Учительская

Как готовиться к учителю года


Очень мало учителей выходит на конкурс «Учитель года» по своему собственному желанию. Обычно люди делают это по приказу директора (кнут), убаюканные песнями «мы тебе поможем» и «мы тебе заплатим» (пряник). Как человек, прошедший через 5 (пять*) таких конкурсов, могу сказать: «Учитель года» – это очень полезный опыт, соглашайтесь. Но помните:

1) Вы просто обязаны выбить из своего школьного начальства полное освобождение от уроков хотя бы на месяц. Стойте на своем до последнего. В конце концов, соглашайтесь на сокращение нагрузки до двух уроков в день, не больше. Если вы будете готовиться к конкурсу пресловутыми «ночами», то ничего интересного у вас не выйдет.

2) Не пытайтесь вместить в конкурсный урок максимум материала (например, весь материал одного параграфа). Это же не обычный урок, это конкурс. Ежегодные стенания конкурсантов «к сожалению, на уроке мы не успели то, мы не успели сё» честно говоря, уже утомляют. Конкурсный урок должен быть четким и ясным, как пуля.

3) Не пытайтесь исполнить все известные вам и вашим методистам модные в этом сезоне «элементы урока». Когда в одну кучу кидаются «давайте улыбнемся друг другу», «выбор темы урока детьми», поиск информации в интернете прямо на уроке, групповая работа, само- и взаимооценка, практическая работа, кейсы, синквейны, физкультминутки, лживые домашние задания и прочая чепуха – получается именно что куча чепухи, но не урок.

4) Конкурсный урок – это 20 минут чудес. Старые знакомые компьютерные программы откажутся работать, интернет пропадет, интерактивная доска не включится. Химическая реакция, и та остановится. – Но это все цветочки по сравнению с детьми. Таких тупых и заторможенных детей, как на конкурсном уроке, вы не встретите больше нигде!** Учитывайте это при планировании – заранее продумывайте разные варианты развития урока.

5) Все составные элементы конкурса надо заранее протестировать на коллегах. Урок надо обязательно прогнать на незнакомом классе, желательно два раза (и вы удивитесь, как многое поменяется в вашем уроке после этих двух раз). Пригласите посмотреть на ваш урок и на другие составные элементы конкурса (методический семинар, самопрезентацию, пресс-конференцию, что там они еще придумают)  победителей «Учителя года» прошлых лет. Они не откажут – старичкам всегда приятно, когда о них вспоминают.

6) Настоящая цель любого жюри – выбрать такого победителя, который будет хорошо смотреться на следующем этапе конкурса. Поэтому не уделяйте слишком много внимания педагогическим терминам, методическим приемам и прочей хиромантии. Жюри все равно скажет так: «тот урок был правильный, но скучный, а этот – наглец, ошибался, но было интересно, а ошибки можно поправить». Веселитесь!!!

===================
* В 2003 я победил на городском конкурсе «Учитель года».
   В 2004 жестоко проиграл на областном.
   В 2007 победил на «Учителе, воспитателе» ЗАТО Росатома.
   В 2008 (со второй попытки) победил на областном.
   В 2008 вошел в пятнашку «Учителя года России».

** Обычно пишут «не волнуйтесь, вам дадут самых лучших детей, которые будут волноваться больше вас и вытянут вас из любого затруднения». Поверьте старому учгогу – это вранье. Дети действительно будут хорошие, но они будут запуганы конкурсом, вы с ними будете незнакомы, вы сами будете взвинчены… из затруднений вам придется выбираться (или не выбираться) самостоятельно.



 
 
 
 
 






Еще можно почитать

Другие статьи раздела «Учительская»

Гостевая     На главную

© Д.В.Поздняков, 2009-2017
E-mail: pozzdd@yandex.ru