Разные вопросы по общей биологии

Разные вопросы по общей биологии

Ищите свой вопрос, под ним есть ссылка на конспект(ы).

Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются в учении о биосфере. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) биокосное вещество
2) ноосфера
3) биологический круговорот
4) ароморфоз
5) гибридизация

Ароморфоз, классическая селекция, биосфера

Ниже приведен перечень теорий, законов, закономерностей. Все они, кроме двух, относятся к теориям, законам, закономерностям, правилам биологии. Найдите два понятия, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) закон расщепления
2) правило экологической пирамиды
3) закон сохранения энергии
4) закон единообразия
5) закон всемирного тяготения

Законы расщепления и единообразия, правило экологической пирамиды

Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания генетических процессов и явлений. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Х-хромосома
2) аллопатрия
3) атавизм
4) аллель
5) кариотип

Х-хромосома, аллопатрия, атавизм, аллель, кариотип

Ниже приведен перечень методов исследования. Все они, кроме двух, используются в генетике. Найдите два метода, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) центрифугирование
2) гибридизация
3) анализ кариотипа
4) скрещивание
5) мониторинг

Биологические науки и их методы, кариотип

Ниже приведен перечень методов исследования. Все они, кроме двух, используются в цитологии. Найдите два метода, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) центрифугирование
2) микроскопирование
3) хроматография
4) гетерозис
5) мониторинг

Биологические науки и их методы, классическая селекция

Совокупность хромосом, характеризующаяся определённым числом, величиной, формой и структурой, – это
1) генотип
2) кариотип
3) генетический код
4) фенотип

Кариотип

Установите соответствие между клетками и набором хромосом в них: 1)n, 2) 2n. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) споры сфагнума
Б) клетки кожи лягушки
В) клетки слоевища ламинарии
Г) яйцеклетка кролика
Д) клетки взрослой хлореллы
Е) клетки листа вишни

Чередование поколений у растений
, Хромосомы

Все приведённые ниже заболевания человека, кроме двух, являются результатом мутаций. Определите два заболевания, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) синдром приобретенного иммунодефицита
2) гемофилия
3) серповидноклеточная анемия
4) гепатит
5) синдром Дауна

СПИД, гемофилия, синдром Дауна

Какое число молекул ДНК содержится в соматической клетке человека перед митозом, если ее кариотип равен 46 хромосомам?

Что такое кариотип, набор хромосом перед митозом

Все приведённые ниже примеры растений, кроме двух, используются для описания их изменчивости в соответствии с законом гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова. Определите эти два понятия, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) томат и горох
2) пшеница и ячмень
3) яблоня и груша
4) картофель и капуста
5) фасоль и соя

Определение, частота, причины мутаций, закон гомологических рядов Вавилова

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы АТФ. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) вещество нестойкое, средняя продолжительность жизни одной молекулы менее одной минуты
2) в состав молекулы входит азотистое основание урацил
3) молекула является мономером нуклеиновых кислот
4) по структуре молекула является нуклеотидом
5) фосфатные группы, входящие в состав молекулы, соединены между собой макроэргическими связями

АТФ

Все перечисленные ниже характеристики, кроме двух, используют для описания изображенной на рисунке молекулы органического вещества клетки. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) мононуклеотид
2) цитозин
3) рибоза
4) тимин
5) макроэргические связи

АТФ

Установите соответствие между характеристиками и веществами: 1) АТФ, 2) ДНК. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) содержит макроэргические связи
Б) имеет в составе рибозу
В) является полимером
Г) хранит и передаёт наследственную информацию
Д) аккумулирует энергию в клетке
Е) состоит из двух цепей

АТФ, Строение ДНК

Установите соответствие между характеристиками и видами молекул: 1) РНК, 2) АТФ. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) содержит один вид азотистых оснований
Б) обеспечивает энергией реакции синтеза
В) входит в состав рибосом
Г) содержит макроэргические связи
Д) содержит четыре вида азотистых оснований
Е) служит матрицей при трансляции

АТФ, РНК

Установите последовательность процессов в световой фазе фотосинтеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) поглощение хлорофиллом квантов света
2) синтез молекул АТФ за счёт освобождаемой энергии
3) участие электрона в окислительно-восстановительных реакциях и освобождение энергии
4) возбуждение молекулы хлорофилла под влиянием энергии солнечного света

Световая фаза фотосинтеза

Выберите три варианта. Каково значение фотосинтеза в природе?
1) обеспечивает организмы органическими веществами
2) обогащает почву минеральными веществами
3) обеспечивает организмы кислородом
4) обогащает атмосферу парами воды
5) обеспечивает все живое на Земле энергией
6) обогащает атмосферу молекулярным азотом

Значение фотосинтеза, последствия вырубки лесов

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Уничтожение лесов на обширных территориях приводит к:
1) повышению в атмосфере вредных примесей азота
2) нарушению озонового слоя
3) нарушению водного режима
4) смене биогеоценозов
5) нарушению направления воздушных потоков в атмосфере
6) замкнутому круговороту веществ

Значение фотосинтеза, последствия вырубки лесов

Выберите три варианта. Какие особенности строения и свойств воды определяют её функции в клетке?
А) способность образовывать водородные связи
Б) наличие в молекулах макроэргических связей
В) полярность молекулы
Г) высокая теплоёмкость
Д) способность образовывать ионные связи
Е) способность выделять энергию при расщеплении

Значение воды для живых организмов

Установите соответствие между ароморфозом хордовых и эрой, в которой он появился: 1) палеозой, 2) мезозой
А) четырехкамерное сердце у птиц
Б) костные челюсти у панцирных рыб
В) легочное дыхание у двоякодышащих рыб
Г) пятипалая конечность у стегоцефалов
Д) матка и плацента у млекопитающих
Е) яйцо, покрытое плотной оболочкой, у пресмыкающихся

Этапы развития жизни на Земле

Установите соответствие между геологическими эрами и происходившими событиями: 1) палеозойская, 2) мезозойская. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) появление млекопитающих
Б) выход растений на сушу
В) появление цветка
Г) появление теплокровности
Д) появление внутреннего оплодотворения
Е) появление семени

Этапы развития жизни на Земле

Установите соответствие между организмами и эрой, в которой происходил расцвет этих организмов: 1) мезозойская, 2) палеозойская, 3) кайнозойская
А) кистепёрые рыбы
Б) птицы
В) папоротники
Г) пресмыкающиеся
Д) покрытосеменные
Е) голосеменные

Этапы развития жизни на Земле

В какую историческую эру появились прокариоты
1) архейскую
2) протерозойскую
3) палеозойскую
4) мезозойскую

Этапы развития жизни на Земле

Проанализируйте таблицу «развитие органического мира на Земле». Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) архей
2) протерозой
3) палеозой
4) появление зеленых водорослей
5) расцвет голосеменных растений
6) расцвет млекопитающих и птиц
7) выход членистоногих на сушу
8) появление первых млекопитающих

Этапы развития жизни на Земле

Установите последовательность эр в эволюции жизни с момента возникновения жизни на Земле. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Палеозойская
2) Мезозойская
3) Кайнозойская
4) Протерозойская
5) Архейская

Этапы развития жизни на Земле

По каким признакам археоптерикс относится к классу Птицы? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Тело покрыто перьями
2) На передних конечностях 3 пальца с когтями
3) На задних конечностях удлиненная кость – цевка
4) На ногах 4 пальца (3 вперед направлены, один назад)
5) На челюстях зубы
6) Небольшая грудина без киля

Эмбриологические и палеонтологические доказательства эволюции

СРЕДЫ ОБИТАНИЯ
1. Установите соответствие между характеристиками и средами жизни: 1) водная, 2) наземно-воздушная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) плотность высокая
Б) разнообразие условий низкое
В) лимитирующий фактор – температура
Г) лимитирующий фактор – обеспеченность кислородом
Д) плотность низкая

Основные среды жизни


2. Установите соответствие между средой обитания живых организмов и ее характеристиками: 1) организменная, 2) наземно-воздушная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) освещенность отсутствует
Б) плотность низкая
В) высокие колебания температур
Г) умеренное количество воды
Д) малое количество воды

Основные среды жизни

3. Установите соответствие между характеристиками и средами обитания: 1) наземно-воздушная среда, 2) организменная среда. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) постоянство температурного, солевого и осмотического режимов
Б) нехватка кислорода и света
В) является самой сложной по экологическим условиям средой
Г) ограниченность жизненного пространства
Д) резкие колебания температуры, влажности и освещения

Основные среды жизни

4. Установите соответствие между характеристиками и средами обитания: 1) водная среда, 2) почвенная среда. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) умеренное количество воды
Б) освещенность низкая
В) плотность средняя
Г) небольшие размеры животных
Д) обтекаемая форма тела животных

Основные среды жизни

5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Наземно-воздушная среда по сравнению с водной характеризуется
1) большим содержанием кислорода
2) высокой плотностью
3) слабыми перепадами давления
4) низкой степенью прозрачности
5) резкими изменениями температуры
6) низкой степенью освещённости

Основные среды жизни

6. Установите соответствие между животными и средами обитания, в которых они размножаются: 1) водная, 2) наземно-воздушная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) дельфин белобочка
Б) обыкновенная жаба
В) гребенчатый тритон
Г) травяная лягушка
Д) императорский пингвин
Е) нильский крокодил

Основные среды жизни

7. Установите соответствие между животными и средами их размножения: 1) водная, 2) наземно-воздушная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) акула катран
Б) серая жаба
В) морская черепаха
Г) обыкновенная гадюка
Д) травяная лягушка

Основные среды жизни


8. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Почву как среду обитания организмов характеризуют
1) отсутствие света
2) резкие перепады давления
3) низкое содержание углекислого газа
4) низкая плотность
5) незначительные колебания температуры
6) недостаток кислорода

Основные среды жизни


9. Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используются для описания условий внутриорганизменной среды обитания. Определите эти два термина и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) постоянство температуры
2) готовая пища
3) защищённость обитателя
4) плодовитость хозяина
5) постоянная смена хозяина

Основные среды жизни


Совокупность всех генов гаплоидного набора хромосом - это
1) генотип
2) геном
3) генофонд
4) фенотип

Строение генома эукариот

Где синтезируется рРНК?
1) на поверхности ЭПС
2) в клеточном центре
3) в ядре
4) в рибосомах

Ядро

Для какой эры в истории природы Земли характерен расцвет класса Птицы?
1) протерозойской
2) палеозойской
3) мезозойской
4) кайнозойской

Этапы развития жизни на Земле

В какой эре растительный мир приобрел современный облик
1) палеозойской
2) кайнозойской
3) мезозойской
4) протерозойской

Этапы развития жизни на Земле

Первые живые организмы, появившиеся на Земле, по типу питания являлись
1) автотрофами
2) сапротрофами
3) гетеротрофами
4) миксотрофами

Озон

Гибридное потомство, полученное Г.Д.Карпеченко при скрещивании редьки и капусты, оказалось бесплодным вследствие
1) разного числа половых клеток у редьки и капусты
2) отсутствия конъюгации хромосом у гибридов
3) кроссинговера между негомологичными хромосомами редьки и капусты
4) гомозиготности родительских форм

Гетерозис и Карпеченко

Для восстановления способности к воспроизведению у гибридов, выведенных методом отдаленной гибридизации,
1) получают полиплоидные организмы
2) их размножают вегетативно
3) получают гетерозисные организмы
4) выводят чистые линии

Гетерозис и Карпеченко

Бесплодные гибриды у растений образуются в результате
1) внутривидового скрещивания
2) полиплоидизации
3) отдаленной гибридизации
4) анализирующего скрещивания

Гетерозис и Карпеченко

Снижение эффекта гетерозиса в последующих поколениях обусловлено
1) проявлением доминантных мутаций
2) увеличением числа гетерозиготных особей
3) уменьшением числа гомозиготных особей
4) проявлением рецессивных мутаций

Гетерозис и Карпеченко

Какой вклад в генетику и селекцию внес Г.Д.Карпеченко?
1) преодолел бесплодие межвидовых гибридов
2) вывел новый сорт пшеницы
3) открыл явление гетерозиса
4) известен, как создатель новых сортов фруктов

Гетерозис и Карпеченко

Определите число хромосом в соматических клетках капустно-редечного гибрида после преодоления его бесплодия, если в исходных соматических клетках капусты и редьки по 18 хромосом
1) 9
2) 18
3) 27
4) 36

Гетерозис и Карпеченко

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости установил
1) Г. Мендель
2) Г. Д. Карпеченко
3) Н. И. Вавилов
4) Т. Морган

Определение, частота, причины мутаций, закон гомологических рядов


Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания заслуг шведского естествоиспытателя Карла Линнея. Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. (1) Описал более 8 тыс. видов растений. (2) Рассматривал усложнение организации как результат эволюции. (3) Ввел термин «биология». (4) Закрепил использование в науке бинарной номенклатуры для обозначения видов. (5) Создал первую эволюционную теорию. (6) Разработал принципы классификации растений и животных.

Эволюционные мужики до Дарвина


Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие ученые НЕ предлагали свои варианты теории эволюции животного мира?
1) Жан Батист Ламарк
2) Карл Линней
3) Томас Морган
4) Чарльз Дарвин
5) Альфред Уоллес

Жан Батист Ламарк

Фагоцитоз
Рассмотрите рисунок и определите, (А) какой процесс изображен на рисунке, (Б) кто открыл этот процесс и (В) каково его биологическое значение. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) И.И. Мечников
2) обеспечивает гуморальный иммунитет
3) П. Эрлих
4) фагоцитоз
5) Л. Пастер
6) пиноцитоз
7) обеспечивает клеточный иммунитет
8) выработка антител

Развитие микробиологии-2

Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются при описании экзогенных мутагенных факторов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) биологические факторы
2) физические факторы
3) функциональные изменения генома
4) возраст
5) химические факторы

Определение, частота, причины мутаций, закон гомологических рядов Вавилова

Установите последовательность этапов генетического клонирования овцы. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) введение в яйцеклетку ядра соматической клетки
2) стимуляция дробления зиготы
3) удаление ядра из яйцеклетки
4) получение реконструированной зиготы
5) получение морулы
6) трансплантация эмбриона в овцу-реципиента

Клонирование

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Т. Морган сформулировал
1) закон гомологических рядов наследственной изменчивости
2) закон независимого наследования признаков
3) закон сцепленного наследования
4) мутационную теорию
5) хромосомную теорию наследственности

Сцепленное наследование простое, Сцепленное наследование сложное

Установите последовательность, отражающую этапы эволюции живых организмов в соответствии с гипотезой А.И. Опарина – Дж. Холдейна. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) образование коацерватов
2) абиогенный синтез простейших органических соединений из неорганических
3) возникновение генетического кода
4) абиогенный синтез полимеров из простых органических соединений
5) взаимодействие коацерватов с окружающей средой

Абиогенез и коацервация

Установите соответствие между химическими элементами и группами, к которым они принадлежат: 1) макроэлементы, 2) микроэлементы, 3) ультрамикроэлементы. Запишите цифры 1, 2, 3 в порядке, соответствующем буквам.
А) фосфор
Б) золото
В) йод
Г) медь
Д) кальций
Е) ртуть

Элементарный состав клетки

Из предложенного списка химических элементов выберите органогены. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) кислород
2) азот
3) магний
4) хлор
5) йод

Элементарный состав клетки

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже элементов являются органогенными?
1) цинк
2) углерод
3) железо
4) медь
5) водород
6) азот

Элементарный состав клетки

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. К макроэлементам относятся:
1) Йод
2) Вода
3) Кислород
4) Сера
5) Фтор

Элементарный состав клетки

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания значения ионов кальция. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) входят в состав хлорофилла
2) влияют на реакцию свёртывания крови
3) обеззараживают пищу
4) входят в состав костной ткани
5) инициируют мышечное сокращение

Элементарный состав клетки

Установите соответствие между характеристиками и химическими элементами: 1) фосфор, 2) калий, 3) железо. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) участвует в проведении нервных импульсов
Б) входит в состав костной ткани
В) входит в состав липидного слоя
Г) входит в состав нуклеиновых кислот
Д) участвует в транспорте кислорода

Элементарный состав клетки

Выберите из перечисленных ниже функций две, которые выполняет вода. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) энергетическая
2) каталитическая
3) cтруктурная
4) гормональная
5) транспортная

Вода

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания физических свойств воды. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обладает высокой теплоёмкостью
2) находится в трёх агрегатных состояниях
3) максимальную плотность имеет при 0 °С
4) не проводит электрический ток
5) обладает высоким поверхностным натяжением

Вода

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие ученые внесли величайший вклад в развитие биологии, установив структуру ДНК?
1) Френсис Крик
2) Александр Флеминг
3) Томас Морган
4) Гуго де Фриз
5) Джеймс Уотсон

Открытие ДНК и ее функции

Определите рецессивные признаки у семян гороха
1) желтые и гладкие
2) зеленые и гладкие
3) желтые и морщинистые
4) зеленые и морщинистые

Третий закон Менделя

На многообразие ссылок не бывает

Установите соответствие между заболеванием и его возбудителем: 1) грибы, 2) гельминты, 3) вирусы. Запишите цифры 1-3 в правильном порядке.
А) аскаридоз
Б) головня злаков
В) мучнистая роса
Г) ветряная оспа
Д) грипп


ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ



© Д.В.Поздняков, 2009-2020