Дивергенция, конвергенция, аналогичные, гомологичные

Дивергенция, конвергенция, аналогичные, гомологичные

Конвергенция + аналогия

Конвергенция – процесс схождения признаков у разных организмов, попавших в одинаковые условия. Аналогичные органы –  органы, возникшие из разных исходных органов в процессе конвергенции. Внешне они похожи, потому что приспособлены к одним и тем же условиям, но имеют разное строение из-за разного происхождения.

Пример 1: глаз человека и осьминога. Имеют разное происхождение, потому что организмы совсем не родственные (разные типы – хордовые и моллюски).

Пример 2: клубни картофеля и георгина. Имеют разное происхождение – клубень картофеля это видоизмененный побег, а клубень георгина – видоизмененный корень.

Дивергенция + гомология

Дивергенция – расхождение признаков у потомков одного предка, попавших в разные условия. Гомологичные органы – органы, возникшие из одного исходного органа в процессе дивергенции. Внешне они обычно отличаются, потому что приспособлены к разным условиям, но всегда имеют сходное внутреннее строение из-за общего происхождения.

Пример 1: крыло летучей мыши, рука человека, ласт кита. Все близкие родственники (класс Млекопитающие), поэтому гомология. Органы отличаются друг от друга, поэтому дивергенция.
Пример 2: лист березы и усик гороха. Имеют общее происхождение, т.к. усик гороха является видизменением листа. По внешнему виду отличаются друг от друга, поэтому дивергенция.

Конвергенция + гомология

Если у близких родственников происходит сначала расхождение, а потом схождение признаков, то полученные призаки считаются конвергентными (т.к. произошло схождение признаков), но гомологичными (т.к. близкие родственники).

Пример 1: крылья совы и летучей мыши. Организмы близкие родственники (один тип), поэтому гомология. У предков летучих мышей была ходильная конечность, которая затем превратилась в крыло – произошло схождение признаков с птицами, поэтому конвергенция.

Пример 2: плавники акулы и ласты пингвина. Организмы близкие родственники (один тип), поэтому гомология. У предков пингвинов были крылья, которые затем  стали использоваться для плавания и превратились в ласты – произошло схождение признаков с акулами, поэтому конвергенция.


Дополнительные материалы

 ВИДЕО-УРОК  ПО ДАННОЙ ТЕМЕ: ссылка для донов, ссылка для мастер-группы

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

АНАЛОГИЧНЫЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Примером аналогичных органов является

1) рука человека и крыло бабочки
2) колючки боярышника и колючки барбариса
3) ловчие листья росянки и колючки барбариса
4) крыло бабочки и крыло птицы
5) почечные чешуи и усики гороха
6) усики гороха и усики винограда

246


ГОМОЛОГИЧНЫЕ - АНАЛОГИЧНЫЕ ПРИЗНАКИ
Установите соответствие между характеристиками органов и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: 1) гомологичные органы, 2) аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) отсутствие генетического родства
Б) выполнение различных функций
В) единый план строения пятипалых конечностей
Г) развитие из одинаковых эмбриональных зачатков
Д) формирование в сходных условиях

21112


ГОМОЛОГИЧНЫЕ - АНАЛОГИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между примером и типом органов: 1) Гомологичные органы 2) Аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) Предплечье лягушки и курицы
Б) Ноги мыши и крылья летучей мыши
В) Крылья воробья и крылья саранчи
Г) Плавники кита и плавники рака
Д) Роющие конечности крота и медведки
Е) Волосы человека и шерсть собаки

112221


2. Установите соответствие между примером и видом сравнительно-анатомических доказательств эволюции: 1) гомологичные органы, 2) аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) ходильные конечности раков и ложноножки гусениц
Б) чешуя ящерицы и перо птицы
В) глаза осьминога и собаки
Г) крылья птицы и стрекозы
Д) ноги бабочки и жука
Е) когти кошки и ногти обезьяны

212211


3. Установите соответствие между примером и видом сравнительно-анатомических доказательств эволюции: 1) гомологичные органы, 2) аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) лист березы и усик гороха
Б) иголка кактуса и лист яблони
В) корнеплод моркови и корневище папоротника
Г) шип крыжовника и игла кактуса
Д) клубень картофеля и луковица тюльпана
Е) цветок лилии и зонтик чеснока

112211


4. Установите соответствие между органами и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: 1) гомологичные органы, 2) аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) передние конечности лошади и крылья птицы
Б) клубень картофеля и ус садовой земляники
В) крылья птицы и крылья бабочки
Г) клубень картофеля и корневой клубень георгина
Д) колючка кактуса и ловчий аппарат росянки

11221


5. Установите соответствие между примерами органов и структур и их происхождением: 1) гомологичные, 2) аналогичные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) корневище ландыша и корнеплод свеклы
Б) листья яблони и усики гороха
В) щупальца гидры и осьминога
Г) усики винограда и усики гороха
Д) глаза креветки и рыбы
Е) волосы человека и вибриссы кошки

212221


6. Установите соответствие между примерами и типами органов: 1) аналогичные, 2) гомологичные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) колющий ротовой аппарат комара и грызущий таракана
Б) колючки кактуса и шипы розы
В) плавники кита и каракатицы
Г) жабры рыбы и рака
Д) крыло стрекозы и летучей мыши
Е) передние конечности летучей мыши и крота

211112


7. Установите соответствие между примерами и типами органов: 1) аналогичные, 2) гомологичные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
A) колючки барбариса и шипы розы
Б) жабры головастика и креветки
B) передние конечности лошади и кита
Г) раковина двустворчатых моллюсков и раковинных амеб
Д) стебель тыквы и клубень картофеля
Е) колющий ротовой аппарат клопа и грызущий термита

112122


СОБИРАЕМ
Б) Роющая конечность крота и ласт кита
В) Легкие лягушки и легочные мешки паука

ГОМОЛОГИЧНЫЕ ТЕКСТ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры гомологичных органов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Гомологичные органы формируются у животных и растений в результате дивергентного видообразования. (2) Чешуи рептилий и перья птиц являются роговыми производными эпидермального слоя кожи. (3) Чешуя рыб, в отличие от чешуи рептилий, развивается в дерме и представляет собой костную пластинку. (4) У млекопитающих встречаются такие видоизменения когтей, как копыта и ногти, служащие для разных целей. (5) Иглы ежа (отряд Насекомоядные) и дикобраза (отряд Грызуны) сформировались из шерсти как адаптация к защите от хищников. (6) Другими примерами защитных кожных образований являются раковины моллюсков и хитиновые панцири членистоногих.

245


ДИВЕРГЕНЦИЯ ТЕКСТ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания и примеры дивергенции в эволюции млекопитающих. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) У млекопитающих отмечается развитие зубной системы с формированием дифференцированных зубов. (2) Различные типы зубных систем позволили разным млекопитающим питаться различной пищей: травой, мясом, насекомыми и т.д. (3) У хищных зверей хорошо развиты клыки, в то время как у растительноядных клыки могут отсутствовать, но хорошо развиты предкоренные и коренные зубы с плоской жевательной поверхностью. (4) Муравьед и трубкозуб, относящиеся к разным отрядам, утрачивают зубы в связи с питанием муравьями и термитами. (5) У грызунов и зайцеобразных независимо друг от друга происходит формирование резцов, растущих в течение всей жизни. (6) У усатых китов зубы утрачиваются в связи с формированием китового уса, а у дельфинов зубы сохраняются.

236


КОНВЕРГЕНЦИЯ ТЕКСТ
1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры конвергенции у животных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Если разные виды неродственных организмов обитают в схожих условиях, то у них могут развиться схожие приспособления. (2) У рыб и ракообразных в связи с обитанием в водной среде сформировались схожие органы дыхания – жабры. (3) Необходимость получать кислород в наземно-воздушной среде привела к появлению у позвоночных животных сначала мешковидных, а затем ячеистых лёгких. (4) Передние конечности пингвинов и тюленей преобразовались в ласты в связи с переходом к водному образу жизни. (5) Примером конвергенции может быть не только внешнее сходство, но и одинаковое поведение животных. (6) Например, броненосцы и некоторые виды тараканов, будучи потревоженными, сворачиваются в идеальный шар.

246


2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания и примеры конвергенции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) В процессе эволюции у млекопитающих из отрядов Грызуны, Парнокопытные, Зайцеобразные и Хищные выработались сходные морфологические признаки. (2) У пустынных жуков и грызунов развиваются сходные биохимические механизмы образования сильно концентрированной мочи. (3) Верблюды приспособились запасать воду в форме жира, в то время как у мелких грызунов уменьшается потоотделение. (4) Небольшие млекопитающие животные из отрядов Зайцеобразные и Грызуны развивают способность к быстрым прыжкам, чтобы избежать атак хищников на открытых пространствах. (5) Рептилии в дневное время для обогрева выползают из норок на камни. (6) Птицы в жарком климате могут использовать норки для строительства гнезд.

124


3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания и примеры конвергенции. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Австралия отделилась от других континентов более 100 млн. лет назад, поэтому плацентарные млекопитающие долгое время не могли достичь этого континента. (2) Экологическая специализация привела к появлению большого разнообразия форм среди сумчатых и плацентарных млекопитающих. (3) У сумчатых и плацентарных млекопитающих, сходных по образу жизни, часто обнаруживается сходство во внешнем и внутреннем строении. (4) У коал (сумчатые) и лошадей (плацентарные), адаптированных к растительной пище, увеличена слепая кишка, в которой пища ферментируется. (5) Среди млекопитающих Австралии можно найти экологических двойников волка, крысы, бобра и муравьеда. (6) При заселении плацентарные млекопитающие обычно вытесняют сумчатых из типичных мест обитания благодаря лучшей выживаемости потомства.

345


4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания и примеры конвергенции. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Берёза (двудольные) и овёс (однодольные) приспособились к распространению пыльцы за счёт ветра и приобрели схожие черты в строении генеративных органов. (2) Цветки овса и берёзы невзрачные, с длинными тычинками и редуцированным околоцветником. (З) Цветки у берёзы собраны в соцветие серёжка, в то время как у овса колоски образуют метёлку. (4) У ветроопыляемых растений образуется большое количество мелких пыльцевых зёрен. (5) На ультраструктурном уровне строение пыльцы овса и берёзы существенно различается. (6) Берёзы преимущественно образуют пыльцу весной, а среди злаков есть виды, которые цветут летом или осенью.

124


5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания конвергенции. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Для млекопитающих характерна развитая зубная система, зубы в которой адаптированы к переработке различной пищи. (2) У некоторых млекопитающих из разных отрядов (Неполнозубые, Броненосцы) произошла полная утрата зубов. (3) У млекопитающих из отряда Хищные клыки видоизменились и стали более острыми, сформировался хищный зуб. (4) Среди ископаемых сумчатых млекопитающих встречались формы с заостренными клыками, аналогичные современным Хищным. (5) У травоядных млекопитающих из разных отрядов, напротив, развились предкоренные и коренные зубы, на которых сформировалась жевательная поверхность для перетирания пищи. (6) Среди представителей отряда Китообразные встречаются представитель с развитыми зубами (дельфины) и имеющие китовый ус (усатые киты).

245


6. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания конвергенции. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Паукообразные и Насекомые освоили наземную среду обитания и приобрели сходные адаптации к жизни на суше. (2) Жизненный цикл насекомых иногда включает в себя стадию водной личинки, и при переходе в наземную среду происходит замена органов дыхания. (3) У взрослых насекомых и многих пауков формируется трахейная система для интенсивного газообмена с внешней средой. (4) У пауков и насекомых выделение происходит при помощи мальпигиевых сосудов, которые появились в эволюции при выходе животных на сушу. (5) Насекомые используют крылья для полета, в то время как паукообразные к полету не способны. (6) Для строительства сетей и плетения коконов используют паутинные бородавки - видоизмененные брюшные конечности, которые у насекомых полностью редуцированы.

134


7. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания конвергенции. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Некоторые представители типов Круглые и Плоские черви приспособились к паразитизму и выработали комплекс адаптаций для борьбы с иммунной системой хозяев. (2) У паразитических круглых червей формируется плотная кутикула, которая сбрасывается при линьке. (З) Круглые и плоские черви выделяют в организме животных сходные молекулы, которые подавляют действие пищеварительных ферментов хозяина. (4) У ленточных червей отсутствует пищеварительная система, при этом пища проникает в организм через покровы. (5) У сосальщиков формируются специальные присоски для прикрепления в организме окончательного хозяина, а у большинства круглых червей специальные прикрепительные органы отсутствуют. (6) У аскариды и печёночного сосальщика в связи с переходом к паразитизму редуцированы органы зрения.

136


ДИВЕРГЕНЦИЯ - КОНВЕРГЕНЦИЯ
1. Установите соответствие между примером эволюционного процесса и способами, которыми он достигается: 1) конвергенция, 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) передние конечности кошки и верхние конечности шимпанзе
Б) крыло птицы и ласты тюленя
В) щупальце осьминога и рука человека
Г) крыло пингвина и плавники акулы
Д) разные типы ротовых аппаратов у насекомых
Е) крыло бабочки и крыло летучей мыши

221121


2. Установите соответствие между примером и процессом макроэволюции, который он иллюстрирует: 1) дивергенция, 2) конвергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие крыльев у птиц и бабочек
Б) окраска шерсти у серой и черной крыс
В) жаберное дыхание у рыб и раков
Г) разная форма клювов у большой и хохлатой синиц
Д) наличие роющих конечностей у крота и медведки
Е) обтекаемая форма тела у рыб и дельфинов

212122


3. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: 1) дивергенция, 2) конвергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) конечности пчелы и кузнечика
Б) ласты дельфина и крылья-ласты пингвина
В) крылья птицы и бабочки
Г) передние конечности крота и насекомого медведки
Д) конечности зайца и кошки
Е) глаза кальмара и собаки

122212


4. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: 1) конвергенция, 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) конечности крота и зайца
Б) крылья бабочки и птицы
В) крылья орла и пингвина
Г) ногти человека и когти тигра
Д) жабры краба и рыбы

21221


5. Установите соответствие между признаками организмов и формой эволюции, в результате которой этот признак сформировался: 1) дивергентная, 2) конвергентная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) строение зубов тигра и бобра
Б) крылья бабочки и ласточки
В) конечности дельфина и лошади
Г) обтекаемая форма тела у акулы и ихтиозавра
Д) усики винограда и усики гороха
Е) крылья стрекозы и пчелы

121221


6. Установите соответствие между примерами и эволюционными процессами: 1) конвергенция; 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) корневые шишки батата и корнеплоды моркови
Б) ногти приматов и копыта оленей
В) прыгательные конечности кенгуру и кузнечика
Г) иглы ежа и дикобраза
Д) клюв пеликана и дрозда
Е) ласты тюленя и пингвина

121121


7. Установите соответствие между примерами и эволюционными процессами: 1) конвергенция; 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) крылья летающего ящера и крылья птицы

Б) форма тела кита и акулы
В) глаз моллюска и дельфина
Г) форма клюва галапагосских вьюрков
Д) передние конечности кита и лошади
Е) окраска шерстного покрова зайца-беляка и зайца-русака

111222


8. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: 1) конвергенция, 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) зубы травоядных и хищных млекопитающих
Б) ротовой аппарат комара и таракана
В) защитные покровы круглых и плоских червей-паразитов
Г) ласты дельфина и ихтиозавра
Д) жабры раков и моллюсков
Е) длинные задние конечности страуса и кенгуру

221111


9. Установите соответствие между формами эволюционного процесса и их примерами: 1) дивергенция, 2) конвергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) клубни георгина и топинамбура
Б) ризоиды мхов и корни пшеницы
В) листья яблони и колючки барбариса
Г) эндосперм голосеменных и цветковых
Д) листья пшеницы и чешуи луковицы лилии
Е) воронковидные цветки василька и ложноязычковые цветки ромашки

221211


СОБИРАЕМ
А) грудные плавники кита и акулы

Б) плавники акулы и плавники ихтиозавра

В) ногти и когти млекопитающих

 

А) крылья летучей мыши и руки человека
Г) копыта лошади и ногти шимпанзе
Д) шипы розы и шипы боярышника


ДИВЕРГЕНЦИЯ - КОНВЕРГЕНЦИЯ - ФИЛОГЕНЕЗ
Установите соответствие между характеристиками и путями видообразования: (1) филетический, (2) конвергентный, (3) дивергентный. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) следующий вид – непосредственный потомок предыдущего
Б) наблюдается у неродственных организмов, живущих в одинаковых условиях среды
В) идёт путем расхождения признаков внутри одной группы
Г) является основой идиоадаптации и специализации
Д) независимое развитие сходных признаков у неродственных групп
Е) позволяет установить изменения во времени отдельной систематической группы (обычно вида)

123321



Проанализируйте таблицу «Формы эволюции». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
1) образование нескольких форм организмов от единого предка
2) параллелизм
3) развитие предков лошадей
4) гибридизация
5) возникновение разных видов вьюрков на Галапагосских островах
6) конвергенция
7) формирование саблезубости у разных видов семейства Кошачьих
8) возникновение приспособлений, повышающих уровень организации

613


Крылья птицы и бабочки
Рассмотрите рисунок с изображением крыльев у разных животных и определите: (А) как эволюционисты называют эти органы, (Б) к какой группе эволюционных доказательств относят эти органы и (В) в результате какого механизма эволюции они образовались.
1) гомологичные
2) эмбриологические
3) конвергенция
4) дивергенция
5) сравнительно-анатомические
6) аналогичные
7) движущая
8) палеонтологические

653


Акула, дельфин, пингвин, ихтиозавр
Рассмотрите рисунок с изображением обитателей вод разных классов позвоночных и определите, (А) какой способ эволюционного процесса иллюстрирует рисунок, (Б) в каких условиях протекает этот процесс и (В) к каким результатам приводит. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) гомологичные органы
2) конвергенция
3) происходит у родственных групп организмов, которые живут и развиваются в разнородных условиях среды
4) рудиментарные органы
5) происходит в одинаковых условиях существования животных, относящимся к разным систематическим группам, которые приобретают сходные черты строения
6) аналогичные органы
7) дивергенция

251



Все перечисленные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания органов, изображённых на рисунке. Определите два термина, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Эти органы происходят из одного зародышевого листка.
2) Органы выполняют разные функции.
3) Это органы хордовых животных.
4) Органы имеют разное происхождение.
5) Животные, обладающие этими органами, живут в сходных условиях среды.

45



Рассмотрите рисунки с изображением различных конечностей позвоночных и определите (А) тип органов, (Б) тип доказательств эволюции и (В) форму эволюции, которые они иллюстрируют. Для каждой буквы выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
1) эмбриологические
2) палеонтологические
3) сравнительно-анатомические
4) гомологичные
5) аналогичные
6) конвергенция
7) дивергенция
8) параллелизм

437


Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. К терминам эволюционного учения относят
1) дивергенция
2) мониторинг
3) естественный отбор
4) плазмида
5) панспермия

13


1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны сравнительно-анатомические методы изучения эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Аналогичные органы свидетельствуют о сходстве приспособлений к одинаковым условиям среды у разных организмов, возникающих в ходе эволюции. (2) Примером гомологичных органов являются передние конечности кита, крота, лошади. (3) Рудименты закладываются в эмбриогенезе, но полностью не развиваются. (4) Эмбрионы разных позвоночных в пределах типа имеют сходное строение. (5) В настоящее время составлены филогенетические ряды для слонов, носорогов.

123


2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания сравнительно-анатомических доказательств эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Фактом, доказывающим существование эволюционного процесса, является наличие у организмов рудиментарных органов. (2) Например, наличие тазовых костей у китообразных подтверждает, что они произошли от четвероногих предков. (3) Закладка жаберных мешков у эмбрионов млекопитающих свидетельствует о том, что их давние рыбообразные предки жили в воде и дышали жабрами. (4) Сходство структуры перьев птиц и кожных чешуй варана указывает на происхождение птиц от древних рептилий. (5) При обнаружении окаменелых останков переходных форм иногда удаётся выстроить филогенетический ряд, демонстрирующий, как постепенно видоизменялся скелет организмов. (6) В последние годы наиболее весомым доказательством эволюции оказался сравнительный анализ геномов организмов, позволяющий оценить степень их родства друг с другом.

124


Установите соответствие между утверждениями и их правильностью: 1) правильно, 2) неправильно. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Глаза позвоночных и головоногих моллюсков имеют сходное строение, т. к. они имеют общее происхождение.
Б) Колючки боярышника и барбариса являются гомологичными органами.
В) Рудименты появляются только у отдельных особей вида на определённых этапах развития.

222



© Д.В.Поздняков, 2009-2020