Задания части 2 ЕГЭ по теме «Взаимодействие аллельных генов, множественный аллелизм, множественное действие генов»

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Взаимодействие аллельных генов, множественный аллелизм, множественное действие генов»

1. ЗАДАЧ НА МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ ЕГЭ СЕЙЧАС НЕТ. НО ОНИ ЕСТЬ В ПЕРВОЙ ЧАСТИ, ПОЭТОМУ ТЫ МОЖЕШЬ ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ В ИХ РЕШЕНИИ. У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(А), III(В), IV(АВ). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IA, IB, i0, причем аллель i0 является рецессивной по отношению к аллелям IA и IB. Родители имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови.




2. ЗАДАЧ НА МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ ЕГЭ СЕЙЧАС НЕТ. НО ОНИ ЕСТЬ В ПЕРВОЙ ЧАСТИ, ПОЭТОМУ ТЫ МОЖЕШЬ ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ В ИХ РЕШЕНИИ. Серповидно-клеточная анемия (изменение нормального гемоглобина А на гемоглобин S, в результате чего эритроциты принимают форму серпа) наследуется как неполностью доминантный аутосомный признак. Заболевание у гомозигот приводит к смерти, гетерозиготы жизнеспособны. Люди, имеющие гемоглобин S, не болеют малярией. Какова вероятность рождения детей, устойчивых к малярии в семье, где один из родителей гетерозиготен, а другой нормален в отношении этого признака.




3. При скрещивании между собой черных мышей всегда получается черное потомство. При скрещивании между собой желтых мышей одна треть оказывается черной, а две трети – желтой. Как можно объяснить эти результаты?




4. У кроликов окраска шерсти контролируется серией множественных аллелей. Аллель А определяет чёрную окраску и доминантен по отношению ко всем остальным аллелям. Аллель ah определяет гималайскую окраску и доминантен по отношению к аллелю альбинизма (а), но рецессивен по отношению к аллелю чёрной окраски. В лаборатории имеется кролик чёрного окраса. С какой крольчихой его необходимо скрестить, чтобы узнать его генотип? Составьте схему решения задачи. Докажите верность Вашего решения, составив схему скрещивания при всех возможных вариантах генотипа чёрного кролика.




5. При скрещивании мух дрозофил с каплевидными и нормальными глазами в потомстве были получено 21 муха с каплевидными глазами и 19 мух с нормальными. При скрещивании двух мух с каплевидными глазами в потомстве было получено 38 мух с каплевидными глазами и 20 мух с нормальными глазами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в обоих скрещиваниях. Как наследуется признак каплевидных глаз? Объясните полученное во втором скрещивании расщепление.




6. Чем отличается наследование признаков при неполном доминировании от наследования при полном доминировании признаков? Приведите примеры.

1) при полном доминировании гетерозиготные особи в фенотипе проявляют доминантный признак;
2) наследование окраски семян у гороха (доминантный признак желтого цвета у АА и Аа, рецессивный признак зеленого цвета у аа);
3) при неполном доминировании в гетерозиготном состоянии проявляется промежуточный фенотип;
4) наследование окраски цветков у ночной красавицы (у АА –красный цвет, Аа – розовый, аа - белый).
Возможны другие верные примеры.




© Д.В.Поздняков, 2009-2020