Иммунитет + Вирусы

Иммунитет + Вирусы

Иммунитет – это способность организма защищаться от чужеродных структур (возбудителей инфекций, раковых клеток и т.п.). Организм узнает чужеродные структуры по наличию в их составе чужеродных веществ – антигенов. Иммунитет осуществляется с помощью лейкоцитов и антител.

Лейкоциты (белые клетки крови):

Виды лейкоцитов (самые известные):


Антитела:

Виды иммунитета

Врождённый: у человека с рождения имеются готовые антитела против многих болезней. Например, человек не болеет собачьей чумкой.

Приобретенный естественный пассивный – ребенок получает готовые антитела с материнским молоком. Вывод: дети, находящиеся на грудном вскармливании, меньше болеют.

Приобретенный естественный активный – по окончании болезни в организме остаются клетки памяти, запоминающие строение антител. При повторном попадании того же самого возбудителя выделение антител начинается не через 3-5 дней, а сразу, и человек не заболевает.

Приобретенный искусственный пассивный – появляется после введения сыворотки – препарата готовых антител. Сыворотка вводится во время болезни, чтобы спасти человека. Клетки памяти при этом не образуются.

Приобретенный искусственный активный появляется после прививки – введения вакцины, т.е. препарата убитых или ослабленных возбудителей болезни. Организм проводит полноценную иммунную реакцию, остаются клетки памяти.

Вирусы

Вирусы открыты Д.И.Ивановским (1892 г., вирус табачной мозаики). Вирусы – это внутриклеточные паразиты, они могут жить и размножаться только в живых клетках. Вирусы паразитируют на клетках организмов всех царств живой природы. Вирусы бактерий называются бактериофаги.


Вирусы – это неклеточная форма жизни. Вирусные частицы (вирионы) – это не клетки:


Синтез компонентов вируса:


Значение вирусов:


Дополнительные материалы

 ВИДЕО-УРОК  ПО ТЕМЕ "ИММУНИТЕТ": ссылка для донов, ссылка для мастер-группы

 ВИДЕО-УРОК  ПО ТЕМЕ "ВИРУСЫ": ссылка для донов, ссылка для мастер-группы

ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Виды иммунитета, Иммунная система, Механизм формирования специфического иммунитета, Способы передачи инфекционных заболеваний, Развитие микробиологии-2, Общая характеристика вирусов, Жизнедеятельность вирусов, ВИЧ и СПИД, Происхождение и эволюционное значение вирусов


ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

ЛЕЙКОЦИТЫ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Лейкоциты - клетки крови, которые

1) образуются в красном костном мозге
2) способны изменять свою форму
3) содержат ядра
4) синтезируют гемоглобин
5) выделяют вещества для образования тромба
6) дозревают в нервных узлах

123


Фагоцитоз
Рассмотрите рисунок и определите, (А) какой процесс изображен на рисунке, (Б) кто открыл этот процесс и (В) каково его биологическое значение. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) И.И. Мечников
2) обеспечивает гуморальный иммунитет
3) П. Эрлих
4) фагоцитоз
5) Л. Пастер
6) пиноцитоз
7) обеспечивает клеточный иммунитет
8) выработка антител

417


ЛЕЙКОЦИТЫ - ЭРИТРОЦИТЫ
1. Установите соответствие между характеристикой и видом клеток крови, которому она соответствует: 1) лейкоциты, 2) эритроциты

А) содержат переносчик кислорода гемоглобин
Б) дозревают в лимфатических узлах
В) разрушаются в печени
Г) имеют крупное ядро и зернистую или незернистую цитоплазму
Д) имеют форму двояковогнутого диска

21212


2. Установите соответствие между признаком форменных элементов крови и их видом: 1) лейкоциты, 2) эритроциты
А) продолжительность жизни – три-четыре месяца
Б) передвигаются в места скопления бактерий
В) участвуют в фагоцитозе и выработке антител
Г) безъядерные, имеют форму двояковогнутого диска
Д) участвуют в транспорте кислорода и углекислого газа

21122


3. Установите соответствие между особенностями строения и функций и видами клеток крови: 1) эритроцит, 2) лейкоцит. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) содержит белок гемоглобин
Б) созревает в вилочковой железе
В) переносит кислород от легких к органам и тканям
Г) в зрелом состоянии синтезирует иРНК
Д) может самостоятельно передвигаться между клетками в тканях
Е) содержит антигены групп крови

121221


4. Установите соответствие между характеристиками и форменными элементами крови человека: 1) эритроциты, 2) лейкоциты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) выполняют защитную функцию
Б) содержат гемоглобин
В) имеют непостоянную форму
Г) способны к фагоцитозу
Д) синтезируют антитела
Е) имеют форму двояковогнутых дисков

212221


ЛЕЙКОЦИТЫ - ЭРИТРОЦИТЫ ОТЛИЧИЯ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Лейкоциты, в отличие от эритроцитов,

1) являются клетками
2) безъядерные форменные элементы крови
3) участвуют в фагоцитозе
4) обеспечивают врожденный иммунитет
5) формируют тромб
6) синтезируют антитела

346


АНТИТЕЛА
Установите соответствие между свойствами и веществами, которые ими обладают: 1) гормоны, 2) антитела. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) обеспечивают иммунитет
Б) являются гликопротеинами
В) формируются в ответ на появление в организме чужеродных белков
Г) обеспечивают регуляцию и интеграцию функций организма
Д) являются аминокислотами, полипептидами, белками или стероидами
Е) выделяются железами внутренней секреции

222111


АКТИВНЫЙ-ПАССИВНЫЙ-ДРУГОЙ
1. Установите соответствие между защитным свойством организма человека и видом иммунитета: 1) активный, 2) пассивный, 3) врожденный. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.

А) наличие антител в плазме крови, полученных по наследству
Б) получение антител с лечебной сывороткой
В) образование антител в крови в результате вакцинации
Г) наличие в крови сходных белков – антител у всех особей одного вида

3213


2. Установите соответствие между видами иммунитета: 1) естественный, 2) искусственный активный, 3) искусственный пассивный - и способами их возникновения. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) имеется с рождения, передается по наследству
Б) возникает при введении в организм ослабленных возбудителей
В) возникает при введении в организм готовых антител
Г) формируется после перенесенного заболевания
Д) формируется после вакцинации
Е) передается с материнским молоком

123121


ЕСТЕСТВЕННЫЙ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что характерно для естественного иммунитета человека?

1) передаётся по наследству
2) вырабатывается после перенесения инфекционного заболевания
3) вырабатывается после введения токсинов в организм
4) вырабатывается после введения ослабленных микроорганизмов
5) обеспечивается переходом антител из крови матери в кровь плода
6) формируется после введения человеку сыворотки

125


ЕСТЕСТВЕННЫЙ - ИСКУССТВЕННЫЙ
1. Установите соответствие между особенностями и видами иммунитета: 1) естественный, 2) искусственный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) невосприимчивость человека к чумке, поражающей собак
Б) невосприимчивость к кори после прививки
В) наследование невосприимчивости к инфекциям
Г) поступление иммуноглобулинов с грудным молоком
Д) выздоровление после введения моноклональных антител
Е) невосприимчивость к ветрянке человека, переболевшего в детстве

121121


2. Установите соответствие между характеристиками и видами иммунитета: 1) естественный, 2) искусственный. Запишите цифры 1-2 в порядке, соответствующем буквам.
А) возникновение после вакцинации
Б) образование при введении лечебной сыворотки
В) образование антител после инфекционного заболевания
Г) формирование с помощью прививки
Д) получение антител при грудном вскармливании
Е) поступление антител через плаценту

221211


СЫВОРОТКА
Установите последовательность этапов приготовления противодифтерийной сыворотки. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) получение дифтерийного яда
2) выработка стойкого иммунитета у лошади
3) приготовление противодифтерийной сыворотки из очищенной крови
4) очищение крови лошади – удаление из нее клеток крови, фибриногена и белков
5) многократное введение лошади дифтерийного яда через определенные промежутки времени с увеличением дозы
6) забор крови у лошади

152643


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Лечебные сыворотки характеризуются тем, что
1) используются для профилактики инфекционных заболеваний
2) содержат готовые антитела
3) содержит ослабленных или убитых возбудителей заболеваний
4) в организме антитела сохраняются недолго
5) используются для лечения инфекционных заболеваний
6) после введения вызывают заболевания в легкой форме

245


Установите соответствие между характеристикой и видом лечебного препарата: 1) вакцина, 2) лечебная сыворотка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) содержит убитые или ослабленные вирусы или бактерии
Б) содержит готовые антитела
В) может вызвать заболевание в лёгкой форме
Г) вводится, как правило, заболевшему человеку или при подозрении на заражение
Д) участвует в формировании пассивного искусственного иммунитета
Е) образует активный искусственный иммунитет

121221


Экспериментатор ввёл кролику лечебную сыворотку. Как изменится в плазме крови кролика концентрация
А) свободных антигенов,
Б) свободных антител,
В) фагоцитов?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

213


ИННУННАЯ РЕАКЦИЯ
Установите последовательность процессов, происходящих при формировании иммунитета к новому заболеванию в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) размножение лимфоцитов, вырабатывающих антитела
2) обнаружение патогена клетками иммунного ответа
3) связывание антител с патогеном
4) проникновение патогена во внутреннюю среду организма
5) уничтожение патогена лимфоцитами

42135


Выберите три варианта. Воспалительный процесс при попадании в кожу человека болезнетворных бактерий сопровождается
1) увеличением числа лейкоцитов в крови
2) свертыванием крови
3) расширением кровеносных сосудов
4) активным фагоцитозом
5) образованием оксигемоглобина
6) повышением артериального давления

134


Экспериментатор заразил корову вирусом коровьей оспы. Как изменилось
А) количество эритроцитов в крови,
Б) количество лимфоцитов в крови,
В) количество антител в плазме крови?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличится, (2) уменьшится, (3) не изменится. Цифры в ответе могут повторяться.

311


Фагоцитоз
В эксперименте исследователь во время процесса, отображенного на рисунке, определял состав форменных элементов крови у человека. Как изменится в выделенном фрагменте кожи человека содержание:
А) лейкоцитов,
Б) эритроцитов,
В) тромбоцитов?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличится, (2) уменьшится, (3) не изменится. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам. Цифры в ответе могут повторяться.

133


ВИРУСЫ
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Вирусы:

1) не обладают собственным обменом веществ
2) являются внутриклеточными паразитами
3) способны размножаться только внутри животных клеток
4) не содержат нуклеиновых кислот
5) могут быть уничтожены применением антибиотиков
6) не способны к самостоятельному синтезу белка

126


Экспериментатор заражал бактерий бактериофагом.
А) Первую группу бактерий он заразил бактериофагами, имевшими в составе радиоактивную серу,
Б) вторую – бактериофагами, имевшими в составе радиоактивный фосфор,
В) третью – бактериофагами, имевшими в составе радиоактивный углерод.
Как изменится содержание радиоактивного элемента внутри бактерий после заражения бактериофагом? Для каждой группы бактерий определите соответствующий характер изменения: (1) увеличится, (2) уменьшится, (3) не изменится. Цифры в ответе могут повторяться.

311


Бактериофаг
ВИРУС РИС
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного природного объекта?

1) характерен хемотрофный тип питания
2) образован нуклеиновой кислотой и белками
3) ведет паразитический образ жизни
4) образует споры при неблагоприятных условиях среды
5) отсутствует собственный обмен веществ
6) образует симбиоз с бактериальной клеткой

235


Бактериофаг
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для биологического объекта, изображённого на рисунке?
1) генетический материал представлен молекулами РНК
2) клеточная стенка из муреина
3) наличие мелких рибосом
4) наличие клеточного центра
5) является возбудителем СПИДа
6) имеет наружную белково-липидную мембрану

156


ВИРУС КРОМЕ
Все приведенные ниже характеристики, кроме трех, используют для описания вирусов. Определите три характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) вызывают ВИЧ, грипп, оспу
2) имеют собственные рибосомы
3) способны кристаллизоваться
4) способны к фагоцитозу
5) ведут только паразитический образ жизни
6) состоят только из нуклеиновой кислоты и капсида

246


ВИРУС - БАКТЕРИЯ
1. Установите соответствие между особенностями организмов и представителями: 1) Вирус иммунодефицита, 2) Кишечная палочка. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) Нет клеточной стенки
Б) Наследственный материал заключён в кольцевой ДНК
В) Наследственный материал заключён в РНК
Г) Может иметь жгутик
Д) Внутриклеточный паразит
Е) Симбионт человека

121212


2. Установите соответствие между признаками биологического объекта и объектом, к которому относится данный признак: 1) бактериофаг, 2) кишечная палочка. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) состоит из нуклеиновой кислоты и капсида
Б) клеточная стенка из муреина
В) вне организма находится в виде кристаллов
Г) может находиться в симбиозе с человеком
Д) имеет рибосомы
Е) имеет хвостовой канал

121221


3. Установите соответствие между признаком организма и группой, для которой он характерен: 1) прокариоты, 2) вирусы.
А) клеточное строение тела
Б) наличие собственного обмена веществ
В) встраивание собственной ДНК в ДНК клетки хозяина
Г) состоит из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки
Д) размножение делением надвое
Е) способность к обратной транскрипции

112212


4. Установите соответствие между характеристиками и природными объектами: 1) вирусы, 2) бактерии. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) только паразитический образ жизни
Б) способность к синтезу белковых молекул
В) образование спор для перенесения неблагоприятных условий среды
Г) отсутствие собственного обмена веществ
Д) наличие клеточной стенки
Е) деление клетки надвое

122122


5. Установите соответствие между особенностями строения и жизнедеятельности 1) вируса иммунодефицита человека и 2) стафилококка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) геном представлен молекулой РНК
Б) способен к обратной транскрипции
В) представлен паразитическими и свободноживущими штаммами
Г) имеет дополнительные гены в плазмидах
Д) паразитирует в лимфоцитах
Е) погибает при действии антибиотиков

112212


Бактериофаг и бактерия
ВИРУС-БАКТЕРИЯ РИС.
1. Установите соответствие между функциями и организмами, для которых они характерны. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) имеет оболочку из муреина
Б) является облигатным клеточным паразитом
В) способен к спорообразованию
Г) размножается бинарным делением
Д) состоит из ДНК или РНК и капсида
Е) способен кристаллизоваться

212211


Вирус и бактерия
2. Установите соответствие между характеристиками и формами жизни, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) при неблагоприятном воздействии образует споры
Б) является облигатным внутриклеточным паразитом
В) имеет нуклеоид
Г) мембрана образует выросты для размещения ферментов
Д) генетический аппарат представлен молекулами ДНК или РНК
Е) имеет белково-липидную мембрану и капсид

212211


Вирус и бактерия
3. Установите соответствие между характеристиками и формами жизни, представленными на рисунках. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) не имеет собственного метаболизма
Б) поддерживает собственный гомеостаз
В) может быть автотрофной и гетеротрофной
Г) содержит ДНК или РНК в качестве носителя наследственной информации
Д) размножается только внутри клеток хозяина
Е) может самостоятельно передвигаться

122112


Вирус и бактерия
4. Установите соответствие между характеристиками и формами жизни, представленными на рисунках 1 и 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) представляет собой неклеточную форму жизни
Б) имеет нуклеоид и рибосомы
В) размножается только в живых клетках
Г) размножается делением
Д) не имеет собственного обмена веществ
Е) неблагоприятные условия переживает в состоянии споры

121212


Вирус и бактерия
5. Установите соответствие между характеристиками и формами жизни, представленными на рисунках. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) нахождение нуклеиновой кислоты внутри белкового капсида
Б) размножение в клетках бактерий
В) может быть автотрофом или гетеротрофом
Г) не имеет рибосом
Д) размножается делением надвое
Е) не имеет собственного обмена веществ

112121


Вирус и бактерия
Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам. Цифры в ответе могут повторяться.
А) содержит только один тип нуклеиновых кислот
Б) имеет жгутики из тубулина
В) имеет гетеротрофный тип питания

132


Вирус и бактерия
Установите соответствие между признаками и организмами, обозначенными на рисунке цифрами 1-3. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) содержит линейные хромосомы
Б) имеет белковый капсид
В) клеточная стенка из муреина
Г) содержит хроматофор
Д) способен к обратной транскрипции
Е) мелкие рибосомы 70S типа

312312


ВИРУС В ОТЛ. ОТ БАКТЕРИЙ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Вирусы, в отличие от бактерий

1) имеют неоформленное ядро
2) размножаются только в других клетках
3) не имеют мембранных органоидов
4) осуществляют хемосинтез
5) способны кристаллизоваться
6) образованы белковой оболочкой и нуклеиновой кислотой

256


СОБИРАЕМ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Вирусы, в отличие от бактерий

1) имеют неоформленное ядро
2) образованы белковой оболочкой и нуклеиновой кислотой
3) относятся к свободноживущим формам
4) размножаются только в других клетках


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
1. Установите правильную последовательность стадий размножения ДНК-содержащих вирусов. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) выход вируса в окружающую среду
2) синтез белка вируса в клетке
3) внедрение ДНК в клетку
4) синтез ДНК вируса в клетке
5) прикрепление вируса к клетке

53421


2. Установите последовательность этапов проникновения и паразитирования в клетке вирусных частиц. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки
2) проникновение ДНК вируса в клетку
3) растворение оболочки клетки в месте прикрепления вируса
4) синтез вирусной ДНК и белков
5) выход вирусных частиц из клетки-хозяина
6) формирование новых вирионов

132465


3. Установите последовательность процессов, происходящих при заражении человека вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) высвобождение РНК из капсида
2) трансляция вирусных белков
3) проникновение вируса в лейкоциты
4) встраивание ДНК в хромосому лейкоцита
5) обратная транскрипция

31542


4. Установите последовательность этапов развития РНК-содержащего вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) с момента его проникновения в лимфоцит. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) синтез вирусной ДНК на РНК вируса (обратная транскрипция)
2) проникновение вирусной РНК в цитоплазму лимфоцита
3) синтез иРНК и вирусных белков в лимфоците
4) самосборка вирусных частиц
5) встраивание вирусной ДНК в хромосому лимфоцита

21534


5. Установите последовательность этапов синтеза белка ретровируса. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) встраивание вирусной ДНК в хромосому хозяина
2) проникновение вирусного генома в клетку
3) связывание вирусной иРНК с рибосомами хозяина
4) синтез ДНК на матрице РНК
5) удлинение полипептидной цепи

24135



Рассмотрите схему цикла развития ретровируса. Установите соответствие между процессами и их характеристиками, обозначенным цифрами 1, 2, 3, 4 на схеме. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) матрицей для синтеза ДНК служит молекула РНК
Б) главный фермент процесса – РНК- полимераза
В) удвоение молекулы ДНК
Г) образуются пептидные связи
Д) участвует фермент обратная транскриптаза
Е) образование молекулы РНК на матрице ДНК

132413


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ БАКТЕРИОФАГ
1. Установите последовательность этапов жизненного цикла бактериофага. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) биосинтез ДНК и белков бактериофага бактериальной клеткой
2) разрыв оболочки бактерии, выход бактериофагов и заражение новых бактериальных клеток
3) проникновение ДНК бактериофага в клетку и встраивание его в кольцевую ДНК бактерии
4) прикрепление бактериофага к оболочке бактериальной клетки
5) сборка новых бактериофагов

43152


2. Установите последовательность этапов жизненного цикла бактериофага, начиная с прикрепления к клетке. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) взаимодействие вируса с бактериальной оболочкой
2) проникновение ДНК вируса в клетку
3) синтез вирусной ДНК и белков
4) выход вирусов из клетки-хозяина
5) формирование новых вирионов

12354


3. Установите последовательность распространения и размножения бактериофага:
1) выход бактериофагов из бактерии
2) сборка вирусных частиц
3) образование белков вируса
4) прикрепление бактериофага к клеточной стенке бактерии
5) проникновение нуклеиновой кислоты бактериофага в бактерию

45321



Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными цифрами 1, 2, 3 на рисунке. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) содержит разные типы РНК
Б) является вирусным геномом
В) белковый капсид бактериофага
Г) осуществляет трансляцию вирусных белков
Д) обеспечивает проникновение ДНК в клетку хозяина
Е) содержит гены фагового капсида

321312


Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Обмен веществ как свойство живого характерен для
1) вирусов растений
2) простейших
3) почвенных бактерий
4) вирусов животных
5) бактериофагов

23


БОЛЕЗНИ
1. Установите соответствие между инфекционным заболеванием и его возбудителем: 1) бактерии, 2) вирусы, 3) простейшие. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) лямблиоз
Б) куриная холера
В) мозаичная болезнь табака
Г) коровья оспа
Д) малярия
Е) туберкулез

312231


2. Установите соответствие между заболеванием и его возбудителем: 1) грибы, 2) гельминты, 3) вирусы. Запишите цифры 1-3 в правильном порядке.
А) аскаридоз
Б) головня злаков
В) мучнистая роса
Г) ветряная оспа
Д) грипп

21133


3. Установите соответствие между правилами гигиены питания и заболеваниями, против которых они направлены: 1) бактериальные заболевания, 2) глистные заболевания, 3) бактериальные и глистные заболевания. Запишите цифры 1-3 в правильном порядке.
А) употреблять продукты с не истекшим сроком годности
Б) делать профилактические прививки
В) хорошо мыть руки
Г) качественно термически обрабатывать мясо
Д) не пить без обработки воду из прудов, озер и рек
Е) систематически стричь ногти

113232

 

Какие из перечисленных симптомов характерны для гриппа? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) высокая температура
2) воспалённые глаза
3) головная боль
4) выпадение волос
5) повышенный аппетит
6) слабость

136


Найдите три ошибки в приведённом тексте «Вирусы». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. (1) Вирусы – внутриклеточные паразиты, они проявляют активность только в клетках хозяина. (2) Вирусы относят к прокариотам. (3) Все вирусные частицы состоят из молекулы ДНК и целлюлозной оболочки. (4) Вирусы обладают всеми признаками живого: наследственностью, обменом веществ, раздражимостью и другими. (5) Нуклеиновые кислоты вируса синтезируются из нуклеотидов хозяина. (6) Вирусы – возбудители многих опасных заболеваний: гриппа, гепатита и др. (7) Они могут переносить гены между клетками одного организма, между организмами как одного, так и разных видов или даже классов.

234


Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. (1) Вирусы - внутриклеточные паразиты. (2) Генетический аппарат всех вирусов представлен молекулой ДНК. (3) Они синтезируют свои нуклеиновые кислоты и белки из соответствующих мономеров клетки хозяина. (4) Вирусы относят к прокариотам. (5) Оболочка вируса образована комплексом полисахаридов. (6) Вирусы - возбудители многих опасных заболеваний: бешенства, гепатита и др. (7) Вирусы паразитируют в клетках растений, животных, человека. (8) Особая группа вирусов - бактериофаги - поражает клетки бактерий.

245


Найдите три ошибки в приведенном тексте «Лечебные сыворотки». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. (1) Кровь, лишенную форменных элементов, называют сывороткой. (2) Лечебные сыворотки содержат готовые антитела. (3) Лечебные сыворотки, как и вакцины, готовят в промышленных масштабах. (4) Такие сыворотки используют не только для предупреждения, но и для лечения инфекционных заболеваний. (5) Антитела лечебных сывороток, в отличие от антител, образовавшихся после вакцинации в организме человека, являются липидами. (6) При введении лечебных сывороток в организм человека у него формируется активный искусственный иммунитет. (7) Введение лечебной сыворотки помогает человеку справиться с такими заболеваниями, как дифтерия и столбняк.

156



© Д.В.Поздняков, 2009-2020