Задания части 2 ЕГЭ по теме «Грибы и лишайники»

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Грибы и лишайники»

1. Назовите изображённый на рисунке организм и царство, к которому его относят. Какова роль этих организмов в экосистеме? С какой целью этот организм используется человеком? Назовите не менее трех пунктов.

1) пеницилл;
2) царство Грибы;
3) редуценты (минерализуют органику);
4) получение антибиотиков;
5) производство ферментов;
6) изготовление плесневых сыров.



2. Укажите основные признаки организмов, относящихся к царству Грибы. Какие из признаков сближают их с представителями царства Растения, а какие – с представителями царства Животные

1) тело гриба – мицелий (грибница), состоит из множества тонких нитей (гиф);
2) питаются готовыми органическими веществами (гетеротрофы);
3) всасывают питательные вещества поверхностью тела (осмотрофное питание);
4) клеточная стенка состоит из хитина;
признаки растений:
5) наличие клеточной стенки;
6) размножение спорами ИЛИ неограниченный рост ИЛИ вегетативное размножение;
признаки животных:
7) запасной углевод - гликоген;
8) конечный продукт обмена - мочевина.



3. С какой целью при выпечке хлеба и хлебобулочных изделий применяют дрожжевые грибы? Какой процесс при этом происходит?

1) дрожжи осуществляют спиртовое брожение;
2) продуктами брожения являются спирт и углекислый газ;
2) выделяемый углекислый газ способствует поднятию теста (а спирт при выпекании улетучивается).



4. Что такое антибиотики, из чего их получили впервые и где их применяют?

1) Антибиотики – это вещества, способные подавлять жизнедеятельность бактерий.
2) Первый антибиотик пенициллин был получен из плесневого гриба пеницилла.
3) Антибиотики применяют в медицине и ветеринарии для лечения заболеваний, вызванных бактериями.



5. Испокон веков люди замечали, что часто шляпочные грибы в лесу растут кругами от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров. Не находя объяснения этому явлению, люди дали ему название «ведьмины круги». Объясните сущность этого явления с биологической точки зрения. Почему грибы не растут внутри круга? Как объяснить тот факт, что диаметр круга ежегодно увеличивается? Чем объясняется правильная форма кругов?

1) круг образован плодовыми телами грибов;
2) внутри круга находится мицелий (грибница);
3) центральная часть мицелия постепенно отмирает, поскольку выедает питательные вещества из почвы;
4) каждый год мицелий растет дальше внутри почвы;
5) правильность кругов объясняется тем, что мицелий растет из одного центра во все стороны с одинаковой скоростью



6. Почему лишайники называют пионерными организмами? В чем заключается их связанная с этим экологическая роль в природе?

1) лишайники – симбиотические организмы, состоят из гриба и водоросли;
2) их тело представляет собой таллом (слоевище), не имеет корней;
3) поэтому лишайникам не нужна почва, они способны расти на голых камнях;
4) они первыми поселяются на камнях, разрушают их и создают плодородный слой почвы, там где раньше экосистемы не было



7. Специалисты по лишайникам давно ведут дискуссию об отношениях между компонентами лишайника. Водоросль в составе лишайника производит органические вещества. При нехватке органических веществ гриб образует специальные структуры - гаустории, которые начинают питаться содержимым живых клеток водорослей. Назовите две формы отношений, которые существуют между компонентами лишайника. Ответ поясните. К каким функциональным группам можно отнести гриб в составе лишайника, если рассматривать лишайник как отдельную экосистему? Ответ аргументируйте.

1) симбиоз (мутуализм);
2) гриб обеспечивает водоросль водой и минеральными веществами;
3) водоросль обеспечивает гриб органическими веществами;
4) паразитизм;
5) гриб поедает содержимое живых клеток водоросли;
6) гриб в составе лишайника выполняет роль редуцента;
7) так как минерализует (разлагает) органические вещества;
8) гриб в составе лишайника выполняет роль консумента;
9) так как питается содержимым живых клеток.



8. В России и других странах активно развивается промышленное грибоводство. На органическом субстрате (солома, опилки и т. п.) культивируют мицелий грибов, а формирующиеся плодовые тела срезают и реализуют в торговой сети. Таким образом можно получать урожай шампиньонов, вешенок, опят. Объясните, почему описанным способом невозможно культивировать такие ценные для питания человека грибы как белый гриб и трюфель? Ответ обоснуйте исходя из особенностей питания этих организмов. Какие еще способы получения органических веществ существуют у представителей царства Грибы?

1) шампиньоны, вешенки, опята - сапротрофы (растут на мертвой органике);
2) белый гриб и трюфель - микоризные грибы;
3) для развития микоризных грибов требуется симбиоз с растением;
4) растение будет обеспечивать микоризные грибы органическим веществом;
5) грибы могут быть паразитами ИЛИ существуют хищные грибы (имеющие ловчие гифы).



9. В чем проявляется сходство представителей царств Грибы и Животные? Приведите не менее четырёх признаков.

1) гетеротрофный тип питания:
2) наличие хитина в клеточной стенке грибов и покровах некоторых животных;
3) запасное питательное вещество - гликоген;
4) в процессе обмена веществ образуют мочевину;
5) отсутствие пластид.




© Д.В.Поздняков, 2009-2020