Задания части 2 ЕГЭ по теме «Ткани растений»

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Ткани растений»

1. Какие два типа проводящих тканей выделяют у высших цветковых растений? В чём особенность строения их проводящих элементов? Какие вещества транспортируются по этим двум типам тканей? Дайте развёрнутый ответ.

1) ксилема и флоэма ИЛИ древесина и луб;
2) проводящие элементы ксилемы состоит из цилиндрических мёртвых пустых клеток (сосудов);
3) по ксилеме идёт транспорт воды и растворённых в ней минеральных веществ снизу вверх (от корней к листьям);
4) проводящие элементы флоэмы состоит из живых цилиндрических клеток с клетками-спутницами (ситовидные трубки);
5) по флоэме идёт транспорт органических веществ (углеводов) из листьев в другие органы.



2. Какие ткани образуют листовую пластинку у сирени? Объясните, какие функции они выполняют в листе.

1) покровная ткань – обеспечивает защиту и проведение солнечных лучей, участвует в газообмене и испарении воды;
2) основная фотосинтезирующая ткань – обеспечивает синтез органических веществ (фотосинтез);
3) проводящая ткань – обеспечивает проведение воды в лист и отток из листа органических веществ;
4) механическая ткань – придает прочность листовой пластинке



3. Рассмотрите электронную микрофотографию поверхности листа с изображением устьиц и трихом. Опишите не менее 3-х функций этих образований. Укажите, из какой ткани они происходят.

1) функции устьиц: дыхание;
2) газообмен;
3) транспирация;
4) функции трихом (волосков): железистые волоски для защиты от поедания вырабатывают эфирные масла, кислоты и др. вещества;
5) бесцветные волоски отражают солнечные лучи и не дают листу перегреться;
6) защита от излишнего испарения;
7) ткань покровная.



4. У растений различают простые и сложные ткани. Простые ткани состоят из практически однородных по строению клеток, выполняющих одну и ту же функцию. Сложные – из разных по строению, форме и выполняемой функции клеток. Объясните, почему к сложным тканям относят покровную часть листа и луб, а к простым тканям – основную ткань (мякоть) листа.

1) покровная ткань листа сложная, так как основная часть ее клеток не содержит хлоропластов, а замыкающие клетки устьиц отличаются по форме и имеют хлоропласты (некоторые клетки образуют волоски);
2) луб – сложная ткань, так как имеет разные по строению элементы: это ситовидные трубки и механические волокна;
3) основная ткань листа – простая ткань, так как ее клетки имеют одинаковое строение, содержат много хлоропластов, фотосинтезируют



5. Какой клеточный органоид обозначен на микрофотографии вопросительным знаком? Как будет различаться количество этих органоидов в клетках ассимиляционной ткани и покровной ткани листа? Ответ поясните с учетом особенностей строения и функции каждого типа ткани.

1) хлоропласт (пластида);
2) в ассимиляционной ткани листа их больше ИЛИ в покровной ткани листа их меньше;
3) присутствуют во всех клетках ассимиляционной ткани;
4) функция ассимиляционной ткани — фотосинтез;
5) в покровной ткани присутствуют только в замыкающих клетках устьиц (в основных клетках обычно отсутствуют);
6) функция покровной ткани — защитная (транспирация).



6. Рассмотрите рисунок среза листа. Какие ткани указаны цифрами 1 и 2? Укажите их функции. Какие элементы тканей обеспечивают их основные функции? Назовите структуру, которую совместно образуют ткани 1 и 2.

1) 1 — древесина (ксилема);
2) транспорт воды и минеральных веществ по растению;
3) проводящими элементами ксилемы являются сосуды и трахеиды;
4) 2 — луб (флоэма);
5) транспорт органических веществ (продуктов фотосинтеза) по органам растения;
6) проводящими элементами флоэмы являются ситовидные трубки;
7) ксилема и флоэма образуют проводящий пучок.



7. Какие структуры листа обозначены на рисунке цифрами 5, 6, 7? Какие функции они выполняют?

1) Цифрой 5 обозначены сосуды ксилемы, они обеспечивают транспорт воды и минеральных веществ в листья.
2) Цифрой 6 обозначены волокна механической ткани, придающие листу прочность.
3) Цифрой 7 обозначены ситовидные трубки флоэмы, они обеспечивают транспорт органических веществ из листа в другие органы.



8. Какие ткани обеспечивают рост растения в длину и в толщину?

1) Рост растения обеспечивают образовательные ткани (меристемы).
2) Рост растения в длину обеспечивают верхушечные меристемы побега и корня.
3) У злаков рост в длину обеспечивают вставочные меристемы.
4) Рост растения в толщину обеспечивает камбий.



9. Появление каких тканей у наземных высших растений обеспечило их широкое распространение на суше? Приведите не менее четырёх типов тканей. Обоснуйте их значение.

1) проводящие ткани обеспечили эффективный транспорт веществ на большую высоту;
2) покровные ткани обеспечили защиту растений от потери воды;
3) механическая ткань обеспечила опору на суше (достижение большой высоты);
4) запасающая ткань обеспечила запасание питательных веществ для обеспечения жизнедеятельности (возобновление при неблагоприятных условиях);
5) основная водоносная ткань обеспечила запасание воды в засушливых районах.



10. Растения растут в течение всей жизни. Какая ткань обеспечивает рост органов растения, каковы строение и жизнедеятельность её клеток? В чём особенность роста стебля злаковых растений? Ответ поясните.

1) рост органов растения обеспечивает образовательная ткань (меристема);
2) клетки меристемы имеют тонкие оболочки, мелкие вакуоли, способны к постоянному делению и дифференциации в другие виды тканей;
3) у злаковых рост вставочный, так как образовательная ткань находится в междоузлиях



11. У большинства древесных растений по мере роста молодых побегов зеленый цвет их стеблей сменяется бурым, а осенью начинается листопад. Оба явления сезонные и связаны с накоплением в клеточных оболочках жироподобного вещества суберина. В результате этого процесса клетки опробковевают – становятся мёртвыми, толстостенными и заполняются воздухом, образуя слой пробки. Какие функции выполняет пробка в стеблях растений и при листопаде? Укажите не менее пяти функций.

1) пробка защищает от потери влаги (обеспечивает непроницаемость для воды);
2) пробка обеспечивает механическую защиту;
3) пробка предохраняет от резких колебаний температуры (уменьшает теплопроводность);
4) пробка предохраняет от проникновения болезнетворных микроорганизмов;
5) пробка обеспечивает газообмен (через чечевички);
6) при листопаде пробка образует отделительный слой в основании листа (способствует отделению листа от стебля)



12. Какое значение в стебле цветковых растений имеют механическая ткань? Сравните степень развития механической ткани у наземных и вторичноводных цветковых растений. Ответ поясните для обеих экологических групп.

1) механическая ткань поддерживает тело растения в вертикальном положении (поддержка листьев, цветков, побегов);
2) у наземных растений механическая ткань развита хорошо;
3) у вторичноводных растений механическая ткань развита слабо;
4) воздух имеет более низкую плотность, чем вода (или наоборот), поэтому в воздушной среде необходима развитая механическая ткань (вода поддерживает растение за счет выталкивания).



13. У покрытосеменных растений имеются различные типы тканей, которые делят на две группы: образовательные и постоянные. Каковы особенности строения и функционирования клеток образовательных тканей? Укажите места расположения образовательных тканей при любом типе роста в длину осевых вегетативных органов.

1) клетки мелкие (кубические, изодиаметрические, округлые);
2) клетки тонкостенные (имеют мелкие вакуоли);
3) клетки способны к многократному делению;
4) в кончике корня (зоне деления);
5) в верхушке побега (почке, конусе нарастания);
6) в междоузлиях.



14. Почему такие анатомические особенности травянистых растений, как густая сеть жилок и сильно развитая механическая ткань позволяют им адаптироваться к засушливым условиям? Ответ поясните.

1) жилки содержат проводящую ткань (сосуды; ксилему)
ИЛИ 1) жилки содержат механические ткани;
2) густая сеть жилок обеспечивает более интенсивное движение
воды внутри растения (эффективное распределение воды)
ИЛИ 2) густая сеть жилок обеспечивает механическую прочность
листа (препятствует увяданию);
значение развитых механических тканей:
3) в засушливых условиях уменьшается тургор в клетках растений;
4) сильное развитие механических тканей позволяет избежать увядания растений.



15. Рассмотрите электронную фотографию поверхности листа растения. Как называются структуры на поверхности листа? Какие функции они выполняют? Укажите не менее трёх функций. Производными какой ткани являются эти структуры?

1) волоски (трихомы);
2) уменьшение транспирации (сохранение воды);
3) защита от растительноядных животных (вредителей);
4) защита от перегрева (прямых лучей света, переохлаждения, перепадов температуры);
5) выделение веществ (накопление веществ);
6) являются производными покровной ткани (эпидермы, кожицы).



16. Ризодерма – первичная покровная ткань корня, формирующая корневые волоски. Что собой представляют корневые волоски и какую функцию они выполняют? Клетки ризодермы имеют ряд особенностей: цитоплазма богата митохондриями, наружный слой клеточной стенки ослизняется, а на поверхность секретируются органические кислоты (муравьиная, уксусная и др.). Объясните, как перечисленные особенности связаны с выполнением функций корневых волосков.

1) выросты клеток ризодермы;
2) всасывание воды и минеральных солей ИЛИ увеличение поверхности для всасывания воды;
3) большое количество митохондрий обеспечивает клетки энергией для активного транспорта (для всасывания солей) ИЛИ для роста ИЛИ для выработки слизи ИЛИ для выделения кислот;
4) ослизнение клеточной стенки позволяет удерживать воду ИЛИ защитить корневой волосок от механического повреждения ИЛИ снизить трение при росте (продвижении) корневого волоска в почве;
5) выделяемые органические кислоты растворяют минеральные соли для последующего всасывания ионов ИЛИ частично растворяют почву, облегчая продвижение через неё.



17. Какое значение в жизни наземных цветковых растений имеет механическая ткань? Чем объясняется слабое развитие механической ткани у большинства вторичноводных цветковых растений?

1) механическая ткань поддерживает тело растения в вертикальном положении (вынос листьев к свету, вынос цветков в целях опыления);
2) в воде на растение действует выталкивающая сила (сила Архимеда, высокая плотность воды);
3) в стеблях вторичноводных растений есть большое количество межклетников (аэренхима; воздухоносная паренхима);
4) воздух, заполняющий межклетники, обеспечивает плавучесть растения.



18. Назовите структуры анатомического строения корня, обозначенные на рисунке цифрами 1,2. Укажите функцию каждой из них. В какой зоне корня сделан данный поперечный срез?

1) 1 - сосуды (ксилема);
2) транспортируют воду с минеральными солями (осуществляют восходящий ток веществ);
3) 2 - ситовидные трубки (флоэма);
4) транспортируют органические вещества;
5) срез сделан в зоне всасывания.



19. Рассмотрите электронную фотографию поверхности листа растения. Как называются структуры на поверхности листа? Какие функции они выполняют? Укажите не менее трёх функций. Производными какой ткани являются эти структуры?

1) волоски (трихомы);
2) уменьшение транспирации (сохранение воды);
3) защита от растительноядных животных (вредителей);
4) защита от перегрева (прямых лучей света, переохлаждения, перепадов температуры);
5) выделение веществ (накопление веществ);
6) являются производными покровной ткани (эпидермы, кожицы).




© Д.В.Поздняков, 2009-2020