|
||||
1. Патриотизм и ПелевинСамое большое мое израильское впечатление – это то, как евреи рассказывают о себе: с неподдельной гордостью! И не только о своей древней земле – но и о своих проблемах (с гордостью профессионалов, в процессе решения) – и о других евреях! Героями израильского капиталистического труда гордятся не только телеканалы и газеты, но и люди, живые люди! И в их словах не проскальзывает «слишком уж умный, наверняка еврей», и не проскальзывает «круговая порука», и не проскальзывает «зачем ему это надо?», нет. Только лишь честное-натуральное восхищение, что такой диковинный фрукт смог уродиться на их пустынных почвах. Такого у нас я никогда не встречал. Можно, конечно, возражать:
Больше всего в Израиле меня поразило именно такое вот трепетное отношение к «своим лучшим сынам». (Вы можете не верить мне, но Виктор Олегычу-то – должны.) 2. Учителя и бизнесНаверное, это специфически пензенское, но я всё-таки скажу. Очень часто я слышу от своих начальников, что
1) Для удовольствия нормальные люди не работают нигде, и у нас в России советские училки тоже очень скоро закончатся. Что касается денег и собственно «учительского бизнеса», то тут в Израиле все совсем не безоблачно. Ставка учителя – не 18 часов, как у нас, а 24 – при этом работают они по полторы-две ставки, так же, как и мы. Да, наверное, оплата соответствующая (честно говоря, не спрашивал). Но. Если бы мне платили «соответствующие», на мой взгляд, деньги, то я бы и работал ставку, не больше – зачем перенапрягаться? А раз они работают по полторы-две, значит… Но не жалуются, заметьте, не клянут судьбу, а гордятся, черт возьми! Как у них это получается? 3. Свобода и беспорядокСтаршие классы в Израиле растянуты на 3 года (10, 11 и 12 класс), при этом обязательная нагрузка на ребенка в старших классах – 5 (пять!!!) часов в неделю (у нас – 20). Чтобы дети нормально сдали обязательные экзамены (багрут – что-то типа нашего ЕГЭ), пять часов обычно подкрепляются еще пятью, но все равно остается невероятная свобода для углубления и специализации – 25 часов в неделю против наших пятнадцати. Каждая школа, в зависимости от квалификации своих учителей, объявляет свой набор профильных предметов. Мы гостили в школе, входящей в хит-парады Израиля по качеству преподавания математики, физики и «компьютерных наук» – в ней собрались все физ-матики города (половине из них ради хороших преподавателей приходится терпеть совершенно неинтересную им религиозную направленность школы – такие дела.) Соседняя школа может углублять историю и литературу, еще одна – рисование и танцы… Всё зависит от того, есть ли в школе учителя с достаточной квалификацией и приходят ли к этим учителям ученики. Израильтяне, кстати, жаловались, что слишком уж много детей выбирает в качестве профильных предметов всякую гуманитарную шелуху, танцы и вышивание крестом (всего в Израиле зарегистрировано около 1500 разных «предметов» такого типа) вместо «нормальных» физики-математики и химии-биологии. Получается, что по этому параметру наша и израильская школы находятся на разных полюсах – у них слишком много свободы (различных профильных предметов и часов на их изучение), у нас – слишком мало. Вроде бы, новый образовательный стандарт обещает частично решить нашу проблему; израильтяне, со своей стороны, вроде бы собираются сократить число профильных предметов хотя бы до трехсот… Удачи нам всем! |
||||
Ещё можно почитатьДневник техасской учительницы Обратная связьНа главную | ||||
|