Ламарк, Дарвин, СТЭ, результаты эволюции

Ламарк, Дарвин, СТЭ, результаты эволюции

Этапы развития эволюционной теории

Жан Батист Ламарк:


Чарльз Дарвин:

 

Синтетическая теория эволюции (СТЭ) осуществила синтез теории Дарвина и генетики, добавила к Дарвину:

Популяционные волны и дрейф генов

Популяционные волны – периодические колебания численности популяции. Например: численность зайцев непостоянна, каждые 4 года их становится очень много, затем следует спад численности. Значение: во время спада происходит дрейф генов.

Дрейф генов: если популяция очень маленькая (из-за катастрофы, болезни, спада поп-волны), то признаки сохраняются или исчезают независимо от их полезности, случайно.

Микроэволюция и макроэволюция

Микроэволюция – это изменения, происходящие в популяциях под действием движущих сил эволюции. В конечном счете приводит к возникновению нового вида.

Макроэволюция – это процесс формирования надвидовых таксонов – родов, семейств и выше.

Результаты эволюции


Любая приспособленность относительна, т.е. приспосабливает организм только к одним определенным условиям. При изменении условий приспособленность может стать бесполезной или даже вредной (тёмная пяденица на экологически чистой берёзе).


Дополнительные материалы

 ВИДЕО-УРОК  ПО ДАННОЙ ТЕМЕ: ссылка для донов, ссылка для мастер-группы

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Закон Харди-Вайнберга, Жан Батист Ламарк, Эволюционные мужики, Адаптации (приспособленность)

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

ЛАМАРК
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Выберите из предложенного списка положения эволюционной концепции Жана Батиста Ламарка.

1) Все живые существа стремятся развиваться от простого к сложному.
2) Между организмами происходит борьба за существование.
3) Организмы приспосабливаются к окружающей среде благодаря отбору полезных наследственных изменений.
4) Окружающая среда всегда вызывает полезные приспособительные изменения.
5) Приобретённые организмом в течение жизни признаки передаются по наследству.
6) Все существующие ныне виды произошли от исходного вида благодаря дивергенции.

145


2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания положений теории Ламарка. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Согласно теории французского учёного Жана Батиста Ламарка, материалом для эволюции организмов является наследственная изменчивость. (2) Если орган в течение жизни животного часто «упражняется», то он развивается. (3) Такой полезный признак, приобретённый животным, передаётся потомству. (4) Если этот признак даёт животному преимущество в борьбе за существование, то его шансы выжить становятся выше. (5) Таким образом новый адаптивный признак сохраняется в результате полового отбора. (6) Основной движущей силой эволюции Ламарк считал стремление организмов к совершенству.

236


3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания научных взглядов Ж.-Б. Ламарка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Учёный является создателем первой эволюционной теории, в которой излагались взгляды об историческом развитии видов. (2) Ж.-Б. Ламарк первым выдвинул гипотезу самопроизвольного зарождения жизни на Земле. (З) Историческое развитие живой природы учёный представлял как непрерывное поступательное движение от низших форм жизни к высшим. (4) Он считал наследственную изменчивость, борьбу за существование и естественный отбор движущими силами эволюции. (5) Он был убеждён в изначально заложенном в каждом живом организме стремлении к совершенству и прогрессивному развитию. (6) Учёный выделил три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую, борьбу с неблагоприятными условиями среды.

135


ЛАМАРК - ДАРВИН
1. Установите соответствие между научными взглядами и учёными: 1) Ж.Б. Ламарк, 2) Ч. Дарвин. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) выделил движущую силу эволюции – стремление каждого организма к самосовершенствованию
Б) создал первую эволюционную теорию
В) сформулировал теорию естественного отбора
Г) выделил наследственную изменчивость, как фактор эволюции
Д) утверждал, что все полезные приобретённые признаки наследуются
Е) отрицал существование видов в природе

112211


2. Установите соответствие между объяснениями эволюционных процессов и учёными – авторами эволюционных учений: 1) Жан-Батист Ламарк, 2) Чарльз Дарвин. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Язык муравьедов стал длинным в результате его постоянного вытягивания для ловли муравьёв.
Б) Виды галапагосских вьюрков возникли в результате дивергенции от исходного предка.
В) Глаза крота уменьшились из-за редкого их использования.
Г) Привычка змей залезать в щели привела к исчезновению конечностей, которые мешали им в узком пространстве.
Д) Предпочтения самками райских птиц самцов с цветастым оперением привело к экстравагантной окраске перьев у самцов этих видов.
Е) При уменьшении численности оленей в Катскильских горах в США больше шансов выжить получили самые быстрые волки.

121122


Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие ученые НЕ предлагали свои варианты теории эволюции животного мира?
1) Жан Батист Ламарк
2) Карл Линней
3) Томас Морган
4) Чарльз Дарвин
5) Альфред Уоллес

23


ЛАМАРК - ДАРВИН - СТЭ
Установите соответствие между (1) додарвиновскими концепциями, (2) положениями теории Дарвина и (3) последарвиновскими концепциями. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) Мир менялся благодаря катастрофам.
Б) Для организмов характерно стремление к прогрессу.
В) Органы должны упражняться, органы, которые не упражняются, атрофи- руются.
Г) В природе происходит отбор наиболее приспособленных организмов.
Д) Приспособленность организмов к среде обитания относительна.
Е) Мутационный процесс, комбинативная изменчивость – движущие силы эволюции.

111223


ЛАМАРК - ДАРВИН - СЕВЕРЦОВ
Установите соответствие между научными открытиями и учёными: 1) Ж.-Б. Ламарк, 2) Ч. Дарвин, 3) А.Н. Северцов. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) идея о борьбе за существование в результате ограниченности ресурсов
Б) теория об упражнении и неупражнении органов
В) концепция биологического прогресса и биологического регресса
Г) выявление естественного отбора как основной движущей силы эволюции
Д) учение об ароморфозах
Е) принцип градации

213231


ДАРВИН
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие основные идеи лежат в основе теории Чарльза Дарвина?

1) Интенсивное размножение организмов является одной из причин эволюции.
2) Материалом для эволюции служат комбинации генов и наследование этих комбинаций.
3) Движущими силами эволюции являются популяционные волны и мутации.
4) В природе происходит борьба за существование.
5) Движущими силами эволюции являются неопределённая изменчивость и естественный отбор.
6) Обмен генами возможен только внутри вида.

145


2. Выберите три варианта. Какие утверждения относят к теории Ч. Дарвина?
1) Внутри вида расхождение признаков приводит к видообразованию.
2) Вид неоднороден и представлен множеством популяций.
3) Естественный отбор – направляющий фактор эволюции.
4) При созданиии сортов и пород направляющим фактором служит искусственный отбор.
5) Внутреннее стремление к совершенству – фактор эволюции.
6) Популяция – это единица эволюции.

134


ДАРВИН ТЕКСТ
1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания наблюдений, сделаных Ч. Дарвиным во время экспедиции на корабле «Бигль». Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
(1) Приспособления у растений и низших животных возникают при непосредственном воздействии на них факторов окружающей среды. (2) При интенсивном использовании органа животным происходит увеличение его размера и эффективности; при неиспользовании – дегенерация и атрофия. (3) Стремление организмов каждого вида к размножению в геометрической прогрессии. (4) Более или менее постоянная численность взрослых особей каждого вида. (5) Приобретенные признаки являются благоприобретенными, наследуются и передаются потомкам. (6) Для жизни организмов характерна изменчивость, которая играет существенную роль в изменяющихся условиях среды.

346


2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идей Ч. Дарвина об эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Образование новых видов происходит в результате действия движущих сил эволюции: неопределённой (наследственной) изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора. (2) В основе эволюционного процесса лежит способность животных к упражнению органов. (З) Всему живому присуще стремление к совершенству. (4) В основе видообразования лежит принцип дивергенции. (5) Все изменения, которые возникают у организмов в течение жизни, передаются потомству. (6) Борьба за существование приводит к выживанию наиболее приспособленных особей, которые и оставляют потомство.

146


3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания научных взглядов Ч. Дарвина Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Учёный считал, что любые признаки, приобретенные организмом, передаются в ряду поколений. (2) Все виды обладают способностью к быстрому увеличению численности, но ресурсы среды ограничены. (З) Естественный отбор в отдельных изолированных группах постепенно ведет к дивергенции признаков. (4) В каждом живом организме изначально заложено стремление к совершенствованию. (5) Наследственная изменчивость обусловлена появлением мутаций и перекомбинацией генов. (6) Возникновение приспособленности организмов к условиям среды является результатом естественного отбора, но имеет относительный характер.

236


СТЭ
Выберите три положения синтетической теории эволюции.

1) единица эволюции – популяция
2) единица эволюции – вид
3) факторы эволюции – мутационная изменчивость, дрейф генов, популяционные волны
4) факторы эволюции – наследственность, изменчивость, борьба за существование
5) формы естественного отбора – движущий и половой
6) формы естественного отбора – движущий, стабилизирующий, дизруптивный

136


Березовая пяденица
Проанализируйте таблицу «Эволюционные теории». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
1) вид
2) нейтральная теория эволюции
3) теория Ламарка
4) порода
5) дрейф генов, естественный отбор, мутационный процесс, миграция и изоляция
6) особь (индивид)
7) упражнение и неупражнение органов, концентрация флюидов
8) искусственный отбор, наследственная изменчивость

315


ПОП-ВОЛНЫ
Вставьте в текст «Колебания численности особей» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.
Численность особей в популяциях непостоянна. Её периодические колебания называются (А). Их значение для эволюции состоит в том, что при росте численности популяции число мутантных особей увеличивается во столько же раз, во сколько возросло число особей. Если численность особей в популяции сокращается, то её (Б) становится менее разнообразным. В этом случае в результате (В) из него могут исчезнуть особи с определёнными (Г).
1) популяционная волна
2) борьба за существование
3) изменчивость
4) генофонд
5) естественный отбор
6) генотип
7) модификации
8) наследственность

1456


Установите последовательность процессов, происходивших в популяции белых сов вследствие уменьшения численности белых куропаток. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) снижение плотности популяции сов
2) рост рождаемости белых куропаток
3) увеличение численности сов
4) ужесточение внутривидовой конкуренции среди сов
5) уменьшение кормовой базы сов

54123


ПОП-ВОЛНЫ - ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
Установите соответствие между характеристикой и эволюционным фактором: 1) популяционные волны, 2) естественный отбор. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) один из источников эволюционного материала
Б) представляет собой колебания численности популяций
В) действие фактора направленно
Г) обеспечивает селекцию генотипов
Д) носит случайный характер
Е) может привести к дрейфу генов

112211


ПОП-ВОЛНЫ - ДРЕЙФ ГЕНОВ - ИЗОЛЯЦИЯ
Установите соответствие между характеристиками и факторами эволюции: 1) дрейф генов, 2) изоляция, 3) популяционные волны. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) создает условия для закрепления гетерогенности генофондов популяции
Б) действует в малочисленных популяциях
В) приводит к случайному изменению частот аллелей
Г) необходимое условие для видообразования
Д) колебание численности особей в популяции
Е) может возникать при действии хищников и паразитов

211233


ДРЕЙФ ГЕНОВ
В серии экспериментов американский генетик Сьюал Райт выращивал плодовых мушек (Drosophila melanogaster) на питательной среде. Всего выращивалось 20 популяций по 100 мушек в разных пробирках. В большинстве популяций преобладали гетерозиготные особи (Ее). Для получение следующего поколения Райт случайно выбирал по 5 самцов и самок из каждой популяции, пересаживал в новую пробирку и скрещивал. Спустя 15 поколений в 10 популяциях все особи были гомозиготны по рецессивному аллелю (ее), а в других 10 популяциях гомозиготны по доминантному аллелю (ЕЕ). Ответьте на вопросы: (А) Действие какого эволюционного фактора иллюстрирует эксперимент? (Б) Как можно объяснить увеличение степени гомозиготности популяций? (В) Как изменятся результаты эксперимента, если отбирать не по 5 самцов и самок, а по 50? Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.

1) естественный отбор
2) степень гомозиготности популяций увеличится
3) мутационный процесс
4) благодаря случайным процессам один аллель вытеснил другой
5) дрейф генов
6) степень гомозиготности популяций снизится
7) результат близкородственного скрещивания особей
8) закреплялись аллели, повышающие приспособленность особей

546


ДРЕЙФ ГЕНОВ ТЕКСТ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания дрейфа генов. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Генофонды разных популяций могут различаться благодаря «эффекту основателя» – переселению в новый ареал небольшой группы организмов с определенным набором генов. (2) Также генофонд может изменяться в результате борьбы за существование в определенных условиях. (3) Скорость изменения генофонда зависит тот различных факторов: скорости размножения, плотности популяции и др. (4) Распространение аллелей в некоторых случаях происходит случайно и ненаправленно. (5) Например, альбатрос, охотясь на сардин, выхватывает из косяка случайную рыбу. (6) Однако часто хищники выбирают наиболее слабую особь, чтобы повысить шансы результативной охоты.

145


ДРЕЙФ ГЕНОВ - ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
Установите соответствие между примерами и движущими силами эволюции: 1) естественный отбор, 2) дрейф генов. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) случайное выживание насекомых в период зимовки
Б) массовое случайное вымирание из-за катаклизма
В) выживание приспособленных к химикатам рыб в озере
Г) популяционные волны хищников и жертв
Д) явление индустриального меланизма у бабочек
Е) распространение серповидно-клеточной анемии среди жителей Африки

221211


МИКРОЭВОЛЮЦИЯ
1. Выберите из текста три предложения, которые описывают пути макроэволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Биологический прогресс обеспечивается ароморфозом, идиоадаптацией и общей дегенерацией. (2) Движущими силами эволюции служат мутации, борьба за существование и естественный отбор. (3) Естественный отбор проявляется в движущей и стабилизирующей формах. (4) Эволюционные преобразования, которые ведут к повышению уровня организации организмов называют ароморфозами. (5) Морфофизиологический регресс обеспечивает переход к сидячему образу жизни, либо к паразитизму. (6) Элементарной единицей для формирования нового вида служит репродуктивно изолированная популяция внутри вида.

145


2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания микроэволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) При адаптации микроорганизмов к воздействию антибиотиков формируются резистентные (устойчивые) популяции. (2) Менее приспособленные особи не оставляют потомства, поэтому их генотипы постепенно вытесняются из популяции. (3) Многоклеточные животные произошли от колониальных жгутиконосцев, при этом клетки в колонии приобрели способность синхронно делиться и формировать клеточные контакты. (4) У двухслойных животных закладывается два зародышевых листка, а у трёхслойных в дополнение образуется мезодерма. (5) У птиц более 80 млн лет назад полностью исчезли зубы, по-видимому, для облегчения скелета. (6) Виды рода Зяблик в Европейской части России различаются тембром и продолжительностью песни, но при этом эти виды занимают одну экологическую нишу.

126


МИКРОЭВОЛЮЦИЯ - МАКРОЭВОЛЮЦИЯ
1. Установите соответствие между характеристикой эволюционного процесса и уровнем эволюции, на котором он происходит: 1) микроэволюционный, 2) макроэволюционный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) формируются новые виды
Б) формируются надвидовые таксоны
В) изменяется генофонд популяции
Г) у особей вида формируются новые адаптации
Д) прогресс достигается путем ароморфозов или дегенерации

12112


2. Установите соответствие между характеристикой процесса и его видом: 1) микроэволюция, 2) макроэволюция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Происходит внутри вида.
Б) Результатом является образование новых таксонов.
В) Приводит к качественно новому уровню организации особей.
Г) Результатом является репродуктивная изоляция и видообразование.
Д) Начинается с дивергенции признаков у особей популяции.

12211


РЕЗУЛЬТАТЫ ЭВОЛЮЦИИ
1. Выберите три варианта. Какие из перечисленных примеров иллюстрируют результаты эволюции органического мира?

1) покровительственная окраска белого медведя, белой куропатки, обитающих на севере
2) борьба за выживание между соснами и елями в лесу
3) выведение человеком новых сортов растений и пород животных
4) предупреждающая (угрожающая) окраска божьих коровок
5) прекращение потока генов из популяции в популяцию (изоляция)
6) сходство формы тела и окраски незащищенных животных с защищенными

146


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Результатом эволюции является
1) приспособленность организмов к условиям внешней среды
2) комбинативная изменчивость
3) естественный отбор
4) повышение организации живых существ
5) дрейф генов
6) многообразие видов

146


ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ
Выберите три верных утверждения из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Примером покровительственной окраски является окраска шерсти белого медведя.
2) У жирафа угрожающая окраска.
3) Внешнее сходство некоторых мух с осами является примером мимикрии.
4) Форма тела леща является примером маскировки.
5) Яркая окраска божьей коровки — предупреждающая.
6) Чередование тёмных и светлых полос у зебры свидетельствует об агрессивности этих животных.

135


Установите соответствие между животным и типом окраски покровов его тела: 1) покровительственная, 2) предупреждающая. Запишите цифры 1-2 в порядке, соответствующем буквам.

А) медоносная пчела
Б) речной окунь
В) божья коровка
Г) колорадский жук
Д) белая куропатка
Е) заяц-беляк

212211


Установите соответствие между примерами и видами адаптаций: 1) мимикрия, 2) маскировка, 3) предостерегающая окраска. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) полосатый окрас мухи-осовидки
Б) ярко-голубая окраска лягушек-древолазов
В) красная окраска божьих коровок
Г) рисунок в виде глаз на крыльях бабочки-павлиноглазки
Д) зеленая окраска древесных квакш
Е) листообразное тело бабочки калимы

133122


ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ТЕКСТ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания примеров мимикрии в природе. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Самки птиц, гнездящиеся на земле, практически сливаются с общим фоном местности. (2) Также незаметны яйца и птенцы у этих видов птиц. (3) Многие неядовитые змеи очень похожи на ядовитых. (4) У ряда жалящих или насекомых с ядовитыми железами развивается яркая окраска, отбивающая всякую охоту их попробовать. (5) Непривлекательны для насекомоядных птиц пчелы и их подражатели – мухи-журчалки. (6) У некоторых бабочек узор на крыльях напоминает глаза хищника.

356


Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания примеров покровительственной окраски в природе. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Самки птиц, гнездящиеся на земле, практически сливаются с общим фоном местности, а их яйца и птенцы также незаметны. (2) Сходство по форме с предметами окружающей среды также позволяет многим животным избежать столкновения с хищниками. (3) У ряда жалящих или насекомых с ядовитыми железами развивается яркая окраска, отбивающая всякую охоту их попробовать. (4) В районах Крайнего Севера среди животных очень распространена белая окраска. (5) У некоторых бабочек узор на крыльях напоминает глаза хищника. (6) У некоторых животных пятнистая окраска имитирует чередование света и тени в окружающей природе и делает их менее заметной в густых зарослях.

146


РЕЗУЛЬТАТЫ - ФАКТОРЫ
Установите соответствие между характеристикой эволюции и её особенностью: 1) фактор, 2) результат

А) естественный отбор
Б) приспособленность организмов к среде
В) образование новых видов
Г) комбинативная изменчивость
Д) сохранение видов в стабильных условиях
Е) борьба за существование

122121


Березовая пяденица
Рассмотрите рисунок с изображением бабочки берёзовой пяденицы и определите (А) тип приспособления, (Б) форму естественного отбора и (В) направление эволюции, которые привели к формированию двух форм бабочек. Запишите три цифры (номера терминов из предложенного списка) в правильном порядке.
1) идиоадаптация
2) мимикрия
3) конвергенция
4) движущая
5) ароморфоз
6) маскировка
7) стабилизирующая

641


Гомологичные органы
Рассмотрите рисунок с изображением передней конечности разных животных и определите (А) направление эволюции, (Б) механизм эволюционного преобразования, (В) форму естественного отбора, которые привели к формированию таких органов. Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) ароморфоз
2) стабилизирующая
3) общая дегенерация
4) дивергенция
5) движущая
6) идиоадаптация
7) морфофизиологический регресс
8) конвергенция

645


Морской конек
Рассмотрите рисунок с изображением морского конька и определите (А) тип приспособления, (Б) форму естественного отбора и (В) путь эволюции, которые привели к формированию такого приспособления у данного животного. Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) разрывающая
2) маскировка
3) идиоадаптация
4) расчленяющая окраска
5) параллелизм
6) мимикрия
7) движущая

273


Колибри и муравьед
Рассмотрите рисунок с изображением колибри и муравьеда и определите (А) тип приспособления, (Б) форму естественного отбора и (В) путь эволюции, которые привели к формированию таких приспособлений. Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) движущая
2) дизруптивная
3) дегенерация
4) идиоадаптация
5) дивергенция
6) специализация
7) половой диморфизм

614


Таблица
ТИПЫ ОКРАСКИ ТАБ
1. Проанализируйте таблицу «Приспособленность организмов». Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.

1) чередование ярких пятен, полос, частей тела
2) сливается с основным фоном среды
3) скрывает объект на фоне полос света и тени
4) мимикрия
5) сучковидная или листовидная
6) жук божья коровка, клоп-пожарник, лягушки-древолазы
7) бабочка-стеклянница, муха-журчалка
8) палочник, богомол

436


Таблица
2. Проанализируйте таблицу «Типы морфологических адаптаций». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
1) мимикрия
2) маскировка
3) незаметные на фоне среды окраска и форма животных
4) колорадский жук
5) заяц-беляк и заяц-русак
6) конёк-тряпичник
7) контрастные пятна или полосы, имитирующие игру света-тени

8) предупреждающая

471


Таблица
3. Проанализируйте таблицу «Адаптация у животных». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующие термин, характеристику и пример из предложенного списка.
1) предупреждающая
2) леопард
3) маскировка
4) контраст между окраской животного и фоном окружающей среды
5) соответствие окраски и формы животного окружающим предметам
6) подражание по окраске и форме незащищённого животного защищённому животному другого вида
7) оса обыкновенная
8) колорадский жук

612


Таблица
4. Проанализируйте таблицу «Адаптация у животных». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующие термин, понятие и характеристику из предложенного списка.
1) мимикрия
2) саванная зебра
3) окраска и форма животного делают его похожим на предметы окружающей среды
4) расчленяющая окраска
5) пассивная защита
6) колорадский жук
7) бабочка капустница
8) схожесть окраски и формы у менее защищённого и более защищённого животного

436


Таблица
5. Проанализируйте таблицу «Типы морфологических адаптаций». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующее понятие или соответствующий пример из предложенного списка.
1) окраска и форма животного, имитирующие объекты внешней среды
2) яркая окраска в сочетании с ядовитыми железами
3) незаметные на фоне среды окраска и форма животных
4) божья коровка и оса
5) заяц-беляк и заяц-русак
6) муха осовидка и бабочка стеклянница
7) сплошная окраска
8) расчленяющая окраска

826


Таблица
6. Проанализируйте таблицу «Типы морфологических адаптаций». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
1) покровительственная окраска
2) капустная белянка
3) муха-журчалка
4) сходство организмов с неподвижными объектами
5) замирание при опасности
6) чередование полос, имитирующих свет и тень
7) тигровый питон
8) предостерегающая окраска

843


Таблица
Проанализируйте таблицу «Приспособленность организмов». Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) уплощенная
2) торпедообразная
3) шарообразная
4) скрывает организмы при групповом движении
5) делает организм незаметным среди предметов среды
6) крабы, креветки
7) богомол, палочник
8) морской конек-тряпичник

258


Прочитайте текст. Выберите три верных утверждения. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Эволюционный процесс состоит из макроэволюции и микроэволюции. (2) Микроэволюция протекает на популяционно-видовом уровне. (3) Направляющий фактор эволюции – борьба за существование. (4) Элементарная единица эволюции – класс. (5) Главные формы естественного отбора – движущий, стабилизирующий, разрывающий.

125


Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. (1) В настоящее время получила развитие Синтетическая теория эволюции. (2) С точки зрения этой теории минимальной единицей эволюции является вид. (3) Для эволюции имеет значение модификационная изменчивость, так как она зависит от условий среды и позволяет организмам достаточно быстро изменяться. (4) Появившийся признак сохраняется или отсеивается движущей, стабилизирующей и дизруптивной формами естественного отбора. (5) Движущая форма отбора сохраняет признаки, выработанные в стабильных условиях среды. (6) Стабилизирующая форма отбора сохраняет средние значения признаков. (7) Дизруптивный отбор устраняет промежуточные формы и сохраняет крайние значения признаков.

235



© Д.В.Поздняков, 2009-2020