Вегетативные органы растения

Вегетативные органы растения

Корень

ВИДЫ КОРНЕЙ
1. Главный – образуется из зародышевого корешка семени.
2. Боковые – развиваются на других корнях недалеко от кончика.
3. Придаточные – развиваются на побеге (на стебле и листьях).

ВИДЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ

1. Стержневая – имеет хорошо развитый главный корень (у двудольных).
2. Мочковатая – главный корень отсутствует или незаметен среди остальных (у однодольных, а также у двудольных, выросших не из семени).

СТРОЕНИЕ КОНЧИКА КОРНЯ (снизу вверх)

1) Корневой чехлик защищает меристему; его клетки выделяют слизь, которая уменьшает трение корня о почву; обеспечивает геотропизм (клетки содержат крупные крахмальные зерна, которые опускаются вниз).

2) Зона деления имеет длину около 1 мм, состоит из мелких постоянно делящихся клеток.
3) Зона роста (растяжения) имеет длину 3-5 мм. Центральные вакуоли клеток заполняются водой и клетки вытягиваются, толкая вперед апикальную меристему и чехлик.
4) Зона поглощения (всасывания) покрыта ризодермой – тканью с корневыми волосками, которые всасывают воду.
5) Зона ветвления (проведения, дифференцировки). Все ткани дифференцируются, образуются боковые корни.


ФУНКЦИИ КОРНЕЙ
1. Закрепляет растение в почве.
2. Поглощает воду с минеральными солями ("почвенное питание")
.
3. Запасает органические вещества. Если утолщается боковой или придаточный корень, то получается корнеклубень (георгин, батат); если утолщается главный корень и нижняя часть стебля, то получается кореплод (свекла, морковь).
4. Образует симбиозы, отдает симбионтам органические вещества (сахар). Получает: от грибов (в микоризе) – воду с минеральными солями, от азотфиксирующих бактерий (в клубеньках) – азот.

Побег

Тело высшего растения состоит из корня и побега. Побег состоит из стебля, листьев и почек.


Примеры видоизмененных побегов:

Почки

Это зачаточные побеги. Внутри вегетативных почек содержатся зачаточный стебель, зачаточные листья, зачаточные почки. Внутри генеративных почек содержатся зачатки будущих цветков. По расположению почки бывают:

Листья

ФУНКЦИИ ЛИСТЬЕВ
1. Фотосинтез ("воздушное питание")
– на свету в хлоропластах за счет хлорофилла из углекислого газа и воды делают глюкозу и кислород).
2. Транспирация (испарение воды) – за счет этого происходит:

3. Запас воды и органических веществ (мясистые листья у алоэ – приспособление к засушливым условиям).
4. Защита (иголки у кактуса).
5. Опора (усики у гороха).

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА
1) Эпидерма находится снаружи листа. Основные клетки эпидермы прозрачные, покрыты восковой кутикулой, которая уменьшает испарение. Эпидерма содержит устьица и трихомы. Через устьица идет транспирация и газообмен, они располагаются на нижней стороне листа (у плавающих листьев – на верхней стороне). Волоски (трихомы) защищают лист от поедания, перепадов температур, излишнего испарения, отвечают за выделение эфирных масел.
2) Хлоренхима (мезофилл) расположена между верхней и нижней эпидермой. Столбчатая хлоренхима содержат много хлоропластов, а губчатая – много межклетников.
3) Жилки листа содержат механическую (опора) и проводящую ткань (сверху расположена ксилема, снизу флоэма).

ЛИСТОПАД
Это приспособление растений к экономии воды (в средней полосе зимой вместо дождя выпадает снег, который не увлажняет почву). Кроме того, за счет листопада растения предупреждают обламывание веток под тяжестью снега и выбрасывают ненужные продукты обмена. Сигналом к листопаду служит снижение продолжительности светового дня (фотопериодизм). К началу осени между основанием листа и стеблем формируется отделительный слой, состоящий из мертвых клеток пробки.

Стебель

1. Опора для всех остальных частей побега.
2. Проведение воды с растворенными в ней веществами:

3. Запас воды и органических веществ (мясистый стебель у кактуса – приспособление к засушливым условиям).
4. Фотосинтез (зеленый стебель у картофеля).

 

 


Дополнительные материалы

 ВИДЕО-УРОК  ПО ДАННОЙ ТЕМЕ: ссылка для донов, ссылка для мастер-группы

ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Корень, Лист, Побег, Видоизмененные органы растений, Агротехника


ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ


Задания части 1

КОРЕНЬ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие суждения о корнях и корневых системах справедливы?

1) корни не нуждаются в поступлении кислорода извне
2) корневые волоски - это выросты клеток покровной ткани корня
3) от стебля могут отходить корни, называемые боковыми
4) для большинства двудольных растений характерна стержневая корневая система
5) ткани корня начинают дифференцироваться в зоне деления
6) корнеплод - это видоизмененный корень

246


Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие утверждения о корнях и корневых системах растений являются верными?
1) Корни однодольных растений лишены камбия.
2) Корни развиваются в исключительно темной и влажной среде.
3) Корешок зародыша семени формирует главный корень.
4) Корневые волоски формируются в зоне проведения корня.
5) Для большинства однодольных растений характерна мочковатая корневая система.
6) У мохообразных растений наблюдаются слабо развитые корни.

135


Установите соответствие между характеристиками и видами корней: 1) придаточный 2) главный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) образует корнеплод при разрастании
Б) развивается из зародышевого корешка
В) формирует мочковатую корневую систему
Г) развивается на побеге
Д) отходит от корневища или луковицы
Е) формируется при вегетативном размножении

221111


Установите последовательность размещения зон корня покрытосеменных растений, начиная от его окончания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) зона проведения
2) зона деления
3) зона роста
4) зона всасывания
5) корневой чехлик

52341


Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К видоизменённым корням относят
1) воздушный корень орхидеи
2) корневище ландыша
3) корневой клубень георгина
4) клубень картофеля
5) корнеплод моркови
6) луковицу тюльпана

135


1. Экспериментатор нанес по всей длине корня проросшего семени фасоли метки черной тушью и поместил это семя во влажную камеру. Через два дня экспериментатор достал семя из влажной камеры и измерил расстояние между метками. Как изменится это расстояние
А) на участке корня, близком к семени,
Б) на участке корня в средней части,
В) на участке корня, близком к кончику?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

331


2. Экспериментатор измерял длины различных участков корня взрослого растения гороха, выращиваемого в питательном растворе в течение нескольких недель. Как изменится у отдельного корня за период проведенных исследований длина
1) зоны всасывания
2) зоны проведения
3) зоны растяжения.
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

313


3. Экспериментатор проводил измерения различных участков корня гороха посевного в течение нескольких недель. Как при этом изменилась за период проведенных исследований длина:
1) корневого чехлика
2) зоны роста
3) зоны деления?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

333


Свекла Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение корня. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) зона, образованная постоянно делящимися клетками верхушечной образовательной ткани
2) зона, образованная недифференцированными клетками с тонкой оболочкой
3) зона начальной дифференциации клеток
4) зона проведения
5) боковой корень
6) придаточный корень

234


Свекла Установите соответствие между характеристиками и участками корня, обозначенными на рисунке цифрами 1-3. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) выделение клетками слизи
Б) постоянное деление клеток
В) растяжение клеток
Г) защита клеток конуса нарастания
Д) облегчение продвижения корня в почве
Е) представлен образовательной тканью

123112



Установите соответствие между характеристиками и зонами корня, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам. Цифры в ответе могут повторяться.
А) участок корня, клетки которой выполняют одну из своих функций за счёт ослизнения
Б) зона, длина которой с ростом корня увеличивается
В) содержит крупные крахмальные зерна

545



Установите соответствие между характеристиками и зонами корня, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) у клеток растягивается оболочка и увеличивается вакуоль
Б) функция зоны обеспечивается особенностями клеток покровной ткани
В) клетки мелкие, кубической формы
Г) закладываются боковые корни
Д) обеспечивает нарастание корня в длину
Е) растворы минеральных солей начинают своё движение по центральному осевому цилиндру

231413


Свекла Каким номером на рисунке обозначен видоизменённый придаточный корень?

5


Свекла Установите соответствие между характеристиками и корнями, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) развитие из зародышевого корешка зародыша семени у всех семенных растений
Б) заложение эндогенно в зоне проведения любого корня
В) отхождение от листа, клубня, луковицы, корневища
Г) усиление запасающей функции у представителей крестоцветных
Д) усиление всасывающей поверхности у любых корневых систем
Е) увеличение количества после окучивания картофеля

132432


Установите соответствие между характеристиками и органами растений, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) не развивается у однодольных растений
Б) образуется на листьях, стеблях
В) появляется из зародышевого корешка семени
Г) обеспечивает фотосинтез у молодых деревьев и кустарников
Д) прищипывается при пикировке
Е) развивается на главном, придаточных и боковых корнях

414243


Свекла КОРЕНЬ-ЛИСТ
Установите соответствие между функциями органов растения и органами, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) транспирация
Б) поглощение воды и минеральных веществ
В) синтез глюкозы
Г) выделение молекулярного кислорода
Д) фиксация неорганического углерода
Е) закрепление в почве

121112


СТЕБЕЛЬ
Годичные кольца — прирост древесины стебля за один вегетационный период. По годичным кольцам на спилах деревьев можно судить об их возрасте. (А) Из какой исходной ткани образуются годичные кольца? (Б) Какие особенности сезонного развития элементов древесины способствуют образованию колец? (В) Почему в зоне экваториальных влажных лесов невозможно обнаружить годичные кольца у деревьев? Запишите три цифры в порядке, соответствующем буквам.

1) луб
2) камбий наиболее активен в теплое время года
3) меристема
4) весной образуется много механических элементов, осенью - проводящих
5) отражение солнечных лучей
6) древесина у экваториальных видов очень плотная
7) весной сосуды крупные, осенью - мелкие
8) сосуды в течение года имеют одинаковый размер

378


Свекла Экспериментатор освещал проростки канареечной травы, с одной стороны, закрывая у некоторых растений верхушки или среднюю часть проростков черной бумагой (см. рис). Наблюдаемое у проростков явление контролируется фитогормоном ауксином, способным перемещаться по растению и усиливать растяжение клеток за счет размягчения целлюлозной клеточной стенки. (А) Какое свойство живого иллюстрирует данный эксперимент? (Б) Как называется наблюдаемое в эксперименте явление? (В) В каком участке проростка расположены клетки-рецепторы, воспринимающие свет? (Г) С какой стороны проростка происходит накопление ауксина в большей концентрации? Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) на верхушке проростка
2) с освещенной стороны
3) движение
4) с затененной стороны
5) раздражимость
6) фототаксис
7) у основания проростка
8) фототропизм

5814


Свекла На рисунке представлено схематичное обобщение эксперимента с проростками растений, известного в биологии как опыт Дарвина. (А) Какой процесс изучал Чарльз Дарвин? (Б) Какое свойство живого демонстрируют проростки, отклоняющиеся в направлении источника света? (В) Какой вывод можно сделать из данного исследования? (Г) Какой из проростков (1-5) соответствует контрольной группе? Для вопросов А-В выберите цифры из списка, для вопроса Г напишите число. Цифры в ответе могут повторяться.
1) рост
2) фототропизм
3) раздражимость
4) свет воспринимается верхушкой побега
5) надетый на проростки колпачок изменяет реакцию на свет
6) фототаксис
7) гомеостаз
8) чем ближе проросток к свету, тем быстрее растет

2341


Свекла ЛИСТ
Установите соответствие между функциями органов растения и компонентами, обозначенными на рисунке цифрами. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам. Цифры в ответе могут повторяться.

А) регулирует транспирацию
Б) столбчатый мезофилл
В) плотно сомкнутые клетки без хлоропластов, с толстой наружной стенкой

147


Установите соответствие между характеристиками и тканями в составе проводящего пучка, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) обеспечивает нисходящий ток растворенных веществ
Б) доставляет к тканям листа минеральные соли и воду
В) обеспечивает отток из листьев продуктов фотосинтеза
Г) проводящими элементами являются сосуды
Д) содержит мертвые клетки склеренхимы
Е) обеспечивает опору тканям листа

323211


ТРАНСПИРАЦИЯ
1. Установите соответствие между характеристикой и процессом, который протекает в растениях: 1) испарение, 2) фотосинтез. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) обеспечение транспорта по флоэме
Б) обеспечение растения энергией
В) защита растения от перегрева
Г) обеспечение транспорта воды и минеральных веществ
Д) выделение кислорода в атмосферу
Е) замедляется при недостатке воды в почве

221121


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Испарение воды растениями (транспирация)
1) способствует транспорту воды от корня
2) происходит с одинаковой интенсивностью в течение суток
3) уменьшается в ветренную солнечную погоду
4) регулируется открыванием и закрыванием устьиц
5) обеспечивает терморегуляцию
6) угнетает процесс фотосинтеза

145


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие утверждения о реакции водного режима растения на внешние и внутренние факторы являются верными?
1) С повышением температуры транспирация увеличивается.
2) При потере тургора устьица открываются.
3) Под влиянием света устьица закрываются.
4) С уменьшением влажности почвы транспирация уменьшается.
5) Чем меньше относительная влажность воздуха, тем выше интенсивность транспирации.
6) Чем концентрированнее клеточный сок, тем сильнее транспирация.

145


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Интенсивность транспирации у отдельно растущего растения выше, чем у растения в густых зарослях, так как:
1) одиночное растение более высокое
2) в отсутствии других растений выше влажность воздуха
3) одиночное растение сильнее нагревается
4) в отсутствии других растений ниже влажность воздуха
5) одиночное растение меньше нагревается
6) в отсутствии других растений выше скорость ветра

346


Экспериментатор срезал три растения фасоли и поместил их в стаканы с водой. На поверхность воды в первом стакане экспериментатор налил тонкий слой масла, на поверхность воды во втором стакане – тонкий слой бензина, на поверхность воды в третьем стакане – тонкий слой спирта. Как изменится уровень воды через 10 часов:
А) в первом стакане,
Б) во втором стакане,
В) в третьем стакане?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

222


Экспериментатор взял одно растение традесканции, часть листьев смазал тонким слоем вазелина с верхней стороны листа, часть листьев – с нижней стороны листа, часть листьев оставил без изменений. Как изменилась интенсивность дыхания в листьях:
А) намазанных с верхней стороны,
Б) намазанных с нижней стороны,
В) ненамазанных?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличится, (2) уменьшится, (3) не изменится. Цифры в ответе могут повторяться.

323


Исследователь изучал активность транспирации у растений при изменении различных абиотических факторов. Как изменилась активность транспирации при:
А) уменьшении влажности почвы,
Б) уменьшении влажности воздуха,
В) усилении ветра?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

211


ЛистНа листьях кукурузы (Zea mays) имеются особые пузыревидные клетки, которые располагаются в районе центральной жилки и обуславливают сворачивание листьев. (А) Каким образом пузыревидные клетки обеспечивают сворачивание листьев? (Б) С какой целью происходит сворачивание листьев у кукурузы? (В) Как изменение формы листа способствует достижению этой цели? Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) закрытие устьиц
2) уменьшение тургора в клетках
3) происходит фототаксис
4) снижается площадь нагрева и испарения листа
5) во внутренней полости листа конденсируется влага из воздуха
6) снижение активности транспирации
7) повышение активности фотосинтеза
8) сокращение актиновых филаментов в клетках

264


ЛистВ эпидермисе листьев мятлика лугового (Poa pratensis) и некоторых других злаков имеются особые пузыревидные клетки, которые располагаются в районе центральной жилки. Пузыревидные клетки принимают участие в сворачивании листьев. Какое значение имеет такое сворачивание листьев мятлика? Выберите три верных ответа из шести.
1) затрудняется доступ насекомых-вредителей
2) свернутый лист меньше нагревается
3) снижается интенсивность транспирации
4) в свернутом листе скапливается роса или дождь
5) фотосинтетические пигменты защищаются от выгорания
6) в образовавшейся полости листа накапливается углекислый газ для фотосинтеза

235


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ - ДВИЖЕНИЕ ВОДЫ
Установите последовательность передвижения воды от поступления в растение до её испарения.

1) ризодерма бокового корня
2) столбчатая ткань листа
3) ксилема стебля
4) сосуды корня
5) устьица верхней эпидермы

14325


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ - ДВИЖЕНИЕ САХАРОВ
Установите последовательность передвижения органических веществ в теле растения от места их образования из воды и углекислого газа до места запасания органических веществ в корнеплоде растения.

1) ситовидные трубки черешка
2) ситовидные трубки стебля
3) паренхима корнеплода
4) мезофилл листовой пластинки
5) флоэма листовой пластинки

45123


Лист
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны. Что характерно для процесса, изображенного на рисунке?
1) увеличение длины светового дня как сигнал
2) приводит к усилению транспирации
3) создание отделительного слоя
4) препятствует поломке ветвей из-за тяжести снега
5) удаление ненужных для растений веществ
6) деление клеток камбия

345


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ - ЛИСТОПАД
Установите последовательность процессов, характерных для листопада. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) образование отделительного слоя на черешке
2) накопление в листьях вредных веществ в течение лета
3) опадение листьев
4) разрушение хлорофилла вследствие похолодания и уменьшения количества света
5) изменение окраски листьев

24513


ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ЛИСТА
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для большинства насекомоядных растений?

1) отсутствие фотосинтетических пигментов
2) наличие ловчих органов
3) произрастание на заболоченных лесах и болотах
4) способность всасывать органические вещества из почвы
5) редукция цветов и утрата полового размножения
6) выделение пищеварительных ферментов – протеаз

236


ПОБЕГ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие утверждения о побеге являются верными?

1) почка - это зачаточный побег
2) побег состоит из стебля, листьев, почек
3) от стебля могут отходить боковые корни
4) при наличии двух листьев в узле стебля листорасположение называют мутовчатым
5) клубеньки и корнеплод - видоизмененные побеги
6) сложными называют листья с несколькими листовыми пластинками

126


ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ПОБЕГА
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К видоизменённым побегам относят

1) корневище
2) корнеплод
3) корневые шишки
4) грибокорень
5) клубень
6) луковицу

156


2. Установите соответствие между видоизменениями и органами растений, из которых они сформировались: 1) корень, 2) побег. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) луковица лука
Б) корнеплод репы
В) корневище ландыша
Г) клубень картофеля
Д) корневая шишка георгина
Е) клубнелуковица гладиолуса

212212


3. Установите соответствие между растениями и видоизменениями их побега: 1) корневище, 2) клубень, 3) луковица. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) осот
Б) нарцисс
В) картофель
Г) чеснок
Д) ландыш
Е) топинамбур

132312


4. Установите соответствие между растениями и видоизменениями их побегов: 1) корневище, 2) луковица, 3) клубень. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) имбирь
Б) ландыш
В) чеснок
Г) тюльпан
Д) картофель
Е) щитовник

112231


5. Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны. Клубень, луковица, корневище – это
1) корни с запасными веществами
2) видоизменённые побеги
3) вегетативные органы
4) генеративные органы
5) зачаточные побеги
6) органы бесполого размножения

236


ВИДОИЗМЕНЕНИЯ РАЗНЫХ ОРГАНОВ
Установите соответствие между примерами видоизменений у растений и частями побега: 1) стебель, 2) лист, 3) почка. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) чешуя корневища пырея ползучего
Б) донце луковицы нарцисса
В) сочная осевая часть клубня картофеля
Г) кочан краснокочанной капусты
Д) ловчий аппарат венериной мухоловки
Е) колючка барбариса

211322


Экспериментатор провел следующий опыт: 10 клубней картофеля, 10 клубней георгина и 10 клубней батата оставил в освещенном помещении. Как изменилось содержание хлорофилла в покровных тканях
А) клубня картофеля
Б) клубня георгина,

В) клубня батата?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличится, (2) уменьшится, (3) не изменится. Цифры в ответе могут повторяться.

133


Лист
Установите соответствие между характеристиками и органами картофеля, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) генеративный орган
Б) обеспечивают поглощение воды
В) покрыт пробкой с чечевичками
Г) содержит семена картофеля
Д) содержит высокую концентрацию ядовитого вещества соланина
Е) удлиненный подземный побег

142113


Лист Установите соответствие между характеристиками и побегами, обозначенными на рисунках выше цифрами 1, 2, 3. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) хранение воды в стебле
Б) укороченный стебель – донце
В) одревеснение
Г) подземное формирование
Д) редукция листьев
Е) запасание веществ в чешуях

231323


ВЕГЕТАТИВНЫЕ - ГЕНЕРАТИВНЫЕ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из органов растения относятся к вегетативным?

1) семя
2) кочан
3) семяпочка
4) пестик
5) луковица

25


Установите соответствие между органами растений и группами органов: 1) вегетативные, 2) генеративные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) корнеплод
Б) цветок
В) клубень
Г) семя
Д) лист
Е) плод

121212


Установите соответствие между частями растений и видами органов: 1) вегетативные, 2) генеративные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) клубнелуковица
Б) шишка
В) ягода
Г) соцветие
Д) колючка

12221


АГРОТЕХНИКА
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Рыхление почвы и прополку сорняков в посевах культурных растений проводят для

1) улучшения дыхания растений
2) уменьшения испарения воды из почвы
3) сокращения испарения воды растениями
4) усиления оттока органических веществ из листьев к корням
5) улучшения снабжения побегов углекислым газом
6) ослабления конкуренции между культурными и сорными растениями

126


Экспериментатор проращивал семена проса в чашке Петри с добавлением дистиллированной воды. Затем он заменил дистиллированную воду на раствор, содержащий калийную селитру. Как после этого изменится
А) длина корней,
Б) длина стеблей,
В) концентрация аминокислот в проростках проса?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

111


Экспериментатор проращивал семена пшеницы в чашке Петри с добавлением дистиллированной воды. Затем он заменил дистиллированную воду на раствор, содержащий минеральные удобрения. Как после этого изменились:
А) размер эндосперма
Б) длина корней проростков семян
В) длина зоны деления у корней проростков семян?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

213


Экспериментатор проводил подсчёт количества боковых, придаточных корней и столонов до и после окучивания растений картофеля. Как изменится
А) количество боковых корней,
Б) количество придаточных корней,
В) количество столонов?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

111


Установите последовательность действий селекционера при прививке растения. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) срезание с культурного растения почки с участком коры
2) формирование надреза в коре подвоя
3) вставка почки в надрез
4) выращивание морозоустойчивых растений
5) фиксация привоя к подвою бинтом или тканевой лентой

42135


Лист Установите соответствие между характеристиками и агротехническими методами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3. запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) удаление корневой меристемы
Б) использование привоя и подвоя
В) формирование кроны
Г) увеличение площади всасывания минеральных веществ
Д) активация пазушных почек
Е) объединение свойств разных видов растений

312321


Лист Установите соответствие между характеристиками и агротехническими методами, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам. Цифры в ответе могут повторяться.
А) пасынкование
Б) пикировка
В) отводки

634


Лист Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображённого на рисунке?
1) многолетнее развитие
2) наличие черешковых листьев
3) размножение с помощью корневища
4) жизненная форма – кустарник
5) образование семян
6) стержневая корневая система

135


Лист Соотношение сухого веса различных частей растений используется экологами для описания жизненной стратегии растения. На графике представлен сухой вес растения-однолетника с мая по август. (А) В каком месяце наиболее активно происходит опыление? (Б) Как это можно определить? (В) Какую долю (%) составляют семена от общей массы растения к концу августа? (Г) Как и почему соотносится эта доля с аналогичной величиной у древесных растений? Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) у древесных растений доля ниже, так как основная масса приходится на ствол и корни
2) цветение растений обычно начинается весной
3) июль
4) май
5) 25%
6) доля цветков и соцветий наибольшая
7) у древесных растений доля выше, так как они образуют больше семян
8) 75%

3651


При проращивании растения резуховидки Таля (Arabidopsis thaliana) в условиях полной темноты у него активно развивается корневая система, а стебель достигает большей длины, чем при проращивании на свету. (А) Какой тип питания преобладает у растений на стадии прорастания семян? (Б) Почему невозможен альтернативный тип питания? (В) Как связан размер семян с глубиной их заделки в почву? (Г) Как можно объяснить такую связь? Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) нет доступа к кислороду
2) нет доступа к свету
3) чем крупнее семена, тем меньше глубина заделки
4) гетеротрофный
5) у крупных семян большой запас веществ для проростка
6) анаэробный
7) чем крупнее семена, тем больше глубина заделки
8) у крупных семян толстая семенная кожура

4275


Статолиты - крахмальные структуры лейкопластов, позволяющие растению определять направление силы тяжести. (А) Какое свойство роста корня обусловливают статолиты? (Б) В чем заключается это свойство? (В) Почему при длительном выращивании растения в темноте его корни начинают расти хаотично? (Г) Почему при помещении растения на питательную среду с сахарозой в условиях полной темноты его корни сохраняют способность к однонаправленному росту? Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) сахароза активизирует зону деления корня
2) фототропизм
3) в темноте растение изменяет направление роста в поисках света
4) рост корня к центру Земли
5) в темноте тратятся запасы крахмала, и статолиты расщепляются
6) рост корня в сторону меньшей освещенности
7) геотропизм
8) поглощение сахарозы предотвращает расходование крахмала

7458


Установите соответствие между растениями и их жизненными формами: 1) дерево, 2) кустарник, 3) трава. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) липа
Б) клевер
В) шиповник
Г) овес
Д) тополь
Е) ежевика

132312


Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Почему элодею канадскую называют «водяной чумой»?
1) образует густые заросли
2) при благоприятных условиях размножается вегетативно и заселяет другие водоемы
3) является сильным аллергеном
4) занесена в Европу искусственно
5) благодаря ей распространяются инфекции
6) служит кормовой базой для многих видов рыб

124


Установите соответствие между утверждениями и их правильностью: 1) правильно, 2) неправильно. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Функция газообмена у листа осуществляется через чечевички и устьица.
Б) Корневище пырея ползучего, как и корни других сорняков, необходимо уничтожать в почве путем его рубки на части лопатой.
В) Шипы розы - это видоизмененные листья.

222


СОБИРАЕМ:
А) Клубень картофеля представляет собой корень с запасом питательных веществ

Найдите три ошибки в приведенном тексте «Луковица тюльпана». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. (1) Луковица тюльпана – это видоизмененный укороченный подземный побег. (2) У луковицы имеется плоский плотный стебель – донце. (3) На донце развиваются два типа видоизмененных листьев – чешуй. (4) Снаружи находятся сухие листья, образованные живыми специализированными клетками, защищающими луковицу от повреждений. (5) Мясистые сочные листья луковицы, находящиеся внутри, запасают воду и растворы органических веществ, а также особые вещества – фитонциды. (6) От донца отходят боковые корни, удерживающие луковицу в почве. (7) С помощью луковицы происходит половое размножение тюльпана.

467


Найдите три ошибки в приведенном тексте «Луковица». Укажите номера предложений, в которых они сделаны. (1) У растений встречаются различные видоизмененные органы: корневища, клубни, луковицы, корнеплоды. (2) В нижней части луковицы имеется донце – вегетативная почка. (3) Снаружи расположены сухие отмершие листья – чешуи, выполняющие защитную функцию. (4) Сочные чешуи луковицы запасают органические вещества. (5) В клетках сочных чешуй луковицы также синтезируются особые вещества – фитонциды, которые убивают микроорганизмы. (6) Цветоносные побеги растения развиваются из сочных чешуй луковицы. (7) Луковица – это видоизмененный корень, участвующий в вегетативном размножении.

267



© Д.В.Поздняков, 2009-2020