Обзор царства растений

Водоросли и мхи

Царство растений делится на 2 подцарства – высших растений и низших растений. Низшие растения – это водоросли, высшие – мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные.

Водоросли

1) не имеют тканей, в том числе:

2) не имеют органов (стеблей, листьев, корней и т.п.);

«Водоросли» – неудачное название, поскольку в воде живут и высшие растения (ряска, кувшинка), а низшие растения могут жить на суше, например, водоросль плеврококк образует зеленые налеты на деревьях и скалах.

Хроматофоры (хлоропласты) водорослей могут иметь разные фотосинтетические пигменты помимо хлорофилла. Разные типы пигментов позволяют водорослям улавливать свет даже на больших глубинах. Красный свет (который поглощается хлорофиллом) распространяется в воде только до глубины 4-5 метров, поэтому зеленые водоросли могут жить только в верхних слоях воды. Глубже проникают желтые и зеленые лучи, их улавливают бурые водоросли. Ещё глубже есть только синий свет, его поглощают красные водоросли. Преобладающий тип фотосинтетического пигмента является систематическим признаком, например, выделяют отделы Зеленых, Бурых, Красных водорослей.

Зелёные водоросли

ХЛАМИДОМОНАДА – одноклеточная водоросль грушевидной формы, живет в пресных стоячих водоемах, особенно если вода обогащена азотом. Имеет две сократительные вакуоли, чашеобразный хлоропласт (хроматофор), светочувствительный глазок, два жгутика. Жизненный цикл – зиготическая редукция, но в некоторых источниках стадию зиготы называют «спорофитом» по аналогии с гапло-диплофазным циклом.

ХЛОРЕЛЛА – одноклеточная водоросль. Может обитать в воде, почве, на поверхности почвы или коре деревьев во влажных местах. Жгутиков, глазка и сократительных вакуолей нет. Размножение только бесполое (с помощью неподвижных спор), половой процесс неизвестен. Имеет очень высокую эффективность фотосинтеза, из-за своего бурного размножения используется для очистки сточных вод.

ВОЛЬВОКС – колониальная пресноводная водоросль. Колония выглядит как полый шар, поверхность которого образована похожими на хламидомонаду клетками, соединенными между собой цитоплазматическими тяжами. Редукция зиготическая.

УЛОТРИКС
 – нитчатая пресноводная водоросль. Состоит из одного ряда клеток, с помощью базальной клетки прикрепляется к субстрату. Хроматофор в форме пояска. Размножение бесполое (фрагментация нити и зооспорами) и половое (зиготическая редукция).

Харовые водоросли

СПИРОГИРА – нитчатая пресноводная водоросль. Ризоидов нет. Хроматофор спиральный, отсюда название. Бесполое размножение происходит фрагментацией нитей; половое – конъюгацией: две клетки разных нитей сливаются друг с другом, и возникает зигота (диплоидная стадия). В зиготе происходит мейоз и образуются 4 гаплоидные клетки; 3 из них отмирают, а оставшаяся (зигоспора) дает начало новой нити.

Бурые водоросли

ЛАМИНАРИЯ (морская капуста) имеет крупное слоевище до 20 м. Съедобна, богата йодом. Жизненный цикл гапло-диплофазный, преобладает спорофит. Запасное вещество – ламинарин.

Красные водоросли (багрянки)

Оболочка клеток содержит пектины, из них получают агар-агар, который используют в кулинарии (изготовление мармелада, желе), а также в микробиологии для приготовления твердых питательных сред для выращивания бактерий. ПОРФИРА используется в пищу человеком (нори для суши и роллов).

Мхи

Мхи, как и все высшие растения, имеют гапло-диплофазный жизненный цикл. Мужские половые органы, как и у всех высших растений, называются антеридии, женские – архегонии. Мужские гаметы мхов – сперматозоиды (имеют жгутики для плавания), поэтому оплодотворение возможно только в присутствии капельно-жидкой воды.

 

Мхи считаются первыми растениями, вышедшими на сушу. У них впервые появляются стебель и листья. Отличия мхов от остальных высших растений:

Представители мхов

КУКУШКИН ЛЁН широко распространен, поэтому изображается на всех картинках «жизненный цикл мхов». Один из самых длинных мхов (длина побега до 30 см.)

СФАГНУМ не имеет ризоидов, вода впитывается мертвыми водозапасающими клетками белого цвета (отсюда название «белый мох»). Эффективно накапливает воду, вызывает заболачивание леса. Содержит бактерицидное вещество, поэтому после отмирания не гниет, а превращается в торф.

МАРШАНЦИЯ – примитивная, гаметофит представлен талломом (слоевищем). На слоевище находятся подставки с органами полового размножения: мужские подставки зонтикообразные, женские – звездообразные.


Дополнительные материалы

 ВИДЕО-УРОК  ПО ДАННОЙ ТЕМЕ: ссылка для донов, ссылка для мастер-группы

ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Водоросли


ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

ВОДОРОСЛИ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для низших растений характерны следующие признаки

1) имеют вегетативные и генеративные органы
2) тело представляет собой таллом, или слоевище
3) имеют разнообразные ткани
4) для оплодотворения им требуется капельно-жидкая вода
5) включают одноклеточные организмы
6) группа включает водоросли и мхи

245


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для водорослей характерны следующие признаки
1) тело одноклеточных представителей – слоевище (таллом)
2) представлены одноклеточными, колониальными и многоклеточными организмами
3) примерами многоклеточных водорослей являются ламинария и вольвокс
4) примерами одноклеточных водорослей являются хлорелла и хламидомонада
5) бесполое размножение осуществляется спорами или частями тела
6) многие представители закрепляются за субстрат с помощью корней

245


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для большинства зелёных водорослей?
1) образуют зооспоры
2) имеют дифференцированные ткани
3) выполняют роль редуцентов в экосистеме
4) содержат хлорофилл в качестве преобладающего пигмента
5) являются только многоклеточными организмами
6) не имеют органов

146


ХЛАМИДОМОНАДА
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для организма, изображённого на рисунке, характерно(-ы):

1) исключительно бесполое размножение
2) светочувствительный глазок
3) хроматофор
4) митохондрии
5) клеточный рот
6) ложноножки

234


Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла хламидомонады, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) образуется из зооспоры
Б) формируется в результате мейоза
В) продуцирует гаметы
Г) диплоидная стадия
Д) проходит стадию покоя
Е) активно фотосинтезирует

323113


Амеба и хламидомонада

ХЛАМИДОМОНАДА КРОМЕ
Все приведённые ниже термины, кроме двух, используют для описания клетки, изображённой на рисунке. Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) жгутики
2) клеточный рот
3) целлюлозная клеточная стенка
4) прокариот
5) светочувствительный глазок

24


Одуванчик и спироигра
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для отдела, представитель которого изображен на рисунке?
1) преобладание в цикле развития спорофита
2) наличие бесполого и полового размножения
3) взрослые растения представлены гаметофитом
4) образование зооспор в благоприятных условиях
5) образование гамет путем мейоза
6) наличие тканей

234


ЗЕЛЁНЫЕ - БУРЫЕ
1. Установите соответствие между характеристиками и группами водорослей: 1) бурые водоросли, 2) хламидомонадовые зелёные водоросли. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) доминирующее поколение в жизненном цикле гаплоидное
Б) обитают на глубине до 40–100 м
В) представителями являются саргас и ламинария
Г) могут вызывать цветение воды
Д) являются одноклеточными со жгутиками

21122


2. Установите соответствие между водорослями и их особенностями: 1) ламинария, 2) хлорелла. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) тело представлено одной клеткой
Б) преобладает спорофит
В) относится к отделу Зеленые водоросли
Г) запасное питательное вещество – крахмал
Д) вступает в симбиоз с грибами
Е) слоевище многоклеточное

212221


3. Установите соответствие между характеристиками и представителями водорослей: 1) хлорелла, 2) ламинария. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) имеет многоклеточное слоевище
Б) в жизненном цикле преобладает спорофит
В) вступает в симбиоз с мицелием гриба в слоевище лишайника
Г) используется для биологической очистки сточных вод
Д) образует заросли на глубине до 20 метров
Е) может обитать во влажной почве

221121


4. Установите соответствие между характеристикой и классификационной группой водорослей: 1) зеленые, 2) бурые. Запишите выбранные цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) представитель хламидомонада
Б) крупные многоклеточные растения
В) почти все виды морские
Г) одноклеточные и многоклеточные виды
Д) в основном пресноводные растения
Е) представитель ламинария

122112


Выберите два одноклеточных организма.
1) Хламидомонада
2) Спирогира
3) Улотрикс
4) Вольвокс
5) Эвглена Зеленая

15


БУРЫЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для большинства бурых водорослей?

1) имеют разветвленные корни
2) распространены в морских водоёмах
3) образуют основную массу морского фитопланктона
4) содержит хлорофилл и каротиноиды
5) представляют второй трофический уровень
6) запасной продукт – полисахарид ламинарин

246


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для водорослей рода Ламинария?
1) в слоевище различают листовидную пластинку, «стволик» и ризоиды
2) распространены в северных морях
3) талломы крупные, образуют подводные заросли
4) занимают второй трофический уровень
5) в клетках хроматофор спиралевидный, наличие стигмы
6) образуют основную массу фитопланктона

123


Одуванчик и спироигра
Установите соответствие между характеристиками и водорослями, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) имеет колониальное строение
Б) имеет половой процесс конъюгацию
В) живёт на большой глубине

634


Одуванчик и спироигра
Установите соответствие между характеристиками и водорослями, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) спорное таксономическое положение между царствами растений и животных
Б) форма хроматофора обусловливает название рода
В) образует глубоководные заросли в северных морях
Г) имеет макроскопическое строение
Д) имеет стигму и один хлоропласт
Е) служит источником йода для человека

234414


ВОДОРОСЛИ - ВЫСШИЕ
Установите соответствие между примерами и категориями растений: 1) низшие растения, 2) высшие растения. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) хвощевидные
Б) ульвовые
В) фукусовые
Г) плауновидные
Д) моховидные
Е) багрянки

211221


ВОДОРОСЛИ В ОТЛИЧ. ОТ МХОВ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Водоросли, в отличие от мхов,

1) одноклеточные и многоклеточные растения
2) автотрофные организмы
3) размножаются спорами
4) не имеют тканей и органов
5) относятся к низшим растениям
6) выполняют роль продуцентов в экосистеме

145


ВОДОРОСЛИ - МХИ
1. Установите соответствие между характеристикой и группой растений: 1) зеленые водоросли, 2) моховидные

А) не имеют тканей
Б) не имеют органов
В) имеют коробочки со спорами
Г) у некоторых представителей имеются водоносные клетки
Д) спорофит развивается на гаметофите
Е) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы

112221


2. Установите соответствие между признаками и группами растений, для которых они характерны: 1) Зелёные водоросли, 2) Листостебельные мхи. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) из зиготы вырастает спорофит
Б) отсутствуют ткани и органы
В) на гаметофите развивается коробочка на ножке
Г) органы размножения развиваются на верхушках побегов
Д) имеются одноклеточные и многоклеточные формы
Е) у большинства видов тело представлено слоевищем

212211


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите в цифры, под которыми они указаны. Для ламинарии, в отличие от сфагнума, характерно:
1) преобладание спорофита над гаметофитом
2) отсутствие листьев
3) наличие подвижных половых клеток
4) формирование спор в спорангии
5) отсутствие водоносных клеток
6) преобладание гаметофита над спорофитом

125


НАБОР ВОДОРОСЛЕЙ
У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор спор и гамет хламидомонады. Запишите два числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

11


У зеленой водоросли улотрикса преобладающим поколением является гаметофит. Какой хромосомный набор имеют клетки взрослого организма и спорофита? Запишите два числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

12


МХИ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаки, характерные для мхов

1) наличие ризоидов
2) отсутствие проводящих тканей
3) наличие корня
4) наличие стебля и листьев
5) отсутствие спор
6) наличие цветка и плода

124


2. Выберите три верных утверждения из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мхи относятся к споровым растениям.
2) Спорофитом кукушкина льна является листостебельная часть растения.
3) У мхов впервые появляются проводящие ткани.
4) Оплодотворение у мхов не зависит от воды.
5) У кукушкина льна на гаметофите созревает несколько спорофитов.
6) Спорофиты кукушкина льна образуются на женских растениях.

136


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаки, характерные для мхов
1) cчитаются самой древней группой растений
2) многие представители закрепляются за субстрат с помощью ризоидов
3) примерами листостебельных мхов являются сфагнум и кукушкин лён
4) примерами слоевищных мхов являются маршанция и ламинария
5) в жизненном цикле преобладает гаметофит
6) у многих представителей развиваются спороносные колоски

235


Проанализируйте текст «Мхи». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Мхи — это ________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах — ________ (Б). В наших лесах встречаются зелёные мхи, например, кукушкин лён, и белые мхи, например, ________ (В). Для жизнедеятельности мхов крайне важна вода, поэтому они часто встречаются около лесных стоячих водоёмов: озёр и болот. Многовековые отложения мхов на болотах образуют залежи ________ (Г) — ценного удобрения и топлива.
1) низшее
2) коробочка
3) семенное
4) сорус
5) споровое
6) сфагнум
7) торф
8) цветковое

5267


Кукушкин лен
МХИ РИС
1. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания растения, изображенного на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и за пишите цифры, под которыми они указаны.

1) прикрепляется за счет ризоидов
2) зеленое растение представлено гаметофитом
3) имеет стробил на весеннем побеге
4) размножается спорами
5) имеет разветвленное корневище

35


Сфагнум
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался побег, изображенный на рисунке, то для этого растения характерны
1) мелкие чешуйчатые листья
2) оплодотворение при помощи воды
3) размножение семенами
4) образование плодов на верхушке побега
5) развитие листостебельного растения из протонемы (предростка)
6) наличие хорошо развитой корневой системы

125


Маршанция
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для изображенных на рисунке растений характерны следующие признаки
1) низшие растения
2) примитивные высшие споровые растения
3) диплоидный спорофит преобладает над гаплоидным гаметофитом
4) корней нет
5) тело не разделено на ткани и органы
6) гаплоидный гаметофит преобладает над диплоидным спорофитом

246


Маршанция
4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для отдела, один из представителей которого изображён на рисунке?
1) не имеет проводящей системы
2) листостебельное растение развивается из споры
3) корневая система стержневого типа
4) обитает в водной среде
5) доминирующая стадия – спорофит
6) спорофит развивается на гаметофите

126



5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для изображённого на рисунке растения характерны
1) развитое корневище
2) гаплоидные зелёные побеги
3) размножение, требующее присутствия воды
4) корневая система мочковатого типа
5) отсутствие развитой проводящей системы
6) развивающийся из семени спорофит

235


ЦИКЛ МХА
1. Установите правильную последовательность в смене стадий в цикле развития мха, начиная с образования спор. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) образование спорофита
2) образование зеленой нити (протонемы)
3) формирование взрослого гаметофита
4) образование спор
5) оплодотворение

42351


2. Определите последовательность процессов, происходящих в жизненном цикле мха кукушкин лен, начиная с результата слияния гамет. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) формирование протонемы
2) образование гамет
3) деление клеток спорангия мейозом
4) развитие спорофита
5) образование зиготы

54312


3. Установите последовательность стадий в жизненном цикле мха Кукушкин лён, начиная со спорофита. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) протонема
2) спорофит
3) спора
4) зигота
5) сперматозоид

23154


4. Установите последовательность стадий жизненного цикла мха сфагнума, начиная с оплодотворения. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) оплодотворение
2) развитие листостебельного растения
3) развитие коробочки на ножке
4) развитие половых органов и гамет
5) развитие спор
6) прорастание протонемы

135624


5. Установите последовательность стадий в жизненном цикле зеленого мха, начиная с прорастания споры. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) развитие листостебельного растения
2) созревание спор в спорангии
3) прорастание споры и образование протонемы
4) образование гамет и оплодотворение
5) формирование молодого спорофита из зиготы

31452


Проанализируйте таблицу «Цикл развития мха». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из представленного списка.
1) ризоиды
2) листостебельное растение
3) коробочка на ножке
4) диплоидная
5) гаплоидная
6) заросток
7) спора
8) побег

735


Установите соответствие между стадией развития мха кукушкин лён и её плоидностью: 1) Гаплоидная, 2) Диплоидная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Спора
Б) Протонема (зелёная нить)
В) Листостебельное растение
Г) Коробочка
Д) Гаметы
Е) Зигота

111212


МХИ В ОТЛИЧИЕ ОТ ВОДОРОСЛЕЙ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Мохообразные, в отличие от зеленых водорослей,

1) не требуют воды для размножения
2) имеют покровную ткань
3) имеют недифференцированный таллом
4) имеют доминирующую стадию – гаметофит
5) образуют коробочку со спорами
6) имеют специализированные органы полового размножения

256


МХИ В ОТЛИЧИЕ ОТ ПАПОРОТНИКОВ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. По каким характеристикам мхи отличаются от папоротников?

1) необходимость воды для оплодотворения
2) преобладание гаметофита в жизненном цикле
3) отсутствие корней
4) способность к фотосинтезу
5) развитие спорогона на гаметофите
6) размножение спорами

235


МХИ КАК И ПАПОРОТНИКИ
1. Выберите три варианта. Папоротники, как и мхи

1) являются высшими споровыми растениями
2) имеют вегетативные и генеративные органы (цветки, плоды)
3) являются многолетними растениями
4) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических
5) не нуждаются в воде при размножении и развитии
6) не содержат в клетках хлоропласты и митохондрии

134


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для мхов и папоротников характерно:
1) в размножении участвуют жгутиковые сперматозоиды
2) наличие корней
3) развитие с чередованием поколений
4) размножение не зависит от воды
5) преобладает стадия гаметофита
6) расселение и размножение с помощью спор

136


МХИ В ОТЛИЧ. ОТ ЦВЕТКОВЫХ
Выберите три варианта. Мхи, в отличие от покрытосеменных растений,

1) образуют половые клетки
2) не имеют тканей
3) имеют ризоиды
4) являются фототрофами
5) размножаются спорами
6) не имеют цветка

356


МХИ КАК И ЦВЕТКОВЫЕ
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны. В чём заключается сходство моховидных и покрытосеменных растений?

1) имеют клеточное строение
2) имеют корни
3) образуют семена
4) содержат в клетках хлорофилл
5) образование спор мейозом
6) доминирование гаметофита над спорофитом

145


Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К растениям, не имеющим корней, относят
1) кукушкин лён
2) щитовник мужской
3) плаун булавовидный
4) хвощ полевой
5) сфагнум
6) ламинарию

156


НАБОРЫ МХОВ
1. Какой хромосомный набор в клетках взрослого растения и спорах кукушкина льна? Запишите два числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

11


2. Какой хромосомный набор характерен для клеток взрослого растения и споры сфагнума? Запишите два числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

11


3. Определите число хромосом (n) при образовании споры кукушкина льна в начале деления спорогония и после первого деления. Запишите два числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

21


4. Какой хромосомный набор характерен для спор и гамет растения кукушкин лен? Запишите два числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

11


5. Какой хромосомный набор характерен для клеток спорогона (коробочки на ножке) и спор сфагнума? Запишите два числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

21


ОДНО ЧИСЛО МХИ
В клетке стенки коробочки кукушкина льна 14 хромосом. Какой набор хромосом содержит клетка листа кукушкина льна? В ответе запишите только число хромосом.

7


Жизненный цикл мха
Рассмотрите схему онтогенеза листостебельного мха. Определите две стадии онтогенеза с диплоидным набором хромосом и запишите цифры, под которыми они указаны.

23



Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла мха, обозначенными цифрами на рисунке выше. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) стадия, перед которой происходит редукционное деление
Б) стадия, перед которой происходит оплодотворение
В) вторая из трех диплоидных стадий, показанных на рисунке

428


СОБИРАЕМ

Г) листостебельный гаметофит


Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла мха, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.

А) расположение и деление в спорангии
Б) образование в результате оплодотворения
В) высвобождение из спорогона при созревании
Г) половая клетка в архегонии
Д) развитие в протонему
Е) слияние со сперматозоидом

324141



Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла кукушкиного льна, обозначенными на рисунке выше цифрами 2, 3, 4, 7. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) осуществляет всасывание воды за счет ризоидов
Б) преобладает в жизненном цикле
В) имеет стеблевидные и листовидные структуры
Г) продуцирует сперматозоиды
Д) является местом образования зиготы
Е) образуется в ходе мейоза

222347



© Д.В.Поздняков, 2009-2020