Задания части 2 ЕГЭ по теме «Доказательства эволюции»

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Доказательства эволюции»

1. Используйте сведения о ранних стадиях эмбриогенеза (зиготе, бластуле, гаструле) для подтверждения последовательности развития животного мира.

1) Первые организмы были одноклеточными, как зигота.
2) Стадия бластулы соответствует простейшим однослойным колониальным организмам (современный вольвокс).
3) Стадия гаструлы соответствует двухслойным организмам (современные кишечнополостные).



2. Объясните, почему у людей атавизмы проявляются лишь в редких случаях.

1) признаки древних предков (атавизмы) заложены в геноме человека;
2) в процессе эволюции некоторые признаки древних предков утратили свое значение, и контролирующие их гены подавляются, блокируются
3) в редких случаях гены этих признаков начинают функционировать, снимается блокировка, и проявляются признаки древних предков



3. Крайне редко встречаются случаи многососковости у людей, доказывающие происхождение человека от животных. Как называется такое явление? Объясните в связи с чем этот признак не развивается у всех представителей вида. У большинства млекопитающих сосков много, но почему у человека многососковость утратила своё значение?

1) Такое явление называется атавизм.
2) У людей ген, отвечающий за большое количество сосков, выключен. Причиной его включения (причиной атавизма) являются мутации или нарушения развития, которые встречаются редко.
3) У человека очень редко рождается более двух детей одновременно, поэтому больше двух сосков человеку не нужно.



4. Среди палеонтологических доказательств эволюции важную роль играет обнаружение и изучение ископаемых переходных форм и составление филогенетических рядов. Объясните сущность и значение этих методов и приведите по одному примеру.

1) переходные формы имеют признаки древней исходной и новой групп организмов, позволяют установить ход эволюционного процесса (происхождение новой группы);
2) филогенетические ряды – это последовательность ископаемых форм, которая позволяет установить эволюцию конкретного рода или вида;
3) примеры: переходная форма – зверозубая рептилия (древние кистепёрые рыбы, археоптерикс, ихтиостега); филогенетический ряд лошади (слонов и др.)



5. Какие палеонтологические находки свидетельствуют об эволюции животного мира? Объясните, как палеонтологические находки позволяют установить особенности и последовательность этапов эволюции животных. Приведите примеры и поясните их.

1) палеонтологические находки: ископаемые остатки (окаменелости и отпечатки);
2) палеонтологические находки имеют признаки как древних, так и более молодых систематических групп (переходные формы);
3) палеонтологические находки служат основой для создания филогенетических рядов животных;
4) примеры переходной формы: ихтиостега сочетала признаки рыб и земноводных, зверозубый ящер сочетал признаки пресмыкающихся и млекопитающих (могут быть приведены другие примеры);
5) филогенетический ряд лошади позволил установить этапы происхождения современной лошади (могут быть приведены другие примеры)



6. Почему в Австралии, в отличие от других материков, наблюдается большое разнообразие сумчатых млекопитающих?

1) в период расцвета сумчатых млекопитающих Австралия отделилась от других материков;
2) природные условия Австралии способствовали дивергенции сумчатых и процессу видообразовании;
3) на других материках сумчатые млекопитающие были вытеснены плацентарными, которые в ходе эволюции появились позднее и были более прогрессивными



7. Как называется орган, обозначенный вопросительным знаком? К какому методу изучения эволюции можно отнести наличие таких органов? Дайте определение и приведите не менее трех примеров таких органов у человека, животных или растений.

1) аппендикс – рудиментарный придаток слепой кишки человека;
2) изучение рудиментов относят к сравнительно-морфологическим методам изучения эволюции;
3) рудименты – это недоразвитые органы, утратившие свое первоначальное значение в процессе эволюционного развития организма;
4) редкий волосяной покров и наличие рудиментарного третьего века у человека, грифельные косточки конечности лошади, наличие тазового пояса и недоразвитых конечностей у питона, рудиментарные листья-чешуйки на корневищах ландыша (любые три примера)



8. К какой группе доказательств эволюции относят ряд предков современной лошади, представленный на рисунке, как его называют? В каком направлении происходили изменения в строении конечностей предков лошади? Приспособленностью к каким условиям обитания служит конечность современной лошади?

1) эволюционный ряд предков современной лошади служит палеонтологическим доказательством эволюции;
2) его называют филогенетический ряд;
3) изменения происходили в направлении удлинения костей конечностей;
4) происходило уменьшение количество пальцев от пяти до одного (формирование копыта);
5) конечность современной лошади служит приспособленностью к жизни на открытых пространствах



9. Объясните, какие изменения претерпел скелет современной лошади при переходе её предков к жизни на открытых пространствах.

1) увеличение длины конечностей, размеров тела;
2) изменения формы черепа, увеличение размера зубов для питания растительной пищей;
3) постепенное сокращение пальцев до одного;
4) образование рогового копыта.
5) утрата ключиц для более быстрого бега.



10. Как называется структура глаза, обозначенная на рисунке стрелкой? К какой группе доказательств эволюции можно отнести наличие такой структуры? У теплокровных животных каких классов этот орган хорошо развит и какую функцию он у них выполняет?

1) рудиментарное третье веко (ИЛИ мигательная перепонка);
2) относят к сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции;
3) у птиц (ИЛИ у некоторых млекопитающих);
4) функция – защита глаза.



11. Палеонтологические доказательства эволюции относятся к важнейшим. Почему среди многочисленных остатков крайне редко можно встретить червей и медуз, хотя известно, что на определенных этапах развития жизни на Земле они составляли более чем 80% обитавших на планете животных? Как можно объяснить тот факт, что наибольшее количество находок, которые делают палеонтологи, приходится на представителей водной фауны? Приведите не менее трех причин.

1) у медуз или червей в теле нет или очень мало твердых структур (скелетных образований);
2) долгое время жизнь была распространена преимущественно в воде;
3) в водной среде медленно разлагается органика (замедлены гнилостные процессы, в воде низкое содержание кислорода (окислителя органики));
4) в водной среде происходит быстрое накопление осадочных пород (речных наносов, донных осадков);
5) в водной среде обитает больше видов животных, имеющих раковину (панцирь);
6) условия водной среды более постоянны, что способствует сохранению остатков.



12. В чем суть радиоуглеродного датирования в палеонтологии? Для чего используют этот метод? Почему используют именно углерод?

1) метод применяется для определения возраста ископаемых остатков;
2) в основе метода лежит явление естественной радиоактивности одного из изотопов углерода;
3) радиоактивный углерод накапливается в течение жизни организма;
4) после смерти организма радиоактивный изотоп углерода распадается, (а нерадиоактивный нет);
5) по изменению соотношения радиоактивного и стабильного изотопов углерода можно определить возраст остатков.



13. Палеонтология использует ископаемые формы (остатки, окаменелости, отпечатки) для установления хода эволюции на Земле. Укажите не менее 4-х причин неполной палеонтологической летописи.

1) органические остатки подвергаются быстрому разложению;
2) трупы животных поедают другие животные (падальщики);
3) погибшие животные, не имеющие скелета, не подвергаются окаменелости;
4) только небольшая часть останков попадает в условия, благоприятные для превращения в окаменелости и отпечатки;
5) обнаружена только малая часть ископаемых останков.




© Д.В.Поздняков, 2009-2020