Задания части 2 ЕГЭ по теме «Одноклеточные»

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Одноклеточные»

1. Малярия – заболевание человека, в результате которого развивается малокровие. Кем оно вызывается? Какой организм является переносчиком малярии? Объясните причину малокровия.

1) малярия вызывается малярийным плазмодием;
2) переносчик плазмодия – маляррийный комар;
3) малярийный плазмодий размножается в эритроцитах, разрушая их;
4) снижение содержания эритроцитов в крови вызывает малокровие.



2. Половину сосуда с эвгленами зелёными осветили, половину оставили в темноте. Как изменится поведение эвглен и почему? Какой тип реакции организма проявляется в данном опыте? Почему данный тип реакции нельзя назвать рефлексом? Ответ поясните.

1. Эвглены переплывут в освещенную часть сосуда, так как на свету эвглены способны к фотосинтезу (содержат хлоропласты).
2. Это пример раздражимости (положительного фототаксиса).
3. Данную реакцию нельзя назвать рефлексом, так как эвглены не имеют нервной системы



3. В одну каплю воды поместили инфузорий, а другую оставили чистой; капли соединили узкой перемычкой. В каплю с инфузориями поместили кристалл соли. Как изменится поведение инфузорий? Какое свойство живого при этом проявляется? Какой тип регуляции обеспечивает такое поведение инфузории? Ответ поясните.

1. Инфузории переплывут в каплю с чистой водой.
2. Свойство — раздражимость (хемотаксис).
3. Тип — гуморальная регуляция (осуществляется с помощью химических веществ).



4. Назовите представленный на рисунке объект и его систематическое положение (царство, подцарство, тип). Какой процесс изображен на рисунке и в чем состоит его биологическое значение?

1) инфузория-туфелька; царство Животные, подцарство Простейшие (одноклеточные), тип Инфузории;
2) процесс – бесполое размножение делением надвое (простое деление);
3) биологическое значение – воспроизведение организмов, идентичных родительской особи.



5. Рассмотрите рисунок жизненного цикла хламидомонады и укажите названия стадий, обозначенных цифрами 1 и 2. В результате какого деления образовались клетки, обозначенные цифрой 1? Чем представлены гаметофит и спорофит этой зеленой водоросли?

1) 1 – зооспоры, 2 – зигота.
2) Зооспоры образовались в результате мейоза.
3) Гаметофит представлен зеленой одноклеточной водорослью, спорофит представлен зиготой.



6. Почему малярия распространена в заболоченных районах? Кто является возбудителем этого заболевания?

1) возбудителем малярии является простейшее – малярийный плазмодий;
2) возбудителей малярии переносят малярийные комары;
3) развитие комаров (от яйца до взрослого насекомого) происходит в воде;
4) в заболоченных районах комары имеют подходящие условия для размножения (увеличивается численность популяции комаров).



7. Какая структура инфузории-туфельки изображена под цифрой 1? Какую функцию она выполняют? Почему инфузорию-туфельку считают более высокоорганизованным организмом, чем амебу обыкновенную? Назовите не менее трех признаков.

1) большое ядро (макронуклеус);
2) обеспечивает инфузорию всеми видами РНК, контролирует метаболические процессы, не связанные с половым процессом;
инфузория-туфелька, в отличие от обыкновенной амебы, имеет:
3) постоянную форму тела ИЛИ органоиды передвижения (реснички);
4) клеточный рот, клеточную глотку и порошицу;
5) два ядра ИЛИ половой процесс (конъюгацию).



8. Определите, к какому надцарству, царству относят организм, изображенный на рисунке. Ответ обоснуйте. Какой тип питания характерен для этого организма?

1) надцарство – Эукариоты;
2) так как имеется обособленное ядро, мембранные органоиды;
3) царство – Растения;
4) так как имеются клеточная стенка, хроматофор (пластида);
5) тип питания – смешанный (автотрофный и гетеротрофный).



9. Назовите организм, вызывающий заболевание малярией у человека. Как происходит заражение человека? Объясните, почему использование непродуманных оросительных систем может привести к росту заболеваемости малярией.

1) заболевание вызывает малярийный плазмодий;
2) переносчиками плазмодия являются малярийные комары;
3) при укусе человека комаром плазмодий попадает в кровоток человека;
4) личинки комара развиваются в воде;
5) непродуманные оросительные системы могут привести к заболачиванию и, следовательно, к росту популяции комаров



10. Как в организме инфузории-туфельки поддерживается водно-солевой гомеостаз в пресных водоемах? Как называется реакция инфузории-туфельки, выражающаяся в движении от кристалла соли?

1) концентрация солей в пресном водоеме меньше, чем в теле инфузории-туфельки;
2) благодаря осмосу в клетку инфузории-туфельки поступает вода;
3) поддержание водно-солевого гомеостаза обеспечивается сократительными вакуолями;
4) сначала вода из цитоплазмы собирается в сократительные вакуоли, а потом при сокращении вакуолей удаляется из клетки;
5) хемотаксис



11. Рассмотрите рисунок с изображением паразитического простейшего Balantidium coli, обитающего в кишечнике человека. Наличие структур 1 и 2 является одним из признаков типа, к которому относится организм. Какой это тип? Укажите еще два признака этого типа, видимые на рисунке. Какие структуры обозначены цифрами 1 и 2? Какие функции они выполняют?

1) тип Инфузории;
2) органоиды движения - многочисленные реснички;
3) два типа ядер (макро- и микронуклеус) ИЛИ наличие клеточного рта (цитостома) ИЛИ наличие порошицы;
4) 1 - макронуклеус (большое, вегетативное ядро);
5) обеспечивает жизнедеятельность клетки (синтез РНК);
6) 2 - микронуклеус (малое, генеративное ядро);
7) участвует в конъюгации (половом процессе, рекомбинации генетического материала).



12. Ученый провел эксперимент с хламидомонадой. Для этого он помещал культуру клеток хламидомонад в растворы с различной концентрацией сахаров (осмолярностью) и измерял выброс жидкости сократительной вакуолью (СВ) в минуту. Результаты эксперимента представлены на графике. Как изменяется частота сокращения сократительной вакуоли при помещении хламидомонад в раствор с высокой концентрацией сахаров (осмолярностью) в среде? Объясните, почему происходит это изменение, исходя из функций сократительной вакуоли. За счет каких изменений в строении и работе сократительных вакуолей может изменяться их выброс? Укажите два изменения.

1) частота сокращения сократительной вакуоли уменьшается;
2) сократительные вакуоли удаляют избыток воды, поступающей в клетку (по осмотическому градиенту);
3) при повышении концентрации сахаров в среде поступление воды в клетку уменьшается;
4) за счет изменения объема сократительной вакуоли;
5) за счет изменения частоты сокращения сократительной вакуоли.



13. Исследователь поместил на два предметных стекла по капле воды с культурой амёб. На первое стекло он добавил каплю водного раствора с 10%-ной концентрацией NaCl, а на второе – каплю воды с хламидомонадами. Две капли на каждом стекле он соединил водным мостиком. Какое поведение амёб наблюдал исследователь в первом и во втором случаях? Как называют способность амёб реагировать на внешние воздействия и каково её значение для организма?

1) в первом случае амёбы двигались в сторону от солёного раствора (отрицательная реакция (таксис) на солёный раствор);
2) во втором случае амёбы двигались к хламидомонадам (положительная реакция (таксис) на хламидомонаду (пищу));
3) способность у амёб называют раздражимостью (таксисом);
4) раздражимость (таксис) у простейших служит для адаптации к условиям среды.



14. Экспериментатор изучал особенности жизнедеятельности культуры хлореллы. Для этого в герметичные пробирки с питательной средой он добавлял фиксированное количество клеток хлореллы и после закачивал туда определенное количество атмосферного воздуха. Пробирки освещались с одинаковой интенсивностью, после чего исследователь измерял концентрацию кислорода. Результаты эксперимента представлены на графике. Как изменится скорость деления хлореллы в ходе эксперимента? Ответ поясните. Как изменятся результаты эксперимента, если перед его началом обработать культуру хлореллы ингибитором фотосистемы II? Ответ поясните.

1) скорость деления клеток хлореллы увеличится;
2) в процессе фотосинтеза образуется много углеводов (органических веществ);
3) усилится обмен веществ (пластический обмен)
ИЛИ
3) ускорится рост (деление) клеток;
4) при блокировке работы фотосистемы II останавливается фотосинтез (световая фаза);
5) выделение кислорода спустя непродолжительное время прекратится (кислород не будет выделяться).



15. Ученый провел эксперимент с хламидомонадой. Для этого он помещал культуру клеток хламидомонад в растворы с различной концентрацией сахаров (осмолярностью) и измерял выброс жидкости сократительной вакуолью (СВ) в минуту. Результаты эксперимента представлены на графике. Объясните, почему изменяется выброс сократительной вакуоли в эксперименте, исходя из функций сократительной вакуоли. Изменятся ли результаты эксперимента, если заменить сахара на поваренную соль такой же осмотической концентрации в растворах, куда помещали хламидомонад? Ответ поясните.

1) сократительные вакуоли удаляют избыток воды (поддерживают осмотическое давление внутри клетки);
2) чем выше концентрация веществ (сахаров) в среде, тем меньше воды поступает в клетку (удаляется вакуолью);
3) нет, не изменятся;
4) осмос - процесс, зависящий от разности концентраций вещества, а не от его природы (коллигативный процесс);
5) при замене сахара на соль разность концентрации (градиент) сохранится.



16. На фотографии показано одноклеточное простейшее инфузория-туфелька Paramecium caudatum. Какая структура ее клетки обозначена цифрой 1? Какова ее роль в осморегуляции, если учесть, что представители данного вида инфузорий обитают в пресных водоемах? Что такое осморегуляция? Ответ поясните на примере инфузории Paramecium caudatum.

1) сократительная вакуоль;
2) удаляет излишки воды;
3) осморегуляция — процессы, направленные на поддержание постоянного осмотического давления (на поддержание водно-солевого баланса, гомеостаза);
4) концентрация растворенных веществ в клетке инфузории выше, чем в окружающем растворе (среда гипотоническая);
5) по осмотическому градиенту в клетку инфузории поступает излишнее количество воды;
6) путем удаления воды простейшее поддерживает водно-солевой баланс (гомеостаз).



17. Рассмотрите рисунок с изображением обыкновенной амебы. Какой органоид отмечен на рисунке знаком вопроса? Укажите, какую функцию он выполняет. Объясните, почему у обыкновенной амебы этот органоид функционирует, а у дизентерийной он отсутствует.

1) сократительная вакуоль;
2) выведение избытков воды из клетки;
3) обыкновенная амеба обитает в пресных водоемах;
4) концентрация растворенных веществ (солей) во внешней среде ниже, чем в клетке обыкновенной амебы;
5) вода по осмотическому градиенту постоянно поступает в клетку обыкновенной амебы;
6) дизентерийная амеба – паразит (обитает в организме человека или другого животного);
7) дизентерийная амеба находится в изотонической среде (концентрация растворенных веществ в клетке дизентерийной амебы соответствует концентрации веществ во внешней среде).




© Д.В.Поздняков, 2009-2020