Задания части 2 ЕГЭ по теме «Кишечнополостные + Моллюски»

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Кишечнополостные + Моллюски»

1. Каковы особенности питания представителей разных классов моллюсков? Опишите не менее трёх особенностей.

1) двустворчатые моллюски активно фильтруют воду, питаясь планктоном и мелкими органическими остатками;
2) брюхоногие моллюски соскабливают ткани растений с помощью тёрки (радулы);
3) головоногие моллюски – хищники, питаются морскими животными



2. Какие особенности строения отличают моллюсков от кольчатых червей? Назовите не менее пяти признаков.

1) несегментированное тело;
2) отделы тела (голова, туловище, нога)
2) наличие мантии и мантийной полости;
3) наличие раковины (может редуцироваться);
4) кровеносная система незамкнутая ИЛИ имеется сердце;
5) наличие жабр или легкого для дыхания;
6) разбросанно-узловая нервная система;
7) вторичная полость тела редуцирована.



3. Коралловые полипы ведут прикрепленный образ жизни на морском дне. Какие особенности строения обеспечивают их питание при таком образе жизни? Как происходит пищеварение?

1) многочисленные околоротовые щупальца позволяют ловить добычу одновременно с разных сторон (благодаря лучевой симметрии);
2) стрекательные клетки парализуют добычу;
3) коралловые полипы - это колониальные организмы;
4) они имеют общую кишечную полость, где осуществляется внутриполостное и внутриклеточное пищеварение.



4. Двустворчатые пресноводные моллюски - перловицы, беззубки - являются фильтраторами. Какие особенности строения жизнедеятельности обеспечивают такой способ питания? Как при таком образе жизни эти моллюски защищаются от опасности? Как они расселяются в природе несмотря на малоподвижный образ жизни?

1) наличие вводного и выводного сифонов обеспечивают циркуляцию воды в мантийной полости и фильтрацию из неё пищи (органических взвесей);
2) тело снаружи защищено прочной двустворчатой раковиной;
3) расселение осуществляется личинками, которые прикрепляются к коже и жабрам рыб и паразитируют, а после развития отрываются и опускаются на дно.



5. Одиночные и колониальные коралловые полипы ведут прикреплённый образ жизни. Какие особенности строения определяются их образом жизни? Приведите не менее трёх особенностей. Ответ поясните.

1) обладают лучевой симметрией, обеспечивающей возможность ловить добычу с помощью щупалец и чувствовать опасность с любой стороны её появления;
2) имеют единую кишечную полость, которая обеспечивает питательными веществами всю колонию;
3) имеют стрекательные клетки, которые парализуют добычу и выполняют защитную функцию



6. В аквариуме обитают различные группы организмов: водоросли, высшие растения, рыбы, одноклеточные животные, моллюски, бактерии и грибы. Какую роль выполняют моллюски в аквариуме? Почему без них вода в аквариуме мутнеет?

1) брюхоногие моллюски очищают стенки аквариума от водорослей и различных органических остатков;
2) двустворчатые моллюски фильтруют воду, очищая ее от взвешенных частиц;
3) без моллюсков усиленно размножаются бактерии, накапливаются продукты обмена, остатки пищи, выделения рыб.



7. Важным признаком типа Моллюски является наличие раковины. Какие функции она выполняет? Назовите не менее трех пунктов. У ряда моллюсков отмечается редукция раковины. Для какого класса моллюсков это наиболее характерно? С какими изменениями образа жизни по сравнению с предками может быть связана утрата раковины? Ответ поясните.

1) защита мягкого тела моллюсков;
2) опорная функция (прикрепление структур тела);
3) участие в движении (всплывание или погружении при наполнении камер раковины газами или водой);
4) класс Головоногие;
5) перешли к активному плаванию (реактивному движению);
6) утрата раковины позволяет облегчить массу тела (повысить подвижность).



8. К какому типу относят животное, изображенное на рисунке? Что обозначено цифрами 1, 2, 3? Назовите других представителей этого типа.

1) к типу Кишечнополостные
2) 1 – щупальце, 2 – рот, 3 – кишечная полость
3) актинии, медузы, коралловые полипы



9. Известно, что моллюсков человек использует в пищу, благодаря им получает жемчуг, моллюски являются важными звеньями в пищевых цепях. А какой вред могут приносить моллюски человеку?

1) Вредители сельского хозяйства – слизни, виноградные улитки.
2) Являются промежуточными хозяевами паразитических червей – малый прудовик.
3) Моллюск корабельный червь протачивает ходы в подводных частях деревянных хозяйственных сооружений, разрушая их.
4) Поселяются на днищах кораблей, снижая из судоходность.



10. В результате интенсивного вылова рыб в реке резко сократилась численность популяции двустворчатого моллюска беззубки. Используя знания о жизненном цикле беззубки, объясните это явление. Какую функцию выполняет беззубка в экосистеме реки? Ответ поясните.

1) личинка беззубки паразитирует на теле рыбы;
2) при сокращении численности рыб большинство личинок беззубок погибало, не найдя для себя хозяина;
3) беззубка участвует в самоочищении экосистемы реки;
4) беззубка является фильтратором (очищает воду от органических взвесей и микроорганизмов).



11. Рассмотрите рисунок с изображением личинки беспозвоночного животного. Укажите, к какому типу и классу относится это животное. Какая черта внешнего строения сближает эту личинку со взрослыми особями? Какое значение для развития и расселения личинки имеет клейкая биссусная нить и острые зубцы? Ответ поясните.

1) тип — Моллюски;
2) класс — Двустворчатые;
3) наличие раковины из двух створок;
4) личинка (глохидий) паразитирует на жабрах (коже) рыбы;
5) клейкая нить и острые зубцы позволяют личинке закрепляться на теле хозяина.



12. Укажите особенности строения тела животного, изображённого на рисунке. Что обозначено цифрами 1 и 2 и какую функцию выполняют эти органы? Назовите тип этого животного и приведите примеры других представителей этого типа.

1) наличие кишечной полости;
2) наличие двух слоев клеток - эктодермы и энтодермы, между которыми расположена мезоглея;
3) наличие стрекательных клеток (в эктодерме купола/зонтика);
4) 1 - ротовые лопасти для захвата пищи;
5) 2 - щупальца со стрекательными клетками для защиты и охоты;
6) к типу кишечнополостных относят гидру, коралловые полипы, гидроидных и сцифоидных медуз.



13. Рассмотрите рисунок с изображением жизненного цикла организма, взрослая колониальная стадия которого обозначена на рисунке буквой А. К какому типу можно отнести изображенное животное? Аргументируйте ответ, указав не менее трех признаков.

1) тип Кишечнополостные (Стрекающие);
2) жизненная форма - полип и медуза;
3) радиальная (лучевая) симметрия;
4) наличие щупалец.




© Д.В.Поздняков, 2009-2020