЕНИИ. Самца морской свинки с розеточной (мохнатой) шерстью скрещивали с двумя самками, из которых первая имела гладкую, а вторая – розеточную шерсть. Первая самка принесла двух детенышей с розеточной и одного с гладкой шерстью. Вторая самка принесла трех детенышей с розеточной и одного с гладкой шерстью. Определите генотипы всех родителей и их потомков, если ген розеточной шерсти - доминантный (А).

А - розеточная шерсть, а - гладкая.
Самец А_, первая самка аа, вторая – А_
В потомстве от первой самки был ребенок с гладкой шерстью аа, одну а он получил от матери, а вторую – от отца, следовательно, отец Аа, дети от первого скрещивания Аа и аа.
В потомстве от второй самки тоже был ребенок с гладкой шерстью аа, одну а он получил от отца, а вторую от матери, следовательно вторая самка Аа, дети от второго скрещивания АА, Аа и аа.



3. ЗАДАЧ НА МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ ЕГЭ СЕЙЧАС НЕТ. НО ОНИ ЕСТЬ В ПЕРВОЙ ЧАСТИ, ПОЭТОМУ ТЫ МОЖЕШЬ ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ В ИХ РЕШЕНИИ. У человека ген полидактилии (шестипалость) доминирует над геном нормального строения кисти. Оба родителя гетерозиготны. Определите вероятность рождения шестипалых детей.




4. ЗАДАЧ НА МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ ЕГЭ СЕЙЧАС НЕТ. НО ТЫ МОЖЕШЬ ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ В ИХ РЕШЕНИИ И ПРАВИЛЬНОМ ОФОРМЛЕНИИ. Ген вьющихся волос доминирует над геном прямых волос. Какова вероятность появления ребенка с прямыми волосами, если известно, что отец мужа и мать жены имели прямые волосы, а мать мужа и отец жены имели вьющиеся волосы, как и все их предки?

А-вьющиеся, а-прямые
отец мужа аа
мать жены аа
мать мужа А_
отец жены А_
поскольку все предки были вьющиеся, то А_ -> АА
родители мужа и жены аа х АА
муж и жена Aa х Аа
дети АА, 2Аа, аа
фенотип 3 вьющиеся, 1 прямые
ответ 1/4



5. ЗАДАЧ НА МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ ЕГЭ СЕЙЧАС НЕТ. НО ОНИ ЕСТЬ В ПЕРВОЙ ЧАСТИ, ПОЭТОМУ ТЫ МОЖЕШЬ ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ В ИХ РЕШЕНИИ. У человека не рыжие волосы доминируют над рыжими. Отец и мать гетерозиготные не рыжие. У них восемь детей. Сколько среди них может оказаться рыжих? Есть ли однозначный ответ на вопрос?

1) Так как родители гетерозиготны, они несут по одному гену рыжих волос.
2) Теоретически у них могут родиться 2 рыжих ребёнка (25%).
3) Но встреча гамет при оплодотворении идет случайно и поэтому в данной семье могут родиться все не рыжие или все рыжие, а также любое сочетание рыжие/не рыжие. Однозначный ответ дать нельзя.



6. ЗАДАЧ НА МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ ЕГЭ СЕЙЧАС НЕТ. НО ОНИ ЕСТЬ В ПЕРВОЙ ЧАСТИ, ПОЭТОМУ ТЫ МОЖЕШЬ ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ В ИХ РЕШЕНИИ. Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери - карие. Какие дети могут родиться в этой семье, если известно, что кареглазость доминирует над голубоглазостью?




7. ЗАДАЧ НА МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ ЕГЭ СЕЙЧАС НЕТ. НО ОНИ ЕСТЬ В ПЕРВОЙ ЧАСТИ, ПОЭТОМУ ТЫ МОЖЕШЬ ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ В ИХ РЕШЕНИИ. Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?




8. ЗАДАЧ НА МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ ЕГЭ СЕЙЧАС НЕТ. НО ОНИ ЕСТЬ В ПЕРВОЙ ЧАСТИ, ПОЭТОМУ ТЫ МОЖЕШЬ ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ В ИХ РЕШЕНИИ. Отец имеет короткие ресницы (рецессивный аутосомный ген), а мать – длинные, трое их детей имеют длинные ресницы, а двое – короткие. Определите виды гамет и генотипы родителей, а также генотипы их потомства.




9. Сколько генов, отвечающих за праворукость/леворукость, имеется в яйцеклетке? В соматической клетке? Назови процессы, которые приводят к такому количеству генов. Когда (в какой момент) происходит первый процесс?

1) В яйцеклетке – один.
2) Независимое расхождение хромосом.
3) В анафазе 1 мейоза.
4) В соматической клетке – два.
5) Оплодотворение (слияние гамет).



10. ЗАДАЧ НА МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ ЕГЭ СЕЙЧАС НЕТ. НО ОНИ ЕСТЬ В ПЕРВОЙ ЧАСТИ, ПОЭТОМУ ТЫ МОЖЕШЬ ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ В ИХ РЕШЕНИИ. У человека ген полидактилии (шестипалость) доминирует над геном нормального строения кисти. В семье, где один из родителей имеет нормальное строение кисти, а второй - шестипалый, родился ребенок с нормальным строением кисти. Какова вероятность рождения следующего ребенка тоже без аномалий?




11. Почему в реальной жизни очень часто встречаются отклонения от законов Г. Менделя? Приведите не менее двух аргументов. Ответ поясните.

1) законы Менделя носят статистический характер (подтверждаются на большом числе особей (большой статистической выборке));
2) у организмов, дающих небольшое количество потомков, может быть отклонение от законов Менделя;
3) не все признаки наследуются по законам Менделя;
4) расщепления при взаимодействии генов, сцеплении генов, сцеплении с полом не соответствуют законам Менделя.



12. Какое скрещивание называется анализирующим? Для чего проводится анализирующее скрещивание? Какие сведения можно получить по результатам такого скрещивания? Ответ поясните.

1) анализирующим называется скрещивание организма с доминантным фенотипом с рецессивной гомозиготой;
2) проводится для установления генотипа особи с доминантным фенотипом (для выявления у неё рецессивного гена);
3) если в потомстве наблюдается единообразие, то анализируемый родитель является гомозиготной доминантой (АА);
4) если в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу (1:1), то анализируемый родитель является гетерозиготой (Аа).




© Д.В.Поздняков, 2009-2020