Задания части 2 ЕГЭ по теме «Дыхательная система»

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Дыхательная система»

1. Каким образом происходит газообмен в легких и тканях у млекопитающих? Чем обусловлен этот процесс?

1) в основе газообмена лежит диффузия, которая обусловлена разницей концентрации газов (парциального давления) в воздухе альвеол и в крови;
2) кислород из области высокого давления в альвеолярном воздухе поступает в кровь, а углекислый газ из области высокого давления в крови поступает в альвеолы;
3) в тканях кислород из области высокого давления в капиллярах поступает в межклеточное вещество и далее в клетки органов; углекислый газ из области высокого давления в межклеточном веществе поступает в кровь



2. Почему человек, находясь под водой, не может длительно задержать дыхание, а выныривая, возобновляет дыхание с большей частотой? Ответ поясните.

1) при задержке дыхания в крови накапливается углекислый газ;
2) высокая концентрация углекислого газа возбуждает дыхательный центр (при сильном возбуждении дыхательного центра дыхание начинается непроизвольно);
3) высокая частота дыхания обеспечивает быстрое освобождение крови от избытка углекислого газа (и насыщение кислородом).



3. Где расположены нервные центры, регулирующие произвольные и непроизвольные дыхательные движения? Какова роль адреналина в лёгочной вентиляции?

1. Нервный центр, регулирующий непроизвольные дыхательные движения, находится в продолговатом мозге.
2. Нервный центр, регулирующий произвольные дыхательные движения, находится в коре больших полушарий (в задней части лобной доли).
3. Адреналин увеличивает просвет бронхов, тем самым усиливает легочную вентиляцию (увеличивает поступление кислорода).



4. Почему человек, работая в помещении с неприятным запахом, ощущает его только вначале, а через некоторое время это ощущение исчезает?

1) Запах вызывает раздражение обонятельных рецепторов и возбуждение нервного центра в головном мозге (в коре).
2) При длительном воздействии фактора возбудимость рецепторов снижается, и запах перестаёт ощущаться.
3) Выше был реальный ответ ЕГЭ-2018. Я считаю, что в нем ошибка: происходит адаптация центральной части анализатора, а не периферической.



5. Лекарственный препарат выпускается в виде капель, обладает местным сосудосуживающим действием, снимающим отек слизистого мерцательного эпителия. Определите, при каком заболевании назначают этот препарат. Какой эффект он оказывает на слизистый эпителий? Какую функцию выполняет мерцательный эпителий в указанном органе?

1) препарат назначают при насморке;
2) препарат уменьшает выделение слизистого секрета эпителием носовой полости;
3) движение ресничек выводит слизь с инородными частицами (пылью, бактериями) наружу.



6. Медицинский препарат проникает в клетки мерцательного эпителия и препятствует соединению липопротеидной оболочки вируса с мембраной клеток. Объясните, какому процессу в жизненном цикле вируса препятствует этот препарат. Какие органы человека может защищать этот препарат?

1) препарат препятствует проникновению вируса в клетку;
2) дыхательные пути;
3) маточные трубы



7. Почему при остановке дыхания человеку нагнетают в легкие не чистый кислород, а смесь кислорода с углекислым газом?

1) остановка дыхания связана с торможением, возникающем в дыхательном центре продолговатого мозга;
2) дыхательный центр имеет большое количество нервных связей с рецепторами, которые расположены в крупных кровеносных сосудах;
3) эти рецепторы раздражаются только в случае повышения концентрации углекислого газа в крови;
4) следовательно, чтобы запустить дыхание, необходимо, чтобы в кровь поступало достаточное количество углекислого газа



8. Экспериментатор провёл эксперимент на курах для изучения регуляции дыхания. Для этого он помещал птиц в герметичную камеру, где менял концентрацию углекислого газа в подаваемом воздухе. Результаты эксперимента представлены на графике. Как можно объяснить полученные в эксперименте результаты? За счет каких физиологических изменений в работе легких может усиливаться насыщение крови кислородом? Какие мышцы у птиц обеспечивают дыхание в покое?

1) возрастание концентрации углекислого газа в крови активирует дыхательный центр в продолговатом мозге
ИЛИ
1) для нормального насыщения крови кислородом при повышении концентрации СО2 необходимо больше вдохов-выдохов
ИЛИ
1) кровь закисляется из-за избытка СО2 и рецепторы в сосудах активируются для учащения дыхательных движений;
2) увеличение частоты дыхания (минутного объема дыхания; количество циклов вдох-выдох в единицу времени);
3) увеличение глубины дыхания (дыхательного объема);
4) межреберные мышцы (мышцы грудной клетки).



9. Какую роль играют диафрагма и мышцы грудной клетки в процессе дыхания человека? Как осуществляется нервная и гуморальная регуляция дыхания?

1) При сокращении диафрагмы она становится плоской, опускается, объем грудной клетки увеличивается, происходит вдох. При расслаблении диафрагмы органы брюшной полости толкают ее вверх, объем грудной клетки уменьшается, происходит выдох.
2) При сокращении межреберных мышц грудная клетка поднимается, происходит вдох. При расслаблении межреберных мышц грудная клетка опускается, происходит выдох.
3) Нервная регуляция дыхания: защитные рефлексы (кашель, чихание), произвольная регуляция (при разговоре, пении).
4) Гуморальная регуляция: при увеличении содержания углекислого газа в крови возбуждается дыхательный центр в продолговатом мозге, происходит вдох.



10. Объясните вредное влияние угарного газа и никотина, входящих в состав табачного дыма, на развитие плода человека.

1) угарный газ образует с гемоглобином эритроцитов стойкое соединение (карбоксигемоглобин);
2) это снижает содержание кислорода в крови матери и ухудшает снабжение плода кислородом;
3) никотин приводит к сужению просвета сосудов (у матери и у плода);
4) это ухудшает снабжение плода кровью.



11. Схема какого процесса, происходящего в организме человека, изображена на рисунке? Что лежит в основе этого процесса и как изменяется в результате состав крови? Ответ поясните.

1) на рисунке изображена схема газообмена в лёгких (между лёгочным пузырьком и капилляром крови);
2) в основе газообмена лежит диффузия – проникновение газов из места с большим давлением в место с меньшим давлением;
3) в результате газообмена кровь насыщается кислородом и превращается из венозной (А) в артериальную (Б).



12. Какой орган изображен на рисунке? Какое строение он имеет? Какие функции он выполняет?

1) На рисунке изображена гортань.
2) Гортань – полый орган, состоящий из хрящей и связок.
3) Щитовидный хрящ защищает гортань спереди от механических воздействий. Надгортанный хрящ препятствует попаданию пищи в дыхательную систему.
4) В средней части гортани находятся голосовые связки, участвующие в образовании звуков речи.
5) Из носоглотки через гортань воздух попадает в трахею.



13. Слишком быстрый подъем водолазов с большой глубины приводит к кессонной болезни. Что является причиной этого заболевания?

1) На глубине при высоком давлении в крови растворяется больше газов, чем при нормальном атмосферном давлении.
2) При быстром подъеме с глубины давление резко падает, и газы не успевают выделяться через дыхательную систему.
3) В крови образуются пузырьки газа, которые закупоривают кровеносные сосуды, препятствуя кровоснабжению органов и тканей. Это часто приводит к смерти водолазов.



14. Объясните, почему для обнаружения едва уловимого запаха человек делает более резкий и глубокий вдох носом. Ответ поясните. Почему при сухости в носу нарушается восприятие запахов.

1) при дыхании носом резкий и глубокий вдох увеличивает количество проходящего через нос воздуха, содержащего пахучие вещества;
2) чем больше воздуха с пахучими веществами проходит через носовую полость, тем больше обонятельных рецепторов возбуждаются и лучше ощущается запах;
3) для восприятия пахучих веществ рецепторами необходимо, чтобы вещества были растворены в слизи (в жидкости)



15. Рассмотрите рисунок. Какой орган обозначен знаком вопроса? Какой тканью он образован? Какой отдел нервной системы участвует в его иннервации? Какую функцию играет этот орган в процессе внешнего дыхания? Ответ обоснуйте.

1) диафрагма;
2) образована поперечнополосатой мышечной тканью;
3) иннервируется соматической нервной системой;
4) при вдохе диафрагма сокращается, ее купол опускается, что увеличивает объем грудной клетки;
5) при выдохе диафрагма расслабляется, ее купол поднимается, что уменьшает объем грудной клетки.



16. Рассмотрите рисунок, на котором изображён поперечный срез трахеи человека. Назовите структуры, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2. Объясните, каковы функции данных структур и как они связаны с особенностями строения, видимыми на рисунке.

1) 1 – хрящевые полукольца; 2 – эпителий (дыхательный эпителий, мерцательный эпителий, реснитчатый эпителий);
2) хрящевые полукольца предохраняют трахею от спадания стенок, препятствуют перекрытию потока воздуха;
3) полукольцо облегчает прохождение пищи по пищеводу;
4) железистые клетки эпителия выделяют слизь, выполняющую защитную функцию;
5) эпителий содержит реснички, биение которых создаёт ток слизи наружу, что способствует очищению дыхательных путей.



17. В чем проявляется взаимосвязь строения и функций гортани человека? Ответ поясните.

1) гортань – полый орган, образованный хрящами и мышцами, обеспечивает проведение воздуха из носоглотки в трахею;
2) надгортанник – хрящ, который закрывает вход в дыхательные пути при глотании;
3) между хрящами имеется голосовая щель с голосовыми связками, которые участвуют в голосообразовании



18. Основная функция легких – снабжение организма кислородом. Какие иные функции в организме человека выполняют эти парные органы? Приведите не менее трех функций. Ответ поясните.

1) выделительная функция
2) заключается в освобождении организма от продуктов обмена (углекислого газа и воды)
3) защитная функция
4) стенка альвеол (бактерицидное вещество) служит барьером от проникновения чужеродных тел (антигенов, бактерий)
5) терморегуляторная функция
6) выделение тепла при дыхании (охлаждение органов)
7) участие в образовании звуков
8) выдыхаемый из легких воздух вызывает колебание голосовых связок



19. Рассмотрите модель, которую впервые предложил голландский физиолог Дондерс. Какой процесс в организме млекопитающего демонстрировал ученый с помощью этого устройства? Какое физическое явление лежит в основе работы этой модели? Функцию каких мышц выполняет резиновая мембрана, обозначенная цифрой 1? Что произойдет с объемом мешков, находящихся внутри модели, если экспериментатор отпустит эту мембрану (рис. 2)? Ответ аргументируйте.

1) процесс дыхания (процессы вдоха и выдоха);
2) в основе работы этой модели лежит изменение давления;
3) межреберные мышцы и диафрагма (должны быть указаны обе);
4) при отпускании мембраны объем мешков внутри модели уменьшится;
5) потому что давление внутри модели (между мешками и стенкой модели) увеличится



20. Тренер замерил частоту дыхания у трех спортсменов одинаков роста, возраста и веса, после чего попросил их пробежать 3 км с одинаковой скоростью. На финише он снова замерил у них частоту дыхания. Через 5 минут после пробежки тренер провел третий замер частоты дыхания у каждого. Результаты всех трех замеров отражены в таблице. Кого из спортсменов можно считать более тренированным? приведите два аргумента. За счет каких физиологических изменений в работе легких в момент тренировки усиливается насыщение крови кислородом?

1) более тренированным спортсменом является Дмитрий;
2) у него самая низкая ЧДД (частота дыхательных движений в покое (после пробежки);
3) у него быстрее всего ЧДД возвращается в норму;
4) насыщение крови кислородом усиливается за счет увеличения глубины дыхания (увеличения дыхательного объема);
5) насыщение крови кислородом усиливается за счет учащения дыхания (увеличения минутного объема дыхания).



21. При зачислении в спортивную секцию у подростков определяют жизненную емкость легких (ЖЁЛ). Что такое жизненная емкость легких? От каких физиологических параметров она зависит? Приведите два примера. Укажите два патологических состояния, при которых жизненная емкость легких может снизиться.

1) жизненная емкость легких (ЖЁЛ) – максимальный объем воздуха, выдыхаемого после самого глубокого вдоха (сумма величин дыхательного объема, резервных объемов вдоха и выдоха);
2) зависит от возраста (пола, роста, степени тренированности человека, профессии и др.) (должны быть указаны любые два примера);
3) снижение проходимости дыхательных путей (попадание инородного тела в дыхательные пути или в легкие; спазм дыхательных путей; обструктивный бронхит);
4) дисфункция части легких (воспаление легких; опухоль; накопление смол; разрастание соединительной ткани, механическое повреждение легких).



22. В чём проявляется взаимосвязь внутреннего строения и функций лёгких? Приведите не менее трёх особенностей строения и объясните их значение.

1) альвеолы окружены густой сетью капилляров;
2) это обеспечивает газообмен между альвеолами и крови;
3) стенки альвеол и капилляров состоят из одного слоя клеток;
4) это обеспечивает быструю диффузию газов;
5) лёгочные пузырьки образуют большую дыхательную поверхность;
6) это способствует интенсивному газообмену.



23. Рассмотрите модель, которую впервые предложил голландский физиолог Ф. Дондерс. Какие процессы в организме млекопитающего демонстрировал учёный с помощью этого устройства? Какое физическое явление лежит в основе работы этой модели? Функцию какого органа млекопитающего выполняет стеклянная трубочка, обозначенная номером 1? Почему объём резиновых мешков, прикреплённых к стеклянной трубочке, изменяется при оттягивании вниз резиновой мембраны, обозначенной на рисунке цифрой 2?

1) процессы вдоха и выдоха;
2) в основе работы этой модели лежит изменение давления воздуха внутри ёмкости;
3) стеклянная трубочка – 1 выполняет роль трахеи;
4) внутри банки во время оттягивания резиновой мембраны давление воздуха снижается (становится ниже атмосферного);
5) из-за снижения давления воздуха внутри банки резиновые мешки увеличиваются в объёме (атмосферный воздух попадает в мешки).



24. Портативный медицинский прибор пульсоксиметр позволяет в домашних условиях измерить пульс и степень насыщения кислородом гемоглобина крови. В норме степень насыщения кислородом должна составлять 94-98%. О нарушении какого процесса в организме человека может свидетельствовать показание пульсоксиметра, равное 90%? Как, вероятнее всего, отразится на пульсе такой уровень насыщения кислородом гемоглобина крови? Ответ поясните.

1) о нарушении процесса связывания кислорода гемоглобином в легких (о нарушении газообмена в легких);
2) пульс участится (тахикардия);
3) для компенсации недостатка кислорода в крови произойдет учащение сердцебиения.



25. Какой физический процесс лежит в основе поступления кислорода к тканям человека и животных? Какими характеристиками должна обладать дыхательная поверхность, для того чтобы этот физический процесс мог происходить наиболее эффективно? Приведите 3 характеристики. Ответ поясните.

1) физический процесс - диффузия;
2) дыхательная поверхность должна быть тонкой;
3) такая поверхность легко проницаема для газов;
4) дыхательная поверхность должна иметь большую площадь;
5) она будет обеспечивать максимальное поступление кислорода;
6) дыхательная поверхность должна быть влажной;
7) такая среда обеспечивает растворение и диффузию кислорода.



26. Рассмотрите рисунок с изображением участка дыхательных путей человека. Назовите изображенный орган. Назовите структуру (часть органа), обозначенную цифрой 1. Какова главная функция этой структуры? Какой вид соединительной ткани является основой этой структуры?

1) гортань;
2) надгортанник ИЛИ надгортанный хрящ;
3) закрывает вход в гортань ИЛИ опускается при глотании ИЛИ препятствует попаданию пищи в дыхательные пути;
4) хрящевая ткань ИЛИ эластический хрящ.



27. В 1890 г. ученый Л. Фредерик провел эксперимент по исследованию регуляции дыхания. У двух собак, находившихся под наркозом, он соединял перекрёстно (от первого животного ко второму) сонные артерии и яремные вены (см. рис.). Таким образом, голова первой собаки снабжалась кровью второй собаки, и наоборот. Если исследователь перекрывал трахею у первой собаки, то у второй собаки дыхание становилось чаще и глубже, а у первой собаки через некоторое время дыхание становилось более редким. Какой фактор повлиял на интенсивность дыхания животных в данном эксперименте? Объясните результаты эксперимента. Назовите еще один гуморальный фактор, который может повлиять на интенсивность дыхания.

1) концентрация углекислого газа ИЛИ концентрация кислорода в крови животных;
2) концентрация углекислого газа в крови, поступающей в мозг второй собаки, повышалась;
3) у второй собаки происходило возбуждение дыхательного центра, поэтому частота и глубина дыхания возрастали;
4) частота дыхания первой собаки уменьшалась в связи с понижением в крови, поступающей в мозг, концентрации углекислого газа ИЛИ повышением концентрации кислорода;
5) молочная кислота ИЛИ адреналин ИЛИ норадреналин.




© Д.В.Поздняков, 2009-2020