Учительская

Интервью с борцом за честное ЕГЭ

Логика Дмитрия Гущина

Дмитрий Поздняков
В вашем поступке все ищут конспирологию. Простую (Гущин пиарится, ломая детские судьбы) или сложную (уже 10 лет, как на ЕГЭ списывают, все знают это; вбросом через Гущина какие-то большие люди хотят прекратить или сильно изменить ЕГЭ). Где правда?

Дмитрий Гущин
Некоторые склонны объяснять поступки других тем, что привлекает их самих. Рекламы мне не нужно – для меня не составляет трудности опубликоваться в газетах или оказаться в телекадре, и именно поэтому история с ЕГЭ получила огласку, а вовсе не наоборот. А вот сам вопрос вызывает удивление: не было никакого моего «поступка»: я увидел, что в интернете организована торговля решениями ЕГЭ, и рассказал об этом. Другое дело, что проблема, к сожалению, гораздо шире – она не только в списывании во время экзамена, она в массовом обмане и коррупции в сфере образования.

Дмитрий
Учитель - это друг ученика, товарищ и брат. Во время учебного года учитель может издеваться сколько угодно, но в решающий момент, когда на карте стоит жизнь ребенка, нормальный учитель просто обязан дать списать. Как вам, Дмитрий, такая логика?

Гущин
Мне эта логика не близка. Учитель ученику и не друг, и не брат, и издеваться над учеником ему непозволительно. А во время экзамена на карту поставлена не жизнь, а одна из оценок – одна из тысяч оценок, которые мы получаем в течение этой жизни. Иногда эти оценки будут хорошими, иногда плохими, бывает, завышенными, бывает, нас недооценят. Вот об этом надо говорить ученикам.

Я против той «логики», по которой учителя должны ставить незаслуженные отметки, врачи – выдавать поддельные справки, пожарные инспекторы – разрешать эксплуатацию «Хромой лошади», а Речной регистр – позволять «Булгарии» возить людей. Дело учителя –  учить быть честным перед собой и перед другими, разве это не так? А когда учитель «по знакомству» дает списать на экзамене, он чему учит? Я за единые для всех законы, против телефонного права, против заказных судов – я за то, чтобы мы жили в честной стране. И как это иногда ни неприятно, начинать нужно с себя.

Как провести в России честный ЕГЭ

Дмитрий
Будем реалистично исходить из того, что в мае следующего года наша страна еще не станет честной, с едиными для всех законами. Как в таких условиях нам сохранить ЕГЭ? Есть ли у вас какие-нибудь рецепты?

Гущин
Комплекс взаимосвязанных мер изложен, например, на сайте Учительской Газеты.

Дмитрий
К сожалению, Дмитрий, в вашем «Комплексе мер» слишком много буков. Не могли бы вы изложить то же самое покороче, с учетом жары и отпуска?

Гущин
1) Необходимо рассекретить варианты ЕГЭ, опубликовав в интернете варианты прошлых лет и создав открытые банки экзаменационных заданий частей А и В для будущих экзаменов.

2) ЕГЭ по обязательным предметам разрешить сдавать, начиная с 9 класса. По профильным предметам – начиная с десятого класса. Разрешить пересдачу экзаменов, чтобы можно было улучшать свои результаты.

3) Разрешить учащимся просматривать экзаменационные работы через интернет, чтобы можно было готовиться к апелляции.

4) Сделать гласной статистику ЕГЭ: учащиеся, выбирающие себе школу, их родители,  учителя, общественность имеют право знать средние баллы школы, пункта проведения экзамена, района, города, республики.

5) Оборудовать экзаменационные аудитории средствами видеорегистрации, видеозаписи сохранять для проверки возможных жалоб на нарушение порядка проведения экзамена.

6) Глушить сотовую связь в экзаменационных аудиториях.

7) Запретить учащимся и организаторам покидать экзаменационные аудитории во время экзамена (только во время специального перерыва).

8) Наказывать учащихся и организаторов за нарушение порядка проведения экзамена и премировать организаторов за предотвращение нарушений.

Дмитрий
Ваш «Комплекс мер» - очень жесткий документ. («Проверять документы», «налагать штрафы», «усилить ответственность» и т.п.) Краткое изложение, которое вы только что сделали, гораздо мягче. Почему?

Гущин
«Как провести честный ЕГЭ» - это не документ, это мое личное мнение о том, что нужно сделать, чтобы затруднить преступную деятельность взрослых, торгующих ответами на ЕГЭ. Я действительно считаю, что документы надо проверять, а ответственность усилить. Это не мне нужно, это нужно тем детям, кто одиннадцать лет добросовестно учился, тем, кто пишет ЕГЭ честно и рассчитывает на свои знания, а не на возможность списать в туалете. Их мы должны защитить.

Дмитрий
Вопрос был про смягчение вашей позиции. Смотрим, например, пункт 3.6. «Комплекса»: «Следует подготовить и заключить соглашения с поисковыми системами, социальными сетями, dns-регистраторами о незамедлительном блокировании недобросовестных ресурсов, о блокировании контекстного поиска по запросу «Купить ЕГЭ» и аналогичным». Запрещать что-то Яндексу (тем более - Гууглу) – это была заведомо нереалистичная мера, и вы от неё отказались, позицию смягчили, так?

Гущин
Нет, не так. Прочтите внимательнее, я нигде не говорю о запрете. В тексте говорится о том, что следует заключить соглашения о блокировании недобросовестных ресурсов. Соглашение – дело добровольное. Если в социальной сети появляется детское порно, то администраторы его удаляют. Экзаменационные материалы во время экзаменационной сессии они тоже могут удалять. Не подумайте, что придется закрыть весь интернет. Достаточно на полмесяца приостановить 2-3 группы, 2-3 сайта, торгующие решениями.

Дмитрий
Хорошо, записал. Теперь давайте уточним про «запрет учащимся покидать экзаменационные аудитории». Вот на 45-ой минуте экзамена ребенок встает и говорит «Я сейчас описаюсь». Что, по-вашему, должны сделать организаторы?

Гущин
В крайнем случае, ребенок выйдет на 45-ой минуте и придет на вторую часть экзамена – ту, которая после перерыва. Но все же предлагаю согласиться с тем, что обычный здоровый человек, не забывший сходить в туалет перед экзаменом, может просидеть в аудитории полтора-два часа. Продолжительность одной вузовской лекции – это вполне по силам выпускникам.

Дмитрий
Значит, можно будет просидеть 45 минут, выйти, еще 45 минут неизвестно чем заниматься, а потом прийти на вторую половину? А в чем тогда смысл?

Гущин
Экзамен состоит из двух частей с перерывом. До перерыва учащиеся отвечают на экзаменационные вопросы из частей А и В, после перерыва – часть С.

Дмитрий
Хорошо, решили вопрос. Работаем дальше. Некоторые предложения вашего «Комплекса мер» очень легко осуществить. Почему же это не делается? (Вариант "вредят специально, враги России" пока не рассматриваем))
1) Рассекретить материалы ЕГЭ: опубликовать их в интернете легко, инфраструктура есть. Почему не делают?
2) Глушить сотовую связь очень просто, и покупать ничего не надо, у МВД/ФСБ уже всё есть (как раз проверят своё оборудование). Почему не глушат?

Гущин
Каждый экзаменационный день отключать в стране сотовую связь средствами спецслужб никто не позволит. Да это и не требуется: для проведения экзаменов достаточно маломощных глушителей, рассчитанных на небольшие помещения; и просить никого не надо, откомандировывать специалистов из одного ведомства в другое. В школах под ЕГЭ задействуют по 5-6 кабинетов, подавитель сигнала стоит меньше 1000 руб., на всю школу потребуется несколько тысяч рублей. Это небольшие деньги в расчете на много лет. Но пока таких устройств в школах нет.

На то, чтобы не открывать КИМы, по-видимому, есть две причины. Первая: часть задач типов А и В используется из года в год, и составители не хотят раскрывать условия. Но это не главное препятствие, некоторое небольшое количество вариантов можно было бы опубликовать, ничему это не помешало бы. Главная причина в том, что публикация вариантов это работа, а делать ее никто никому не поручал.

Дмитрий
Теперь представим себе большое кавказское село. И тамошний директор, и проверяющие, и милиция - все хорошие, близкие люди – кто помешает им помочь своим детям? Никто не помешает. Есть ли у вас рецепты против такого села? (Рецепт "Давайте все станем честными" не принимается.)

Гущин
Рецепт такой: видеорегистрация экзамена и статистика. Если кто-то получит 65 баллов вместо 61, никто и не заметит. А если результаты будут статистически достоверно выбиваться, то приедет ревизор. Руководителей региональных ведомств за такие нарушения увольняют. Яндекс: «В связи с аномальным превышением в 2010 году количества высокобалльных результатов ЕГЭ в Карачаево-Черкесии по сравнению с общероссийскими показателями и грубыми нарушениями процедуры проведения государственной аттестации президент Эбзеев своим указом отправил в отставку и. о. министра образования и науки Карачаево-Черкесской республики Ирину Шаповалову», – говорится в сообщении пресс-службы главы КЧР.  

Глубоко личные вопросы

Дмитрий
Интервью между тем начинает заканчиваться. Осталось несколько глубоко личных вопросов. Первый: моя конспирологическая фраза "вбросом через Гущина какие-то большие люди хотят прекратить или сильно изменить ЕГЭ" оказалась, как мы видим, пророческой. Это точно случайность?

Гущин
Что именно случайность? Вброс – это когда пресс-секретарь чиновника звонит в СМИ и от имени «источника, близкого к ...» сообщает то, что хочет. Ко мне никто не обращался.
        
Дмитрий
Хорошо, личный вопрос №2. Мне кажется, что у вас с Навальным одна и та же проблема: вы боретесь с тем, что всех, по большому счету, устраивает. Крупномасштабное списывание на ЕГЭ, например, основывается на общественном консенсусе о том, что это не-плохо. Есть ли у вас какой-нибудь привлекательный лозунг против списывания для масс (родителей, учеников и учителей)?

Гущин
«Обман и коррупция не могут быть путем к успеху».

Дмитрий
И это – всё? А по-моему – могут)))

Гущин
Что такое успех и что значит быть успешным, каждый определяет для себя сам. Но все же настоящий успех не может быть основан на безнравственности, и большинство из нас с презрением относится к тем, кто строит свою жизнь на обмане, воровстве и обходе законов. Многим удобно представлять дело так, как будто это норма. Но утверждение, что мы не можем без лжи, – это иллюзия.









Обратная связь

Оцените по пятибалльной шкале ответы Дмитрия Гущина на два последних вопроса





Результаты

Расскажите друзьям

0

Ещё можно почитать

Другие статьи раздела «Учительская»

Гостевая
На главную

© Д.В.Поздняков, 2009-2017
E-mail: pozzdd@yandex.ru