Размножение + Жизненные циклы

Размножение + Жизненные циклы

Половое Бесполое
Участвует два организма (исключение – партеногенез) Участвует один организм
Участвуют половые клетки (гаметы) Участвуют соматические клетки¹
Дети получаются разные (происходит перекомбинация признаков отца и матери, повышается генетическое разнообразие популяции) Дети получаются одинаковые, копии родителя (в сельском хозяйстве – позволяет быстро увеличить численность организмов, сохраняя все признаки сорта)²

¹ у растений размножение спорами тоже относится к бесполому размножению, несмотря на то что споры у растений получаются путём мейоза;
² у растений это относится только к вегетативному размножению; гаметофиты, которые вырастают из спор, разные за счет мейоза.

Эволюционное значение полового размножения

Условия не бывают абсолютно плохими или хорошими. Например, температура 100°C и отсутствие кислорода для человека – плохие условия, а для бактерии, живущей рядом с подводным вулканом – хорошие. Поэтому фразу «плохие условия» следует понимать как «организм плохо приспособлен к данным условиям», а фразу «хорошие условия» как «организм хорошо приспособлен к данным условиям».

Многие организмы могут размножаться как половым, так и бесполым путем (например, кишечнополостные).

Способы бесполого размножения

1) Деление одноклеточных


2) Спорообразование


3) Почкование: дочерние особи формируются из выростов тела материнского организма (почек) – у кишечнополостных (гидра), дрожжей.


4) Фрагментация: материнский организм делится на части, каждая часть превращается в дочерний организм. (Спирогира, кишечнополостные, морские звезды.)


5) Вегетативное размножение растений: размножение с помощью вегетативных органов:

Способы полового размножения

1) С помощью гамет, сперматозоидов и яйцеклеток. Гермафродит – это организм, который образует и женские, и мужские гаметы (большинство высших растений, кишечнополостные, плоские и некоторые кольчатые черви, моллюски).


2) Конъюгация у зеленой водоросли спирогиры: две нити спирогиры сближаются, образуются копуляционные мостики, содержимое одной нити перетекает в другую, получается одна нить из зигот, вторая – из пустых оболочек.


3) Конъюгация у инфузорий: две инфузории сближаются, обмениваются половыми ядрами, потом расходятся. Происходит рекомбинация, но количество инфузорий не меняется, поэтому конъюгацию инфузорий часто называют половым процессом, а не размножением.


4) Партеногенез: ребенок развивается из неоплодотворенной яйцеклетки (у тлей, дафний, пчелиных трутней).

Жизненные циклы


1) Цикл с зиготической редукцией. Пример: хламидомонада.
Взрослый организм гаплоидный, он обрузует гаметы путём митоза, при оплодотворении образуется диплоидная зигота (которая пережидает плохие условия). Зигота делится мейозом (происходит редукционное деление), образуются 4 гаплоидные зооспоры, из которых вырастает взрослый организм.

2) Цикл с гаметической редукцией. Пример: человек.
Взрослый организм диплоидный, у него происходит мейоз (редукция), образуются гаплоидные гаметы. При оплодотворении образуется диплоидная зигота, она делится митозом, получается взрослый организм.

3) Цикл со споротической редукцией (гапло-диплофазный цикл) характерен для высших растений (мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные). В жизненном цикле растений имеются две стадии: спорофит (бесполое поколение) и гаметофит (половое поколение):


Дополнительные материалы

 ВИДЕО-УРОК  ПО ДАННОЙ ТЕМЕ: ссылка для донов, ссылка для мастер-группы

ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Отличия полового и бесполого размножения, Способы бесполого размножения, Способы полового размножения


ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

БЕСПОЛОЕ
Выберите три варианта. Бесполое размножение характеризуется тем, что

1) потомство имеет гены только материнского организма
2) потомство генетически отличается от материнского организма
3) в образовании потомства участвует одна особь
4) в потомстве происходит расщепление признаков
5) потомство развивается из неоплодотворенной яйцеклетки
6) новая особь развивается из соматических клеток

136


Выберите три варианта. Размножение малины корневыми отпрысками способствует
1) повышению её урожайности
2) изменению массы стебля
3) увеличению территории распространения
4) сохранению наследственных признаков
5) увеличению численности особей этого сорта
6) развитию корневой системы

345


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Споры бактерий, в отличие от спор грибов,
1) служат приспособлением к перенесению неблагоприятных условий
2) выполняют функцию питания и дыхания
3) НЕ служат для размножения
4) обеспечивают распространение (расселение)
5) образуются путем мейоза
6) образуются из материнской клетки путем потери воды

136


БЕСПОЛОЕ КРОМЕ
1. Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используются при описании бесполого размножения. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) шизогония
2) партеногенез
3) фрагментация
4) почкование
5) копуляция

25


2. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются для описания бесполого способа размножения живых организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) фрагментация
2) семенное размножение
3) спорообразование
4) партеногенез
5) почкование

24


3. Все приведенные ниже примеры, кроме двух, относятся к бесполому размножению организмов. Определите два примера, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) размножение спорами папоротников
2) размножение дождевых червей фрагментацией
3) конъюгация инфузории-туфельки
4) почкование пресноводной гидры
5) партеногенез пчел

35


БЕСПОЛОЕ - ПОЛОВОЕ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между особенностью размножения и его способом: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) формирует новые сочетания генов
Б) формирует комбинативную изменчивость
В) образует потомство, идентичное материнскому
Г) требует дополнительных затрат энергии
Д) используется организмами при ухудшении условий
Е) обусловлено митозом

221221


2. Установите соответствие между характеристиками и способами размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Сливаются гаплоидные ядра.
Б) Образуется зигота.
В) Происходит с помощью спор или зооспор.
Г) Проявляется комбинативная изменчивость.
Д) Образуется потомство, идентичное исходной особи.
Е) Генотип родительской особи сохраняется в ряду поколений.

221211


3. Установите соответствие между этапами жизненного цикла растений и способами размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) образуются споры
Б) сопровождается слиянием гамет
В) размножается спорофит
Г) размножается гаметофит
Д) образуется зигота
Е) происходит мейоз

121221


4. Установите соответствие между характеристиками и типами размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Размножение осуществляется с помощью побегов.
Б) Происходит сочетание генов двух родителей.
В) Организм развивается из неоплодотворённой яйцеклетки.
Г) Размножение происходит без участия гамет.
Д) Размножение происходит путём почкования.
Е) Образуется зигота.

122112


БЕСПОЛОЕ - ПОЛОВОЕ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между примером размножения и его способом: 1) половое, 2) бесполое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) спорообразование у сфагнума
Б) семенное размножение ели
В) партеногенез у пчел
Г) размножение луковицами у тюльпанов
Д) откладывание яиц птицами
Е) выметывание икры у рыб

211211


2. Установите соответствие между конкретным примером и способом размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в правильной последовательности.
А) спорообразование папоротника
Б) образование гамет хламидомонады
В) образование спор у сфагнума
Г) почкование дрожжей
Д) нерест рыб

12112


3. Установите соответствие между конкретным примером и способом размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) почкование гидры
Б) деление клетки бактерии на двое
В) образование спор у грибов
Г) партеногенез пчел
Д) образование усов земляники

11121


4. Установите соответствие между процессами и способами размножения организмов: 1) половое, 2) бесполое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) откладывание яиц ящерицами
Б) спорообразование пеницилла
В) размножение пырея корневищами
Г) партеногенез дафний
Д) деление эвглены
Е) размножение вишни семенами

122121


5. Установите соответствие между примерами и способами размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) черенкование малины
Б) образование спор у хвоща
В) спорообразование у кукушкина льна
Г) фрагментация лишайника
Д) партеногенез тлей
Е) почкование у кораллового полипа

111121


6сб. Установите соответствие между примерами и способами размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) образование гамет у хламидомонады
Б) нерест осетровых
В) споруляция у мхов

Г) деление амебы обыкновенной
Д) фрагментация мицелия у грибов
Е) корневые отпрыски у малины

221111


7. Установите соответствие между примерами и способами размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам
А) культурой ткани
Б) неоплодотворенными яйцеклетками
В) клубнями
Г) яйцами

Д) соматическими клетками
Е) участками корневища

121211


8. Установите соответствие между характеристиками и способами размножения: 1) половое, 2) бесполое. Запишите цифры 1и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) развитие организма, полученного из черенка растения
Б) образование зиготы при слиянии гамет
В) развитие организма из группы соматических клеток
Г) сочетание в организме потомка признаков двух родителей
Д) выращивание растения из культуры клеток
Е) образование новых растений из вегетативных почек

212122


СОБИРАЕМ 9:

А) образование спор у мухомора

Б) размножение клубники усами
В) слияние гамет млекопитающих

ВЕГЕТАТИВНОЕ КРОМЕ
1. Все приведённые ниже приёмы растениеводства, кроме двух, относят к вегетативному размножению. Определите два приёма, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) деление клубней
2) размножение корневищем
3) получение проростков из семян
4) искусственное оплодотворение
5) формирование отводка

34


ВЕГЕТАТИВНОЕ - ПОЛОВОЕ
1. Установите соответствие между особенностью размножения и его видом: 1) вегетативное, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) обусловлено сочетанием гамет
Б) особи образуются путем почкования
В) обеспечивает генетическое сходство особей
Г) происходит без мейоза и кроссинговера
Д) обусловлено митозом

21111


ПОЛОВОЕ
1. Выберите три признака, характерных для полового размножения семенных растений, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В размножении участвуют спермии и яйцеклетки
2) В результате оплодотворения образуется зигота
3) В процессе размножения происходит деление клетки пополам
4) Потомство сохраняет все наследственные признаки родителя
5) В результате размножения у потомства появляются новые признаки
6) В размножении участвуют вегетативные части растения

125


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для полового размножения?
1) генетическое разнообразие потомства
2) простое деление клеток
3) почкование
4) развитие потомков после оплодотворения
5) партеногенез
6) обеспечивает рост, дробление, регенерацию

145


ПОЛОВОЕ КРОМЕ
Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания полового размножения организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гонада
2) спора
3) оплодотворение
4) овогенез
5) почкование

25


ПОЛОВОЕ - БЕСПОЛОЕ ОТЛИЧИЯ
1. Выберите два отличия полового размножения от бесполого.

1) половое размножение энергетически выгоднее бесполого
2) в половом размножении участвует два организма, в бесполом один
3) при половом размножении потомки точные копии родителей
4) в бесполом размножении участвуют соматические клетки
5) половое размножение возможно только в воде

24


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В чем состоит отличие полового размножения от бесполого?
1) способствует появлению модификаций
2) повышает численность потомства
3) усиливает генетическое разнообразие потомства
4) увеличивает плодовитость особей
5) формирует новые сочетания генов
6) ведет к разнообразию комбинаций аллелей в гаметах

356



Установите соответствие между характеристиками и особями пчелиной семьи, обозначенными цифрами 1-3 на рисунке выше. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) партеногенетическое потомство
Б) плодовитая самка
В) самые многочисленные пчелы в улье
Г) развивается из неоплодотворенной яйцеклетки
Д) особь, не участвующая в размножении
Е) участвует в оплодотворении матки

132121


ЗИГОТИЧЕСКАЯ РЕДУКЦИЯ
1. В жизненном цикле с зиготической редукцией мейозом делится зигота. Установите последовательность стадий жизненного цикла организма с зиготической редукцией, начиная с мейоза. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) слияние подвижных гамет
2) развитие гаплоидного взрослого организма
3) формирование гаплоидных зооспор
4) период покоя зиготы
5) образование гамет

32514


Жизненный цикл мха
2. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) диплоидная стадия жизненного цикла
Б) гаплоидная стадия, образующая половые клетки
В) зооспора, полученная в результате митоза

421


Жизненный цикл мха
3. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла, обозначенными на рисунке цифрами 1-4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.

А) является подвижной спорой (зооспорой)
Б) имеет генетический материал от двух родительских особей
В) часто является зимующей стадией
Г) участвует в оплодотворении
Д) стадия с самым активным метаболизмом
Е) представлена одной неподвижной клеткой

144324


Жизненный цикл мха
4. Установите соответствие между характеристиками и этапами жизненного цикла организма, обозначенными цифрами 1, 2, 3 на схеме выше. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) бывают мужскими и женскими
Б) образуется в результате оплодотворения
В) образуются в результате редукционного деления
Г) образуются митозом во взрослом организме
Д) как правило, покоящаяся стадия при данном жизненном цикле
Е) одноклеточная гаплоидная структура, дающая начало взрослому организму

123123


Жизненный цикл мха
5. Установите соответствие между характеристиками и этапами жизненного цикла организма, обозначенными цифрами 4, 5, 7 на схеме выше. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) происходит редукционное деление
Б) происходит оплодотворение
В) взаимодействуют мужская и женская клетки
Г) образуются споры
Д) образуются гаметы
Е) происходит митотическое деление

544577


Жизненный цикл мха
6. Установите соответствие между характеристиками и этапами жизненного цикла организма, обозначенными цифрами на схеме выше. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам. Цифры в ответе могут повторяться.

А) образуется в результате оплодотворения
Б) образуется в результате редукционного деления
В) одноклеточная структура, дающая начало взрослому организму

233



ГАМЕТИЧЕСКАЯ РЕДУКЦИЯ
1. Установите соответствие между характеристиками и этапами жизненного цикла организма, обозначенными цифрами 1, 2, 3 на схеме выше. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) мужские и женские клетки отличаются
Б) производит гаметы мейозом
В) является зиготой
Г) первая стадия эмбриогенеза
Д) клетки, участвующие в оплодотворении
Е) многоклеточный организм

132213



2. Установите соответствие между характеристиками и этапами жизненного цикла организма, обозначенными цифрами 4, 5, 6 на схеме выше. Запишите цифры 4-6 в порядке, соответствующем буквам.

А) происходит деление мейозом
Б) происходит дифференциация клеток
В) образуются половые клетки
Г) сливаются мужские и женские клетки
Д) происходят множественные митотические деления
Е) в результате образуется зигота

656454



3. Установите соответствие между характеристиками и этапами жизненного цикла организма, обозначенными цифрами 2, 3, 7 на схеме выше. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) образуется в результате редукционного деления
Б) мужские и женские половые клетки
В) многоклеточный организм
Г) образуется в результате оплодотворения
Д) клетка, из которой образуются любые клетки организма
Е) образуется при множественном делении клеток митозом

773223



4. Установите соответствие между объектами и этапами жизненного цикла животного, обозначенными на схеме цифрами 1, 2, 3. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) стадия, дифференцированная на соматические и половые клетки
Б) клетки, участвующие в оплодотворении
В) многоклеточный организм
Г) первая клетка эмбриона
Д) мужские и женские гаметы
Е) зигота

313212



5. Установите соответствие между объектами и этапами жизненного цикла животного, обозначенными на схеме цифрами 4, 6, 7. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) редукционное деление
Б) множественное митотическое деление
В) образование половых клеток
Г) деление зиготы
Д) слияние мужских и женских половых клеток
Е) образование зиготы

646477



6. Установите соответствие между объектами и этапами жизненного цикла животного, обозначенными цифрами на схеме. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) процесс, при котором клетки делятся мейозом
Б) клетка, из которой образованы все клетки взрослого организма
В) онтогенез

624



7. Установите соответствие между характеристиками и процессами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) приводит к образованию зиготы
Б) обеспечивает рост организма
В) сопровождается конъюгацией хромосом
Г) поддерживает генетическую стабильность
Д) обеспечивает редукцию числа хромосом
Е) объединение геномов двух клеток

321213


СПОРОТИЧЕСКАЯ РЕДУКЦИЯ
1. Установите последовательность стадий жизненного цикла организма со споротической редукцией, начиная с образования зиготы. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) образование гаплоидных спор
2) образование гаплоидных гамет
3) развитие зародыша
4) рост взрослого организма – спорофита
5) формирование гаметофита

34152


2. У организмов со спорической (споротической) редукцией мейоз происходит при образовании спор. Установите последовательность стадий жизненного цикла организма со спорической редукцией, начиная с мейоза. Запишите в таблицу соответст- вующую последовательность цифр.
1) формирование гаметофита
2) формирование спорофита
3) образование споры
4) образование зиготы
5) развитие гамет

31542


3. Установите последовательность развития растений, начиная со споры. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) гаметофит
2) оплодотворение
3) спора
4) зигота
5) гаметогенез
6) спорофит

315246


Жизненный цикл мха
3. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла, обозначенными цифрами на схеме. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) спора
Б) гаметофит
В) спорофит

625


Жизненный цикл мха
4. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла, обозначенными цифрами 1-4 на схеме. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.

А) содержит ткань, в которой образуются споры
Б) одноклеточная структура с диплоидным набором хромосом
В) гаплоидное поколение, образующее гаметы
Г) сливающиеся мужская и женская клетки
Д) образуется при слиянии гамет
Е) является частью спорофита

142341


Жизненный цикл мха
5. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла, обозначенными цифрами 1-3 на схеме. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) является бесполым поколением
Б) развивается из споры
В) производит гаметы
Г) продуцирует споры
Д) является половой клеткой
Е) образуется из гаметофита

122133


Жизненный цикл мха
6. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла, обозначенными цифрами 3, 4, 6 на схеме. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) развивается в половое поколение
Б) гаплоидная спора
В) прорастает в спорофит
Г) развивается в половых органах
Д) образуется при редукционном делении
Е) клетки женские неподвижные, мужские подвижные

664363


Жизненный цикл мха
7. Установите соответствие между характеристиками и этапами жизненного цикла организма, обозначенными цифрами 1, 2, 3 на схеме выше. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) образуется в результате оплодотворения
Б) образуется митозом на гаметофите
В) даёт начало гаметофиту
Г) образуется в результате редукционного деления
Д) даёт начало спорофиту
Е) участвует в формировании зиготы

132213


Жизненный цикл мха
8. Установите соответствие между характеристиками и этапами жизненного цикла организма, обозначенными цифрами 4, 5, 7 на схеме выше. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) происходит множественное митотическое деление
Б) происходит редукционное деление
В) развивается бесполая стадия жизненного цикла
Г) образуются одноклеточные гаплоидные структуры
Д) происходит оплодотворение
Е) сливаются мужская и женская клетки

575744


Жизненный цикл мха
9. Установите соответствие между характеристиками и этапами жизненного цикла организма, обозначенными цифрами на схеме выше. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам. Цифры в ответе могут повторяться.

А) даёт начало гаметофиту
Б) формирует половые клетки
В) развивается на спорофите

282



10. Установите соответствие между характеристиками и этапами жизненного цикла, обозначенными цифрами 1, 2 на схеме выше. Запишите цифры 1-2 в порядке, соответствующем буквам.
А) спорофит
Б) гаплоидная стадия цикла
В) гаметофит
Г) диплоидный многоклеточный организм
Д) образует гаметы
Е) образует споры

122121



11. Установите соответствие между процессами и этапами жизненного цикла растения, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) редукционное деление
Б) слияние гамет
В) образование спор
Г) оплодотворение
Д) образование гамет
Е) митоз

212133



12. Установите соответствие между процессами и этапами жизненного цикла растения, обозначенными цифрами на рисунке выше. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) гаметы
Б) развитие спорофита
В) клетки, из которых вырастает гаметофит

486



13. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на схеме выше цифрами 1, 2, 3. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) половое поколение
Б) одноклеточный зародыш
В) половая клетка
Г) продуцирует гаметы
Д) развивается в спорофит
Е) результат оплодотворения

132133



14. Установите соответствие между характеристиками и типами клеток, обозначенными на схеме выше цифрами 1, 2, 3. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) участвует в оплодотворении
Б) образуется на половом поколении
В) имеет диплоидный набор хромосом
Г) является частью спорофита
Д) прорастая, формирует гаметофит
Е) образуется в результате мейоза

331122


ТЕКСТ
1. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Партеногенез». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки.
(1) Одной из форм бесполого размножения является партеногенез. (2) При партеногенезе развитие нового организма происходит из соматической клетки. (3) Партеногенез наблюдается у беспозвоночных и изредка у позвоночных животных. (4) Партеногенез достаточно хорошо изучен у пресноводных рачков-дафний и некоторых насекомых: тлей и пчел. (5) В пчелиной семье путем партеногенеза получаются многочисленные рабочие пчелы. (6) Рабочие пчелы не способны размножаться. (7) Значение партеногенеза заключается в возможности размножения животных при редких контактах разнополых особей и в быстром увеличении численности особей.

125


2. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.(1) В природе существует две формы воспроизведения организмов – половое и бесполое. (2) У мхов, папоротников и других растений образуются споры. (3) Размножение спорами – это один из способов полового размножения. (4) Споры – это специализированные клетки, которые часто имеют защитные оболочки, предохраняющие от неблагоприятных воздействий среды. (5) Также споры часто служат для расселения растения. (6) Споры у растений образуются в результате митоза. (7) При благоприятных условиях спора многократно делится путем мейоза, и таким образом формируется новый организм.

367


3. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. (1) Жизнь на планете Земля не прекращается благодаря универсальному свойству живого – самовоспроизведению. (2) Передачу наследственных признаков из поколения в поколение при половом размножении осуществляют гаметы. (3) Гаметы содержат родительские гены. (4) Совокупность всех генов организма формирует его генофонд. (5) Проявление части генов у потомков происходит в ходе их индивидуального развития – филогенеза. (6) Результатом проявления действия генов у потомства служит их генотип. (7) Помимо полового размножения, для некоторых организмов характерно бесполое размножение.

456


4. Найдите три ошибки в тексте «Половое размножение животных». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. (1) При половом размножении путём партеногенеза животное развивается после оплодотворения. (2) Молекулярной основой воспроизведения себе подобных особей, служит способность ДНК к репликации. (3) Половые клетки большинства животных созревают в процессе мейоза. (4) В результате оплодотворения образуется зигота с диплоидным набором хромосом. (5) При эмбриональном развитии позвоночных животных образуется сначала гаструла, затем бластула, потом нейрула и происходит органогенез. (6) У зародышей хордовых животных органы и ткани формируются из трёх зародышевых листков. (7) Постэмбриональное развитие хордовых животных осуществляется только прямым путём.

157



© Д.В.Поздняков, 2009-2020