Задания части 2 ЕГЭ по теме «Размножение цветковых растений»

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Размножение цветковых растений»

1. На рисунке показаны схемы внутреннего строения семени томата (А) и семени тыквы (Б) в двух ракурсах. Назовите элементы строения семени томата, обозначенные цифрами 1, 2, 3. Сравните строение семян томата и тыквы: определите их сходства и различие. В каких структурах этих семян накапливаются питательные вещества?

1) 1 – семенная кожура, 2 – зародыш семени, 3 – эндосперм;
2) сходства семян: наличие зародыша с двумя семядолями и наличие семенной кожуры;
3) различие: отсутствие эндосперма в семени тыквы;
4) в семенах тыквы питательные вещества запасаются в зародыше, в семенах томата – в эндосперме



2. В чём выражается приспособленность цветковых растений к совместному обитанию и перекрёстному опылению в лесном сообществе? Укажите не менее трёх признаков приспособленности. Ответ поясните.

1) Ярусное расположение растений обеспечивает использование света, воды и минеральных солей из почвы.
2) Ветроопыляемые растения цветут до распускания листвы, которая препятствует опылению (редуцирован околоцветник, тычинки крупные на длинных тычиночных нитях, сухая пыльца.
3) Насекомоопыляемые растения зацветают во время появления насекомых, которые обеспечивают опыление (имеется яркий околоцветник и нектар).



3. Растение кукуруза имеет два типа соцветий: початок и метелку. Почему плоды образуются только в початке? Почему часть початка иногда не заполнена зернами?

1) початок это женское соцветие, а метелка мужское соцветие;
2) пыльца с мужского соцветия переносится на женское соцветие, где происходит двойное оплодотворение и образование плодов - зерновок;
3) не все цветы початка опыляются и оплодотворяются, из-за этого часть початка остаётся пустозёрной



4. Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев, и в их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано.

1) образование большого количества пыльцы повышает вероятность опыления и оплодотворения, так как часть ее теряется, оседая на почве, стволах деревьев и т.д.;
2) листья создали бы дополнительную преграду при опылении этих растений, поэтому они зацветают раньше.



5. Какие растения преобладают в тропических лесах – насекомоопыляемые или ветроопыляемые? Ответ обоснуйте.

1) в тропических лесах преобладают растения, опыляемые насекомыми;
2) насекомые с помощью органов обоняния, зрения находят растения, они способны ползать, летать между ветвями и листьями растений;
3) в тропических лесах деревья вечнозелёные, листва затрудняет перенос пыльцы ветром;
4) обилие растений, приходящихся на единицу площади, также ограничивает доступ пыльцы к цветкам (высокая плотность растений).



6. Известно, что цветки некоторых растений закрываются перед наступлением ночи. Предположите, какие преимущества получает цветок, закрываясь на ночь. Обоснуйте свои предположения. Какой механизм обеспечивает движение лепестков?

1) защита пыльцы от росы (высокой влажности);
2) намокшая пыльца не может быть перенесена на другие цветы;
3) защита от переохлаждения (излишнего испарения воды);
4) при закрытии цветка уменьшается площадь поверхности, и теплоотдача (испарение) сокращается (в закрытом цветке пестик и тычинки защищены от переохлаждения);
5) движение лепестков происходит при изменении тургорного давления в клетках внешней или внутренней стороны лепестка (или благодаря неравномерному росту разных сторон лепестков).



7. Семена некоторых растений, например, копытня европейского, имеют ариллоид (см. рисунок). Это мясистый вырост, развивающийся из оболочки семязачатка и содержащий питательные вещества: масла, белки, крахмал. Известно, что запасные вещества ариллоида не расходуются на рост зародыша. Предположите, какую функцию выполняет ариллоид. Какая структура семени является гомологичной ариллоиду? Ответ обоснуйте. Какие структуры семени у разных растений могут содержать запас питательных веществ для развития проростка?

1) запас питательных веществ в ариллоиде привлекает животных (насекомых);
2) животные участвуют в распространении семян;
3) ариллоид гомологичен семенной кожуре;
4) ариллоид и семенная кожура имеют одинаковое происхождение;
5) ариллоид и семенная кожура формируются из покровов семязачатка;
6) запас питательных веществ для развития проростка может содержаться в эндосперме;
7) запас питательных веществ для развития проростка может содержаться в семядолях.



8. На схеме изображены начальные стадии развития двудольного растения с момента оплодотворения. Назовите объекты, обозначенные на рисунке буквами А и Б. Назовите структуры семени покрытосеменных растений, развивающиеся из участков 1, 2, 3. Какую функцию выполняет ткань, образующая структуры 1 и 2?

1) А - зигота;
2) Б - зародыш (зародыш семени);
3) 1 - зародышевая почечка (верхушечная меристема, конус нарастания);
4) 2 - зародышевый корешок;
5) 3 - семядоли (зародышевые листья);
6) деление клеток (дифференциация тканей).



9. Укажите не менее четырех отличий насекомоопыляемых растений от ветроопыляемых.

1) у насекомоопыляемых растений большие и яркие цветки, у ветроопыляемых – мелкие цветки, собранные в соцветия;
2) у насекомоопыляемых растений наличие нектара в цветках, у ветроопыляемых – его отсутствие;
3) у насекомоопыляемых растений пыльца крупная, липкая, у ветроопыляемых – мелкая, легкая;
4) у насекомоопыляемых растений наличие аромата цветков, у ветроопыляемых – отсутствие аромата



10. Назовите части пестика, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3 и функции, которые они выполняют.

1) 1 – рыльце, улавливает пыльцу;
2) 2 – семязачаток (семяпочка), место образования макроспор, женского гаметофита, семени;
3) 3 – зародышевый мешок (женский гаметофит); в нем происходит двойное оплодотворение, образуется зародыш и эндосперм



11. Объясните, какую роль играют животные в жизни цветковых (покрытосеменных) растений. Приведите не менее четырех доказательств роли животных.

1) участвуют в опылении цветковых растений;
2) участвуют в распространении плодов и семян;
3) ограничивают численность и рост растений, питаясь ими или паразитируя на них;
4) уничтожают вредителей растений, сохраняя их численность;
5) участвуют в повышении плодородия почвы, создавая гумус и улучшая жизнедеятельность растений



12. Рассмотрите рисунок. Определите, какой способ опыления характерен для растения с цветком такого строения. Обоснуйте ответ, приведите три доказательства.

1) цветок опыляется ветром;
2) мохнатое раздвоенное рыльце пестика хорошо улавливает пыльцу;
3) длинные тычиночные нити способствуют рассеиванию пыльцы;
4) редуцированный околоцветник (две цветковые чешуи) не препятствуют проникновению пыльцы к пестику



13. Почему в зернохранилище не рекомендуется закладывать на хранение влажные семена? Что с ними происходит?

1) во влажных семенах при участии воды начинаются обменные процессы, усиливается дыхание, выделяется энергия; может произойти возгорание (или из-за нагрева гибнет зародыш).
2) семена от влаги набухают (поглощая влагу), а некоторые из них прорастают (живые семена). Затем от недостатка влаги погибают и для посева они не подойдут;
3) на влажных семенах могут размножаться плесневые грибы, бактерии (сапротрофы, паразиты), разрушающие ткани семян.



14. Чем представлен и как устроен мужской гаметофит у покрытосеменных растений? Укажите его роль в размножении растения и поясните её.

1) пыльцевое зерно (пылинка);
2) состоит из вегетативной клетки (клетки пыльцевой трубки) и генеративной клетки (двух спермиев);
3) образует спермии (участвует в опылении);
4) из вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка;
5) по пыльцевой трубке к семязачатку (зародышевому мешку) продвигаются два спермия



15. В Центральной Америке были обнаружены две группы видов бобовых растений: у одних образуется много мелких легких семян, у других – мало семян, но они крупнее. При этом крупные семена содержат ядовитые вещества, защищающие их от поедания жуками. В чем состоят преимущества каждой из этих групп растений?

1) большое количество мелких семян повышает вероятность воспроизведения растения (попадания в благоприятные условия);
2) легкие мелкие семена разносятся ветром, что способствует расселению;
3) крупные семена содержат большой запас питательных веществ, что повышает вероятность прорастания каждого семени;
4) ядовитые вещества в крупных семенах обеспечивают их лучшую сохранность и выживаемость (защищают от поедания



16. Часто в теплице с цветущими огурцами можно наблюдать фермера с кисточкой в руках. Он поочередно обмахивает кистью цветки каждого растения. С какой целью фермер это делает? При выращивании огурцов в открытом грунте подобные манипуляции не требуются. Объясните, почему они необходимы в теплице. Почему многие современные сорта не требуют таких манипуляций?

1) обмахивание кисточкой цветков способствует их опылению;
2) огурец – перекрёстноопыляемое растение (опыляется насекомыми; опыляется ветром);
3) в теплице нет насекомых (нет ветра; необходимо искусственное опыление);
4) современные сорта образуют плоды за счёт партеногенеза (не требуют опыления (оплодотворения)).



17. Многие насекомоопыляемые растения имеют мелкие цветки, собранные в соцветия. Какие преимущества имеет такой характер размещения цветков по сравнению с расположением на растении одиночного цветка? Назовите не менее пяти пунктов, ответ поясните.

1) крупные соцветия более заметны для насекомых-опылителей, чем одиночные цветки;
2) соцветия обеспечивают более сильный запах, привлекающий насекомых-опылителей;
3) за единицу времени насекомые могут посетить большее количество цветков в соцветиях, чем одиночных цветков;
4) соцветия формируют большее количество пыльцы, что повышает вероятность опыления;
5) гибель (отсутствие опыления) одиночного цветка приведет к невозможности размножения всего растения;
6) цветки в соцветии могут зацветать в разные сроки, что увеличивает общий срок цветения (и вероятность опыления).



18. Определите, какой процесс, происходящий у растений отдела Покрытосеменные, показан на рисунке. Какие объекты обозначены цифрами 1-4? Объясните, какую функцию они выполняют в изображенном процессе. Какие преимущества этот процесс дает Покрытосеменным по сравнению с Голосеменными?

1) двойное оплодотворение;
2) 1 – пыльцевая трубка, 2 – яйцеклетка, 3 – спермии, 4 – центральная диплоидная клетка;
3) по пыльцевой трубке к зародышевому мешку доставляются спермии;
4) слияние первого спермия и яйцеклетки приводит к образованию зиготы (зародыша);
5) слияние второго спермия и центральной диплоидной клетки приводит к образованию триплоидного эндосперма;
6) триплоидный эндосперм запасает больше питательных веществ, чем гаплоидный.



19. Исследователь изучал прорастание семян гороха. В первую емкость он поместил семена гороха и залил их водой таким образом, что она полностью покрывала семена. На дно второй емкости он положил влажную салфетку и на ней разместил семена гороха. В течение недели количество воды в емкостях поддерживалось на первоначальном уровне. Через семь дней семена в первой емкости не дали проростков, жидкость помутнела и имела неприятный запах. Семена во второй емкости дали нормально развитые проростки. Почему семена в первой емкости не проросли? Что явилось причиной неприятного запаха жидкости в первой банке? Какие еще условия необходимы для прорастания семян? Назовите не менее трех.

1) семена, залитые водой, не получали достаточно кислорода (не могли дышать), зародыш в них погиб;
2) причиной неприятного запаха стало размножение на погибших семенах бактерий гниения (сапротрофов);
3) неприятный запах вызывали продукты метаболизма бактерий;
условия прорастания семян:
4) живой зародыш;
5) положительная температура;
6) влажность среды.



20. Среди цветковых растений встречаются однодомные и двудомные. В чем сходство таких растений друг с другом и их различие? Примером двудомного растения является облепиха. Что нужно учесть при посадке этого растения, чтобы получить больше урожая?

1) у таких растений имеются только однополые цветки: мужские (тычиночные) и женские (пестичные);
различия:
2) у однодомных растений мужские и женские цветки располагаются на одном растении;
3) у двудомных растений мужские и женские цветки располагаются на разных растениях;
4) для получения большего урожая облепихи нужно сажать рядом растения с женскими и мужскими цветками;
5) увеличится вероятность опыления (оплодотворения).



21. Среди цветковых растений встречаются однодомные и двудомные. В чем сходство таких растений друг с другом и их различие? Примером однодомного растения является кукуруза. В один из летних сезонов все посевы кукурузы на поле были поражены вирусом, препятствующим развитию метелок кукурузы. Как данная эпидемия скажется на урожае семян кукурузы? Ответ поясните.

1) у таких растений имеются только однополые цветки: мужские (тычиночные) и женские (пестичные);
различия:
2) у однодомных растений мужские и женские цветки располагаются на одном растении;
3) у двудомных растений мужские и женские цветки располагаются на разных растениях;
4) метелки кукурузы — это соцветие из мужских цветков;
5) при поражении мужских цветков нарушилось формирование пыльцы (опыление, оплодотворение);
6) без опыления женских цветков урожая не будет.



22. На улицах городов можно часто встретить тополя. При наступлении лета наблюдается появление «тополиного пуха», который вызывает обострение аллергических заболеваний у многих людей. Это объясняется тем, что тополиный пух хорошо адсорбирует и переносит на тонких волосках большое количество разнообразных аллергенов, например, пыльцу других растений. Какой орган растения представляет собой «тополиный пух»? Зачем этим частям растения нужно опушение? Известно, что не все деревья тополя дают пух. Объясните этот факт исходя из особенностей размножения тополя.

1) «пух» тополей — это их семена;
2) за счет волосков семена распространяются;
3) тополь - двудомное растение;
4) у двудомных растений мужские (тычиночные) и женские (пестичные) цветки располагаются на разных растениях;
5) семена формируются только в женских (пестичных) цветках (соцветиях);
6) поэтому семена («тополиный пух») формируются только на женских растениях тополя.



23. В чем проявляется сходство полового размножения голосеменных и покрытосеменных растений? Приведите не менее четырех признаков.

1) образуется пыльца, и происходит опыление;
2) пыльцевое зерно, прорастая, образует пыльцевую трубку, по которой перемещаются спермии к семязачатку;
3) оплодотворение (слияние и спермия) происходит в семязачатке;
4) для оплодотворения не нужна вода;
5) в результате оплодотворения из семязачатка образуется семя.



24. На рисунках показаны внешний вид и схема внутреннего строения семени томата. Назовите структуры семени, обозначенные цифрами 1, 2, 3. Из каких исходных клеток образуются эти структуры? Укажите функцию каждой из структур.

1) 1 - зародыш семени (зародыш);
2) образуется из зиготы;
3) обеспечивает развитие будущего растения (спорофита);
4) 2 - семенная кожура;
5) формируется из клеток покровов семязачатка (интегументов);
6) защищает зародыш (от механических повреждений, высыхания, проникновения микроорганизмов);
7) 3 - эндосперм;
8) формируется из оплодотворенной центральной (триплоидной) клетки зародышевого мешка;
9) обеспечивает питание зародыша (содержит запас питательных веществ, необходимых для прорастания семени).



25. На рисунках изображены гаметофиты папоротника и цветкового растения, обозначенные соответственно буквами А и Б. Назовите эти гаметофиты и укажите по две особенности строения каждого из них.

1) А - заросток папоротника;
2) сердцевидная форма (многоклеточность);
3) имеются ризоиды (корни);
4) имеются антеридии и архегонии (половые органы);
5) Б - зародышевый мешок (женский гаметофит);
6) наличие восьми (семи) ядер (клеток);
7) наличие яйцеклетки;
8) наличие ядер центральной клетки (двух ядер в центре, диплоидной центральной клетки).



26. Какие особенности строения семян и плодов покрытосеменных дали им преимущества по сравнению с голосеменными? Ответ поясните.

1) наличие сочных плодов, плодов с крючьями и т. п. позволило расширить доступные способы распространения;
2) триплоидный эндосперм, по сравнению с гаплоидным, позволяет запасти больше питательных веществ и обеспечить более быстрое прорастание;
3) развитие плода внутри цветка (в закрытом виде) позволяет снизить вероятность гибели зародыша и плода в процессе созревания.



27. В чём различие строения семени и споры у цветковых растений? Укажите, что развивается из споры и семени в жизненном цикле этих растений.

1) спора - одна клетка;
2) семя - многоклеточная структура (орган), состоящая из семенной кожуры, зародыша и эндосперма;
3) из спор образуются женский и мужской гаметофиты (зародышевый мешок и пыльцевое зерно);
4) из семени развивается новое растение (спорофит).



28. Haзовите плод, разрез которого изображён на рисунке. Какие элементы строения обозначены на рисунке цифрами 1, 2 и 3 и какие функции они выполняют?

1) плод зерновка;
2) 1 эндосперм - запасание органических веществ:
3) 2 - семядоля (часть зародыша) - транспорт питательных веществ из эндосперма при прорастании семени;
4) 3 зародыш (зародышевый корешок, стебелёк, почечка) – даёт начало новому растению).



29. Ученый провел эксперимент с семенами различных растений. Он взял по 80 г семян гороха, овса, кукурузы и проса. Каждую навеску семян одного растения ученый поместил в отдельный цилиндр, залил водой и накрыл стеклом. Через двое суток он слил оставшуюся воду и взвесил набухшие семена каждой культуры. Оказалось, что семена различных культур впитывают различное количество воды. Результаты приведены в таблице. Каким образом вода поступает в семена из раствора? Семена каких растений дадут большую всхожесть, если посадить в сухую почву? Ответ поясните.

1) вода поступает в семена из раствора через микропиле (пыльцевход, семявход);
2) в сухой почве большую всхожесть дадут семена пшеницы и проса;
3) семена пшеницы и проса впитали меньше всего воды;
4) для прорастания этих семян (для набухания семян) вода требуется в меньшем количестве.



30. Какие преимущества и недостатки имеют растения с крупными семенами?

Преимущества:
1) имеют большой запас питательных веществ для развития зародыша;
2) поэтому такие семена могут прорастать с большей глубины;
3) растения с крупными семенами лучше приживаются в затененных условиях (проросток обеспечен питанием еще до начала фотосинтеза).
Недостатки:
4) малое общее количество семян, производимых растением;
5) ограниченные возможности распространения, особенно с помощью ветра;
6) чаще поедаются животными.




© Д.В.Поздняков, 2009-2020