Признаки живого.
Уровни организации живой материи
Признаки живых организмов
1. Обмен веществ и энергии с окружающей средой (метаболизм).
2. Размножение (воспроизведение).
3. Раздражимость – способность реагировать на воздействия, например, рефлексы у животных.
4. Саморегуляция (гомеостаз) – способность поддерживать своё постоянство, например, саморегуляция в экосистемах.
5. Развитие, например онтогенез у животных, сукцессия в экосистемах.
6. Эволюция (наследственность, изменчивость, адаптация).
Также могут встретиться: клеточное строение, единство химического состава, открытость, движение, ритмичность, дискретность и целостность, сложность и упорядоченность структуры.
Этии признаки используются для того, чтобы дать определение жизни («Жизнь – это форма материи, обладающая следующими признаками: обмен веществ, размножение, раздражимость, саморегуляция, развитие, эволюция»).
Уровни организации живой материи
1. Молекулярный (молекулярно-генетический) – это уровень сложных органических веществ – белков и нуклеиновых кислот. На этом уровне происходят химические реакции обмена веществ (гликолиз, репликация и т.п.), но молекулы сами по себе еще не могут считаться живыми.
2. Клеточный (органоидно-клеточный). На этом уровне возникает жизнь, потому что клетка – минимальная единица, обладающая всеми свойствами живого.
3. Органно-тканевый (тканевый, органный) – характерен только для многоклеточных организмов. На этом уровне возникает дифференциация клеток (специализация клеток по выполняемым функциям).
4. Организменный – за счет нервно-гуморальной регуляции и обмена веществ на этом уровне осуществляется гомеостаз, т.е. сохранение постоянства внутренней среды организма.
5. Популяционно-видовой. На этом уровне происходит эволюция, т.е. изменение организмов, связанное с приспособлением их к среде обитания под действием естественного отбора. Наименьшей единицей эволюции является популяция.
6. Экосистемный (биогеоценотический). На этом уровне происходит
- круговорот веществ и превращение энергии, а также
- саморегуляция, за счет которой поддерживается устойчивость экосистем и биогеоценозов.
7. Биосферный. На этом уровне происходит
- глобальный круговорот веществ и превращение энергии, а так же
- взаимодействие живого и неживого вещества планеты.
Дополнительные материалы
ВИДЕО-УРОК ПО ДАННОЙ ТЕМЕ: ссылка для донов, ссылка для мастер-группы
БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ: Признаки живых организмов (свойства живого), Уровни организации живой материи
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ
Тесты и задания
Рассмотрите таблицу «Общие признаки живого». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
изменчивость
Рассмотрите таблицу «Общие признаки биологических систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
наследственность
Рассмотрите таблицу «Общие признаки биологических систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
наследственность
Рассмотрите таблицу «Свойства живого». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
наследственность
Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.
Ответ
наследственность
Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
обмен веществ
Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
обмен веществ
Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
обмен веществ
Рассмотрите таблицу «Общие признаки биологических систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
развитие
Рассмотрите таблицу «Свойства живого». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
развитие
Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.
Ответ
развитие
Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.
Ответ
развитие
Рассмотрите таблицу «Общие признаки биологических систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
раздражимость
Рассмотрите таблицу «Общие признаки биологических систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
раздражимость
Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.
Ответ
раздражимость
Рассмотрите таблицу «Общие признаки биологических систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
размножение
Рассмотрите таблицу «Признаки биологических систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
размножение
Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
размножение
Рассмотрите таблицу «Признаки биологических систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
размножение
Рассмотрите таблицу «Общие признаки биологических систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
саморегуляция
Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
саморегуляция
Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
эволюция
СВОЙСТВА ЖИВОГО
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Развитие – всеобщее свойство материи – представлено
1) гомеостазом
2) метаболизмом
3) онтогенезом
4) тропизмами
5) филогенезом
Ответ
35
ЖИВОЕ - НЕЖИВОЕ СХОДСТВА
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки служат сходными для живых и неживых объектов природы?
1) клеточное строение
2) изменение температуры тела
3) наследственность
4) раздражимость
5) перемещение в пространстве
Ответ
25
ЖИВОЕ - НИЖИВОЕ ОТЛИЧИЯ
1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Живое от неживого отличается
1) способностью изменять свойства других объектов
2) способностью изменять свои свойства под воздействием окружающей среды
3) способностью реагировать на воздействия окружающей среды
4) способностью участвовать в круговороте веществ
5) способностью воспроизводить себе подобных
Ответ
35
2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки присущи только живому веществу?
1) рост
2) движение
3) самовоспроизведение
4) ритмичность
5) наследственность
Ответ
35
3. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны только для живых систем?
1) способность к передвижению
2) обмен веществ и энергии
3) зависимость от температурных колебаний
4) рост, развитие и способность к самовоспроизведению
5) устойчивость и относительно слабая изменчивость
Ответ
24
4. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Для организмов, в отличие от объектов неживой природы, характерны
1) изменение
2) движение
3) гомеостаз
4) эволюция
5) химический состав
Ответ
34
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
1. Установите, в какой последовательности располагаются уровни организации живого. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) популяционный
2) клеточный
3) видовой
4) биогеоценотический
5) молекулярно-генетический
6) организменный
Ответ
526134
2. Расположите в правильном порядке соподчинение систем разных уровней, начиная с наименьшего. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) биосфера
2) экосистема
3) биоценоз
4) консументы
5) плотоядное животное
Ответ
54321
3. Расположите в правильном порядке соподчинение систем разных уровней, начиная с наименьшего. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) фитопланктон
2) экосистема
3) гидросфера
4) биосфера
5) зеленые водоросли
Ответ
51234
НА КАКИХ УРОВНЯХ...
1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. На каких уровнях организации живого изучают значение фотосинтеза в природе?
1) биосферном
2) клеточном
3) биогеоценотическом
4) молекулярном
5) тканево-органном
Ответ
13
2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. На каких уровнях организации живого изучают особенности реакций фотосинтеза у высших растений?
1) биосферном
2) клеточном
3) популяционно-видовом
4) молекулярном
5) экосистемном
Ответ
24
3. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Онтогенез, метаболизм, гомеостаз, размножение происходят на … уровнях организации.
1) клеточном
2) молекулярном
3) организменном
4) органном
5) тканевом
Ответ
13
4. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из уровней организации жизни являются надвидовыми?
1) популяционно-видовой
2) органоидно-клеточный
3) биогеоценотический
4) биосферный
5) молекулярно-генетический
Ответ
34
5. Выберите два варианта. Энергетический обмен у обыкновенной амёбы происходит на уровне организации живого
1) клеточном
2) биосферном
3) организменном
4) биогеоценотическом
5) популяционно-видовом
Ответ
13
6. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. На каком уровне организации происходят такие процессы, как раздражимость и обмен веществ?
1) популяционно-видовой
2) организменный
3) молекулярно-генетический
4) биогеоценотический
5) клеточный
Ответ
25
7. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. На каких уровнях организации жизни происходит воспроизведение наследственной информации организма и её реализация?
1) молекулярном
2) тканево-органном
3) биосферном
4) популяционно-видовом
5) субклеточном
Ответ
15
КЛЕТОЧНЫЙ + ОРГАНИЗМЕННЫЙ
1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Клеточный уровень организации совпадает с организменным у
1) бактериофагов
2) амёбы дизентерийной
3) вирус полиомиелита
4) кролика дикого
5) эвглены зелёной
Ответ
25
2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Клеточному и организменному уровням организации жизни одновременно соответствуют.
1) гидра пресноводная
2) спирогира
3) улотрикс
4) амеба дизентерийная
5) цианобактерия
Ответ
45
3. Выберите два верных ответа. У каких организмов совпадают клеточный и организменный уровни жизни?
1) серобактерия
2) пеницилл
3) хламидомонада
4) пшеница
5) гидра
Ответ
13
КЛЕТОЧНЫЙ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Клеточному уровню организации жизни соответствует
1) хламидомонада
2) серобактерия
3) бактериофаг
4) ламинария
5) лишайник
Ответ
12
ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. На популяционно-видовом уровне организации жизни находятся
1) рыбы озера Байкал
2) птицы Арктики
3) Амурские тигры Приморского края России
4) городские воробьи Парка культуры и отдыха
5) синицы Европы
Ответ
34
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
молекулярный
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
молекулярный
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
молекулярный
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
молекулярный
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
молекулярный
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
клеточный
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
клеточный
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
клеточный
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
клеточный
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
органно-тканевый
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.
Ответ
организменный, органный
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.
Ответ
организменный
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
популяционно-видовой
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
популяционно-видовой
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
популяционно-видовой
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
популяционно-видовой
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
популяционно-видовой
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
экосистемный
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
экосистемный
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
экосистемный
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
экосистемный
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
экосистемный
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
экосистемный
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
биосферный
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
биосферный
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
биосферный
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
биосферный
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ
биосферный
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живого» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.
Ответ
биосферный
© Д.В.Поздняков, 2009-2020