Задания части 2 ЕГЭ по теме «Эволюция человека (антропогенез)»

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Эволюция человека (антропогенез)»

1. Человек (Homo) – единственный род животных, в процессе эволюции освоивший получение и использование огня. Какова роль огня в становлении человека разумного как биологического вида? Как огонь способствовал биологическому прогрессу рода Homo? Приведите не менее четырех обоснований.

1) термически обработанная пища легче усваивалась, что увеличило поступление в организм аминокислот, способствовало развитию головного мозга;
2) термическая обработка пищи сокращала численность паразитов (и болезнетворных организмов) в ней, увеличивая выживаемость популяции;
3) огонь помогал отпугивать хищников;
4) огонь – источник тепла, позволивший заселить более холодные регионы (расширить ареал);
5) огонь способствовал развитию коммуникации между членами группы



2. Объясните, почему переход человека от охоты и собирательства к земледельческой и скотоводческой деятельности привел к сокращению и исчезновению природных экосистем. Объясните, почему эта деятельность способствовала росту населения.

1) земледелие было связано с вырубкой (сжиганием) лесов;
2) земледелие привело к распашке земель (формированию агроценозов);
3) развитие скотоводства сопровождалось вытаптыванием (выеданием) травостоя;
4) развитие скотоводства сопровождалось вытеснением диких животных из природных экосистем;
5) рост населения связан с увеличением производства продуктов питания



3. Какие признаки говорят в пользу родства человека и человекообразных обезьян? Назовите не менее четырех признаков.

1) Отсутствие хвоста.
2) Крупный размер тела.
3) Сходная форма ушной раковины.
4) 4 группы крови.
5) Сходные заболевания, например, СПИД.
6) Наличие червеобразного отростка.
7) Сходная мимика.



4. У представителей отряда Приматов появились особенности в строении скелета свободных верхних конечностей, связанные с адаптацией к древесному образу жизни. Укажите две адаптации и их приспособительное значение.

1) хватательный тип кисти (противопоставление большого пальца; длинные пальцы);
2) обеспечивает удержание (захват) ветви (легче срывать листья и плоды; надёжнее сцепление с ветками при перемещении);
3) максимально подвижные суставы (суставы подвижны в трёх плоскостях; кости образуют рычаги с большим количеством суставов)
ИЛИ
3) увеличение длины верхней конечности (плеча и предплечья);
4) обеспечивают (-ет) быстрое перемещение по ветвям деревьев на передних конечностях (брахиацию).



5. Возникновение прямохождения стало решающим шагом на пути эволюции человека. Однако прямохождение принесло человеку немало осложнений. Приведите не менее трёх отрицательных сторон прямохождения у человека. Объясните их сущность.

1) прямохождение ограничило скорость передвижения человека (скорость передвижения уступает скорости передвижения других млекопитающих);
2) в результате прямохождения крестец стал более прочным и менее подвижным, что затрудняет роды;
3) длительное стояние и ношение тяжестей в руках приводит к плоскостопию и расширению вен на ногах, артрозам и другим заболеваниям опорно-двигательной системы.



6. Какой из отделов головного мозга человека претерпел наибольшие изменения в процессе эволюции, в чём заключаются эти изменения и как это отразилось на жизни и поведении человека?

1) наибольшие изменения коснулись больших полушарий переднего мозга;
2) увеличился объем переднего мозга и площадь поверхности коры больших полушарий;
3) человек стал способен к речевому общению, абстрактному мышлению, сложному поведению.



7. Древнейшие орудия охоты и рыбной ловли свидетельствуют о том, что наши предки даже на ранних стадиях развития употребляли мясную пищу. Как повлияло употребление термически обработанной мясной пищи и сокращение растительной пищи на особенности строения человека?"

1) уменьшение нагрузки на жевательный аппарат;
2) уменьшение жевательной поверхности (сокращение площади челюстей);
3) теменной гребень, к которому прикрепляются жевательные мышцы, потерял своё биологическое значение и редуцирован;
4) переход к смешанной пище (сокращение растительной пищи) привёл к укорочению кишечника;
5) термически обработанная мясная пища хорошо усваивалась в организме человека и способствовала развитию головного мозга (массы головного мозга).



8. Какие особенности строения передних конечностей позволили человеку овладеть трудовой деятельностью? Напишите не менее трёх.

1) чувствительные пальцы рук, чтобы исследовать поверхность предметов на ощупь, а также сжимать их с необходимой силой и точностью;
2) рука человека отличается большой подвижностью, способностью к разнообразным движениям;
3) увеличение первого пальца руки со сложной дифференциацией его мышц (большой палец отставлен в сторону и может соединяться с другими пальцами, благодаря чему человек способен обхватывать предмет, что имеет большое значение при работе).



9. Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее четырех отличий.

1) мозговой отдел преобладает над лицевым;
2) не выражены надбровные дуги;
3) хорошо развит подбородочный выступ (что указывает на формирование членораздельной речи);
4) нижняя челюсть менее массивная, чем у человекообразных обезьян;
5) череп человека не имеет костных гребней и сплошных надбровных дуг;
6) лоб высокий, челюсти слабые, клыки маленькие.



10. Многие расовые признаки человека не имеют адаптивного значения. Назовите эволюционные факторы, под влиянием которых сформировались такие признаки, и объясните механизм их действия.

1) дрейф генов приводит к изменению частот аллелей в малочисленных изолированных популяциях;
2) миграция за пределы ареала исходной популяции приводит к тому, что случайные признаки немногочисленных основателей новых семей становятся признаками всей новой малой расы;
3) в малочисленных изолированных популяциях возрастает процент близкородственных браков, приводящий к закреплению признаков членов-основателей расы, не носящих адаптивный характер.



11. На рисунках изображены реконструкции скелета черепа, тела и внешнего облика вымершего примата ардипитека (Ardipithecus ramidus), обитавшего около 4,4 млн лет назад. Используя фрагмент геохронологической таблицы, определите, в каком периоде кайнозойской эры и в какой эпохе обитал ардипитек. Учёные-антропологи рассматривают ардипитека как переходное звено между человекообразными обезьянами и представителями рода Человек (Homo). Назовите минимум по два обезьяньих и человеческих признака в строении скелета ардипитека, которые подтверждали бы эту гипотезу.

1) период – неоген; эпоха – плиоцен (должны быть указаны оба);
признаки человекообразных обезьян:
2) лицевой отдел черепа преобладает над мозговым (челюсти выступают вперёд, подбородочный выступ скошен назад, надбровные дуги);
3) большой палец стопы противопоставлен остальным;
4) массивные (длинные) передние конечности;
Признаки человека:
5) изгибы позвоночника;
6) широкий таз;
7) вертикальная посадка черепа (позвоночник крепится к черепу снизу).



12. Какие особенности физиологии и анатомии человека позволяют ему использовать для общения устную речь? Укажете не менее трёх особенностей.

1) сильное развитие переднего мозга;
2) наличие центров речи в больших полушариях переднего мозга;
3) особое строение гортани и наличие голосовых связок;
4) наличие подбородочного выступа нижней челюсти и мышц, участвующих в формировании звуков.



13. На рисунке изображены черепа неандертальца (Homo neanderthalensis) и кроманьонца (Homo sapiens). Какие отличия в строении черепа неандертальца свидетельствуют о его архаичности? Назовите не менее четырех признаков.

1) низкий, покатый лоб;
2) массивные надбровные валики;
3) более массивные, выступающие челюсти с крупными зубами;
4) отсутствует подбородочный выступ;
5) черепная коробка более уплощенная, низкая ИЛИ меньший объем мозговой части черепа.



14. Рассмотрите изображения реконструкции черепов ископаемых гоминид. На каком из них представлен череп кроманьонца? Назовите три признака, по которым это можно установить. К какому биологическому виду относятся кроманьонцы? С каким видом людей конкурировали кроманьонцы на территории Европы около 50-40 тыс. лет назад?

1) череп кроманьонца на рисунке А;
2) имеется подбородочный выступ;
3) менее выражены надбровные дуги;
4) больший объем мозгового отдела черепа ИЛИ более высокий лоб ИЛИ преобладание мозгового отдела черепа над лицевым ИЛИ меньший размер челюстей (и зубов);
5) человек разумный (Homo sapiens);
6) конкуренция с человеком неандертальским (Homo neanderthalensis; неандертальцем).




© Д.В.Поздняков, 2009-2020