Иммунитет + Группы крови

Иммунитет + Группы крови

Иммунитет – это способность организма защищаться от чужеродных структур (возбудителей инфекций, раковых клеток и т.п.). Организм узнает чужеродные структуры по наличию в их составе чужеродных веществ – антигенов. Иммунитет осуществляется с помощью лейкоцитов и антител.

Лейкоциты (белые клетки крови):

Виды лейкоцитов (самые известные):


Антитела:


Иммунная реакция при занозе в пальце:

Виды иммунитета

ПО СПЕЦИФИЧНОСТИ:


ГУМОРАЛЬНЫЙ-КЛЕТОЧНЫЙ:


ВРОЖДЁННЫЙ-ПРИОБРЕТЁННЫЙ:


АКТИВНЫЙ-ПАССИВНЫЙ:


ЕСТЕСТВЕННЫЙ-ИСКУССТВЕННЫЙ:


Неспецифический гуморальный иммунитет обеспечивают лизоцим (содержится в слюне, обеспечивает  разрушение муреина в клеточной стенке бактерий), интерфероны (блокируют размножение вирусов в зараженных клетках).
Неспецифический клеточный иммунитет обеспечивается клетками, способными к фагоцитозу (фагоцитами – например, макрофагами).

Cпецифический гуморальный иммунитет обеспечивается с помощью антител (иммуноглобулинов).
Специфический клеточный
иммунитет осуществляется с помощью Т-лимфоцитов.

Приобретенный естественный пассивный – ребенок получает готовые антитела с материнским молоком. Вывод: дети, находящиеся на грудном вскармливании, меньше болеют.
Приобретенный естественный активный – по окончании болезни в организме остаются клетки памяти, запоминающие строение антител. При повторном попадании того же самого возбудителя выделение антител начинается не через 3-5 дней, а сразу, и человек не заболевает.

Приобретенный искусственный пассивный – появляется после введения лечебной сыворотки – препарата готовых антител. Сыворотка вводится во время болезни, чтобы спасти человека. Клетки памяти при этом не образуются.
Приобретенный искусственный активный появляется после прививки – введения вакцины, т.е. препарата убитых или ослабленных возбудителей болезни. Организм проводит полноценную иммунную реакцию, остаются клетки памяти. Вакцины используются для профилактики инфекционных заболеваний.

Переливание крови

Группы крови I (0) II (А) III (В) IV (АВ)
Антигены (агглютиногены) на мембране эритроцитов нет А В АВ
Антитела (агглютинины), растворенные в плазме крови α и β β α нет

Агглютинин α (альфа) комплементарен агглютиногену А – они соединяются (склеиваются, происходит агглютинация). β (бета) агглютинирует с В.

Первую группу крови можно переливать всем (универсальный донор), вторую – себе и четвертой, третью – себе и четвертой, четвертую – только себе (универсальный реципиент).

Схема, изложенная в предыдущем абзаце, расчитана на работу врачей после апокалипсиса, а также на решение заданий ЕГЭ. В реальной жизни никто не переливает цельную кровь, переливают её части (например, эритроцитарную массу без плазмы). Потому что если провести «правильное» переливание цельной крови, например, первой во вторую, то антитела α из первой группы соединятся с антигенами А из второй, эритроциты склеются в комочки, произойдёт закупоривание капилляров.

Но при «правильном» переливании, по крайней мере, не произойдет быстрая смерть пациента. А при «неправильном» – произойдёт: перелитые эритроциты несут чужеродные антигены, поэтому они будут пожираться местными фагоцитами. Массовое разрушение эритроцитов приведёт к свертыванию крови прямо в сосудах.


Дополнительные материалы

 ВИДЕО-УРОК  ПО ТЕМЕ "ИММУНИТЕТ": ссылка для донов, ссылка для мастер-группы

ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Виды иммунитета, Иммунная система, Механизм формирования специфического иммунитета, Способы передачи инфекционных заболеваний, Развитие микробиологии-2, Общая характеристика вирусов, Жизнедеятельность вирусов, ВИЧ и СПИД, Происхождение и эволюционное значение вирусов


ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

ЛЕЙКОЦИТЫ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Лейкоциты - клетки крови, которые

1) образуются в красном костном мозге
2) способны изменять свою форму
3) содержат ядра
4) синтезируют гемоглобин
5) выделяют вещества для образования тромба
6) дозревают в нервных узлах

123


Фагоцитоз
Рассмотрите рисунок и определите, (А) какой процесс изображен на рисунке, (Б) кто открыл этот процесс и (В) каково его биологическое значение. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) И.И. Мечников
2) обеспечивает гуморальный иммунитет
3) П. Эрлих
4) фагоцитоз
5) Л. Пастер
6) пиноцитоз
7) обеспечивает клеточный иммунитет
8) выработка антител

417


ЛЕЙКОЦИТЫ - ЭРИТРОЦИТЫ
1. Установите соответствие между характеристикой и видом клеток крови, которому она соответствует: 1) лейкоциты, 2) эритроциты

А) содержат переносчик кислорода гемоглобин
Б) дозревают в лимфатических узлах
В) разрушаются в печени
Г) имеют крупное ядро и зернистую или незернистую цитоплазму
Д) имеют форму двояковогнутого диска

21212


2. Установите соответствие между признаком форменных элементов крови и их видом: 1) лейкоциты, 2) эритроциты
А) продолжительность жизни – три-четыре месяца
Б) передвигаются в места скопления бактерий
В) участвуют в фагоцитозе и выработке антител
Г) безъядерные, имеют форму двояковогнутого диска
Д) участвуют в транспорте кислорода и углекислого газа

21122


3. Установите соответствие между особенностями строения и функций и видами клеток крови: 1) эритроцит, 2) лейкоцит. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) содержит белок гемоглобин
Б) созревает в вилочковой железе
В) переносит кислород от легких к органам и тканям
Г) в зрелом состоянии синтезирует иРНК
Д) может самостоятельно передвигаться между клетками в тканях
Е) содержит антигены групп крови

121221


4. Установите соответствие между характеристиками и форменными элементами крови человека: 1) эритроциты, 2) лейкоциты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) выполняют защитную функцию
Б) содержат гемоглобин
В) имеют непостоянную форму
Г) способны к фагоцитозу
Д) синтезируют антитела
Е) имеют форму двояковогнутых дисков

212221


ЛЕЙКОЦИТЫ - ЭРИТРОЦИТЫ ОТЛИЧИЯ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Лейкоциты, в отличие от эритроцитов,

1) являются клетками
2) безъядерные форменные элементы крови
3) участвуют в фагоцитозе
4) обеспечивают врожденный иммунитет
5) формируют тромб
6) синтезируют антитела

346


АНТИТЕЛА
Установите соответствие между свойствами и веществами, которые ими обладают: 1) гормоны, 2) антитела. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) обеспечивают иммунитет
Б) являются гликопротеинами
В) формируются в ответ на появление в организме чужеродных белков
Г) обеспечивают регуляцию и интеграцию функций организма
Д) являются аминокислотами, полипептидами, белками или стероидами
Е) выделяются железами внутренней секреции

222111


АКТИВНЫЙ-ПАССИВНЫЙ-ДРУГОЙ
1. Установите соответствие между защитным свойством организма человека и видом иммунитета: 1) активный, 2) пассивный, 3) врожденный. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.

А) наличие антител в плазме крови, полученных по наследству
Б) получение антител с лечебной сывороткой
В) образование антител в крови в результате вакцинации
Г) наличие в крови сходных белков – антител у всех особей одного вида

3213


2. Установите соответствие между видами иммунитета: 1) естественный, 2) искусственный активный, 3) искусственный пассивный - и способами их возникновения. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) имеется с рождения, передается по наследству
Б) возникает при введении в организм ослабленных возбудителей
В) возникает при введении в организм готовых антител
Г) формируется после перенесенного заболевания
Д) формируется после вакцинации
Е) передается с материнским молоком

123121


ЕСТЕСТВЕННЫЙ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что характерно для естественного иммунитета человека?

1) передаётся по наследству
2) вырабатывается после перенесения инфекционного заболевания
3) вырабатывается после введения токсинов в организм
4) вырабатывается после введения ослабленных микроорганизмов
5) обеспечивается переходом антител из крови матери в кровь плода
6) формируется после введения человеку сыворотки

125


ЕСТЕСТВЕННЫЙ - ИСКУССТВЕННЫЙ
1. Установите соответствие между особенностями и видами иммунитета: 1) естественный, 2) искусственный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) невосприимчивость человека к чумке, поражающей собак
Б) невосприимчивость к кори после прививки
В) наследование невосприимчивости к инфекциям
Г) поступление иммуноглобулинов с грудным молоком
Д) выздоровление после введения моноклональных антител
Е) невосприимчивость к ветрянке человека, переболевшего в детстве

121121


2. Установите соответствие между характеристиками и видами иммунитета: 1) естественный, 2) искусственный. Запишите цифры 1-2 в порядке, соответствующем буквам.
А) возникновение после вакцинации
Б) образование при введении лечебной сыворотки
В) образование антител после инфекционного заболевания
Г) формирование с помощью прививки
Д) получение антител при грудном вскармливании
Е) поступление антител через плаценту

221211


СЫВОРОТКА
Установите последовательность этапов приготовления противодифтерийной сыворотки. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) получение дифтерийного яда
2) выработка стойкого иммунитета у лошади
3) приготовление противодифтерийной сыворотки из очищенной крови
4) очищение крови лошади – удаление из нее клеток крови, фибриногена и белков
5) многократное введение лошади дифтерийного яда через определенные промежутки времени с увеличением дозы
6) забор крови у лошади

152643


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Лечебные сыворотки характеризуются тем, что
1) используются для профилактики инфекционных заболеваний
2) содержат готовые антитела
3) содержит ослабленных или убитых возбудителей заболеваний
4) в организме антитела сохраняются недолго
5) используются для лечения инфекционных заболеваний
6) после введения вызывают заболевания в легкой форме

245


Установите соответствие между характеристикой и видом лечебного препарата: 1) вакцина, 2) лечебная сыворотка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) содержит убитые или ослабленные вирусы или бактерии
Б) содержит готовые антитела
В) может вызвать заболевание в лёгкой форме
Г) вводится, как правило, заболевшему человеку или при подозрении на заражение
Д) участвует в формировании пассивного искусственного иммунитета
Е) образует активный искусственный иммунитет

121221


Экспериментатор ввёл кролику лечебную сыворотку. Как изменится в плазме крови кролика концентрация
А) свободных антигенов,
Б) свободных антител,
В) фагоцитов?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

213


ИННУННАЯ РЕАКЦИЯ
Установите последовательность процессов, происходящих при формировании иммунитета к новому заболеванию в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) размножение лимфоцитов, вырабатывающих антитела
2) обнаружение патогена клетками иммунного ответа
3) связывание антител с патогеном
4) проникновение патогена во внутреннюю среду организма
5) уничтожение патогена лимфоцитами

42135


Выберите три варианта. Воспалительный процесс при попадании в кожу человека болезнетворных бактерий сопровождается
1) увеличением числа лейкоцитов в крови
2) свертыванием крови
3) расширением кровеносных сосудов
4) активным фагоцитозом
5) образованием оксигемоглобина
6) повышением артериального давления

134


Экспериментатор заразил корову вирусом коровьей оспы. Как изменилось
А) количество эритроцитов в крови,
Б) количество лимфоцитов в крови,
В) количество антител в плазме крови?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличится, (2) уменьшится, (3) не изменится. Цифры в ответе могут повторяться.

311


Фагоцитоз
В эксперименте исследователь во время процесса, отображенного на рисунке, определял состав форменных элементов крови у человека. Как изменится в выделенном фрагменте кожи человека содержание:
А) лейкоцитов,
Б) эритроцитов,
В) тромбоцитов?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличится, (2) уменьшится, (3) не изменится. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам. Цифры в ответе могут повторяться.

133


Явление воспаления было описано древнеримским ученым и врачом Цельсом, выделявшим следующие признаки этого процесса: (А) rubor – краснота (местное покраснение кожных покровов или слизистой); (Б) tumor – опухоль (отек); (В) calor – жар (повышение местной температуры); (Г) dolor – боль. Для каждого из симптомов воспаления А-Г определите наиболее подходящую вызывающую его причину. Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) накопление мертвых фагоцитов в виде гноя
2) повышение интенсивности обменных процессов
3) протекание реакций свертывания крови
4) синтез антител (иммуноглобулинов)
5) расширение кровеносных сосудов
6) агглютинация эритроцитов в месте воспаления
7) увеличение количества тканевой жидкости
8) воздействие образовавшихся при воспалении химических веществ на рецепторы

5728


БОЛЕЗНИ
1. Установите соответствие между инфекционным заболеванием и его возбудителем: 1) бактерии, 2) вирусы, 3) простейшие. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) лямблиоз
Б) куриная холера
В) мозаичная болезнь табака
Г) коровья оспа
Д) малярия
Е) туберкулез

312231


2. Установите соответствие между заболеванием и его возбудителем: 1) грибы, 2) гельминты, 3) вирусы. Запишите цифры 1-3 в правильном порядке.
А) аскаридоз
Б) головня злаков
В) мучнистая роса
Г) ветряная оспа
Д) грипп

21133


3. Установите соответствие между правилами гигиены питания и заболеваниями, против которых они направлены: 1) бактериальные заболевания, 2) глистные заболевания, 3) бактериальные и глистные заболевания. Запишите цифры 1-3 в правильном порядке.
А) употреблять продукты с не истекшим сроком годности
Б) делать профилактические прививки
В) хорошо мыть руки
Г) качественно термически обрабатывать мясо
Д) не пить без обработки воду из прудов, озер и рек
Е) систематически стричь ногти

113232

 

Какие из перечисленных симптомов характерны для гриппа? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) высокая температура
2) воспалённые глаза
3) головная боль
4) выпадение волос
5) повышенный аппетит
6) слабость

136


ГРУППА КРОВИ
1. Как изменится содержание кислорода в мышечной ткани трёх пациентов с первой группой крови после того, как весёлый экспериментатор введёт:

А) первому пациенту – эритроцитарную массу IV группы,
Б) второму пациенту – плазму крови IV группы,
В) третьему пациенту – сыворотку крови IV группы?
Для каждой пациента определите соответствующий характер изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

233


2. Пациенту с четвертой группой крови ввели эритроцитарную массу от донора с первой группой крови. Как в крови реципиента изменилось содержание:
А) свободных агглютиногенов,
Б) свободных агглютининов,
В) агглютининов, соединенных с агглютиногенами?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличится, (2) уменьшится, (3) не изменится. Цифры в ответе могут повторяться.

333


3. В эксперименте исследователь изучал изменение белкового состава крови после переливания. Как изменилось у реципиента с IV группой крови, которому перелили кровь от человека с I группой:
А) содержание агглютиногенов,
Б) содержание агглютининов,
В) содержание эритроцитов?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличится, (2) уменьшится, (3) не изменится. Цифры в ответе могут повторяться.

311


4. В эксперименте исследователь изучал изменение белкового состава крови после переливания. Как изменилось у реципиента с I группой крови, которому перелили кровь от человека с IV группой:
А) содержание агглютиногенов,
Б) содержание агглютининов,
В) содержание эритроцитов?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличится, (2) уменьшится, (3) не изменится. Цифры в ответе могут повторяться.

131


5. В эксперименте исследователь изучал изменение белкового состава крови после переливания. Как изменилось у реципиента с III группой крови, которому перелили кровь от человека с I группой:
А) содержание агглютиногенов А,

Б) содержание агглютиногенов В,
В) содержание агглютининов?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличится, (2) уменьшится, (3) не изменится. Цифры в ответе могут повторяться.

331



© Д.В.Поздняков, 2009-2020