Задания части 2 ЕГЭ по теме «Биосфера, живое вещество, экологические проблемы»

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Биосфера, живое вещество, экологические проблемы»

1. Можно ли назвать почвой смесь песка, воды, неорганических и органических веществ? Ответ обоснуйте.

1) нет, нельзя;
2) в состав почвы обязательно входят живые организмы;
3) почва имеет сложную структуру ИЛИ почва имеет слоистое строение ИЛИ почва является естественным телом, а не сформированным искусственно.



2. Какие процессы живого вещества биосферы обеспечивают относительное постоянство газового состава атмосферы (кислорода, углекислого газа, азота)? Укажите не менее трёх процессов и поясните их.

1) при фотосинтезе регулируется концентрация кислорода и углекислого газа: выделяется кислород, и поглощается углекислый газ;
2) при дыхании регулируется концентрация кислорода и углекислого газа: поглощается кислород, и выделяется углекислый газ;
3) в результате азотфиксации бактериями поглощается азот из атмосферы, а в результате денитрификации азот выделяется в атмосферу



3. Нефть нерастворима в воде и слаботоксична. Почему же загрязнение вод нефтепродуктами считается одним из самых опасных?

1) тонкая нефтяная пленка препятствует газообмену между водой и атмосферой,
2) из-за кислородного голодания страдают все обитатели водоема;
3) нефтяная пленка препятствует проникновению солнечных лучей;
4) перестаёт размножаться фитопланктон – основной продуцент морских экосистем, нарушаются цепи питания;
5) покрывая перья водоплавающих птиц, она препятствует полету, птицы погибают.



4. Какие преимущества и недостатки имеют альтернативные источники энергии – солнечная, ветровая, энергия приливов и отливов?

1) преимущества: они бесплатные, нечерпаемые, не наносят вреда окружающей природе;
2) недостатки: не могут удовлетворить все энергетические потребности,
3) не на всех территориях их можно использовать, так как зависят от климата и местности.



5. Уязвимость вида, в отличие от его редкости, определяется не численностью, а угрозой исчезновения, степенью риска сокращения популяции, в том числе под влиянием антропогенных факторов. В лесостепных районах Южного Урала обитают два редких вида бабочек, занесённых в Красную книгу. Первый вид обитает на сухих участках со скудным травостоем, с выходом известняков по крутым склонам. У второго вида, близкого по площади местообитаний и плотности популяций к первому виду, гусеницы развиваются на розоцветных растениях, произрастающих на суходольных лугах. Какой из двух видов насекомых наиболее уязвим и почему? Дайте обоснованный ответ.

1) местообитания первого вида практически непригодны для хозяйственного освоения, поскольку расположены на каменистых крутых склонах, поэтому уязвимость первого вида невысокая;
2) местообитания второго вида – суходольные луга – могут подвергаться интенсивному сенокосу ввиду удобства их использования;
3) в результате антропогенного воздействия уничтожается кормовая база гусениц бабочек второго вида, что может привести к резкому сокращению его популяций.



6. Почему сильное «цветение» воды часто приводит к замору рыбы и гибели других обитателей водоема?

1) цветение воды - массовое размножение в ней водорослей, придающих зеленый цвет;
2) после быстрого размножения растения отмирают, и при гниении используется кислород водоема;
3) это приводит к кислородному голоданию и гибели его обитателей;
4) некоторые сине-зеленые водоросли выделяют ядовитые вещества (токсины).



7. Охарактеризуйте отрицательные для человечества последствия глобального потепления.

1) повышение уровня Мирового океана в результате таяния ледников, затопление прибрежных территорий;
2) таяние многолетней мерзлоты и вследствие этого разрушение дорог, строений, коммуникаций и т. д.;
3) увеличение числа экстремальных погодных явлений (засух, наводнений, ураганов);
4) распространение на северные территории южных болезней и вредителей;
5) разрушение экосистем и сокращение биоразнообразия;
6) усиление засушливости климата ряда территорий.



8. Что такое заповедники и какова цель их создания?

1) Заповедником является участок земли или водного пространства, где запрещена любая хозяйственная деятельность человека.
2) На этом участке оберегается и сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс.
3) Целью создания заповедника является сохранение и изучение редких и исчезающих видов растений и животных в их естественной среде обитания, а также попытка восстановления их численности.



9. Какие факторы ограничивают распространение жизни в гидросфере, атмосфере, литосфере? Ответ обоснуйте.

1) в гидросфере при погружении на глубину повышается давление, уменьшается освещенность, уменьшается содержание кислорода;
2) в атмосфере жизнь ограничивается интенсивностью ультрафиолетового излучения, снижением содержания кислорода;
3) жизнь в литосфере ограничивается высокой температурой, плотностью, снижением содержания кислорода



10. Объясните, почему каменный уголь относят к веществам биогенного происхождения и невосполнимым природным ресурсам. Какие условия способствовали его образованию?

1) каменный уголь биогенного происхождения, так как образовался из отмерших организмов (древовидных папоротникообразных);
2) каменный уголь относится к невосполнимым ресурсам, так как в настоящее время условий для его образования нет;
3) залежи каменного угля образовались без доступа воздуха под высоким давлением



11. За последние десятилетия многие южные инфекции, переносимые насекомыми и клещами, продвинулись в северные регионы, где раньше они не встречались. Ученые предполагают, что это явление связано с увеличением в атмосфере концентрации парниковых газов. Дайте объяснение наблюдаемой закономерности. Почему у людей, живущих в новых для инфекции ареалах, течение болезни происходит тяжелее, а распространение - быстрее ,чем у жителей южных регионов, откуда началось распространение болезни?

1) увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере приводит к потеплению климата на планете;
2) температура в северных регионах становится подходящей для распространения переносчиков инфекций (насекомых и клещей);
3) увеличивается срок сезонной активности у переносчиков инфекций;
4) у жителей северных регионов отсутствует иммунитет к новой для этих регионов инфекции.



12. Под эрозией почв понимают ее разрушение водой и ветром. В случае с ветровой эрозией верхний, наиболее плодородный слой почвы выдувается, переносится на большие расстояния. Какое негативное влияние оказывает такой перенос почвы на растения близлежащих районов? Чтобы предотвратить ветровую эрозию, сокращают число и глубину обработок почвы, создают кулисы из высокостебельных растений. Объясните суть и значение данных мероприятий.

1) перенесенная почва засыпает проростки;
2) засыпанные растения перестают получать свет и погибают;
3) сокращение числа и глубины обработок почвы снижает образование мелких (легких) частиц, которые легко переносятся ветром;
4) высокостебельные растения являются препятствиями для потоков воздуха (препятствуют ветровой эрозии).



13. Каким образом живые организмы участвуют в осуществлении круговорота кислорода? Ответ поясните.

1) растения (и цианобактерии) в процессе фотосинтеза образуют и выделяют в атмосферу кислород;
2) аэробные организмы используют кислород в процессе дыхания;
3) в процессе энергетического обмена кислород участвует в окислительно-восстановительных реакциях, в результате образуется конечный продукт обмена — вода.



14. Укажите не менее четырёх возможных последствий, к которым может привести сокращение численности продуцентов в биосфере. Ответ поясните.

1) уменьшится масса органических веществ (первичная продукция), так как уменьшится число продуцентов, которые их синтезируют;
2) уменьшится численность консументов и редуцентов, которые питаются органическими веществами, — нарушатся цепи питания;
3) увеличится концентрация углекислого газа, так как численность фотосинтезирующих организмов (растений) уменьшится, что может привести к усилению парникового эффекта;
4) уменьшится концентрация кислорода в атмосфере, что приведёт к снижению численности аэробов;
5) произойдёт разрушение мест обитания (экологических ниш) организмов, что может уменьшить биоразнообразие;
6) произойдёт разрушение почвы (эрозия), что может разрушить экосистему.



15. Парниковые газы плохо пропускают инфракрасное излучение. Как это влияет на температуру поверхностного слоя атмосферы Земли? Опишите механизм развития парникового эффекта. Назовите газ, повышение концентрации которого дает основной вклад в парниковый эффект в последние десятилетия. Какова главная причина увеличения его концентрации в атмосфере? Почему вырубка лесов способствует развитию парникового эффекта?

1) поверхностный слой атмосферы Земли нагревается (наблюдается глобальное потепление);
2) солнечные лучи отражаются от поверхности Земли;
3) парниковые газы препятствуют возвращению отраженного излучения в космос;
4) углекислый газ;
5) выброс промышленными предприятиями;
6) вырубка лесов приводит к снижению интенсивности поглощения углекислого газа деревьями (фиксации при фотосинтезе).



16. Почему в настоящее время к экологическим проблемам относят кислотные дожди и озоновые дыры?

1) кислотные дожди повреждают органы растения, снижают продуктивность растения, могут вызвать гибель растения;
2) снижают плодородие почвы, понижают рН почвы;
3) кислотные дожди приводят к снижению видового разнообразия экосистем, к снижению продуктивности экосистем;
4) озоновые дыры пропускают ультрафиолетовое излучение;
5) УФ-лучи вызывают мутации;
6) УФ-лучи могут привести к гибели организмов.



17. Для каких целей в аграрных регионах степных районов России создаются полосы лесонасаждений? Приведите не менее четырёх целей.

1) ослабляют силу ветра (защищают от ветра посевы);
2) предотвращают ветровую эрозию (пылевые бури);
3) обеспечивают снегозадержание;
4) удерживают влагу в почве;
5) обеспечивают привлечение животных (насекомоядных, опылителей, хищных).



18. Каким образом человек влияет на круговорот углерода в природе? Ответ поясните.

1) человек сжигает ископаемое топливо, повышая концентрацию углекислого газа в атмосфере;
2) человек вырубает леса и тем самым сокращает скорость поглощения углекислого газа из атмосферы;
3) в результате антропогенного воздействия баланс круговорота углерода нарушается и могут меняться условия на планете (развивается парниковый эффект).



19. Какую роль в круговороте азота играют растения, азотфиксирующие бактерии, нитрифицирующие бактерии и животные?

1) растения, получая соли азота из почвы, синтезируют азотсодержащие органические вещества (белки, нуклеиновые кислоты);
2) азотфиксирующие бактерии (свободноживущие в почве и клубеньковые, цианобактерии) преобразуют свободный азот атмосферы в связанные формы;
3) нитрифицирующие бактерии окисляют аммиак, образуя нитриты и нитраты, обогащают почву солями азота;
4) животные обеспечивают передачу органических азотсодержащих соединений по цепям питания, их превращение в другие соединения и выделяют конечные продукты обмена белков (мочевину и др.) в почву.



20. В экосистемах почвы бактерии участвуют в процессах нитрификации и азотфиксации. Почему без деятельности данных бактерий экосистема, скорее всего, погибла бы?

1) растения поглощают соединения азота из почвы в виде нитратов и соединений аммония;
2) нитраты могут появиться в почве в результате нитрификации;
3) соединения аммония появляются в почве в результате фиксации атмосферного азота;
4) при отсутствии нитратов и соединений аммония (недостатке азота) гибнут растения и, следовательно, погибает экосистема.




© Д.В.Поздняков, 2009-2020