Вегетативные органы растения

Вегетативные органы растения

Корень

1. Закрепляет растение в почве.
2. Поглощает воду с минеральными солями ("почвенное питание")
– эту функцию обеспечивает зона всасывания, содержащая корневые волоски.
3. Запасает органические вещества. Если утолщается боковой или придаточный корень, то получается корнеклубень (георгин, батат); если утолщается главный корень и нижняя часть стебля, то получается кореплод (свекла, морковь).
4. Образует симбиозы, отдает симбионтам органические вещества (сахар). Получает: от грибов (в микоризе) – воду с минеральными солями, от азотфиксирующих бактерий – азот.

Стебель

1. Опора для всех остальных частей побега.
2. Проведение воды с растворенными в ней веществами:

3. Запас воды и органических веществ (мясистый стебель у кактуса – приспособление к засушливым условиям).
4. Фотосинтез (зеленый стебель у картофеля).

Листья

1. Фотосинтез ("воздушное питание") – на свету в хлоропластах за счет хлорофилла из углекислого газа и воды делают глюкозу и кислород).
2. Транспирация (испарение воды) – за счет этого происходит:

3. Запас воды и органических веществ (мясистые листья у алоэ – приспособление к засушдивым условиям).
4. Защита (иголки у кактуса).
5. Опора (усики у гороха).

Побег

Тело высшего растения состоит из корня и побега. Побег состоит из стебля, листьев и почек.


Примеры видоизмененных побегов:

Почки

Это зачаточные побеги. Внутри почек содержатся зачаточный стебель, зачаточные листья, зачаточные почки. Почки бывают:


Окучивание растений приводит к тому, что из придаточных почек на стебле образуются придаточные корни.


Дополнительные материалы

 ВИДЕО-УРОК  ПО ДАННОЙ ТЕМЕ: ссылка для донов, ссылка для мастер-группы

ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Корень, Лист, Побег, Видоизмененные органы растений, Агротехника


ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ


Задания части 1

КОРЕНЬ
Установите соответствие между характеристиками и видами корней: 1) придаточный 2) главный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) образует корнеплод при разрастании
Б) развивается из зародышевого корешка
В) формирует мочковатую корневую систему
Г) развивается на побеге
Д) отходит от корневища или луковицы
Е) формируется при вегетативном размножении

221111


Установите последовательность размещения зон корня покрытосеменных растений, начиная от его окончания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) зона проведения
2) зона деления
3) зона роста
4) зона всасывания
5) корневой чехлик

52341


1. Экспериментатор нанес по всей длине корня проросшего семени фасоли метки черной тушью и поместил это семя во влажную камеру. Через два дня экспериментатор достал семя из влажной камеры и измерил расстояние между метками. Как изменится это расстояние
А) на участке корня, близком к семени,
Б) на участке корня в средней части,
В) на участке корня, близком к кончику?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

331


2. Экспериментатор измерял длины различных участков корня взрослого растения гороха, выращиваемого в питательном растворе в течение нескольких недель. Как изменится у отдельного корня за период проведенных исследований длина
1) зоны всасывания
2) зоны проведения
3) зоны растяжения.
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

313


3. Экспериментатор проводил измерения различных участков корня гороха посевного в течение нескольких недель. Как при этом изменилась за период проведенных исследований длина:
1) корневого чехлика
2) зоны роста
3) зоны деления?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

333


Свекла Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение корня. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) зона, образованная постоянно делящимися клетками верхушечной образовательной ткани
2) зона, образованная недифференцированными клетками с тонкой оболочкой
3) зона начальной дифференциации клеток
4) зона проведения
5) боковой корень
6) придаточный корень

234


Свекла Установите соответствие между характеристиками и участками корня, обозначенными на рисунке цифрами 1-3. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) выделение клетками слизи
Б) постоянное деление клеток
В) растяжение клеток
Г) защита клеток конуса нарастания
Д) облегчение продвижения корня в почве
Е) представлен образовательной тканью

123112



Установите соответствие между характеристиками и зонами корня, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам. Цифры в ответе могут повторяться.
А) участок корня, клетки которой выполняют одну из своих функций за счёт ослизнения
Б) зона, длина которой с ростом корня увеличивается
В) содержит крупные крахмальные зерна

545



Установите соответствие между характеристиками и зонами корня, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) у клеток растягивается оболочка и увеличивается вакуоль
Б) функция зоны обеспечивается особенностями клеток покровной ткани
В) клетки мелкие, кубической формы
Г) закладываются боковые корни
Д) обеспечивает нарастание корня в длину
Е) растворы минеральных солей начинают своё движение по центральному осевому цилиндру

231413


Свекла Каким номером на рисунке обозначен видоизменённый придаточный корень?

5


Свекла Установите соответствие между характеристиками и корнями, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) развитие из зародышевого корешка зародыша семени у всех семенных растений
Б) заложение эндогенно в зоне проведения любого корня
В) отхождение от листа, клубня, луковицы, корневища
Г) усиление запасающей функции у представителей крестоцветных
Д) усиление всасывающей поверхности у любых корневых систем
Е) увеличение количества после окучивания картофеля

132432


Установите соответствие между характеристиками и органами растений, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) не развивается у однодольных растений
Б) образуется на листьях, стеблях
В) появляется из зародышевого корешка семени
Г) обеспечивает фотосинтез у молодых деревьев и кустарников
Д) прищипывается при пикировке
Е) развивается на главном, придаточных и боковых корнях

414243


Свекла КОРЕНЬ-ЛИСТ
Установите соответствие между функциями органов растения и органами, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) транспирация
Б) поглощение воды и минеральных веществ
В) синтез глюкозы
Г) выделение молекулярного кислорода
Д) фиксация неорганического углерода
Е) закрепление в почве

121112


Свекла ЛИСТ
Установите соответствие между функциями органов растения и компонентами, обозначенными на рисунке цифрами. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам. Цифры в ответе могут повторяться.

А) регулирует транспирацию
Б) столбчатый мезофилл
В) плотно сомкнутые клетки без хлоропластов, с толстой наружной стенкой

147


ТРАНСПИРАЦИЯ
1. Установите соответствие между характеристикой и процессом, который протекает в растениях: 1) испарение, 2) фотосинтез. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) обеспечение транспорта по флоэме
Б) обеспечение растения энергией
В) защита растения от перегрева
Г) обеспечение транспорта воды и минеральных веществ
Д) выделение кислорода в атмосферу
Е) замедляется при недостатке воды в почве

221121


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Испарение воды растениями (транспирация)
1) способствует транспорту воды от корня
2) происходит с одинаковой интенсивностью в течение суток
3) уменьшается в ветренную солнечную погоду
4) регулируется открыванием и закрыванием устьиц
5) обеспечивает терморегуляцию
6) угнетает процесс фотосинтеза

145


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие утверждения о реакции водного режима растения на внешние и внутренние факторы являются верными?
1) С повышением температуры транспирация увеличивается.
2) При потере тургора устьица открываются.
3) Под влиянием света устьица закрываются.
4) С уменьшением влажности почвы транспирация уменьшается.
5) Чем меньше относительная влажность воздуха, тем выше интенсивность транспирации.
6) Чем концентрированнее клеточный сок, тем сильнее транспирация.

145


Экспериментатор срезал три растения фасоли и поместил их в стаканы с водой. На поверхность воды в первом стакане экспериментатор налил тонкий слой масла, на поверхность воды во втором стакане – тонкий слой бензина, на поверхность воды в третьем стакане – тонкий слой спирта. Как изменится уровень воды через 10 часов:
А) в первом стакане,
Б) во втором стакане,
В) в третьем стакане?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

222


Экспериментатор взял одно растение традесканции, часть листьев смазал тонким слоем вазелина с верхней стороны листа, часть листьев – с нижней стороны листа, часть листьев оставил без изменений. Как изменилась интенсивность дыхания в листьях:
А) намазанных с верхней стороны,
Б) намазанных с нижней стороны,
В) ненамазанных?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличится, (2) уменьшится, (3) не изменится. Цифры в ответе могут повторяться.

323


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ - ДВИЖЕНИЕ ВОДЫ
Установите последовательность передвижения воды от поступления в растение до её испарения.

1) ризодерма бокового корня
2) столбчатая ткань листа
3) ксилема стебля
4) сосуды корня
5) устьица верхней эпидермы

14325


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ - ДВИЖЕНИЕ САХАРОВ
Установите последовательность передвижения органических веществ в теле растения от места их образования из воды и углекислого газа до места запасания органических веществ в корнеплоде растения.

1) ситовидные трубки черешка
2) ситовидные трубки стебля
3) паренхима корнеплода
4) мезофилл листовой пластинки
5) флоэма листовой пластинки

45123


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ - ЛИСТОПАД
Установите последовательность процессов, характерных для листопада. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) образование отделительного слоя на черешке
2) накопление в листьях вредных веществ в течение лета
3) опадение листьев
4) разрушение хлорофилла вследствие похолодания и уменьшения количества света
5) изменение окраски листьев

24513


ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ЛИСТА
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для большинства насекомоядных растений?

1) отсутствие фотосинтетических пигментов
2) наличие ловчих органов
3) произрастание на заболоченных лесах и болотах
4) способность всасывать органические вещества из почвы
5) редукция цветов и утрата полового размножения
6) выделение пищеварительных ферментов – протеаз

236


ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ПОБЕГА
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К видоизменённым побегам относят

1) корневище
2) корнеплод
3) корневые шишки
4) грибокорень
5) клубень
6) луковицу

156


2. Установите соответствие между видоизменениями и органами растений, из которых они сформировались: 1) корень, 2) побег. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) луковица лука
Б) корнеплод репы
В) корневище ландыша
Г) клубень картофеля
Д) корневая шишка георгина
Е) клубнелуковица гладиолуса

212212


3. Установите соответствие между растениями и видоизменениями их побега: 1) корневище, 2) клубень, 3) луковица. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) осот
Б) нарцисс
В) картофель
Г) чеснок
Д) ландыш
Е) топинамбур

132312


4. Установите соответствие между растениями и видоизменениями их побегов: 1) корневище, 2) луковица, 3) клубень. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) имбирь
Б) ландыш
В) чеснок
Г) тюльпан
Д) картофель
Е) щитовник

112231


ВИДОИЗМЕНЕНИЯ РАЗНЫХ ОРГАНОВ
Установите соответствие между примерами видоизменений у растений и частями побега: 1) стебель, 2) лист, 3) почка. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) чешуя корневища пырея ползучего
Б) донце луковицы нарцисса
В) сочная осевая часть клубня картофеля
Г) кочан краснокочанной капусты
Д) ловчий аппарат венериной мухоловки
Е) колючка барбариса

211322


Экспериментатор провел следующий опыт: 10 клубней картофеля, 10 клубней георгина и 10 клубней батата оставил в освещенном помещении. Как изменилось содержание хлорофилла в покровных тканях
А) клубня картофеля
Б) клубня георгина,

В) клубня батата?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличится, (2) уменьшится, (3) не изменится. Цифры в ответе могут повторяться.

133


ВЕГЕТАТИВНЫЕ - ГЕНЕРАТИВНЫЕ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из органов растения относятся к вегетативным?

1) семя
2) кочан
3) семяпочка
4) пестик
5) луковица

25


Установите соответствие между органами растений и группами органов: 1) вегетативные, 2) генеративные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) корнеплод
Б) цветок
В) клубень
Г) семя
Д) лист
Е) плод

121212


Установите соответствие между частями растений и видами органов: 1) вегетативные, 2) генеративные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) клубнелуковица
Б) шишка
В) ягода
Г) соцветие
Д) колючка

12221


АГРОТЕХНИКА
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Рыхление почвы и прополку сорняков в посевах культурных растений проводят для

1) улучшения дыхания растений
2) уменьшения испарения воды из почвы
3) сокращения испарения воды растениями
4) усиления оттока органических веществ из листьев к корням
5) улучшения снабжения побегов углекислым газом
6) ослабления конкуренции между культурными и сорными растениями

126


Экспериментатор проращивал семена проса в чашке Петри с добавлением дистиллированной воды. Как изменится
А) длина корней,
Б) длина стеблей,
В) концентрация аминокислот в проростках проса, если дистиллированную воду заменить на раствор, содержащий калийную селитру?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

111


Экспериментатор проводил подсчёт количества боковых, придаточных корней и столонов до и после окучивания растений картофеля. Как изменится
А) количество боковых корней,
Б) количество придаточных корней,
В) количество столонов?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

111


Установите последовательность действий селекционера при прививке растения. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) срезание с культурного растения почки с участком коры
2) формирование надреза в коре подвоя
3) вставка почки в надрез
4) выращивание морозоустойчивых растений
5) фиксация привоя к подвою бинтом или тканевой лентой

42135


Лист Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображённого на рисунке?
1) многолетнее развитие
2) наличие черешковых листьев
3) размножение с помощью корневища
4) жизненная форма – кустарник
5) образование семян
6) стержневая корневая система

135


Установите соответствие между растениями и их жизненными формами: 1) дерево, 2) кустарник, 3) трава. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) липа
Б) клевер
В) шиповник
Г) овес
Д) тополь
Е) ежевика

132312


Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Почему элодею канадскую называют «водяной чумой»?
1) образует густые заросли
2) при благоприятных условиях размножается вегетативно и заселяет другие водоемы
3) является сильным аллергеном
4) занесена в Европу искусственно
5) благодаря ей распространяются инфекции
6) служит кормовой базой для многих видов рыб

124


Установите соответствие между утверждениями и их правильностью: 1) правильно, 2) неправильно. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Функция газообмена у листа осуществляется через чечевички и устьица.
Б) Корневище пырея ползучего, как и корни других сорняков, необходимо уничтожать в почве путем его рубки на части лопатой.
В) Шипы розы - это видоизмененные листья.

222


СОБИРАЕМ:
А) Клубень картофеля представляет собой корень с запасом питательных веществ

Найдите три ошибки в приведенном тексте «Луковица тюльпана». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. (1) Луковица тюльпана – это видоизмененный укороченный подземный побег. (2) У луковицы имеется плоский плотный стебель – донце. (3) На донце развиваются два типа видоизмененных листьев – чешуй. (4) Снаружи находятся сухие листья, образованные живыми специализированными клетками, защищающими луковицу от повреждений. (5) Мясистые сочные листья луковицы, находящиеся внутри, запасают воду и растворы органических веществ, а также особые вещества – фитонциды. (6) От донца отходят боковые корни, удерживающие луковицу в почве. (7) С помощью луковицы происходит половое размножение тюльпана.

467


Найдите три ошибки в приведенном тексте «Луковица». Укажите номера предложений, в которых они сделаны. (1) У растений встречаются различные видоизмененные органы: корневища, клубни, луковицы, корнеплоды. (2) В нижней части луковицы имеется донце – вегетативная почка. (3) Снаружи расположены сухие отмершие листья – чешуи, выполняющие защитную функцию. (4) Сочные чешуи луковицы запасают органические вещества. (5) В клетках сочных чешуй луковицы также синтезируются особые вещества – фитонциды, которые убивают микроорганизмы. (6) Цветоносные побеги растения развиваются из сочных чешуй луковицы. (7) Луковица – это видоизмененный корень, участвующий в вегетативном размножении.

467


© Д.В.Поздняков, 2009-2020